Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.
  • Предмет:
    Уголовное право
  • Когда добавили:
    21.11.2016 8:16:09
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:









    Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.






    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Теоретико-правовые основы принудительных мер медицинского характера5

    1.1 Понятие принудительных мер медицинского характера5

    1.2 Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера9

    1.3 Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера15

    Глава 2. Виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение19

    2.1 Виды принудительных мер медицинского характера19

    2.2 Продление, изменение, прекращение и зачет времени применения принудительных мер медицинского характера21

    2.3 Принудительные меры медицинского характера, соединённые с исполнением наказания23

    Заключение27

    Список литературы31





    Введение


    Правонарушения, совершенные пациентами, страдающими душевными расстройствами, являются социально значимой проблемой современной психиатрии. Эпидемиологические исследования показывают тенденцию к увеличению удельного веса таких правонарушений, направленных против личности пострадавших.

    Принудительные меры медицинского характера применяются к пациентам, совершившим противоправные действия, в отношении которых было возбуждено уголовное преследование. Такие пациенты в обязательном порядке проходят судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой принимается решение о прекращении уголовного преследования.

    Актуальность темы исследования определяется тем, что вопросы применения принудительных мер медицинского характера относятся к числу комплексных проблем науки и практики. Применение принудительных мер медицинского характера затрагивает права личности, поэтому эта проблема имеет как юридическую, так и общественную значимость.

    Проблемы производства о применении принудительных мер медицинского характера всегда вызывали интерес ученых-процессуалистов, положивших основу и обоснование закрепления в уголовно-процессуальном законе соответствующей особой процессуальной формы.

    Цель исследования проанализировать понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.

    Задачи исследования:

    1. Определить теоретико-правовые основы принудительных мер медицинского характера.

    2. Проанализировать виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение.

    Объект исследования: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при её оказании»

    Предмет исследования Понятие, виды принудительных мер медицинского характера и их исполнения.




    Глава 1. Теоретико-правовые основы принудительных мер медицинского характера


    1.1 Понятие принудительных мер медицинского характера


    Принудительные меры медицинского характера это меры государственного принуждения, которые применяются по судебному решению в отношении лица, совершившего общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, страдающего психическими расстройствами, связанными с опасностью для него самого или других лиц либо возможностью причинения им иного вреда.

    Такие меры связаны с ограничением конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, являются для них мерами уголовно-правового характера. Поэтому только суд вправе принять решение о применении к указанным лицам принудительных мер медицинского характера, освободив их от уголовной ответственности или наказания. [1]

    Нормы главы 15 Уголовного кодекса РФ определяют основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, порядок их реализации, прекращения применения.

    Современный период становления и развития нормативно-правовой базы оказания психиатрической помощи берет начало с момента принятия 2 июля 1992 г. Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» [3]. В нем были воспроизведены и получили дальнейшее развитие основные принципы организации и оказания психиатрической помощи.

    Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить её в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. В судебной практике имеют место случаи, когда лицо совершает общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, или совершает преступление в состоянии вменяемости, но до установления приговора или во время исполнения наказания может внезапно заболеть психическим заболеванием. Для таких случаев уголовным законодательством определено понятие и цели принудительных мер медицинского характера (ст. 92 УК).

    Принудительными мерами медицинского характера являются оказание амбулаторной психиатрической помощи, помещение лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, в специальное учреждение с целью его обязательного лечения, а также предупреждения совершения им общественно опасных деяний. Важно помнить, что ни принудительные меры медицинского характера, ни принудительное лечение не является наказанием, поскольку не содержат в себе казни. Целью принудительных мер медицинского характера являются оказание больному лицу психиатрической помощи, которая представляет собой систему медицинских мероприятий, направленных на выявление, диагностирование, лечение психических болезней, уход и реабилитацию психически больных лиц.

    Согласно ст. 92 УК применении к лицу принудительных мер медицинского характера возможно лишь при наличии условий: совершения им вследствие психического расстройства общественно опасного деяния, признаки которого подпадают под признаки конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК или (и) если лицо собой представляет опасность для общества, поскольку болеет психической болезнью. Однако, незаконное помещение лица в психиатрическое учреждение является преступлением, предусмотренным ст. 151 УК. Круг лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера определено ст. 93 УК [2]:

    лица, совершившие в состоянии невменяемости общественно опасные деяния (такие лица не подлежат уголовной ответственности);

    лица, совершившие в состоянии ограниченной вменяемости преступления и подлежат уголовной ответственности;

    лица, совершившие преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психической болезнью до постановления приговора (такие лица не подлежат наказанию течение болезни, к ним могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а после выздоровления они могут подвергаться уголовному наказанию);

    лица, совершившие преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психической болезнью во время отбывания наказания. Такие лица могут быть освобождены от неотбытой части наказания, и суд может применить к ним принудительные меры медицинского характера или передать на попечение органов здравоохранения. Но в случае прекращения принудительных мер медицинского характера такие лица могут подлежать дальнейшему отбыванию наказания по ч. 4 ст. 95 УК.

    В ст. 94 УК определен исчерпывающий перечень принудительных мер медицинского характера, которые могут применяться к психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние. Ими могут быть, в зависимости от характера и тяжести заболевания, а также тяжести совершенного деяния и степени опасности психически больного для себя или других лиц, такие принудительные меры медицинского характера.

    Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве являются разновидностью мер, несущих уголовно-правовой характер. Смысл таких мер состоит в том, что в отношении человека, страдающего психическими болезнями и преступившего черту закона, предусматривается принудительная госпитализация, применение различных медицинских процедур и амбулаторное наблюдение. Такие лица обязаны проходить необходимые процедуры психиатрической или наркологической направленности [12].

    Сущность рассматриваемых мер, цели их применения, отличные от целей наказания, обусловливают необходимость особой процессуальной формы, регламентирующей основания и условия производства о применении принудительных мер медицинского характера именно в рамках уголовно-процессуальной отрасли права. Это обусловлено необходимостью обеспечения законных и обоснованных процессуальных решений, принимаемых на основании сведений, имеющих статус доказательств по уголовному делу.

    Сущность государственного принуждения всегда носит обеспечительный характер, направленный либо на обеспечение нормального хода судопроизводства, либо на другие цели уголовного либо другого законодательства. К этим целям в одном случае следует отнести наказание, а в случае, предусмотренном главой 51 УПК РФ, - принудительные меры медицинского характера.

    Медицинскую природу исследуемые меры, безусловно, имеют, но лишь в связи с их содержательной частью и целью, которую преследует их применение, - излечение или улучшение психического состояния указанных лиц, а также предупреждение совершения новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний.

    Принудительный же характер данных мер и порядок его применения никакой медицинской природы не имеет, носит исключительно процессуальный характер [5].

    В данном случае смешение сущности самих мер медицинского характера и порядка, оснований, условий их применения недопустимо.

    В противном случае мы вынужденно будем следовать уголовно-процессуальной аналогии и распространять вышеприведенные рассуждения и на другие особые производства в уголовно-процессуальной отрасли права, что неизбежно выявляет ошибочность оспариваемых посылок. Например, следуя упомянутой логике, производство по делам в отношении несовершеннолетних в некоторых случаях можно отделить от производства по уголовному делу только потому, что оно может быть окончено применением принудительных мер воспитательного воздействия, которые не являются наказанием и в чистом виде (без принуждения) носят воспитательный характер. С подобным толкованием сущности особых производств в уголовном процессе согласиться по понятным причинам невозможно.

    В связи с изложенным полагаем необходимым поддержать правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, указавшего, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера [3].


    1.2 Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера


    Основания применения мер медицинского характера указаны в ст. 97 УК РФ.

    Согласно ст. 100 УК РФ амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра могут быть назначены при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

    Общие основания для применения принудительных мер медицинского характера, указанные в ст. 97 УК РФ, не дифференцируются применительно к отдельным принудительным мерам. Но поскольку существуют различные принудительные меры, постольку их применение должно быть основано на различных критериях.

    Первые непосредственно вытекают из общих оснований применения принудительных мер медицинского характера, конкретизируют их.

    Так, если законодатель в качестве исходного основания устанавливает совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, то очевидно, что амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра должны быть связаны с совершением деяний (как и личности), не представляющих большой общественной опасности. В противном случае (при совершении опасных деяний) избрание данной меры противоречило бы реальному поведению лица.

    В соответствии с ч. 1 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

    Частью единого основания для применения принудительных мер медицинского характера наряду с совершением общественно опасного деяния или преступления, а также наличием психического расстройства является возможность причинения лицом вследствие психического расстройства иного существенного вреда или опасности для самого этого лица или других лиц [13].

    Прежде всего необходимо отметить, что для применения принудительных мер медицинского характера недостаточно совершения общественно опасного деяния или преступления и наличия психического расстройства. В конечном счёте применение этих мер обусловливается реальной возможностью совершения существенного вреда или опасности для самого этого лица или других. Таким образом, можно сделать вывод, что применение рассматриваемых мер в российском уголовном праве имеет триединое основание:

    1) общественно опасное деяние;

    2) наличие психического расстройства;

    3) опасность личности совершившего деяние и страдающего психическим расстройством.

    На наш взгляд, едва ли правомерно при определении мер уголовно-правового воздействия ставить во главу угла личность или её свойства. Дело не только в том, что это напоминает положения теории опасного состояния, а в том, что такая постановка вопроса расходится с законом (ст. 97 УК РФ), где на передний план поставлено деяние, а не личность. Причем опасное состояние личности как таковое (прогнозируемая возможность причинения вреда) указано последним и в последующей самостоятельной части статьи.

    Практика показывает, что в годовом исчислении число рекомендаций судебно-психиатрических экспертных комиссий в отношении видов принудительных мер медицинского характера существенно расходится с числом пациентов, поступивших на принудительное лечение по решению суда.

    Иная картина наблюдается при назначении принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Так, в 2014 г. указанная мера рекомендовалась 1300 лицам с психическими расстройствами, а на принудительное лечение было принято 1683 человека (без учета пациентов, поступивших на такое лечение после изменения стационарной принудительной меры на амбулаторную) на 29,5% больше, чем рекомендовалось. В 2015 г. расхождение составило 13,6% данная мера рекомендовалась экспертами в отношении 1481 лица, а на лечение поступило 1682 человека [6].

    Отмеченные расхождения в большинстве случаев обусловлены тем, что суды не соглашаются с экспертными рекомендациями относительно назначения вида принудительных мер медицинского характера. Как свидетельствует статистика, суды склонны по собственной инициативе чаще назначать амбулаторное принудительное лечение и реже лечение стационарное. Конечно, как уже указывалось выше, суды свободны в оценке доказательств и не связаны выводами экспертов, и отмеченное несовпадение может являться реальным проявлением этой свободы, хотя доля случаев, в которых решения суда расходятся с экспертными рекомендациями, не может не привлечь внимания.

    Данные судебной и медицинской статистики не позволяют установить конкретные мотивы несогласия судов с мнением экспертов. На содержание судебных решений могут влиять и недостаточная обоснованность экспертного выбора рекомендуемой принудительной меры, и невысокое качество экспертного заключения в целом, и расхождение содержащихся в нем выводов с иными доказательствами, собранными по уголовному делу. Неясно также, какое количество заключений судебно-психиатрической экспертизы было отвергнуто полностью, а какое лишь в части рекомендаций конкретной принудительной меры.

    Кроме того, несовпадение числа экспертных рекомендаций и числа пациентов, поступивших по решению суда в медицинские организации для прохождения принудительного лечения, может быть вызвано и иными причинами, не связанными с качеством проведенных экспертиз. Например, к моменту рассмотрения дела в суде психическое состояние лица, в отношении которого решается вопрос о назначении принудительных мер медицинского характера, может существенно улучшиться, и экспертный вывод, вполне правильный на момент производства экспертизы, уже не будет соответствовать этому новому обстоятельству. Возможны и чисто организационные причины, когда доставка больного в медицинскую организацию происходит значительно позднее вступления решения суда в законную силу и фактически переносится на следующий год. Наконец, нельзя исключать и причины процессуальные, в частности, прекращение уголовного дела в связи с иными обстоятельствами (ст. 27 УПК РФ), выявившимися после проведения экспертизы.

    Необходимы дополнительные исследования, чтобы установить фактические причины расхождений между числом экспертных рекомендаций и количеством итоговых решений судов о назначении принудительных мер медицинского характера, а также выяснить мотивы, которыми руководствуются суды при выборе вида таких мер в конкретных случаях.

    Тем не менее, по нашему мнению, не последнее место среди этих причин занимают недостатки действующего законодательства. И судебные эксперты-психиатры, и суды при назначении принудительных мер медицинского характера и выборе их вида руководствуются, прежде всего, уголовным законом, в данном случае ч. 2 ст. 99, ст. 100 и 101 УК РФ.

    Выбор типа медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, осуществляется с использованием критериев, указанных в ст. 101, «специализированность» стационара, характер осуществляемого наблюдения (интенсивное, постоянное). Для назначения принудительного лечения в самом строгом типе медицинской организации стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением во внимание принимается дополнительный критерий: лицо по своему психическому состоянию должно представлять «особую опасность для себя или других лиц». На практике при назначении стационарного принудительного лечения задача экспертов-психиатров и суда оказывается более сложной необходимо не только оценить нуждаемость лица с психическим расстройством в конкретном типе наблюдения, но и дополнительно решить вопрос о степени его опасности для себя или других лиц [14].

    При этом следует отметить, что положения уголовного закона, регламентирующие назначение принудительных мер медицинского характера, сформулированы в самом общем виде и задают лишь общее направление судебно-психиатрических и судебных оценок, что допускает их значительную вариабельность. Кроме того, поскольку в УК РФ отсутствуют детализированные критерии для выбора вида принудительной медицинской меры, вполне резонно рассчитывать на их описание в иных нормативных правовых актах, но таких актов на сегодняшний день не существует. Верховный Суд РФ не дает разъяснений, которые могли бы реально помочь судам в этом случае.

    В этой связи нельзя не вспомнить, что при ранее действовавшем уголовном законодательстве общие критерии назначения принудительных мер медицинского характера, содержавшиеся в УК РСФСР, конкретизировались в подзаконном нормативном правовом акте Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния (приложение 18)12. Она была адресована в первую очередь судебным психиатрам, но поскольку её содержание согласовывалось с юридическими ведомствами, включая Верховный Суд СССР, была известна и судам и могла использоваться, в частности, при оценке экспертных заключений.


    1.3 Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера


    Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом:

    1) лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части, в состоянии невменяемости;

    2) лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

    3) лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости;

    4) лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

    Указанным лицам в соответствии с ч. 2 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц [7].

    Социально-психологическая характеристика личности лица, совершившего такое деяние, должна свидетельствовать о его способности осознавать характер совершаемых им деяний, критически оценивать их, понимать необходимость применяемых к нему мер, добровольно соблюдать режим и средства лечения. Такое лицо (неспособность обеспечивать свое нормальное, бытовое в том числе, состояние, основные жизненные потребности, беспомощность согласно ст. 29 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" дают основание для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке) должно обладать этими способностями. Его поведение поддается положительному прогнозированию, отсутствует необходимость постоянного контроля за ним. К указанным лицам следует относить прежде всего тех, кто страдал временным психическим расстройством и излечился от него, когда нет данных о возможном повторении заболевания. Более осторожно следует подходить к назначению амбулаторного принудительного лечения и наблюдения лицам, перенесшим хронические психические расстройства. Если пройден необходимый курс лечения и имеется стойкая положительная динамика к полному излечению, требующая определенного закрепления и подтверждения, применение амбулаторного принудительного лечения и наблюдения к таким лицам возможно, как это следует из ст. 26 и 27 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".

    При отсутствии опасности лиц, указанных в ч. 1 ст. 97, принудительные меры назначаться не должны; лечение таких лиц может осуществляться в порядке, установленном Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Примечательно, что законодатель отошел от учета характера и тяжести совершенного деяния как при характеристике опасности лица с психическим расстройством, так и при выборе принудительной медицинской меры. В УК РФ содержится указание только на характер расстройства и психическое состояние лица, в отношении которого решается вопрос о назначении рассматриваемых мер (ч. 2 ст. 97, ст. 100, 101).

    При таком законодательном подходе акцент делается на медицинском характере самих мер. В этой связи в судебно-психиатри-ческой литературе отмечается, что выбор вида принудительной медицинской меры, исходя из характера и тяжести совершенного лицом с психическим расстройством уголовно наказуемого деяния, «привносил бы в принудительное лечение элементы кары за содеянное, что принципиально неверно»7. Одновременно уголовный закон подтверждает широкую трактовку понятия опасности лица с психическим расстройством, характерную для отечественной судебной психиатрии и судебной практики [15].

    Содержание понятия «опасность лица с психическим расстройством для себя или других лиц» в УК РФ не раскрывается. Определенные ориентиры для судов даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», где отмечается, что о такой опасности «могут свидетельствовать характер психического расстройства, подтвержденный выводами судебно-психиатрической экспертизы, его (лица. С.П.) склонность в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иных общественно опасных действий (изъятию чужого имущества, поджогов, уничтожению или повреждению имущества иными способами и др.)». Кроме того, Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что при прогнозе опасности следует учитывать и физическое состояние лица, чтобы оценить возможность реализации им своих общественно опасных намерений (п. 17).

    Доктринальное толкование рассматриваемого понятия дается также в научной литературе и комментариях к уголовному закону. Поскольку лицо, страдающее психическим расстройством, становится объектом внимания уголовного права только при совершении уголовно наказуемого деяния, его опасность понимается как высокая степень вероятности (риск) совершения нового деяния, предусмотренного нормами Особенной части УК РФ9.

    Назначение принудительных мер медицинского характера производится в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ, и является исключительной компетенцией суда (п. 2 ч. 1 ст. 29 УПК РФ). По всем делам данной категории проводится судебно-психиатрическая экспертиза. В соответствии со ст. 196 УПК РФ экспертиза назначается в обязательном порядке, если необходимо установить «психическое... состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости» (п. 3) и «психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии)» (п. 31) [8].

    Для назначения принудительных мер медицинского характера перед экспертами следует, согласно п. 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6, «ставить вопросы, позволяющие выяснить характер и степень психического расстройства во время совершения предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, в ходе предварительного расследования или рассмотрения дела судом, установить, могло ли лицо в указанные периоды осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Эксперты также должны ответить на «вопросы и о том, связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него и других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда, нуждается ли такое лицо в применении принудительной меры медицинского характера и какой именно».

    Экспертные выводы о необходимости назначения лицу, страдающему психическим расстройством и совершившему уголовно наказуемое деяние, принудительных медицинских мер и об их виде формулируются как рекомендации. Суд не связан экспертным заключением и оценивает его в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.


    Глава 2. Виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение


    2.1 Виды принудительных мер медицинского характера


    Поскольку существуют различные принудительные меры, постольку их применение должно быть основано на различных критериях. Они могут быть разделены на две группы:

    1) критерии юридические;

    2) критерии медицинские (социальные, психиатрические, фактические).

    Первые непосредственно вытекают из общих оснований применения принудительных мер медицинского характера, конкретизируют их.

    Социально-психологическая характеристика личности лица, совершившего такое деяние, должна свидетельствовать о его способности осознавать характер совершаемых им деяний, критически оценивать их, понимать необходимость применяемых к нему мер, добровольно соблюдать режим и средства лечения. Такое лицо (неспособность обеспечивать свое нормальное, бытовое в том числе, состояние, основные жизненные потребности, беспомощность согласно ст. 29 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" дают основание для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке) должно обладать этими способностями. Его поведение поддается положительному прогнозированию, отсутствует необходимость постоянного контроля за ним. К указанным лицам следует относить прежде всего тех, кто страдал временным психическим расстройством и излечился от него, когда нет данных о возможном повторении заболевания [16].

    Более осторожно следует подходить к назначению амбулаторного принудительного лечения и наблюдения лицам, перенесшим хронические психические расстройства. Если пройден необходимый курс лечения и имеется стойкая положительная динамика к полному излечению, требующая определенного закрепления и подтверждения, применение амбулаторного принудительного лечения и наблюдения к таким лицам возможно, как это следует из ст. 26 и 27 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".

    Назначение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения невозможно при отсутствии общих оснований для применения принудительных мер, когда лицо не совершало общественно опасного деяния либо ему не требуется оказание психиатрической помощи. При этом следует учитывать, что к общественно опасным деяниям, дающим основания для применения принудительных мер медицинского характера, не могут быть отнесены преступления небольшой тяжести. В силу ч. 2 ст. 443 УПК РФ уголовные дела в отношении лиц, совершивших такие деяния и признанных невменяемыми, подлежат прекращению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

    Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре требуются как общие основания, указанные в ст. 97 УК РФ, так и специфические, связанные с характером психического расстройства,

    определяющие необходимость таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые не могут быть достигнуты в условиях амбулаторного лечения и наблюдения у врача-психиатра.

    Как указывается в материалах правоприменительной практики, условия амбулаторного лечения и наблюдения не предполагают строгого контроля за лицом, к которому оно применяется. Диспансерная, а тем более консультативная формы амбулаторного лечения близки по своему характеру обычному лечению, осуществляемому по согласию больного и предполагающему самостоятельный контроль и соблюдение режима и средств лечения, бытовое самообслуживание больного. Соответственно, оно назначается при совершении деяний, не представляющих значительной общественной опасности, когда психическое расстройство, как правило, носит временный, излечимый характер, а при хронических расстройствах.

    В соответствии со ст. 26 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Диспансерное наблюдение предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи [9].


    2.2 Продление, изменение, прекращение и зачет времени применения принудительных мер медицинского характера


    С учетом того, что психическое состояние больного может меняться в процессе принудительного лечения, закон предусматривает возможность продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера.

    Только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении принудительных мер (ч. 2 ст. 445 УПК РФ). Эти действия осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Уголовный закон предусматривает обязательность осуществления регулярного комиссионного освидетельствования лиц, находящихся на принудительном лечении. По общему правилу освидетельствование таких лиц осуществляется комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев. Освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от установленных в законе сроков по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника.

    Продление принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случаях, когда заключением экспертов не установлены основания для прекращения или изменения этой меры, т.е. врачи-психиатры в заключении должны прийти к выводу о том, что психическое состояние больного не изменилось. Первое продление может быть произведено по истечении шести месяцев с начала применения принудительной меры. В последующем срок продлевается ежегодно.

    Независимо от времени последнего освидетельствования суд обязан до истечения срока исполнения наказания назначать судебно-психиатрическую экспертизу лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Экспертиза назначается судом на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, которое должно быть внесено не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания. На основании заключения судебно-психиатрической экспертизы суд может прекратить принудительную меру медицинского характера или назначить её и после освобождения от отбывания наказания. В случае назначения принудительной меры медицинского характера она применяется в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания лицом более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания [17].

    Основанием для изменения принудительных мер медицинского характера является отпадение необходимости применять ранее назначенную меру и необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера, т.е. врачи-психиатры в заключении должны прийти к выводу о том, что психическое состояние больного улучшилось или ухудшилось. Принудительное наблюдение и лечение у психиатра, назначенное судом лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств наряду с наказанием, не может быть заменено на принудительное лечение в стационарных условиях. 6. Основанием для прекращения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость применять назначенную меру, т.е. врачи-психиатры в заключении должны прийти к выводу о том, что в силу изменения психического состояния больного он перестает представлять опасность для себя самого и других лиц. Необходимость в прекращении принудительного лечения может возникать как в силу полного выздоровления больного, так и в силу улучшения его психического состояния. При наличии вероятности рецидива болезни суд может передать необходимые материалы в органы исполнительной власти в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или о направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания.



    2.3 Принудительные меры медицинского характера, соединённые с исполнением наказания


    Согласно ст. 18 УИК РФ «1. К осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера» [9].

    Если во время отбывания вышеуказанных видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, связанного с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

    К целям применения принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, относятся: излечение лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

    В данной статье говорится только о лицах, страдающих психическими расстройствами. А что, если человек совершил преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

    Раньше алкоголиков и наркоманов, совершивших преступления, лечили принудительно. Но в 2003 году эта мера была отменена. На наш взгляд, её необходимо реанимировать и внести соответствующие изменения в законодательство, так как меры уголовно-правового воздействия в рамках действующего уголовного законодательства неэффективны в отношении указанных лиц.

    Злоупотребление алкоголем, прием наркотиков и иных психотропных веществ являются провоцирующими совершение преступлений факторами. Наблюдается тесная связь между динамикой тяжких насильственных преступлений против жизни, здоровья человека и пьянством. Практически более половины всех регистрируемых и раскрываемых умышленных убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью совершается в состоянии алкогольного опьянения [18].

    Лица, которые не достигли излечения, выздоровления, должны принудительно амбулаторно наблюдаться и лечиться у психиатра довольно продолжительное время, т. е. регулярно посещать психиатра до излечения, выздоровления либо улучшения психического состояния. Продлевая принудительное амбулаторное наблюдение и лечение до выздоровления, излечения, закон обязывает и психиатров, и осужденных активнее решать проблемы профилактики обострения психического расстройства.

    Принудительные меры медицинского характера, соединённые с исполнением наказания, не имеют цели общей превенции.

    Предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части уголовного закона, возможно при последовательном решении двух задач. Первая задача состоит в том, что это превенция возможности совершения таких деяний в период применения принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания. Решение такой задачи связано со сроком их применения, который может продлеваться, если лицо продолжает представлять опасность как для себя, так и для окружающих. Вторая задача заключается в предупреждении новых деяний, которое предусматривает такое улучшение психического состояния, которое исключит вероятность совершения новых деяний после отмены принудительного лечения, соединённого с исполнением наказания. Практика говорит о том, что после преждевременного окончания принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, больной достаточно часто прекращает медикаментозное лечение. Прекращение такого лечения вызвать обострение, декомпенсацию психического расстройства, нарастание его общественной опасности [5, с. 41].

    Ряд ученых-правоведов под предупреждением новых деяний подразумевают общественно опасные деяния. Подобный подход весьма узок.

    После преждевременного прекращения принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, лицо, не достигшее излечения, может совершить преступление по неосторожности, в состоянии аффекта или состоянии опьянения, которые «кристаллизуют» неизлеченное психическое расстройство.

    К сожалению, конструктивные положения клинической криминологии в области пенитенциарной психотерапии по социальной реабилитации, ресоциализации осужденных до сих пор не нашли своего места в пенитенциарной практике.

    Исследуя цель принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, по предупреждению общественно опасной ауто- и гетероагрессии, следует понимать её как достижение излечения, выздоровления либо достижение такого уровня психического здоровья, при котором лицо перестает быть рецидивоопасным за счёт восстановления осознанно-волевой регуляции социально адаптированного поведения.

    К целям принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, относят и профилактику преступности, в генезе которой играют значительную роль психические расстройства, которые не исключают вменяемости.

    Заключение


    Принудительные меры медицинского характера это меры государственного принуждения, которые применяются по судебному решению в отношении лица, совершившего общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, страдающего психическими расстройствами, связанными с опасностью для него самого или других лиц либо возможностью причинения им иного вреда.

    В судебной практике имеют место случаи, когда лицо совершает общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, или совершает преступление в состоянии вменяемости, но до установления приговора или во время исполнения наказания может внезапно заболеть психическим заболеванием.

    Целью принудительных мер медицинского характера являются оказание больному лицу психиатрической помощи, которая представляет собой систему медицинских мероприятий, направленных на выявление, диагностирование, лечение психических болезней, уход и реабилитацию психически больных лиц.

    Согласно ст. 92 УК применении к лицу принудительных мер медицинского характера возможно лишь при наличии условий: совершения им вследствие психического расстройства общественно опасного деяния, признаки которого подпадают под признаки конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК или (и) если лицо собой представляет опасность для общества, поскольку болеет психической болезнью. Однако незаконное помещение лица в психиатрическое учреждение является преступлением, предусмотренным ст. 151 УК.

    Сущность рассматриваемых мер, цели их применения, отличные от целей наказания, обусловливают необходимость особой процессуальной формы, регламентирующей основания и условия производства о применении принудительных мер медицинского характера именно в рамках уголовно-процессуальной отрасли права. Это обусловлено необходимостью обеспечения законных и обоснованных процессуальных решений, принимаемых на основании сведений, имеющих статус доказательств по уголовному делу.

    Сущность государственного принуждения всегда носит обеспечительный характер, направленный либо на обеспечение нормального хода судопроизводства, либо на другие цели уголовного либо другого законодательства. К этим целям в одном случае следует отнести наказание, а в случае, предусмотренном главой 51 УПК РФ, - принудительные меры медицинского характера.

    Практика показывает, что в годовом исчислении число рекомендаций судебно-психиатрических экспертных комиссий в отношении видов принудительных мер медицинского характера существенно расходится с числом пациентов, поступивших на принудительное лечение по решению суда.

    Иная картина наблюдается при назначении принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях. Так, в 2014 г. указанная мера рекомендовалась 1300 лицам с психическими расстройствами, а на принудительное лечение было принято 1683 человека (без учета пациентов, поступивших на такое лечение после изменения стационарной принудительной меры на амбулаторную) на 29,5% больше, чем рекомендовалось. В 2015 г. расхождение составило 13,6% данная мера рекомендовалась экспертами в отношении 1481 лица, а на лечение поступило 1682 человека.

    Отмеченные расхождения в большинстве случаев обусловлены тем, что суды не соглашаются с экспертными рекомендациями относительно назначения вида принудительных мер медицинского характера. Как свидетельствует статистика, суды склонны по собственной инициативе чаще назначать амбулаторное принудительное лечение и реже лечение стационарное. Конечно, как уже указывалось выше, суды свободны в оценке доказательств и не связаны выводами экспертов, и отмеченное несовпадение может являться реальным проявлением этой свободы, хотя доля случаев, в которых решения суда расходятся с экспертными рекомендациями, не может не привлечь внимания.

    Поскольку существуют различные принудительные меры, постольку их применение должно быть основано на различных критериях. Они могут быть разделены на две группы:

    1) критерии юридические;

    2) критерии медицинские (социальные, психиатрические, фактические).

    Первые непосредственно вытекают из общих оснований применения принудительных мер медицинского характера, конкретизируют их.

    Социально-психологическая характеристика личности лица, совершившего такое деяние, должна свидетельствовать о его способности осознавать характер совершаемых им деяний, критически оценивать их, понимать необходимость применяемых к нему мер, добровольно соблюдать режим и средства лечения. Такое лицо (неспособность обеспечивать свое нормальное, бытовое в том числе, состояние, основные жизненные потребности, беспомощность согласно ст. 29 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" дают основание для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке) должно обладать этими способностями. Его поведение поддается положительному прогнозированию, отсутствует необходимость постоянного контроля за ним. К указанным лицам следует относить прежде всего тех, кто страдал временным психическим расстройством и излечился от него, когда нет данных о возможном повторении заболевания.

    Как указывается в материалах правоприменительной практики, условия амбулаторного лечения и наблюдения не предполагают строгого контроля за лицом, к которому оно применяется. Диспансерная, а тем более консультативная формы амбулаторного лечения близки по своему характеру обычному лечению, осуществляемому по согласию больного и предполагающему самостоятельный контроль и соблюдение режима и средств лечения, бытовое самообслуживание больного. Соответственно, оно назначается при совершении деяний, не представляющих значительной общественной опасности, когда психическое расстройство, как правило, носит временный, излечимый характер, а при хронических расстройствах.



    Список литературы


    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851; Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// Собрание законодательства РФ 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ, 27.07.2015, № 30, ст. 4659.
    3. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании от 13.06.1992 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) // Собрание законодательства РФ 1996. № 25. Ст. 2954;
    4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера" // СПС "КонсультантПлюс". 2016.
    5. Алексеева Л. А. Понятие, виды и особенности принудительных мер медицинского характера / Л. А. Алексеева, Н. Ю. Антохина // Мировой судья. 2011. No 8. С. 18 - 25
    6. Бажукова Ж. А. О правомерности признания лица невменяемым заключением судебно-психиатрической экспертизы // Адвокатская практика. 2013. No 5. С. 14 - 18.
    7. Кудряшов О. В. Проблемы освобождения от наказания в связи с психическим расстройством // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. No 6. С. 25 - 27
    8. Малкин А. Д. Современные тенденции и перспективы развития судебно-психиатрической профилактики общественно опасных действий психически больных // Межрегиональная общественная организация содействия развитию общественного сектора в области психиатрии "Общество - права человека и психическое здоровье"// URL: #"justify">Назаренко Г.В. Основы регулятивного воздействия на социально опасных лиц. - Орел: ОРАГС, 2014.
    9. Назаренко Г.В. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера - М.: Юрист, 2012.
    10. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера. - М.: Дело, 2015.
    11. Павлухин А. Н. Принудительные меры медицинского характера: уголовно-правовой аспект / А. Н. Павлухин, Н. В. Жарко, З. Д. Хухуа; под ред. А. Н. Павлухина. М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2012. 144 с.
    12. Секретарева Т. М. Рассмотрение уголовного дела о применении принудительных мер медицинского характера мировым судьей // Мировой судья. 2016. No 1. С. 21 - 26.
    13. Скрипченко Н. Ю. История развития уголовного законодательства, регулирующего применение принудительных мер медицинского характера в отношении несовершеннолетних // История государства и права. 2012. No 7. С. 45 - 47
    14. Смирнов А. М. Уголовно-правовая безнаказанность. М.: Юрлитинформ,2014. 464 с.
    15. Спасенников Б.А. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера в судебной практике // Российский судья. 2012. No 1. С. 9 - 12
    16. Тихомиров А. Н., Смирнов А. М. К вопросу о применении принудительных мер медицинского характера, соединённых с исполнением наказания, в отношении осужденных, страдающих социопатическими расстройствами // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. No 6. С. 21 -24
    17. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. Ф.Р. Сундурова, М. В. Талан. М.: Статут, 2012. 943 с.
    18. Уголовное право России. Особенная часть: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЗАО Юстицинформ, 2010. 392 с.
    19. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб./ Т. Н. Волкова, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова и др.; под ред. Л. В. Иногамовой - Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. 553 с.
    20. Уголовно-правовое воздействие / Г.А. Есаков, Т. Г. Понятовская, А. И. Рарог и др.; под ред. А. И. Рарога. М.: Проспект, 2012. 288 с


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.