Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности развития Российско-Китайских отношений на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Особенности развития Российско-Китайских отношений на современном этапе
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Когда добавили:
    02.05.2018 21:33:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: Особенности развития Российско-Китайских отношений на современном этапе.


    Оглавление

    Оглавление2

    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. История развития российско-китайских отношений6

    1.1Первые контакты России и Китая6

    1.2Середина 1920-х годов конец 1950-х годов: потепление отношений и стратегическое сближение9

    1.3Начало 1960-х конец 1980-х годов: острый кризис и охлаждение отношений11

    Выводы по 1 главе13

    ГЛАВА 2. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития16

    2.1 Нормативно-правовое регулирование международных отношений Китая и России16

    2.2 Торгово экономическое сотрудничество России и Китая21

    Выводы по 2 главе27

    Заключение28

    Список использованной литературы32


    ВВЕДЕНИЕ


    Современный мир переживает глубокие трансформации, связанные с глобальными вызовами и противоречивым характером региональных процессов. Одной из доминирующих тенденций в Азиатско-Тихоокеанском регионе является региональная интеграция.

    Динамика интеграционных процессов в регионе и мире выступает в качестве реального фактора растущей взаимозависимости национальных экономик и политических связей. Проблема включения отдельных стран, в том числе России и Китая, в систему региональных и глобальных связей имеет актуальное значение, что оказывает непосредственное влияние на полноценное развитие государств. Китай в XXI веке всё настойчивей превращается в одну из влиятельных региональных, а в дальнейшем и глобальных держав мировой политики. Для России имеется в виду стратегия интегрирования в систему региональных и мирохозяйственных связей с учетом потребностей, возможностей и национальных интересов. Можно выделить следующие факторы межгосударственного взаимодействия России и Китая.

    Во-первых, Россия и Китай это редкий пример соседних великих держав, в истории взаимодействия которых не было полномасштабных вооруженных конфликтов, а пограничное размежевание, хотя порой и небезболезненное, осуществлялось в целом мирным путем (для сравнения полезно взглянуть на историю становления границ России с другими партнерами в Европе и Азии, да и формирования внешних границ Китая).

    Во-вторых, российско-китайские отношения это отношения либо обоюдного выигрыша, либо обоюдного проигрыша, что особенно ярко проявилось в прошлом веке. Наши страны выигрывали, когда стояли плечом к плечу как, например, во время Второй мировой войны и после нее, и проигрывали, когда отношения между ними ухудшались, как это, к сожалению, было в шестидесятые-семидесятые годы.

    Наконец, в-третьих, самый надежный фундамент межгосударственного взаимодействия не та или иная идеология, не дружба против кого-либо, а совпадение коренных национальных интересов, близость подходов к основным процессам на международной арене.

    Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии. Однако можно с уверенностью сказать, что на характер китайско-российских отношений объективно оказывает, и будет оказывать влияние их историческое прошлое. С позиций сегодняшнего дня невозможно дать гарантий того, что наблюдаемая в настоящее время тенденция российско-китайского политического сближения сохранится в перспективе.

    Объект исследования: геополитическая направленность, как России, так и Китая в целом.

    Предмет исследования: российско-китайские взаимоотношения.

    Цель работы: изучение наиболее значимых аспектов двусторонних отношений данных держав, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть историю становления политических контактов России и Китая;
    2. выявить основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1920-1950гг.;
    3. выявить основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1960-1980гг.;
    4. рассмотреть нормативно правовое регулирование международных отношений Китая и России;
    5. рассмотреть аспекты двустороннего торгово - экономического сотрудничества России и Японии на современном этапе.

    ГЛАВА 1. История развития российско-китайских отношений


    1. Первые контакты России и Китая

    Отношения между «Поднебесной» и Россией имеют крайне неоднозначное историческое наследие. Этапы сближения двух держав чередовались с этапами резкого охлаждения отношений.

    Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга. Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа двустороннего сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений.

    Конец 1850-х годов 1890-е годы: постепенное сближение и союзные отношения.

    Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов).

    Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.

    Так в 1858 году в г.Тяньцзине (центральная часть восточного Китая) между Россией и Китаем был подписан Договор «Об общих принципах взаимоотношений», согласно которому была достигнута договоренность об изготовлении «подробных описаний и карт, которые послужат обоим правительствам на будущее время бесспорными документами о границах». Уже в 1860 году в г.Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому Договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности (преимущественно по равнинной местности).

    Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.

    Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 год). Важным событием стало подписание в 1881 году в г.Санкт-Петербурге (Россия) Договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим Договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Дело в том, что 1876-1877 годах в Кашгарской провинции в результате восстания местных мусульман была свергнута китайская власть. Лидер восставших Якуб-бек (выходец из Кокандского ханства, Ферганской долины) провозгласил образование независимого исламского государства Йеттишаар. В этой ситуации Россия, откликнувшись на просьбу Китая о помощи, ввела войска в Кашгарскую провинцию, разгромила силы Якуб-бека и в течение 1877-1881 годов удерживала данную провинцию под своим управлением. В 1881 году, согласно Петербургскому договору, Россия вывела войска из Кашгарской провинции, передав ее Китаю. Помимо решения вышеизложенного вопроса, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш.

    Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.

    Так, по инициативе С.Витте в 1895 году в г.Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, а вслед за этим, в 1896 году заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД). Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) Харбин (Китай) Владивосток (Россия)». Данная ветка имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом.

    Вскоре после этого, в 1898 году, в г.Санкт-Петербурге между Россией и Китаем была заключена Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний). Находясь на территории Китая, данные порты стали опорными базами военно-морских сил России на Дальнем Востоке.

    В начале 1900-ых годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.


    1. Середина 1920-х годов конец 1950-х годов: потепление отношений и стратегическое сближение

    Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.

    Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 году, и в этом же году в г.Москве было подписано советско-китайское Соглашение «Об общих принципах урегулирования вопросов». В соответствии с данным соглашением СССР и Китай отстранили Русско-Азиатский банк (РАБ) от управления КВЖД и вступили в совместное владение этой стратегически важной железнодорожной трассой. Так, в декабре 1917 года РАБ был национализирован правительством советской России.

    В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).

    Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК).

    После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.

    Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.

    В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.

    Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.


    1. Начало 1960-х конец 1980-х годов: острый кризис и охлаждение отношений

    Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х годов, а в 1960-ых годах они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х годов СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 году развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на острове Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина, а остров Даманский впоследствии был передан Китаю.

    Вплоть до конца 1980-х годов межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-ых годов). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. Так в 1989 году во время официального визита в г.Пекин руководителя СССР М.Горбачева советская и китайская стороны пришли к согласию о целесообразности нормализации отношений. Перелом в плане улучшения советско-китайских отношений произошел лишь в 1991 году (последний год существования СССР), когда в ходе визита в г.Москву лидера КНР председателя Центрального комитета КПК Цзянь Цзэминя СССР и Китай подписали Соглашение «О делимитации основной части границы», а также обсудили и наметили пути дальнейшего взаимодействия. Характерно, что еще тогда основными темами обсуждения стали именно вопросы военно-технического сотрудничества и приграничной торговли.

    Выводы по 1 главе


    В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений.

    Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран.

    В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран и/или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:

    - разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX XX веков произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 годы), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;

    - крушение советско-китайского стратегического союза на рубеже 1950-х 1960-х годов, как представляется, во многом было обусловлено столкновением взаимных амбиций Москвы и Пекина, каждый из которых претендовал на первенство в мировом коммунистическом движении и идеологическое лидерство в странах «третьего мира».

    Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле? На сегодняшний день это не представляется очевидным. Отношения между Россией и Китаем в настоящее время и в будущем также будут нести на себе отпечаток исторического прошлого.

    При этом, наиболее характерной особенностью истории российско-китайских отношений является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику.

    Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (правил с 1825 по 1855 годы) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 года) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 года) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики.

    Второе российско-китайское сближение началось, когда Россия после Октябрьской революции (1917 год) и гражданской войны (1918-1920 годы) принципиально поменяла форму своей государственности, став унитарным социалистическим государством (СССР).

    Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ).

    Как представляется, именно неоднозначность/противоречивость исторического наследия китайско-российских отношений во многом определяет неоднозначность современных отношений между двумя державами (фактическое отсутствие общности долгосрочных государственных интересов, а также четкого понимания места и роли друг друга в системе национальных приоритетов) и их неопределенность в будущем.

    ГЛАВА 2. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития


    2.1 Нормативно-правовое регулирование международных отношений Китая и России


    На современном этапе российско-китайское взаимоотношение характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.

    Подтверждением явно улучшающихся отношений между РФ и КНР стали частые визиты глав государств и внешнеполитических ведомствам друг к другу. Так, на празднования 70-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне в Россию приезжает Си Цзиньпин.

    Россия и Китай создали совместные механизмы решения международных проблем, часто выступают с общими глобальными инициативами. Основной многосторонней региональной площадкой является ШОС, с 2002 г. действует ее региональная антитеррористическая структура. В перспективе подобную роль, но уже на глобальном уровне сможет играть объединение БРИКС.

    Не менее важно для двустороннего диалога подчеркнуто уважительное отношение к несовпадающим базовым национальным интересам и принципам внешней политики друг друга (реинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве, позиция по Абхазии и Северной Осетии, проблема Тайваня, Тибета и Синьцзяна, отношение к американскому «повороту к Азии»). Подобная ситуация, характеризуемая формулой «стремление к единству при сохранении разногласий», традиционно находит позитивную оценку со стороны китайских дипломатов.

    Каждый из руководителей обеих стран стремится начать с нового важного шага в развитии российско-китайских отношений. В 2001 г. (через год после вступления В. Путина в должность президента) состоялось подписание Договора о добрососедстве, дружбе сотрудничестве и была создана ШОС. Новый председатель КНР Ху Цзиньтао для своего первого зарубежного визита выбрал Россию. Этой же традиции следовали Д. Медведев, В. Путин (в ходе третьего президентского срока) и председатель КНР Си Цзиньпин. Последний, кстати, в ходе состоявшегося в марте 2013 г. визита охарактеризовал двусторонние отношения как наиболее важное стратегическое партнерство.

    Несомненно, что Россия входит для Китая в группу наиболее приоритетных партнеров, одновременно являясь и крупной страной, и важным сопредельным государством. В 2010 г. по предложению Китая РКО были охарактеризованы с помощью новой формулы всестороннее стратегическое партнерство, что стало итогом анализа новых тенденций в двусторонних отношениях: развития «дипломатии тандемов», повышения роли экономического сотрудничества, институционализации межрегиональных связей, налаживания оборонного сотрудничества. Термин «всесторонние отношения», являющийся калькой широко распространенного английского термина comprehensive, был впервые использован в 2001 г. для характеристики китайско-европейских отношений, а в американо-китайских отношениях его стали широко применять в 2009 г.

    В российском альтернате Совместного заявления 2013 г. появляется термин «всеобъемлющее партнерство». Представляется, что подобная ситуация указывает на некоторую непоследовательность и растерянность МИД России в осмыслении перспектив российско-китайского взаимодействия.

    Тем не менее, данная формулировка означала переход на новую ступень в оптимизации запущенного в 1996 г. стратегического партнерства, основанного на совпадении стратегических целей, наличии широкого круга общих интересов, сходстве позиций по целому ряду международных вопросов.

    Характеристика российско-китайского стратегического партнерства как имеющего всесторонний/всеобъемлющий характер означала, что оно преодолело перекос в сторону, главным образом, политической составляющей, характерный для предшествующего десятилетия, определяемый китайской формулой «в политике горячо, в экономике холодно». Данная формула зиждется на трех равноценных составляющих: политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях.

    Формула всестороннего стратегического партнерства не пустая фраза. Об этом свидетельствует резкая активизация двустороннего взаимодействия по всем трем направлениям. В 2008 г. после окончания демаркационных работ была окончательно определена линия российско-китайской границы, что устранило важнейший фактор, в перспективе способный привести к обострению отношений. Через год в Екатеринбурге состоялся пилотный саммит БРИК, способный после вступления России в ВТО стать мощным фактором защиты интересов развивающихся стран в разработке справедливых условий мировой торговли.

    В 2008 г. объем двусторонней торговли впервые преодолел планку в 50 млрд. долларов. Россия стала превращаться в одного из наиболее перспективных партнеров Пекина в сфере нефтегазового сотрудничества.

    Была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. Значительный импульс контактам в области науки, культуры, образования и других гуманитарных сферах придали стартовавшие в 2006 г. перекрестные Годы стран, а также начавшееся в 2007 г. открытие Институтов Конфуция в российских вузах.

    Заключенный на двадцать лет Договор 2001 г. продолжает оставаться институциональной основой российско-китайских отношений (РКО). Началась реализация уже третьего плана действий по его положениям на период 2013-2016 гг.

    Первое место в списке приоритетов отводится проблеме сбалансирования и гармонизации количественных и качественных характеристик экономического сотрудничества. Стороны планируют довести к 2015 г. объемы двусторонней торговли до уровня в 100 млрд., а к 2020 г. до 200 млрд. долларов США. Как и в предшествующий период энергетическое сотрудничество продолжает оставаться одним из приоритетов двустороннего экономического взаимодействия.

    Стороны выступили с обещанием расширить сферу использования национальных валют, как в рамках двусторонней торговли, так и в области прямых инвестиций и кредитования. В предложенном китайским ученым Ли Синем схеме московский, шанхайский и гонконгский финансовые центры могут создать механизм всеобъемлющего неконкурентного сотрудничества, который стал бы быть удачным дополнением к существующим механизмам финансового сотрудничества в формате АСЕАН+3, прежде всего Чиангмайской инициативе. В перспективе это дало бы возможность России полноценно участвовать и в работе Азиатского банка.

    Показатель в 200 млрд. долларов должен вывести Россию в число ведущих торгово-экономических партнеров КНР, однако сам по себе он не является гарантией коренной диверсификации структуры товарооборота и повышения объемов российского экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Китайская сторона традиционно настаивает на признании Россией того факта, что рынок Поднебесной является наиболее емким и перспективным для экспорта российских энергоресурсов.

    Основание для углубления энергетического сотрудничества для России геополитическая уязвимость западных маршрутов, связанная с позицией стран-транзитеров, для Китая рост энергопотребления в связи с ускоренным экономическим развитием.

    Хотя энергосектор и оказывает позитивное влияние на гармонизацию структуры российско-китайских отношений, для него характерны несбалансированность: во-первых, поставки сырья значительно преобладают над более современными формами сотрудничества; во-вторых, в нем доминирует навязанная Китаем модель ценообразования.

    В 2011 г. подписана «Сианьская инициатива», давшая старт Энергетическому клубу ШОС. В последнее время в Китае ведутся дискуссии о создании «энергетического сообщества», что в еще большей степени институциализировало бы зависимость России от Китая.

    Центральная Азия единственный регион, в котором интересы России и Китая могут вступить в противоречие. С одной стороны, Россия не желает уходить с постсоветского пространства, с другой, данный регион является ключевым в китайской концепции периферийной дипломатии. К разногласиям могут привести конкуренция российских и китайских многосторонних структур помимо ШОС, российских и центрально-азиатских энергетических проектов, разногласия в проектах финансового взаимодействия.

    Указанные выше тенденции позволяют сформулировать следующие выводы:

    1. Характер российско-китайского взаимодействия указывает на высокий статус обеих стран в структуре внешнеполитических приоритетов друг друга. Вместе с тем в нем пока в большей степени проявляется «лексическое право» Пекина: Китай формулирует, а Россия в основном признает его инициативы по развитию двустороннего партнерства. Москве следовало бы разработать собственную концепцию всеобъемлющего стратегического партнерства, детально раскрывающую принципы инклюзивности и справедливости в энергетическом сотрудничестве, роль и статус приграничных регионов в двусторонних отношениях. Основой восточной энергетической стратегии России должны стать диверсификация энергопотоков, повышение добавленной стоимости своего энергоэкспорта, более активное внедрение в китайский downstream, а также снижение экологических рисков.

    2. Значительного переосмысления требует заключенный «большой» российско-китайский договор. При разработке заключительно плана по его реализации после 2017 г. следует уделить особое внимание проведению диалога по обновлению и оптимизации договора. В частности, в новую версию договора должна быть включена статья об отсутствии у сторон каких-либо территориальных претензий друг к другу.

    3. В Центрально-азиатском регионе России следует одновременно с активным участием в работе ШОС сосредоточиться на реализации «своих» интеграционных проектов, максимально конкретизировать деятельность ОДКБ, развивать многоуровневую экономической интеграции (Таможенный союз, ЕвразЭС, сотрудничество на двусторонней основе), стремиться к выработке общих правил и механизмов в сфере энергетики. С учетом интереса Китая к идеям интеграции в энергетической сфере следовало бы создать постоянно действующий многосторонний диалоговый механизм с участием основных производителей и транзитеров углеводородного сырья.


    2.2 Торгово экономическое сотрудничество России и Китая


    Основными направлениями сотрудничества между РФ и КНР являются:

    Усиление торгово-экономических связей между государствами. На данном этапе полным ходом идет сотрудничество в сфере обмена ресурсами. Так, в 2004 году объем российско-китайской торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд. Согласно данным КНР, в январе-сентябре российско-китайский товарооборот увеличился на 7,0% до 70 777,7 млн. долл., в том числе экспорт России в КНР 31 381,4 млн. долл.(+2,9%), импорт из КНР 39 396,3 млн. долл. (+10,5%). Темпы прироста товарооборота в сравнении с 2013 г. увеличились на 7,1. По словам министра иностранных дел РФ Лаврова С.В.«российско-китайские отношения переживают период небывалого подъёма». На 2012 год РФ занимает девятое место в списке десяти основных торговых партнеров КНР (в 2011 году 10-е место). Оборот китайско-российской торговли в 2012 году увеличился на 11,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 88,16 млрд долларов США. По темпам роста товарооборота Россия заняла пятое место среди основных торговых партнеров КНР (после ЮАР, Вьетнама, Филиппин и Гонконга);

    Так же Россия и КНР активно участвуют в формировании и продвижении концепции «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП). Эта концепция создание своего рода транспортно-логистического коридора из Азии в Европу.

    Особое научно-техническое сотрудничество. На данный момент более 30 институтов Российской академии наук (РАН) сотрудничают с различными исследовательскими центрами Китая. Создан Объединенный российско-китайский центр по космической погоде. Открыт Российско-китайский исследовательский центр по изучению природных ресурсов, экологии и охране окружающей среды. В настоящее время китайская и российская стороны продолжают успешное взаимодействие в области наукоемких технологий. Одним из направлений сотрудничества является производство институтами РАН научного оборудования и наукоемкой продукции по заказу китайских организаций. Так, институты СО РАН поставляют в КНР промышленные ускорители и приборы для физики высоких энергий, оборудование для холодного газодинамического напыления порошковых материалов, уникальное высоковольтное оборудование, установки для упрочнения поверхностей металлов, оборудование для тепловых электростанций.

    Глубокое сотрудничество в сфере энергоносителей, разработке новых газовых и нефтяных месторождений и прокладке новыхгазовых и нефтяных труб на территории РФ и КНР (в том числе«Алтай»- проектируемый газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, и«Сила Сибири»). В марте 2006 года, в ходе очередного визита российского президента Владимира Путина в Китай, было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями «Газпромом», «Роснефтью» иРАО ЕЭС. 21 мая 2014 года "Газпром" и китайская CNPC подписали контракт на поставки в КНР 38 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Общая стоимость поставок газа в Китай составит 400 миллиардов долларов, и это крупнейший для "Газпрома" контракт.

    Усиление интеграции на Восточно-Евразийском пространстве в рамках ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества);

    Выработка комплекса совместных мер по противодействию угрозам на всем евразийском пространстве, таким как: терроризм (в том числе и ядерный), сепаратизм, наркоторговля, бандитизм, экстремизм.

    После многолетнего перерыва возобновилось и военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем. Оно основывается наположениях межправительственного Соглашения овоенно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, иМеморандуме опонимании между правительствами России иКНР овоенно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года.

    В соответствии ссоглашениембыла образована российско-китайская комиссия повоенно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз вгод поочередно вМоскве иПекине.

    Важный шаг попути развития двусторонних военных отношений России иКитаябыл сделан 11 ноября 1993 года, когда было подписано Соглашение овоенном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

    Нормативно-правовой базой российско-китайских связейстало подписание16 июля 2001 года вМоскве президентом РФ ипредседателем КНР Договора одобрососедстве, дружбе исотрудничестве, который охватывает все основные сферы инаправления двустороннего сотрудничества изаключен на20 лет свозможностью автоматического продления наследующие пятилетние периоды.

    В соответствии сДоговором Россия иКитай обязались надолгосрочной основе развивать равноправное партнерство истратегическое взаимодействие, втом числе ив военной сфере. Проводятся совместные военные учения, такие как «Морское взаимодействие», которые в 2014 году проходили в Циндао, а на 2015 год состоятся в Сочи на территории Российской Федерации. Военнослужащие обеих стран участвуют также в совместных военно-спортивных играх, такие как: танковый биатлон, в котором Китай впервые принял участие в 2014 году на своей технике, авиадартс и так далее. Увеличилось число специалистов и студентов обеих стран, обучающихся по обмену. Увеличились совместные командировки военнослужащих обеих стран. В случае возникновения угрозы миру илиугрозы агрессии Москва иПекин незамедлительно вступают вконтакт ипроводят консультации вцелях устранения возникшей угрозы. Так же договор также предусматривает совместные усилия сторон поподдержанию глобального стратегического баланса икоординацию действий намеждународной арене впредотвращении иурегулировании конфликтов.

    Российско-китайское научно-техническое сотрудничество (НТС) осуществляется на основе подписанного 18 декабря 1992 г. соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом и военном сотрудничестве (в 1997 г. срок его действия автоматически продлен до 2002) Российские и китайские ученые проявили интерес к различным формам сотрудничества (СП, обмен технологиями, совместные научные и опытно-конструкторские разработки) в области производства приборов и оборудования по очистке жидкостей и регенерации масел, экологически чистой переработке с/х продукции и производству экологически чистого гумуса, освоению электродиализных опреснительных установок, низкотемпературных плазменных технологий, тепловизионной аппаратуры и лазерной техники, в том числе для утилизации отходов, к производству фотохимикатов, лазерных принтеров, множительной техники.

    Китай заинтересован в получении доступа к результатам фундаментальных отечественных и прикладных исследований. При осуществлении НТС с китайскими партнерами российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных производств в областях представляющих взаимных интерес.

    Продолжается сотрудничество РФ и Китая и в области авиастроения. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники ивооружения. В их числе более ста боевых самолетов ивертолетов различных типов. В том числе истребители СУ-27 производства авиационного завода вКомсомольске-на-Амуре, атакже их модификация СУ-30МКК. Кроме того, российской стороной переданы Китаю лицензии напроизводство СУ-27Российские специалистыучаствовали впроектахкитайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15.

    В ноябре 2004 года Россия приняла участие в ставшей уже традиционной авиа выставке в Чжухае. В ходе мероприятия было проведено заседание российско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором было рассмотрено предложения Росавиакосмоса по углублению взаимодействия России и Китая в развитии авиационной техники. Были проведены переговоры по сохданию ближне-среднемагистральному самолету МС-21. Российские компании, такие как корпорация «Сухой», получили возможность укрепить сотрудничество в сфере разработки истребителей нового поколения. Так же было заключено соглашение, по которому «Сухой» предоставляет доступ китайским компаниям в качестве экспертов-наблюдателей. В числе предлагаемых мероприятий: проведение совместных фундаментальных исследований в авиастроении и аэродинамике, производство перспективных бортовых интегрированных комплексов РЭО, гражданских пассажирских и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов, а также авиационных двигателей нового поколения.

    Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод: сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики, несомненно, принесет огромную пользу обоим государствам. Благодаря взаимовыгодному и стратегически важному сотрудничеству отношения между государствами переходят из фазы конфронтации (в том числе и из-за неопределенности в установке границ между государствами) в фазу «взаимной и стратегической дружбы».

    Выводы по 2 главе


    Политическая интеграция и регионализация России и Китая и партнёрские отношения со странами-участницами АСЕАНсодействуют укреплению мира и безопасности, стабильности и процветания в АТР (Азиатско-Тихоокеанском Регионе). Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных, этнополитических конфликтов, содействие развитию совместных механизмов превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес и авторитет двух стран могут оказать положительное влияние на формирование дуги стабильности на жизненно важных для них территориях, на выявление, минимизацию и устранение угроз региональной безопасности.

    На данном этапе отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, характеризуются обеими странами как «стратегическая дружба и взаимодействие». Путём взаимовыгодного сотрудничества между странами удалось достичь немало успехов в области прикладной науки, авиационном и космическом строении и ряде других важнейших для РФ и КНР направлений. В ХХI столетии веке высоких технологий - научное сотрудничество России и Китая должно войти в новую фазу развития. Потенциалы обеих стран в этой сфере достаточно велики, и они должны быть реализованы с максимальной отдачей. Основной целью на ближайшие десятилетия станет совместное использование ресурсов государств и как следствие повышение уровня жизни населения.


    Заключение


    На основании изучения опыта развития КНР и современного состояния взаимодействия России и Китая для углубления и развития российско-китайских отношений и решения накопившихся в них проблем необходимо продолжить линию на развитие стратегического партнерства, при этом всемерно укрепляя собственную экономику, развивая собственные регионы.

    Конкретные направления российский политики на обозримый период могли бы выглядеть так:

    1. Углубление конструктивного сотрудничества по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, прежде всего координацию позиций в Совете Безопасности ООН и по региональным проблемам.

    2. Интенсификация конструктивного сотрудничества с КНР в сфере двусторонних отношений. Особое внимание уделить расширению взаимодействия правоохранительных органов: миграционных, таможенных и пограничных служб, органов внутренних дел для решения проблем взаимного пребывания граждан на территории другой страны. В ходе переговоров необходимо активнее поднимать вопросы перенаправления граждан другой страны, высланных из третьих стран, в страну гражданства, торговли людьми (прежде всего, незаконным удерживанием российских граждан на территории КНР для работы в увеселительных заведениях), преступности в отношении российских граждан.

    3. Работа с органами внутренних дел, пограничной и таможенной службами, направленная на исключение случаев необъективного и «особого» отношения к китайским гражданам при пересечении российской границы и в период пребывания на территории России. Необходимо строго наказывать за вымогательство взяток сотрудниками пограничной, таможенной и миграционной служб.

    4. Повышение независимости судов в регионах (как от административной власти, так и от негосударственных групп интересов), имея в виду, что независимость и беспристрастность суда при рассмотрении хозяйственных и других споров с участием иностранных граждан важнейший фактор улучшения инвестиционного климата.

    5. Выработка критериев ускоренного предоставления российского гражданства и вида на жительства некоторым категориям китайских граждан, желающих этого (уровень образования, профессия, возраст и т.д.).

    6. Принятие мер для улучшения инвестиционного климата в России, прежде всего за счет налаживания работы местных органов власти и управления. Необходимо обязать местные органы власти издавать ясные документы относительно инвестиционных правил в данном регионе, в том числе на иностранных языках, а также с результатами развития за предшествующий период, которые были бы доступны на их интернет-сайте. Создание условий для карьерного роста руководителей тех регионов, которые обеспечили наибольший экономический рост и приток инвестиций в своем регионе.

    7. Показателем положительной динамики развития торгово-экономического сотрудничества с КНР (как и с другими странами) должен стать не рост объема торговли (тем более импорта), а объем привлеченных инвестиций, прежде всего, в развитие производства в машинотехнической и инновационной сферах, рост этих сфер и экспорта на их основе, а также рост занятости и налоговых поступлений, обусловленных инвестициями из КНР.

    8. Средства массовой информации могли бы более активно освещать положительный китайский опыт в сфере экономического развития, китайской культуры, спорта и т.п.

    9. Необходимо расширить преподавание китайского языка, китайской политики и экономики в российских вузах, в том числе негуманитарной сферы: целенаправленно готовить инженеров, физиков, нефтяников, газовиков, финансистов и т.д. со знанием китайского языка с направлением их на стажировку в КНР. Обеспечить приток специалистов по КНР в органы власти и управления различных уровней, вплоть до самого высшего.

    10. Для сохранения российского культурного и политического влияния в КНР принципиально расширить работу по улучшению имиджа России в КНР. Россия и Китай сегодня и завтра. С другой стороны, работа на развитие отношений с Китаем не должна ограничивать российские усилия на других направлениях. Опасения относительно намерений Пекина в странах АТР, даже если они и преувеличены, объективно создают для России благоприятную возможность для развития более тесного сотрудничества с такими важными партнерами, как Япония, Южная Корея, Индия, государства АСЕАН. В этой обстановке необходимо, не ослабляя усилий на китайском направлении, активно развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими крупными державами АТР, в том числе США, Японией, Южной Кореей и Индией, которые не заинтересованы в резком изменении баланса сил в регионе в результате быстрого усиления Китая и ослабления России.

    По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе (1015 лет) экономический рост и внешнеполитическое укрепление Китая продолжится. В более долгосрочной перспективе возможно как продолжение нынешних тенденций, так и замедление роста, который может привести к сложностям и даже политическому кризису. Теоретически, России необходимо иметь сценарии действия при всех вариантах развития событий. Однако, если говорить об обозримом будущем, то подход должен быть прагматическим. Исходя из этого, смыслом российской политики должно стать сочетание двух линий:

    1) всемерное развитие инфраструктуры сотрудничества, направленное на увеличение заинтересованности в нем и включенности в него Пекина, а также на разумное использование мощного потенциала Китая для содействия российскому экономическому росту;

    2) строительство системы отношений с соседями Китая и другими государствами с целью создания баланса отношениям с Пекином и ухода от односторонней зависимости от него.

    Список использованной литературы


    1. Афанасьев Е.В. Российско-китайские отношения: от нормализации к партнерству //Проблемы Дальнего Востока. 1994. №2. с.3-7.
    2. История Китая: Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГУ, 2007.
    3. Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин // Российская газета. 30 июня 2005. №3808. с. 8.
    4. Попов И.М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны / И.М. Попов. М.: Издательство «АСТ-Астрель», 2004.
    5. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь Мир», 2013. C. 704. Илл., врезки.
    6. Степанов Е.Д. Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР (1949-1994). М., 1996.
    7. Тимофеев О. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы «Перспектива» 2014. http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijsko-kitajskije_otnoshenija_na_sovremennom_etape_i_perspektivy_ih_razvitija_2014-12-15.htm
    8. Толстухина А. Россия и Китай: результаты сравнительных социологических исследований // «Международная жизнь» 2016. https://interaffairs.ru/news/show/16399 (дата обращения 10.10.2016)
    9. Фостийчук Ю. Российско-китайские отношения: основные направления сотрудничества в XXI веке // Центр стратегических оценок и прогнозов. http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/rossijsko-kitajskie-otnosheniya-osnovnye-napravleniya-sotrudnichestva-v-xxi-veke-6190 (дата обращения 10.10.2016)
    10. Шлындов А. О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене // Проблемы Дальнего Востока. 2006. №2. с.23.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности развития Российско-Китайских отношений на современном этапе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.