Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Формы реализации права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Формы реализации права
  • Предмет:
    ТГП
  • Когда добавили:
    16.11.2016 3:31:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:























    ОГЛАВЛЕНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3


    ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ПРАВА

    1.1. Понятие реализации права……………………………………………6

    1.2. Цели реализации права……………………………………………….10


    ГЛАВА 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

    2.1. Исполнение права………………………………………………..…..14

    2.2. Использование права…………………………………………………16


    ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

    3.1. Понятие применения права…………………………………………19

    3.2. Субъекты применения права………………………………………..23

    3.3. Общая характеристика правоприменительного процесса…………26


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..35









    ВВЕДЕНИЕ



    Актуальность и степень изученности темы. Проблема реализации права является одной из важных в теории государства и права, и она занимает почетное место во всех учебниках по данной науке.

    Реализация и применение правовых норм, являясь неотъемлемыми институтами науки теории государства и права, обуславливают соблюдение правопорядка, общественной безопасности в государстве, что, в свою очередь, является неотъемлемым правилом создания самих норм права.

    Реализацией права является осуществление, воплощение, претворение в жизнь принципов и предписаний права.

    При реализации правового регулирования общественных отношений правовые нормы воплощаются в жизнь.

    Одной из важных форм реализации норм права выступает его применение.

    Применение права - это особая форма реализации правовых норм. Само по себе право - это особый регулятор общественных отношений. Для того чтобы право претворялось в жизнь существуют правовые нормы, при помощи которых и осуществляется правовое регулирование. Вступая в общественные отношения, регулируемые нормами права субъекты, таким образом, вступают в правовые отношения.

    Применение правовых норм выражается в издаваемых на основе правовых норм государственными органами и их должностными лицами актах, при помощи которых реализуется компетенция того или иного государственного органа.

    В теории права и государства, как и в отраслевых юридических науках, на всех этапах развития отечественного правоведения проблеме правоприменения уделяется постоянное внимание.

    При этом в литературе неизменно возникает вопрос о том, к какой из юридических форм государственной деятельности относится правоприменение, или же оно является самостоятельной юридической формой.

    Следует отметить, что в юридической литературе на должном уровне исследуется вопрос о способах правового регулирования, однако такого нельзя сказать об исследованиях вопросов касающихся способов реализации права.

    Реализация права и его основные формы рассматривались в работах таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, С.С. Алексеев, А.В. Малько и др.

    Вместе с тем, исследование данного вопроса требует дальнейшего изучения.

    Цель данной работы заключается в анализе применения права как особой формы реализации права.

    Предмет исследования изучение применения права, его признаков, стадий, анализ состояния правоприменения в России, научные исследования в установленной сфере.

    Объект исследования общественные отношения, складывающиеся по поводу применения права.

    В работе решаются следующие задачи:

    - раскрыть понятие реализации права,

    - определить цели реализации права,

    - рассмотреть сущность исполнения права,

    - проанализировать использование права,

    - раскрыть понятие применения права,

    - рассмотреть субъекты применения права,

    - дать общую характеристику правоприменительного процесса.

    Методы исследования: теоретико-аналитический, формально-логический, правового анализа, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, нормативно-правовой и др.

    Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.


























    ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ПРАВА


    1.1. Понятие реализации права


    Для того, чтобы правовые нормы действовали в общественной жизни недостаточно только их создания законодателем, необходимо, чтобы правовые нормы применялись обществом, то есть воплощались в жизнь посредством определенного поведения.

    Слово «реализация» происходит от латинского «геalis» - вещественный и буквально означает овеществление

    В юридической литературе не существует однозначного подхода к определению понятия «реализация права».

    Одни ученые рассматривают реализацию права как процесс осуществления правовых предписаний. Другие реализацию права определяют как конечный результат, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий.

    Так, В.С. Нерсесянц подразумевал под реализацией норм права, осуществление требований правовых норм посредством соответствующих

    М.М. Рассолов трактует реализацию права как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общественных отношений с целью достижения социально полезных результатов.

    В свою очередь, В.В. Лазарев понимает реализацию права как деятельность, согласованную с выраженной в законе волей, отмечая при этом, что проблема реализации права может быть рассмотрена по двум направлениям:

    - следование праву со стороны органов государства и должностных лиц

    - осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.

    Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что реализация права это такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм; это практическая деятельность людей, организаций по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей; это процесс и результат воплощения правовых предписаний в юридически значимом поведении субъектов правоотношений.

    Реализация норм права имеет свои характерные особенности, к которым относятся:

    - в реализации права участвует субъекты, которые обладают субъективными правами. Субъектами, в свою очередь, являются телица, на которых распространяется действие права;

    - объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативных правовых актов;

    - реализация права связана только в правомерным поведением. Только такое поведение субъекта права реализует норму права, так как неправомерное поведение ее нарушает;

    - реализация права осуществляется в строго определенных формах, что объясняется разнообразием регулируемых с помощью норм права общественных отношений. К данным формам в юридической науки обычно относят: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права, законов, нормативных актов. Особой формой реализации права, является толкование нормативных правовых актов соответствующим субъектом права.

    В большинстве случаев правовые нормы реализуются в рамках правовых отношений, в которых участники этих отношений выступают носителями конкретных субъективных прав и юридических обязанностей по отношению друг к другу.

    Осуществление субъективных прав одними субъектами права в таких случаях зависит от совершения определенных юридически значимых действий другими субъектами, т. е. от исполнения ими своих обязанностей.

    Для осуществления субъективных прав в рамках правоотношений требуется проявление инициативы со стороны субъектов права. При этом реализация соответствующих норм права побуждает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (например, в трудовых отношениях, достигнув соответствующего пенсионного возраста и обладая необходимым трудовым стажем, гражданин может обратиться в органы социального обеспечения с требованием назначить ему пенсию).

    Различают три способа реализации права:

    1)непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;

    2)опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением;

    3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

    Существуют различные формы реализации права, которые обусловлены многообразием общественных отношений, отраслей права и способов правового регулирования, а также закрепления юридических требований в нормативных актах.

    Формы реализации права можно классифицировать по различным основаниям:

    1) по характеру правовых связей между субъектами права в общих и конкретных правовых отношениях;

    2) по субъекту реализации права индивидуальная и коллективная формы;

    3) по внешнему проявлению активная и пассивная формы реализации;

    4) по методу воздействия добровольная и принудительная;

    5) по правовому положению субъектов гражданско-правовая и административно-правовая формы;

    6) по характеру правореализующих действий выделяют четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

    Также выделяют такие формы реализации права, как:

    - активная предполагает реализацию общих правовых норм, которыми пользуются субъекты права по отношению ко всем остальным субъектам. Этим правам соответствуют обязанности всех других субъектов не совершать действий, которые могли бы помешать их осуществлению;

    - пассивная предполагает реализацию норм. содержащих запреты, через воздержание субъекта от действий, за которые устанавливается юридическая ответственность. Она заключается в соблюдении обязанностей, ненарушении запрещающих норм, согласовании своего поведения с содержанием норм права, которые устанавливают юридическую ответственность.

    По субъектам выделяют такие формы реализация права, как:

    индивидуальная;

    коллективная.

    В современной юридической литературе наиболее актуальной остается следующая классификация форм реализации права: использование, исполнение, соблюдение и применение.


    1.2. Цели реализации права


    Реализация права осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, организаций, органов государства. Она рассматривается как:

    1) конечный результат реализации права - означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от определенных поступков и фактическими действиями;

    2) как процесс реализация права может быть охарактеризована с объективной (она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий) и с субъективной стороны (характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий).

    Реализацию права можно воспринимать, как способ осуществления той цели для которой собственно и создано право, как регулятор общественных отношений. Соответственно если отсутствуют механизмы реализации права, то, как следствие ставится вопрос о существовании самого права, как регулятора правовых отношений, для чего оно создано.

    Реализация права может рассматриваться как процесс, который характеризуется как с объективной, так и субъективной сторон.

    С объективной стороны данный процесс представляет собой совершенствование определенными методами и средствами в конкретной последовательности, в сроки и месте, предусмотренных нормами права правомерных действий.

    С субъективной же стороны процесс реализации права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий.

    Реализация права предполагает осуществление юридических норм в фактическом поведении субъектов.

    Реализация права сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Прежде всего, процесс правореализации включает в себя возведение принципов и норм естественного права в ранг законов государства, т. е. законотворческий процесс.

    Во-вторых, процесс реализации права включает деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, граждан, которая связана с реальным воплощением содержания юридических норм в фактическом поведении участников общественных отношений, т. е. осуществление субъективных прав и юридических обязанностей.

    При реализации права должна существовать четкая обратная связь между законотворческим процессом и претворением в жизнь предписаний правовых норм. Необходимо, чтобы провозглашенные в законодательных актах принципы и нормы права получали реализацию в практической жизни, в фактических общественных отношениях. Из данного положения вытекает следующий аспект реализации правовых норм их эффективность, что, в свою очередь, тоже зависит от определенных условий.

    На процесс реализации норм права оказывают существенное влияние такие факторы, как степень соответствия действующего законодательства потребностям общественного развития, высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом, профессионализм работников правоохранительной системы, степень гарантированности основных прав и свобод индивида. Поэтому в правовом регулировании общественных отношений процесс реализации норм права занимает не менее важное место, чем сама система действующего права. Следовательно, оценка права и характер правового регулирования должны основываться и на том, как право реализуется в общественных отношениях.

    Основные уровни реализации права предполагают:

    - реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация),

    - реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

    Реализация права связана с процессом правового регулирования, предметом и методом правового регулирования. При этом основными способами воздействия права на поведение людей являются:

    - запрет (требование воздерживаться от определенного действия (бездействия); осуществляется в соблюдении права),

    - дозволение (указание в норме права на правовую возможность; осуществляется в использовании права),

    - предписание (требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения; распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях; осуществляется в исполнении права).

    В зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования:

    - общедозволительный;

    - разрешительный.

    Специфика правового регулирования определена для каждой отрасли права.

    Кроме того, при процессе реализации права происходит ряд юридических механизмов, содержание которых зависит от особенностей правовой системы государства.

    Так, процесс реализации права в романо-германской правовой системе включает в себя:

    1) возведение естественного права (права человека, которыми он обладает от природы, без каких-либо условий или договоренностей) в закон, и придание ему нормативной формы;

    2) включение различных механизмов реализации закона (конкретизация закона в различных подзаконных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, которые регулируют принятие, применение и принудительной исполнение закона; большое количество актов применения закона), с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей;

    3) реализация самого права, которая будет завесить от субъекта (будет ли право реализовано, когда и в каких пределах).

    В свою очередь, в англо-саксонской правовой системе возведение естественных прав в ранг обязательных норм осуществляется судом, который при рассмотрении конкретного дела, рассматривает все его обстоятельства и разрешает конфликт, на основе прецедента (ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу).







    ГЛАВА 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА


    2.1. Исполнение права


    Исполнение представляет собой реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств в интересах управомоченной стороны и заключается в том, что субъект выполняет возложенные на него обязанности, функции полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы.

    Исполнение предполагает активное поведение субъекта независимо от его собственного желания.

    Особенностью исполнения правовых норм является то, что оно:

    - распространяется на обязывающие нормы;

    - предусматривает активные действия субъекта;

    - отличается императивностью, властностью;

    - за неисполнение предписаний нормы, на субъекта могут быть наложены соответствующие санкции;

    - подлежит фиксации и оформлению.

    Примером исполнения правовой нормы может служить служба в армии молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг, а также того, что все граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд в общественном транспорте и другие.

    Обязанность признается исполненной, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и необходимым образом.

    Примером обязательств, содержащихся в нормах права, являются, в частности, конституционные обязанности (обязанность уплачивать налоги, защищать отечество, сохранять природу и окружающую среду).

    Несмотря на то, что наибольший удельный вес в общем массиве исполнения правовых норм как разновидности правомерного поведения составляет привычное (повседневное) исполнение обязанностей, которое в принципе соответствует общественным интересам, наибольшую социальную ценность представляет именно активная форма реализации обязанностей. Такого рода поведение характерно для граждан с развитым правосознанием и высоким уровнем правовой культуры.

    Добровольное исполнение права возможно, но не обязательно.

    Главным условием добровольного исполнения права, т.е. обязывающих норм, является заинтересованность самих адресатов данного вида норм в их реализации. Другими словами, исполнение обязывающей нормы субъектом происходит только в случае, если с этим согласуются его личные интересы.

    Таким образом, добровольное исполнение права может быть разделено на следующие виды:

    1) активное исполнение права, представляющее собой сознательную, инициативную деятельность личности по претворению в жизнь возложенных на нее обязанностей, связанное с дополнительными затратами энергии, времени и т.д.;

    2) повседневное (привычное) исполнение юридических обязанностей;

    3) формальное исполнение юридических обязанностей, не нацеленное и (или) не достигающее никакого социально полезного результата.

    Побудительными мотивами исполнения норм права могут служить:

    - осознание своего общественного долго перед обществом и государством;

    - страх перед будущими неблагоприятными последствиями, например, причинением вреда или наказанием;

    - желание получить определенные выгоды.

    Факт существования принудительной формы исполнения обязанностей является мощнейшим стимулом к добровольной реализации соответствующих норм. Ведущим мотивом здесь выступает «страх перед наказанием».

    В свою очередь, неэффективность принудительной формы исполнения права провоцирует новые случаи неисполнения субъектами аналогичных обязанностей добровольно.

    Однако реализация обязывающих норм должна иметь достаточно вескую мотивацию.


    2.2. Использование права


    Использование правовых норм это такая форма реализации норм права, когда субъект по своему усмотрению и желанию использует предоставленные ему права и возможности, удовлетворяют законные интересы и осуществляют свою право- и дееспособность.

    Использование означает осуществление субъективных прав участниками общественных отношений, посредством чего они удовлетворяют свои законные интересы (например, право создавать профсоюзы для защиты своих интересов; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и т. д.).

    Использование предполагает как активное (субъект имеет право осуществлять выбор разных вариантов поведения), так и пассивное поведение.

    Использование права чаще всего выражается в активной форме. Обладатель права в этом случае совершает какие-либо действия (заключает сделки, собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, дарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия).

    Данная форма реализации права присутствует в большинстве отраслях права, например, в таком как конституционное, гражданское, семейное, административное, финансовое, трудовое и другие.

    Использование (осуществление) прав выражается в реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права.

    Особенность такой формы реализации права, как использование заключается и в том, что субъективное право может быть осуществлено:

    а) путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению художник передает написанную им картину в музей или отчуждает ее в пользу другого лица);

    б) юридических действий передача вещи в залог, дарение, продажа, путем предъявления требования к обязанному лицу вернуть принадлежащую вещь;

    в) посредством притязания обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (если должник не возвращает кредитору долг добровольно по условиям договора).

    Использования права характеризуется такими чертами, как:

    - добровольность, так как ни кто не вправе заставить субъекта использовать то или иное свое право;

    - не требуется разрешения компетентных органов для осуществления данных прав достаточно разрешения только закона.

    Использование юридических норм имеет место во всех элементах (компонентах) механизма реализации права.

    Использование права наиболее отчетливо проявляет себя в составе первого и третьего элементов процесса реализации норм права - самоурегулирования участниками правореализации собственного поведения и целостного участка правомерного поведения субъектов индивидуально-регламентированных общественных отношений.

    На стадии индивидуально-правового регулирования имеет место реализация правовых норм, осуществляемая в форме использования в тех случаях, когда специальным органом реализуются компетенционные и процессуальные юридические нормы.

    Использование как форма непосредственной реализации права может быть правильно воспринято лишь в том случае, если будет пониматься в качестве процесса осуществления всей совокупности правовых возможностей (дозволений), предоставленных субъектам юридическими нормами.

    Особой формой реализации права является применение норм права.

















    ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА


    3.1. Понятие применения права


    Применение права, является особой формой реализации права, так как осуществляется только компетентными органами государственной власти.

    К определению применения права имеются различные подходы.

    Так, по мнению С.А. Ивановой, применение права - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм.

    Ряд ученых юристов сводят применение права к следующему определению, применение права это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.

    Многие авторы исключают применение права как одну из форм реализации права. К таким сторонникам относится С.С. Алексеев, который называет применение права особым случаем действия права.

    В.Д.Перевалов также определяет применение права как особую форму реализации права. При этом реализация права, по мнению исследователя, наступает в результате исполнения правоприменительного решения.

    Данную точку зрения поддерживает также В.Н. Хропанюк.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение права это особый способ реализации права, существующий с иными способами осуществления юридических норм. Это властная деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом. Это важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.

    Применение права - осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

    Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. Это случаи:

    а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

    б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

    в) когда речь идет о реализации санкции.

    Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других, является, во-первых, то, что правоприменительная деятельность осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами.

    Во-вторых, правоприменение это один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственновластный характер.

    В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном законом порядке.

    В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности).

    В-пятых, результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания).

    В-шестых, правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности.

    В-седьмых, правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия (прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную, обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или предотвращения нарушений правовых норм.

    Данная форма реализации права имеет место только в определенных случаях, таких когда:

    1) предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для того, чтобы данные права и обязанности были реализованы необходимо в каждом конкретном случае издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, для поступления в высшее учебное заведение необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении);

    2) имеются определенные препятствия для использования субъективных прав гражданами или организациями (например, гражданин приобрел дом, а третьи лица препятствуют для реализации права владения приобретенным домом, а административный орган или суд принимает решение, которое направляется на восстановление нарушенного права владельца дома);

    3) юридические обязанности не исполняются добровольно (например, когда по договору поставки одна организация, должна поставить другой организации товар, но не исполнила данного обязательства. В этом случае административный орган или арбитражный суд в принудительном порядке обеспечивает выполнение организацией взятого на себя обязательства);

    4) совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность необходимо определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение (например, военнослужащим совершено дисциплинарный проступок и меру взыскания определяет командир данного военного подразделения. В случае совершения уголовного преступления меру наказания устанавливает только суд);

    5) правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти (например, при составлении завещание необходимо его нотариальное удостоверение);

    6) возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами. Так, расторжение брака может производить как суд, так и органы записи актов гражданского состояния;

    7) требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, установление отцовства, признание лица без вести отсутствующим или умершим).

    Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

    Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.

    Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

    Главной целью правоприменительной деятельности является содействие в реализации субъектами права их прав и обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.


    3.2. Субъекты применения права


    Применение права не может быть связано исключительно с использованием мер государственного принуждения к правонарушителям, напротив, в большинстве случаев применение юридических норм является основанием возникновения, изменения и прекращения конкретных регулируемых правоотношений.

    Являясь формой государственной деятельности, применение правовых норм осуществляется компетентными органами, которые выступают только от имени государства и по его уполномочию.

    Из вышесказанного понятно, что субъектами применения права выступают властные государственные органы, действующие в рамках их компетенции.

    В соответствии с содержанием правоприменительной деятельности субъекты применения права характеризуются следующими признаками.

    Субъектами применения права могут быть только организации. Отдельные граждане не применяют юридических норм.

    Далее, правоприменительную деятельность осуществляют только те организации, которые наделены государственно-властными полномочиями. Иными словами, применять право могут лишь организации, выполняющие властные функции государственного руководства. Организации, выступающие в качестве субъектов оперативно-хозяйственной и социально-культурной деятельности, не применяют юридические нормы.

    Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компетентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией. Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело.

    Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприменяющими) органами.

    Ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:

    Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судебные органы, рассматривая конкретное дело, создают условия для реализации прав и обязанностей, а при вынесении решения по делу, судья применяет нормы права.

    Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами.

    Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты.

    Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;

    Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;

    Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так иорганизация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

    Органы, осуществляющие применение правовых норм в своей деятельности, должны руководствоваться определенными принципами, среди которых важное значение имеют следующие:

    - принцип законности это строгое и неуклонное следование закону субъектами правоприменительного процесса

    - принцип социальной справедливости подразумевает то, что деятельность правоприменительных органов должна быть направлена на защиту законных интересов и свобод личности, установлению законности и правопорядка;

    - принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентными органами только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Нарушение данного принципа может служить поводом для отмены правоприменительного акта;

    - принцип целесообразности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет тех или иных условий применения того или иного нормативно-правового акта.

    Реализация юридических норм компетентными государственными органами завершается вынесением акта применения права, отличающегося по своей сущности от нормативно-правовых актов.


    3.3. Общая характеристика правоприменительного процесса

    Применение права, как особая форма реализации права очень сложный процесс, состоящий из нескольких следующих друг за другом стадий, на каждой из которых решаются только свойственные именно ей задачи правоприменительного процесса.

    Все стадии правоприменительного процесса можно представить следующим образом:

    1.установление фактических обстоятельств дела (представляет собой сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу; при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь установлению подлежат следующие факты: кто совершил правонарушение; где и когда было совершено правонарушение; какова цель совершения данного правонарушения; каковы мотивы совершения правонарушения),

    Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.

    Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

    Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.

    Законом определена также доступность доказательств.

    Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

    2. установление юридической основы дела (представляет собой выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства; это установка правовой нормы, под которую подпадают данные обстоятельства),

    Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

    а) выбор нормы, подлежащей применению;

    б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;

    в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

    г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

    Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.

    Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего, текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая "критика" подразделяется на "высшую" и "низшую".

    Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания.

    На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания).

    Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

    3. толкование норм права (необходимо для того, чтобы правильно вынести юридическое решение, которое будет отвечать требованиям диспозиции и санкции применяемой правовой нормы),

    4. устранение (преодоление) пробела в праве (осуществляется принятием нормативного правового акта, но не всегда этот процесс нормотворчества проходит быстро, и в этих случая возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права),

    5. принятие решения по делу (обоснованно принятое правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, воспитывает уважение к законодательству, правоприменительным органам и государству в целом).

    Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово".

    Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

    Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

    6. исполнение решения и контроль за правильным осуществлением действий тех, кто должен реализовать это решение (осуществляется Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами, а также другими органами государственной власти и должностными лицами, если это прямо предусмотрено законом и входит в их компетенцию).

    В практической деятельности все указанные стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что правоприменительный процесс - это установленная нормами процессуального права, последовательность правоприменительных действий по установлению фактической и юридической основы дела, вынесению правоприменительного решения и контроля за его исполнением.





























    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Данная работа представляет собой анализ применения права как особой формы реализации права.

    В работе было раскрыто понятие реализации права, определены цели реализации права, рассмотрена сущность исполнения права, проанализировано использование права, раскрыто понятие применения права, рассмотрены субъекты применения права, дана общая характеристика правоприменительного процесса.

    Результатом проведенного исследования стали следующие выводы.

    Реализация права это процесс и результат воплощения правовых предписаний в юридически значимом поведении субъектов правоотношений.

    Реализация норм права имеет свои характерные особенности, к которым относятся: в реализации права участвует субъекты, которые обладают субъективными правами. Субъектами, в свою очередь, являются те лица, на которых распространяется действие права;- объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативных правовых актов;- реализация права связана только в правомерным поведением. Только такое поведение субъекта права реализует норму права, так как неправомерное поведение ее нарушает;- реализация права осуществляется в строго определенных формах, что объясняется разнообразием регулируемых с помощью норм права общественных отношений;- особой формой реализации права, является толкование нормативных правовых актов соответствующим субъектом права.

    В юридической литературе выделяют две формы реализации права опосредованная и непосредственная. Непосредственной формой реализации права являются: 1) Соблюдение правовых норм выражается в воздержании субъекта права от совершения действий, запрещенных юридическими нормами; 2) Исполнение правовых норм заключается в том, что субъект выполняет возложенные на него обязанности, функции полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы; 3) Использование правовых норм это такая форма реализации норм права, когда субъект по своему усмотрению и желанию использует предоставленные ему права и возможности, удовлетворяют законные интересы и осуществляют свою право- и дееспособность;

    К способам опосредованной реализации правовых норм, в свою очередь, относится такая форма ее реализации, как применение норм права.

    Применение права это властная деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

    Применение права это один из способов реализации права, который тесно связан с действиями юрисдикционных органов, должностных лиц. По своей сути применение права представляет собой властную деятельность государства, его органов, должностных лиц, с помощью которой происходит упорядочение правовых отношений, с помощью которой распределяются субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений. Посредством применения юрисдикционные органы сосредотачивают в своих руках наиболее важные вопросы для решения и выносят юридически значимые решения.

    Для применения права характерны определенные признаки, присущие данной форме реализации права, в числе которых следующие: 1) данная форма реализации права осуществляется определенными субъектами, в числе которых государственные органы и должные лица, указанных органов, которые наделены функциями государственной власти; 2) применение права носит индивидуальный характер, то есть применяется в отношении определенного круга лиц; 3) как форма реализации всегда направлено на установление определенных правовых последствий: в числе которых установление субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности за нарушение норм права; 4) применение права реализуется в специально определенных процессуальных формах; 5) заключительным этом применения права, своеобразным итогом является вынесение индивидуального юридического решения (юридических акт).

    Применение права является по своей сути процессом, который осуществляется в определенном порядке и имеет следующие стадии, которые в обязательном порядке должны следовать друг за другом.

    В юридической науке нет однозначного подхода по количеству стадий применения права. Однако целесообразным, с нашей точки зрения, выделить следующие стадии применения права: установление и исследование фактической основы дела, установление юридической основы дела, принятие решения по делу и доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организации.

    Каждая из указанных стадий имеет свои специфические черты, характерные особенности, при помощи прохождения определенных стадий, правовая норма претворяется в жизнь.

    Правильное и неукоснительно соблюдение всех стадий правоприменительного процесса обеспечивают соблюдение законности общественного правопорядка, уважения к законодательству правоприменительным органам и государств, а также вынесение законного и обоснованного правоприменительного акта.











    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. 496 с.
    2. Белянская О.В. Сущность и основные формы реализации права // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. №3.
    3. Бутнев В.В. Применение права как особая форма его реализации // Журнал российского права. 2007. - №14. - С.34-38.
    4. Вопленко Н.Н. Понятие и основные способы правоприменения// Правовая политика и правовая жизнь. 2008. №3.
    5. Вопленко Н.Н. Реализация права. Волгоград, 2001.
    6. Деев С.В. Теоретические аспекты правоприменительной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 55. - С. 93-96.
    7. Ершов В.В. Судебное правоприменение: актуальные теоретические и практические проблемы // Российское правосудие. Научно-практический журнал. - 2006. - № 5. - С. 4-12.
    8. Зеленина А.Ю. Применение как основная форма реализации норм права социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2013. - №1 (7). С.96-103.
    9. Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) // Государство и право. - 2006. - №1. - С.20.
    10. Карташов В.Н. Применение права.- Н.Новгород: Летописец, 2006. - 93 с.
    11. Колумбаева А.А. Проблемы непосредственной формы реализации права в Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 62-64.
    12. Кузьмина М.В. Функции права: к вопросу о реализации // Вестник Самарского юридического института. - 2014. - № 2 (13). - С. 48-51.
    13. Левченко И. П. Реализация норм права: Учебник для ВУЗов. - М.: «ОМЕГА», 2005. 263 с.
    14. Максимов Г.Б. К вопросу о правореализационном процессе // Право и практика. - 2014. - № 1. - С. 43-47.
    15. Максимов Г.Б. Применение права особая форма реализации права // Право и практика. - 2013. - № 1. - С. 46-53.
    16. Маликов М. Ф.Проблемы реализации права: Курс лекций. - СПБ.: «ПИТЕР», 2003. 288 с.
    17. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма, ИНФА-М, 2013. 272 с.
    18. Новиков Е.В. Функции механизма правоприменения // Правовед. Межвузовский научно-методический сборник. Вып. 4. - Великий Новгород, 2003. - С. 3-7.
    19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перерб. И доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.
    20. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2009. 384с.
    21. Попов С.В. Правоприменительные отношения // Право и государство: приоритеты XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 29-30 сентября 2006 г. - Барнаул, 2007. - С. 75-78.
    22. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 447 с.
    23. Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. 2015. - №3(29). С.24-29.
    24. Решетов Ю.С. Саморегулирование и регулирование в механизме реализации права // Правовое государство: теория и практика. - 2009. - № 17. - С. 511.
    25. Рудковский В.А. Правоприменительная политика как фактор оптимизации процессов реализации права в современной России // Материалы Международной научно-практической конференции 23-24 декабря «Актуальные проблемы правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации». Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, 2011. - С.189.
    26. Тонков Е.Е., Коваленко В.И., Пожарова Л.А. Правоприменение как способ реализации юридических норм // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2012. - №2 (121). Выпуск 19. С.146-156.
    27. Чернова Э.Р., Ямщикова С.Л. К вопросу о применении права как одной из форм реализации права // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2010. - № 1. - С. 273-276.
    28. Шаронов В.С. Формы исполнения права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 3 (110). С.168-171.
    29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова - М.: Из-во «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. 384 с.
    30. Яковлева Т. В. Применение как особая форма реализации субъективных прав // "Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2010. - № 4. - С. 22 24.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Формы реализации права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.