Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблемы и перспективы политико-дипломатических отношений России и Японии на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Проблемы и перспективы политико-дипломатических отношений России и Японии на современном этапе
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Когда добавили:
    17.07.2018 8:33:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: "Внешняя политика РФ в современных условиях" (Япония)


    Тема: Проблемы и перспективы политико-дипломатических отношений России и Японии на современном этапе

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии5

    1.1 Основные аспекты Политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг.5

    1.2 Проблемы регионального развития, влияющие на продвижение отношений между Российской Федерацией и Японией по пути стратегического партнерств11

    Выводы по 1 главе16

    ГЛАВА 2.Российско-японские отношения на современном этапе18

    2.1 Факторы, способствующие развитию политических взаимоотношений России и Японии18

    2.2 О состоянии и перспективах развития российско-японских отношений на современном этапе26

    Выводы по главе 230

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ32

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ38


    ВВЕДЕНИЕ


    Россия и Япония - две великие державы, отношения между которыми во многом определяют обстановку в СевероВосточной Азии и АзиатскоТихоокеанском регионе в целом. Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения с дальневосточным соседом являются одной из важных составляющих внешнеполитической стратегии России. Япония, в силу целого ряда объективных причин геополитического, международного, экономического и военного характера, играет непреходящую роль с точки зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России на Дальнем Востоке. В свою очередь дружественные, доверительные межгосударственные связи и отношения созидательного партнерства с великой ядерной державой, какой на сегодняшний день остается Россия, играют исключительно важное значение для обеспечения национальных интересов и безопасности самой Японии. Таким образом, взаимная заинтересованность России и Японии в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений на благо народов обеих стран является объективной реальностью сегодняшнего дня.

    Объект исследования: геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.

    Предмет исследования: российско-японские взаимоотношения.

    Цель работы: изучение наиболее значимых аспектов двусторонних отношений данных держав, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. выявить основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг.;
    2. исследовать проблемы регионального развития, влияющие на продвижение отношений между Российской Федерацией и Японией по пути стратегического партнерства;
    3. рассмотреть факторы, способствующие развитию политических взаимоотношений России и Японии;
    4. рассмотреть эффективные и перспективные формы двустороннего сотрудничества России и Японии на современном этапе.

    Важно отметить, что взаимоотношения Россия-Япония имеют длительную историю, на протяжении которой проявлялись и продолжают, провялятся как общность, так и различие в их специфических национально-государственных интересах. Особенность заключается в заметном расширении сферы совместных интересов двух стран при постепенном сокращении области противоречий и утрате их прежней остроты. Помимо территориальной проблемы оба государства не имеют принципиальных разногласий в международной политике, экономике, безопасности, экологии, гуманитарных вопросах и т.д. Достоянием истории стали и идеологические противоречия между ними.

    ГЛАВА 1. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии


    1.1 Основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг.


    Важнейшим и фундаментообразующим событием после признания Японией 27 декабря 1991г. России как государства правопреемника бывшего СССР стал официальный визит первого президента России Б.Н. Ельцина в Японию 11-13 ноября 1993г., главным политическим итогом которого стали подписание Токийской декларации и пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений.

    Значимость Токийской декларации состояла в том, что в ней была подведена черта под двусторонними отношениями периода «холодной войны» и определены основные сферы и направления российско-японских отношений на кратко и среднесрочную перспективу. Тем самым Токийская декларация стала базовым соглашением, на котором строились российско-японские взаимоотношения в последующий период. Наибольшее значение для японской стороны имела ст. 2 декларации, в которой подтверждались готовность России «преодолеть в двусторонних отношениях тяжелое наследие прошлого» и продолжить «переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения» вопроса о принадлежности островов Шикотан, группы Хабомаи, Кунашир и Итуруп.

    В последующий период в 1994-1995 гг. в российско-японских политических контактах не было «прорывов» и «рывков». Обе стороны как бы готовились к реализации решений, принятых в Токио в октябре 1993г. Говоря о динамике двусторонних Политико-дипломатических связей, следует подчеркнуть, что процесс реальной активизации российско-японских отношений начался с приходом на должность министра иностранных дел России Е.Примакова. Уже в марте (19-20) 1996г. состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Японии Ю.Икэда, в ходе которого имели место встречи последнего с президентом РФ Б.Ельциным, министром иностранных дел Е.Примакова.

    Президент России на встрече с Ю.Икэда отметил позитивные сдвиги в российско-японских отношениях, подчеркнув, что в развитии двусторонних связей «не следует придерживаться только Токийской декларации, а необходимо творчески подходить» к поиску форм и направлений сотрудничества.

    На переговорах с министром иностранных дел России были обсуждены текущие проблемы двусторонних отношений, ход выполнения предыдущих договоренностей. Ю.Икэда, в частности, хорошо отозвался о практических шагах российской стороны по демилитаризации Южных Курил.

    18-20 апреля 1996г. премьер-министр Японии Р.Хасимото посетил Россию для участия в Московской встрече на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности. В ходе встречи с президентом России Б.Ельциным состоялся обмен мнениями по широкому кругу международных и двусторонних проблем. Стороны подтвердили готовность развивать отношения на основе Токийской декларации, согласились на возобновление на уровне министров иностранных дел переговоров по заключению мирного договора, согласились продолжать переговоры о порядке ведения рыбного промысла японскими рыбаками в районе Южных Курил.

    В сентябре 1997г. во время проведения очередной сессии ООН в Нью-Йорке состоялись консультации министров иностранных дел России и Японии - Е.Примакова и К.Обути, в ходе которых были положительно оценены практические результаты реализации предыдущих соглашений. В частности, с обоюдным удовлетворением стороны констатировали выполнение таких мероприятий, как окончательное решение вопроса об открытии офиса консульского работника Генерального консульства Японии в Хабаровске и в Южно-Сахалинске и открытии офиса Генерального консульства России в Саппоро в г. Хакодате; подписание 22 сентября 1997г. меморандума об оказании Японией содействия в переподготовке на гражданские специальности российских военнослужащих, увольняемых с военной службы.

    1-2 ноября 1997г. в резиденции президента России «Сосна» (Красноярский край) состоялась встреча глав государств России и Японии. Проведенная в неофициальном формате встреча в дальнейшем была названа «встреча без галстуков», что, по мнению ее участников, должно было внести личностный момент и послужить катализатором двусторонних отношений. Значимость встречи определялась принятыми на ней важными решениями, заложившими качественно новую основу двусторонних отношений и дававшими дополнительный импульс развитию российско-японским взаимоотношениям в 21 веке.

    Главным политическим итогом стало предложение президента России Б.Ельцина приложить все усилия к заключению мирного договора к 2000г. на основе Токийской декларации». Это предложение было принято японским премьер-министром Р.Хасимото с большим удовлетворением.

    Другим важным итогом стало принятие программы сотрудничества до 2000г., названный «план Ельцин-Хасимото» План включал следующие основные направления: инициативы по сотрудничеству в области инвестиций, содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, участие Японии в реализации программы подготовки российских управленческих кадров, углубление диалога по энергетике, сотрудничество в использовании атомной энергии в мирных целях.

    Процесс дальнейшего развития двусторонних отношений на исходе 1997г. ознаменовался открытием 27 декабря 1997г. отделением Генконсульства Японии на Южно-Сахалинске, что способствовало активизации связей Японии с субъектом РФ, находящимся в непосредственной близости от японской территории.

    Весьма динамичным в плане расширения контактов между двумя странами стал 1998г. Уже в феврале состоялся визит в Россию министра иностранных дел Японии К.Обути, вовремя которого впервые было подписано межправительственное соглашение о рыбохозяйственном сотрудничестве двух стран в районе Южных Курил.

    Наиболее важным событием двусторонних отношений стала вторая «встреча без галстуков» Президента России и премьер-министра Японии, состоявшаяся 18-19 апреля 1998г. в японском курортном местечке Кавана. Лидеры двух стран обсудили состояние широкого круга направлений российско-японских взаимоотношений и определили ближайшие перспективы их развития.

    1. «План Ельцин-Хасимото». Оба руководителя согласились о необходи -мости активизации усилий по выполнению положений этого плана в целях углубления двусторонних экономических связей. Б.Ельцин предложи Японии сотрудничать в строительстве на Курилах крупного рыбоперерабатывающего завода с соответствующей инфраструктурой: причалами, погрузочными площадками, подъездными путями, аэропортом и т.д.

    2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Руководители России иЯпонии обстоятельно обсудили красноярское предложение Б.Ельцина относительно заключения указанного договора и пришли к обоюдному мнению относительно того, что он должен содержать формулу, разрешающую вопрос о принадлежности четырех остовов в соответствии ст. 2 Токийской декларации, а так же включать в себя принципиальные положения о дружбе и сотрудничестве России и Японии, направленные в 21 век.

    3. Создание соответствующего климата для разрешения проблемы «северных территорий». Б.Ельцин и Р.Хасимото высоко оценили роль начавшихся в 1992г. обменов между жителями Японии и четырех островов в углублении взаимопонимания между двумя странами и приветствовали расширение состава участников таких двусторонних визитов.

    4. Диалог по вопросам безопасности и обмены в области обороны.Оба лидера договорились провести летом 1998г. совместные учения японских сил самообороны и российских вооруженных сил по организации поисково-спасательных операций в северной части Японского моря.

    5. Культурный обмен.Премьер-министр Р.Хасимото сообщил о плане проведения в России «Фестиваля японской культуры-98». Президент Б.Ельцин приветствовал это как шаг, способствующий еще большему расширению культурных связей с Японией.

    6. Дальнейший политический диалог.Лидеры Японии и России достигли принципиальной договоренности о продолжении практики проведения регулярных контактов лидеров двух стран. Главным итогом встречи для Японии стали: договоренность о том, что будущий двусторонний политический договор должен основываться на решении «территориального вопроса» в соответствии со ст. 2 Токийской декларации.

    В сентябре 1998г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Японии М.Комура, стороны продолжили конструктивный диалог по широкому кругу проблем. Состоялись переговоры японского гостя с премьер-министром России Е.Примаковым, с министром иностранных дел И.Ивановым как сопредседателем совместной комиссии по подготовке мирного договора. В формате встречи сопредседателей российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам были проведены консультации между М.Комура и первым вице-премьером Ю.Маслюковым.

    В ходе состоявшихся во время визита переговоров президент России Б.Ельцин дал ответ об урегулировании «территориальной проблемы» в российско-японских отношениях. Он призывал приложить все усилия к созданию условий и благоприятной атмосферы для «совместной хозяйственной деятельности» на Южных Курилах без нанесения ущерба юридическим позициям обеих сторон. Помимо этого, предложение предусматривало заключение отдельного соглашения по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве.

    Последующий 1999г. по сути дела стал знаковым для российско-японских взаимоотношений в плане реализации поставленных на предыдущем этапе задач по формированию созидательного партнерства.

    Во время февральского (20-23) визита министра иностранных дел РФ И.Иванова в Японию и майского (28-30) визита министра иностранных дел Японии М.Комура в Россию продолжился углубленный диалог по вопросу пограничного размежевания. На переговорах в Токио и В Москве российская сторона руководствовалась прежними основополагающими принципами - пограничное размежевание с Японией может быть только взаимоприемлемым, не наносящим ущерба суверенитету и территориальной целостности РФ.

    Очередная Российско-японская встреча на высоком уровне имела место в сентябре 1999г., когда в рамках совещания АТЭС в Окленде (Новая Зеландия) 9-12 сентября состоялась беседа между председателем правительства РФ В.Путиным и премьер-министром Японии К.Обути.

    Добровольная отставка первого президента России Б.Ельцина не внесла изменений в динамику Политико-дипломатических контактов России и Японии в 2000г. Уже в январе состоялась встреча премьер-министра Японии К.Обути и первого вице-премьера правительства РФ М.Касьянова, который посетил Токио для участия во встрече министров финансов «восьмерки».

    В феврале 2000г. состоялся визит в Японию министра иностранных дел России И.Иванова. На переговорах с министром иностранных дел Японии Ё.Коно российский министр обсудил вопросы ответного визита в Японию российского президента, предстоящего в июле 2000г. саммита «восьмерки» на Окинаве, текущие проблемы российско-японских отношений. Японский министр проинформировал партнера о решении японского правительства выделить 120 млн. долл. на утилизацию выведенных из боевого состава российского Тихоокеанского флота атомных подводных лодок, а так же 20 млн. долл. на деятельность Московского научно-технического центра, созданного на основе Соглашения между Россией, США и Японией. В дни этого визита Государственная Дума РФ ратифицировала Соглашение между правительствами Японии и России о поощрении и защите капиталовложений.

    Таким образом, российско-японские взаимоотношения в Политико-дипломатической области в период 1993-2000 гг. развивались беспрецедентными для истории двусторонних связей темпами и характеризовались достижением обширного ряда результатов: установления устойчивых личных связей между главами государств, руководителями внешнеполитических и военных ведомств.


    1.2 Проблемы регионального развития, влияющие на продвижение отношений между Российской Федерацией и Японией по пути стратегического партнерств


    Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.

    После поражения России в войне 1904 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России, прежде всего, США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.

    Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.

    Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».

    Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

    Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

    Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

    Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.

    Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

    Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

    Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

    Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

    Выводы по 1 главе


    В ходе анализа политико-дипломатических отношений РФ и Японии были выявлены основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг.

    Визит первого президента России Б.Н. Ельцина в Японию 11-13 ноября 1993г подписание Токийской декларации и пакета из 16 документов. Была подведена черта под двусторонними отношениями периода «холодной войны» и определены основные сферы и направления российско-японских отношений на кратко и среднесрочную перспективу.

    В 1996г. премьер-министр Японии Р.Хасимото посетил Россию для участия в Московской встрече на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности.

    В сентябре 1997г. консультации министров иностранных дел России и Японии.

    1-2 ноября 1997г. в резиденции президента России «Сосна» встреча глав государств России и Японии, которая стала катализатором двусторонних отношений: заключение мирного договора к 2000г. на основе Токийской декларации», сотрудничество в области инвестиций, содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, участие Японии в реализации программы подготовки российских управленческих кадров, углубление диалога по энергетике, сотрудничество в использовании атомной энергии в мирных целях.

    Наиболее важным событием двусторонних отношений стала вторая встреча Президента России и премьер-министра Японии18-19 апреля 1998г. Были обсуждены перспективы развития двусторонних отношений в следующих направлениях:

    1. «План Ельцин-Хасимото».

    2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве.

    3. Создание соответствующего климата для разрешения проблемы «северных территорий».

    4. Диалог по вопросам безопасности и обмены в области обороны.

    5. Культурный обмен.

    6. Дальнейший политический диалог.

    В сентябре 1998г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Японии М.Комура, стороны продолжили конструктивный диалог по широкому кругу проблем.

    Добровольная отставка первого президента России Б.Ельцина не внесла изменений в динамику Политико-дипломатических контактов России и Японии в 2000г. российско-японские взаимоотношения в Политико-дипломатической области в период 1993-2000 гг. развивались беспрецедентными для истории двусторонних связей темпами и характеризовались достижением обширного ряда результатов: установления устойчивых личных связей между главами государств, руководителями внешнеполитических и военных ведомств.

    Также были исследованы проблемы регионального развития, влияющие на продвижение отношений между Российской Федерацией и Японией по пути стратегического партнерства. Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии, которая неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией. Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. В 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

    ГЛАВА 2.Российско-японские отношения на современном этапе


    2.1 Факторы, способствующие развитию политических взаимоотношений России и Японии


    Вот уже более десяти лет Япония настойчиво ищет адекватный ответ на китайский вызов. Укрепление новых силовых центров в лице Китая, соперничество за ресурсы, соперничество в экономической области, модернизация Вооруженных сил Китая, включая усиливающиеся космическую, военно-морскую и ядерную компоненты, а также его растущие возможности в области кибервойн вызывает в Японии большое беспокойство. Партнером по противодействию «зарвавшемуся новому региональному гегемону» - Пекину, союзничество с которым (учитывая совокупный экономический и военный потенциал) позволило бы не только выжить, но и, возможно, изменить в свою пользу сложившийся в регионе статус-кво в Токио видят Россию. В Токио исходят из того, что успешная кооперация с Москвой позволит задействовать Россию в качестве реальной опоры в борьбе против китайской гегемонии.

    Причин здесь несколько.

    Во-первых, Россия является великой державой, обладающей крупным ресурсным и военным потенциалом, членом СБ ООН. Ее поддержка одной из противоборствующих сторон в Восточной Азии при определенных обстоятельствах может обеспечить решающий перевес сил и изменить ситуацию в пользу этой стороны.

    Во-вторых, сближение с ней создаст существенные преимущества для японской экономики в обеспечении сырьем и энергией. Сотрудничество с Россией в условиях разворачивающейся конкуренции на российском рынке со стороны Китая и Южной Кореи открывает широкие перспективы для деятельности японского бизнеса в осуществлении мегапроектов в восточных районах России.

    В-третьих, Россия - крупный рынок сбыта для товаров японской промышленности.

    В-четвертых, курс на сдерживание Китая диктует усиление конкуренции с ним на российском рынке, недопущение превращения России в сырьевую базу Поднебесной с практически неограниченным доступом к природным ресурсам на Дальнем Востоке.

    В-пятых, участие Японии в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока могло бы стать основой более обширной программы модернизации партнерских отношений.

    В-шестых, основные стратегические вызовы для Японии в данном регионе исходят главным образом от политики США, Китая и, возможно, в будущем - от объединенной Кореи. Соответственно, усиление всех троих или любого из них и параллельное сохранение экономически слабой России невыгодно для Японии.

    При этом в политических кругах, и особенно в СМИ, все чаще высказывается мнение о том, что «пассивная политика» следования Японии в фарватере США себя изжила, так как не позволяет ей более активно участвовать в формировании нового мирового порядка.

    Япония не скрывает желания играть активную соответствующую ее экономической мощи роль в Восточной Азии в области политики и безопасности, посылая региональному сообществу сигналы в этом направлении. Ее стремление противодействовать инициативам Пекина (укрепление военных гарнизонов, введение постоянного патрулирования водных пространств, проведение военно-морских учений, установление опознавательной зоны ПВО в воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем), проводить политику сдерживания КНР и параллельно сблизиться с Россией по-разному воспринимается в восточноазиатских странах.

    В Китае, КНДР и Южной Корее, в прошлом сильно пострадавших от японской оккупации, а ныне ведущих борьбу с Японией за территории и акватории в Восточно-Китайском море, отношение к политике Токио явно негативное. Китай раздражают японские планы по развитию отношений с Россией и участию в реализации американской политики по сколачиванию антикитайской коалиции: Япония активизировала свои отношения с Индией, Мьянмой, Вьетнамом, Тайванем, Сингапуром и Австралией. В Пекине с озабоченностью следят за наращиванием Японией своей военной мощи и ее участием в американских усилиях в Северо-Восточной Азии по совершенствованию восточного сектора ПРО США. Это провоцирует ответную реакцию Поднебесной и настороженное отношение российского руководства. Масштабное перевооружение Японии лишь подстегнет гонку вооружений в Азии, накалит страсти и повысит риск втягивания Китая и Вашингтона, не говоря уже о самом Токио, в территориальные и другие конфликты.

    В других странах Восточной Азии, наоборот, смотрят на Японию как на стратегический противовес Китаю. «National Interest» в этой связи приводит эпизод, когда корреспондент «Financial Times» задал вопрос министру иностранных дел Филиппин Альберту дель Розарио о том, как его правительство отнесется к перевооруженной, отказавшейся от своего пацифизма Японии, он ответил: «Мы будем это всячески приветствовать» - и добавил: «Мы ищем уравновешивающие факторы в регионе, а Япония может стать существенным уравновешивающим фактором»6. Прогресс в отношении роли Японии в регионе налицо, учитывая, что еще 20 лет назад Филиппины вкупе с Австралией и Сингапуром довольно резко выступали против перевооружения Страны восходящего солнца.

    Что касается России, то в пользу сближения с ней действуют и усилившиеся в последнее время в японском руководстве сомнения в отношении США. Япония не знает, как Вашингтон - ее стратегический союзник - поведет себя в случае серьезного военного столкновения в регионе. Хотя в принципе американцы не отказываются от своих обязательств по защите японской территории, порой они делают весьма двусмысленные заявления на этот счет. Авторитетный американский журнал «Foreign Affairs» называет такую позицию «амбивалентной политикой сдерживания - то есть пустой риторикой и уклонением от принятия решений вместо стратегического планирования. Это довольно опасная практика, которая заключает в себе одновременно провокацию и слабость». Она, безусловно, подрывает авторитет Вашингтона.

    Положение и мотивы России в пользу сближения с Токио существенно отличаются от ситуации, в которой находится Страна восходящего солнца. В российском руководстве гораздо легче воспринимают тезисы о «китайской угрозе», и движение навстречу Токио, скорее, обусловлено экономическим императивом, желанием привлечь японские инвестиции в российскую экономику, прежде всего в восточные районы страны. Стремление России активнее интегрироваться в хозяйственную систему АТР, избежать экономической зависимости от Китая напрямую выводит ее на расширение и углубление разносторонних связей с Японией.

    Россию и Японию также сближают общие подходы к развитию азиатско-тихоокеанского сотрудничества, стремление к созданию региональной системы безопасности в интересах большинства восточноазиатских государств. Обе страны полагают, что именно через многостороннее экономическое взаимодействие и совпадение геополитических интересов должно идти развитие политической обстановки в Восточной Азии. Оформленное организационно в общерегиональном формате такое сотрудничество даст возможность поработать инструментам экономической интеграции, решать острые и спорные вопросы на региональных форумах, будет сдерживать Китай, не позволяя ему создавать конфликтные ситуации, решать территориальные споры и вопросы морского судоходства за счет интересов международного сообщества.

    Экономики двух стран объективно взаимодополняемы. Хозяйственная связка между Россией и Японией может при благоприятных условиях обеспечить прорыв в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока и, безусловно, подстегнет выгодную российской власти конкуренцию за обширные ресурсы страны между Китаем, Японией и Республикой Корея, располагающими сильными позициями на российском рынке.

    С Японией у России, кроме территориальных претензий на Южные Курилы, по которым идет активный поиск взаимоприемлемых развязок, нет серьезных стратегических противоречий. Кроме того, Япония является второй после Китая крупнейшей экономикой в Восточной Азии и располагает передовыми технологиями, которые так необходимы России. Резюмируя российские мотивы в пользу развития связей со Страной восходящего солнца, сделаем акцент на готовности Москвы не только идти по пути сближения со своим восточным соседом, но и выводить отношения с ним на новый, более высокий уровень - уровень стратегического партнерства.

    Резкое обострение территориальных споров Китая с Японией и государствами АСЕАН (Филиппинами, Малайзией и Вьетнамом) в 2012 году в значительной мере усилило настороженное отношение к Китаю в регионе, привело японское руководство к выводу о том, что время не терпит, а работает сейчас на Пекин. Поэтому пришедшее в Токио на волне националистических настроений к власти в конце 2012 года новое правительство Синдзо Абэ без особо долгих раздумий развернулось в сторону России.

    Российский президент рассчитывает, что число взаимовыгодных проектов будет неуклонно расти и поддержку им окажет новый фонд - Российско-японская инвестиционная платформа с капиталом в миллиард долларов. С российской стороны в нем участвуют Внешэкономбанк (ВЭБ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), с японской - Японский банк для международного сотрудничества (JBIC).

    Кроме этого, были подписаны межправительственное соглашение по культурным центрам, меморандумы о сотрудничестве в области транспорта, энергетики, об обмене информацией по вопросам отмывания денег и финансирования терроризма. В.В.Путин был приглашен посетить в 2014 году Токио с ответным визитом.

    Деловая активность Японии на российском рынке постепенно растет. На прошедшем в начале марта 2013 года в Токио российско-японском форуме, в частности, отмечалось, что свой бизнес в России сегодня обустраивают около 300 компаний, имеющих «японские корни». Только в 2012 году в российскую экономику было инвестировано 757 млн. долларов. Правда, зачастую японские компании действуют через свои дочерние фирмы или аффилированные структуры в Европе, поэтому эти цифры должны быть выше и не полностью отражают реальную действительность.

    Следующим крупным продвижением вперед в российско-японских отношениях стало налаживание взаимодействия в сфере безопасности. 2 ноября 2013 года в Токио Россия и Япония провели первую в истории двух стран встречу в формате «2+2»14. Министры иностранных дел и обороны Японии Фумио Кисида и Ицунори Онодэра обсудили с российскими министрами Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу вопросы региональной безопасности.

    В актив переговоров министров следует занести договоренности сторон о совместных учениях по борьбе с терроризмом и пиратством, о регулярных встречах министров обороны, совместных учениях по обезвреживанию морских пиратов в Аденском заливе, об обмене визитами офицеров военно-морских сил России и Японии, о регулярных консультациях в области кибербезопасности, об обмене мнениями и информацией о миротворческих операциях.

    Благодаря поддержке Японии, России удалось в прошлом году приобрести обширные морские территории площадью 52 тыс. кв. км в центре Охотского моря. В мае 2013 года Япония направила в ООН ноту, в которой дала согласие на рассмотрение этого вопроса без увязки с решением проблемы Курильских островов. Произошло это почти сразу же после визита главы японского правительства в Россию. В результате международное сообщество признало его внутренним морем России.

    Несмотря на нежелание Москвы в контактах с Токио обсуждать своего стратегического партнера, Японии все же удается использовать в своих интересах противоречия между Россией и Китаем, который все больше присматривается к Арктике и намерен осваивать Северный морской путь. По утверждению журнала «Foreign Affairs», летом 2012 года «китайский ледокол «Снежный дракон» предпринял историческую арктическую экспедицию. После этой экспедиции Москва выступила за предоставление Японии статуса наблюдателя в Арктическом совете, проигнорировав давнее стремление Китая получить этот статус». Позже, в мае 2013 года, с рядом других государств Китай вошел в состав стран - наблюдателей Арктического совета.

    Главная цель в российско-японских отношениях - взаимовыгодное стратегическое партнерство, а урегулирование тактических проблем, пусть даже и значимых с какой-то точки зрения, - лишь средство в достижении большой общей цели. В Москве и Токио прекрасно понимают, что политическая ситуация в АТР динамична и быстро меняется. В условиях бурно развивающейся Восточной Азии сдерживание процесса развития связей между нашими государствами контрпродуктивно для обеих сторон и отступать дальше некуда. Следовательно, уместно обратиться к опыту пограничного урегулирования между Россией и Китаем как образцу комплексного решения сложных, в том числе территориальных, проблем. Договоренности по границе в буквальном смысле слова открыли шлюзы для развития российско-китайских отношений, создали благоприятные возможности для последующего вывода их на уровень стратегического партнерства.

    Поэтому от внешнеполитических и других ведомств обеих стран требуется кропотливая и последовательная работа по реальному сближению России и Японии, качественному улучшению отношений между ними на основе взаимных уступок и компромиссов. В ней важно избегать невыполнимых обещаний, искусственно не торопить события и не подстегивать переговорный процесс. Для достижения успеха переговоров следует прислушиваться к голосу общественности, мнениям экспертов, избегать проявлений национализма и не навязывать переговорщикам чисто политических решений, не в полной мере учитывающих национальные интересы.

    При этом следует понимать, что у развития российско-японских отношений есть противники, и весьма влиятельные, которые не хотят, чтобы заноза в виде территориального вопроса, длительное время являвшаяся основным препятствием на пути к сближению двух стран, была устранена. С ними нужно работать и пытаться нейтрализовать исходящее извне и изнутри противодействие поискам достойного компромисса, который позволил бы одним не потерять лицо, а другим избежать упреков в чрезмерных уступках и отсутствии политической воли.

    Главное сейчас, как видится с российского угла, заложить прочный экономический фундамент двусторонних отношений, сформировать широкую зону совместных интересов, подкрепленную масштабными хозяйственными проектами. Без этого сближение вряд ли будет устойчивым, не сможет выдержать как колебаний в политике Японии, так и резких изменений в региональной военно-политической обстановке. Кроме того, важно, чтобы политический диалог на высшем уровне был постоянным и доверительным, обеспечивал возможность открыто и объективно обсуждать ключевые политические проблемы и вопросы региональной безопасности. Это позволило бы раскрыть существующий большой посреднический и миротворческий потенциал России и Японии, задействовать его с целью предотвращения политических кризисов, наподобие того, который возник весной прошлого года в отношениях между КНДР и РК в результате ядерных испытаний Пхеньяна.

    Умелое использование всех этих необходимых элементов российско-японского политического взаимодействия - залог успешного продвижения вперед, выхода на желаемый уровень стратегического партнерства. И в данной связи большое внимание и в России, и Японии уделяется намеченному на нынешний год официальному визиту в Токио Президента В.В.Путина, который призван закрепить достижения прошлого и сформулировать «Дорожную карту» движения в будущее.


    2.2 О состоянии и перспективах развития российско-японских отношений на современном этапе


    Япония важный партнер России на Дальнем Востоке, с которым наша страна нацелена укреплять взаимовыгодные добрососедские отношения, развивать практическое взаимодействие в политической, торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях.

    Своего рода «дорожной картой» продвижения российско-японского сотрудничества служит Совместное заявление о развитии партнерства между Россией и Японией, принятое в ходе официального визита Премьер-министра Японии С.Абэ в Россию в апреле 2013 г. и зафиксировавшее основные направления дальнейшего расширения всего комплекса двусторонних связей.

    Осудив решение Правительства Японии присоединитьсяк антироссийской санкционной линии Запада и приняв набор ответных мер, Россия исходит из необходимости отказа Токио от недружественных «элементов» в своей политике по отношению к нашей стране. При этом убеждены, что углубление взаимодействия отвечает долгосрочным интересам двух стран и не должно зависетьот конъюнктурных факторов. Значительное внимание уделяется задаче уплотнения координации с Японией по основным международным вопросам, в том числе с учетом ее непостоянного членства в Совете Безопасности ООН в 2016 - 2017 гг.

    В последнее время российско-японские связи заметно активизировались. Важнейшую роль в этом процессе играют контакты руководителей России и Японии. Лидеры встречались «на полях» крупных международных мероприятий 70-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре 2015 г. и саммита «Группы двадцати» в Анталье в ноябре 2015 г. 6 мая 2016 г. в Сочи состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Японии С.Абэ. В ходе переговоров на высшем уровне была продемонстрирована взаимная нацеленность на поиск возможностей для укрепления отношений в различных областях, выражена готовность обеих сторон интенсивно развивать политический диалог. С.Абэ подтвердил приглашение В.В.Путину посетить Японию. Сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам. Президент России пригласил японского Премьер-министра принять участие во Втором Восточном экономическом форуме в сентябре 2016 г. во Владивостоке. Прозвучали конкретные идеи по реализации новых проектов в практических областях взаимодействия в рамках представленного японским лидером «Плана сотрудничества». Стороны рассмотрят возможность проведения в 2018 г. Перекрестных годов России в Японии и Японии в России.

    Интенсифицировались также контакты на высоком уровне. В сентябре 2015 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принимал японского коллегу Ф.Кисиду в Москве, а в апреле 2016 г. провел переговоры с ним в Токио.

    Состоявшееся во время апрельского визита в Россию Министра иностранных дел Японии очередное заседание Российско-Японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (сопредседатель с российской стороны Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов) было посвящено вопросам преодоления негативных тенденций в двустороннем экономическом взаимодействии (снижение внешнеторгового оборота до 21,1 млдр.долл.США в 2015 г. на 31,4% в сравнении с 2014 г.). Обсуждение этих тем было продолжено в октябре 2015 г. в Токио на Консультативном совете по модернизации экономики, в также в ходе визита в Японию представительной российской бизнес-миссии во главе с Министром промышленности и торговли Д.В.Мантуровым в марте 2016 г. и рабочей поездки в Токио Заместителя Председателя Правительства полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО Ю.П.Трутнева.

    Последовательно развиваются межпарламентские связи двух стран. В январе 2016 г. состоялся визит в Москву заместителя председателя Либерально-демократической партии Японии М.Комуры, в апреле была организована поездка в Россию председателя политсовета ЛДП Т.Инада. Делегация российских законодателей посетила Токио в марте.

    Особую роль в продвижении двусторонних отношений играют культурные обмены. Ежегодно в Японии организуются масштабные Фестивали российской культуры, в церемонии открытия которых принимает участие Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкин.

    В русле достигнутой на высшем уровне договоренности возобновлены переговоры о заключении мирного договора, которые ведутся на уровне заместителей министров иностранных дел. Российская сторона твердо придерживается позиции, что продвижение в данном вопросе возможно лишь при условии признания Японией в полном объеме послевоенных исторических реалий, а также соответствующих международно-правовых положений, в том числе статьи 107 Устава ООН.

    Выводы по главе 2


    Среди основополагающих факторов, способствующих сближению политического взаимодействия Японии и России является китайский вызов, который выражается в укреплении новых силовых центров в лице Китая, соперничестве за ресурсы, соперничестве в экономической области, модернизации Вооруженных сил Китая, включая усиливающиеся космическую, военно-морскую и ядерную компоненты, а также его растущие возможности в области кибервойн. Партнером по противодействию Пекину в Токио видят Россию. Причин здесь несколько: Россия является великой державой, крупным ресурсным и военным потенциалом, членом СБ ООН - сближение с ней создаст существенные преимущества для японской экономики в обеспечении сырьем и энергией; сотрудничество деятельности японского бизнеса в России - Россия - крупный рынок сбыта для товаров японской промышленности; курс на сдерживание Китая; участие Японии в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока - программа модернизации партнерских отношений, общие подходы к развитию азиатско-тихоокеанского сотрудничества, стремление к созданию региональной системы безопасности в интересах большинства восточноазиатских государств.

    Экономики двух стран объективно взаимодополняемы. Хозяйственная и деловая активность Японии на российском рынке постепенно растет: увеличение инвестирования в российскую экономику, налаживание взаимодействия в сфере безопасности, организация совместных учений по борьбе с терроризмом и пиратством, регулярные встречи министров обороны, совместные учения по обезвреживанию морских пиратов в Аденском заливе, об обмене визитами офицеров военно-морских сил России и Японии, регулярные консультации в области кибербезопасности, обмен мнениями и информацией о миротворческих операциях. Т.о. главной целью в диалоге российско-японских отношений является взаимовыгодное стратегическое партнерство

    Среди перспектив развития российско-японских отношений на современном этапе можно выделить осуждение России решения Правительства Японии присоединитьсяк антироссийской санкционной линии Запада. 2015 2016гг. встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Японии С.Абэ: поиск возможностей для укрепления отношений в различных областях, выражение готовности обеих сторон интенсивно развивать политический диалог, озвучивание идей по реализации новых проектов в практических областях взаимодействия. Последовательное развитие межпарламентских связей двух стран. Особую роль в продвижении двусторонних отношений играют культурные обмены. возобновлены переговоры о заключении мирного договора, которые ведутся на уровне заместителей министров иностранных дел.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Сегодня Россия и Япония стоят на пороге нового этапа развития своих отношений. Факторы внутристрановых перемен тесно переплетаются с внешними - геополитическими, геоэкономическими, военно-стратегическими, культурно-этническими, экологическими и др., которые в свою очередь подвергаются серьезным изменениям и оказывают решающее влияние как на формирование нового мирового порядка в целом, так и на процесс развития российско-японских отношений в частности. На основе учета всех этих обстоятельств необходимо рассматривать позитивные и негативные аспекты развития двусторонних связей, с тем, чтобы не только правильно определять будущее межгосударственных отношений, но и своевременно их корректировать в интересах двух стран, во имя сохранения и укрепления мира и безопасности в регионе.

    В ходе анализа политико-дипломатических отношений РФ и Японии были выявлены основные аспекты политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг.

    Визит первого президента России Б.Н. Ельцина в Японию 11-13 ноября 1993г подписание Токийской декларации и пакета из 16 документов. Была подведена черта под двусторонними отношениями периода «холодной войны» и определены основные сферы и направления российско-японских отношений на кратко и среднесрочную перспективу.

    В последующий 1996г. премьер-министр Японии Р.Хасимото посетил Россию для участия в Московской встрече на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности.

    В сентябре 1997г. консультации министров иностранных дел России и Японии.

    1-2 ноября 1997г. в резиденции президента России «Сосна» встреча глав государств России и Японии, которая стала катализатором двусторонних отношений: заключение мирного договора к 2000г. на основе Токийской декларации», сотрудничество в области инвестиций, содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, участие Японии в реализации программы подготовки российских управленческих кадров, углубление диалога по энергетике, сотрудничество в использовании атомной энергии в мирных целях.

    Наиболее важным событием двусторонних отношений стала вторая

    Президента России и премьер-министра Японии18-19 апреля 1998г. Были обсуждены перспективы развития двусторонних отношений в следующих направлениях:

    1. «План Ельцин-Хасимото»;

    2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве;

    3. Создание соответствующего климата для разрешения проблемы «северных территорий»;

    4. Диалог по вопросам безопасности и обмены в области обороны.

    5. Культурный обмен.

    6. Дальнейший политический диалог.

    В сентябре 1998г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Японии М.Комура, стороны продолжили конструктивный диалог по широкому кругу проблем.

    Добровольная отставка первого президента России Б.Ельцина не внесла изменений в динамику Политико-дипломатических контактов России и Японии в 2000г. российско-японские взаимоотношения в Политико-дипломатической области в период 1993-2000 гг. развивались беспрецедентными для истории двусторонних связей темпами и характеризовались достижением обширного ряда результатов: установления устойчивых личных связей между главами государств, руководителями внешнеполитических и военных ведомств.

    Также были исследованы проблемы регионального развития, влияющие на продвижение отношений между Российской Федерацией и Японией по пути стратегического партнерства. Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии. Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией. Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. В 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

    Среди основополагающих факторов, способствующих сближению политического взаимодействия Японии и России является китайский вызов, который выражается в укреплении новых силовых центров в лице Китая, соперничестве за ресурсы, соперничестве в экономической области, модернизации Вооруженных сил Китая, включая усиливающиеся космическую, военно-морскую и ядерную компоненты, а также его растущие возможности в области кибервойн. Партнером по противодействию Пекину в Токио видят Россию. Причин здесь несколько: Россия является великой державой, крупным ресурсным и военным потенциалом, членом СБ ООН - сближение с ней создаст существенные преимущества для японской экономики в обеспечении сырьем и энергией; сотрудничество деятельности японского бизнеса в России - Россия - крупный рынок сбыта для товаров японской промышленности; курс на сдерживание Китая; участие Японии в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока - программа модернизации партнерских отношений, общие подходы к развитию азиатско-тихоокеанского сотрудничества, стремление к созданию региональной системы безопасности в интересах большинства восточноазиатских государств.

    Экономики двух стран объективно взаимодополняемы. Хозяйственная и деловая активность Японии на российском рынке постепенно растет: увеличение инвестирования в российскую экономику, налаживание взаимодействия в сфере безопасности, организация совместных учений по борьбе с терроризмом и пиратством, регулярные встречи министров обороны, совместные учения по обезвреживанию морских пиратов в Аденском заливе, об обмене визитами офицеров военно-морских сил России и Японии, регулярные консультации в области кибербезопасности, обмен мнениями и информацией о миротворческих операциях. Т.о. главной целью в диалоге российско-японских отношений является взаимовыгодное стратегическое партнерство

    Среди перспектив развития российско-японских отношений на современном этапе можно выделить осуждение России решения Правительства Японии присоединитьсяк антироссийской санкционной линии Запада. 2015 2016гг. встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Японии С.Абэ: поиск возможностей для укрепления отношений в различных областях, выражение готовности обеих сторон интенсивно развивать политический диалог, озвучивание идей по реализации новых проектов в практических областях взаимодействия. Последовательное развитие межпарламентских связей двух стран. Особую роль в продвижении двусторонних отношений играют культурные обмены. возобновлены переговоры о заключении мирного договора, которые ведутся на уровне заместителей министров иностранных дел.

    Необходимо последовательно, настойчиво, взаимными усилиями преодолевать психологию недоверия, подозрительности. Пока в общественном мнении обеих стран сохраняется тенденция воспринимать друг друга через призму стереотипов холодной войны, склонность обращаться к негативному, а не позитивному историческому опыту в отношениях между двумя странами.

    Еще более актуальна задача решительнее и энергичнее развивать политическое, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, создавать прочную сеть отношений взаимодополняемости и взаимозависимости.

    Решая вышеизложенные задачи, и формулируя во всех сферах качественно новый характер отношений, стороны будут готовить условия для выхода на заключение мирного договора.

    Возникает вопрос возможно ли развитие российских отношений по вышеуказанному сценарию. Будет ли «качественным сдвиг»?

    Полагаем, что серьезный качественный сдвиг в наших отношениях с Японией произошел на рубеже XX и XXI веков, о чем говорится в представленном докладе. Если имеется в виду «еще более значительный качественный сдвиг», то следует, видимо, признать, что в ближайшей перспективе, это вряд ли возможно.

    Гораздо более актуально на нынешнем этапе сохранить то новое, что было достигнуто, не допустить отката, а закрепить это новое в российско-японских отношениях и на этой основе начинать создавать почву для последующего более радикального изменения двусторонних отношений.

    Обстоятельства нынешних международных отношений не внушают оптимизма для построения скорых позитивных перемен в российско-японских отношениях. Ухудшение отношения России с США, Европой, мировой экономический кризис не лучшее время для перспективных прогнозов. К тому же Япония находится в стадии политической нестабильности. Тем не менее, можно с полным основанием исходить из того, что после адаптации международных отношений к новым реалиям, вновь появятся благоприятные условия и для качественного сдвига в российско-японских отношениях.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Баланин В. К 100-летию японо-русской войны (1904-05): урок для современных политиков. 2002г. Москва.
    2. Балакин И. Причины и последствия русско-японской войны 1904-05гг. // История войн XX в. 2000г.
    3. Павленко В., Шлындов А. Российско-японские отношения: некоторые итоги и перспективы на старте XXI столетия // Проблемы Дальнего Востока №4. 2000г.
    4. Панов А. Российско-японские отношения в XXI веке // Выступление на I научно-практической конференции Ассоциации японоведов «Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?», 14 ноября 2008 года. URL:#"justify">Причины и последствия Руссо-японской войны 1904-1905гг. // «Новейшая история» №6. 2006.
    5. Нартов. Геополитика. Москва. 2001г.
    6. О состоянии и перспективах развития российско-японских отношений на современном этапе // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL:#"justify">Шаповалова Е. Россия и Япония: взгляд заинтересованного наблюдателя //Сайт электронного журнала «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/924(дата обращения 10.10.2016)
    7. Шулатов Я.А. Власть и управление на востоке России // Политическая борьба по вопросам дальневосточной политики. 1999г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблемы и перспективы политико-дипломатических отношений России и Японии на современном этапе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.