Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Последствия введения экономических санкций для России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Последствия введения экономических санкций для России
  • Предмет:
    Эктеория
  • Когда добавили:
    12.01.2018 19:36:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: Последствия введения экономических санкций для России






























    Содержание:


    Введение……………………………………………………………………...3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ:

    1.1 Понятие и эффективности экономических санкций в условиях глобализации…………………………………………………………………….5

    1.2 Влияние экономических санкций на Россию…………………………9

    2. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

    2.1. Россия в условиях санкций. Пути решения………………………..15

    2.2. Привлечение инвестиций в Россию в условиях санкций………….25

    Заключение…………………………………………………………………32

    Список использованной литературы…………………………………….33



















    Введение


    В настоящий момент российская экономика находится не в лучшем состоянии и особенно остро встает вопрос о том, как введение санкций уже отразилось на российской экономике и чего стоит ждать в будущем.

    Россия, страны запада и США переживают довольно трудный период. Своеобразными последствиями «новой фазы отношений» между Россией, США и Западом стали санкции. Сразу после оглашения списка санкций против России, население страны, а также ряд политиков и экономических аналитиков сходились во мнении, что такие преграды пойдут на пользу стране, ведь долгое время мы не развивали промышленный сектор. Считалось, что теперь, санкции выступят подталкивающим стимулом к наращиванию нашего собственного производства. Однако процесс воссоздание промышленного производства процесс далеко не быстрый. Он сопровождается рядом экономических трудностей, и требует понимания и готовности населения, эти трудности терпеть.

    Экономика РФ функционирует сегодня в условиях нестабильной и весьма агрессивной внешней среды. Тренды современного экономического развития связаны с рядом геополитических факторов и прежде всего с активными попытками санкционных воздействий зарубежных стран, направленных в первую очередь на дестабилизацию социально-экономического развития и снижение обороноспособности России. Это обострение отношений связано с украинским кризисом, но, на наш взгляд, основная причина попытка экономического ослабления и последующего политического подчинения России в целях усиления доминирующего положения США и ряда европейских стран в мире.

    Введение экономических санкций по отношению к России должно с точки зрения западных стран привести к экономической рецессии, снижению жизненного уровня населения, росту социального недовольства и политическому протесту в России. Бесспорно, санкции влияют на социально-экономическое развитие. Многие эксперты отмечают, что введенные против России санкции будут в ближайшие 3 года одним из главных факторов, препятствующих росту российской экономики.

    Цель курсовой работы состоит в изучении последствий введения экономических санкций для России. Цель определила выбор следующих задач:

    - определить понятие и эффективности экономических санкций в условиях глобализации;

    - изучить влияние экономических санкций на Россию

    - рассмотреть Россию в условиях санкций. Пути решения;

    - изучить привлечение инвестиций в Россию в условиях санкций.

    Объект исследования - экономические санкции.

    Предмет исследования - последствия введения экономических санкций для России.




















    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

    1. Понятие и эффективности экономических санкций в условиях глобализации

    В последнее время тема экономических санкций актуальна, так как введенные западными странами ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Санкции можно трактовать как право более сильного в экономическом, политическом или моральном смысле участника международных отношений наказывать более слабого. С точки зрения теории конфликтов данное смысловое значение будет несколько односторонним, так как нельзя исключать и другие варианты такие, например, когда участники политических разногласий находятся в паритетном положении или же когда более слабая сторона накладывает ограничительные меры на сторону, превосходящую её в экономической или военной мощи. К последнему случаю относятся многие действия государств, международных организаций или террористических группировок, которые объявляют о своём неприятии тех или иных событий, о намерении противодействовать определённой идеологии, поведению или поступкам политических лидеров.

    Существует несколько видов экономических санкций. Финансовые санкции характеризуют приостановление помощи в целях развития, возражения к кредитам международных организаций (Всемирный банк, МВФ), происходят инвестиционные запреты, замораживание активов. Торговые ограничения, то есть ограничения импорта или экспорта, торговое эмбарго. «Умные» санкции. Включают в себя замораживание активов или запреты на поездки в отношении определенных лиц, компаний или групп людей. Уже на протяжении сотен лет государства пытаются повлиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. В настоящее время экономические санкции являются инструментом жесткой экономической конкуренции. Примерами санкций в условиях глобализации могут послужить такие страны, как Иран, Куба и Китай. Такие разные государства, ходившие и ходящие под санкциями, отнюдь не проявляют намерения сдаться на милость санкционера, но вполне упорны в своей политике.

    У одних при этом социально экономические успехи больше, у других меньше, но отношение руководства этих стран к санкциям ? порой достаточно чувствительным ? не как к невыносимой боли, ради прекращения которой человек готов на все что угодно, но 57 как к плохой погоде, которая, конечно, хуже, чем хорошая, но при которой вполне можно жить. Порой даже (Китай) жить довольно неплохо и на зависть иным державам, которые санкциям не подвергаются.

    Что касается энергоресурсов России, то санкции на экспорт нефти и газа вводить совсем невыгодно. Ведь Европа получает 67,5 % всей нефти нашей страны, а найти новые пути энергоснабжения не так то просто. Такая же ситуация с российским природным газом, импорт которого является важнейшей статьей импорта европейский стран. Как известно, глобализация международной экономики проявляется во взаимовлиянии и взаимозависимости национальных государств. Поэтому, если речь идет о введении санкций против экономически мощных государств надо ожидать либо ответных санкций, которые могут вылиться в торговые войны, либо быть готовыми к тому, что санкции будут иметь двусторонний эффект. Под санкциями США и их сателлитов долгое время находилась Куба, не желавшая идти в фарватере политики Вашингтона. Задавить экономической и политической блокадой пытаются страны Запада Северную Корею, Сирию и Иран, вынудив их пойти на диалог на прозападных условиях. Наконец, крайней мерой санкций являются насильственные действия, терроризм, физическое уничтожение противника. К таким карательным действиям многие страны и народы прибегали неоднократно на протяжении всей истории человечества. К сожалению, не изжиты они и в XXI веке.

    О том, какие цели и задачи преследуют инициаторы политических и экономических санкций, мы поговорим ниже, рассматривая соответствующий вопрос. Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение.

    В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили. В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока. Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.

    Санкции считаются эффективными, если были достигнуты цели, заявленные при их введении, либо, если страна объект выполнила предъявленные ей условия. Однако, как показывает практика, применение санкций часто не приводит к ожидаемому результату. В чем же причина? Во-первых, зачастую санкции преследуют больше целей, чем было объявлено в официальных данных, а заявленные цели не обязательно являются главными. Во вторых, результат санкций проявляется лишь через определенное время после их введения, которое составляет порой десятки лет. За столь длительный период заявленные цели введения санкций могут перестать быть актуальными, а взамен им появятся новые. В третьих, у населения разных стран разные способности переносить лишения, возникающие в связи с введением режима санкций. В четвертых, если санкции нацелены на сферу, признанную правительством страны объекта высшим приоритетом, даже в случае самых разрушительных последствий для экономики, правительство вряд ли отступит от намеченного курса.

    Итак, основной целью введения экономических санкций является принуждение правительства определенной страны принять или изменить свое решение в какой-либо сфере. Подводя итог настоящему исследованию, можно заключить, что экономические санкции, как инструмент ведения внешней политики, активно использовались как в средние века, так и в современный период, подтверждение чему мы можем найти при просмотре последних новостей. Вероятнее всего, санкции не утратят своей актуальности и в будущем. Потребность в поддержании мирового правопорядка и заинтересованность государств в его сохранении обусловливают особую значимость данного механизма принуждения. Даже санкции, не приводящие к желаемому результату, оказывают давление на страну нарушителя и могут вызвать осуждение мирового сообщества, что будет способствовать их надлежащему выполнению. В этом и заключается их регулирующее воздействие. В связи с тем, что в большинстве случаев наиболее действенными оказывались коллективные санкции, следует подчеркнуть особую роль ООН в обеспечении их эффективности. Для поддержания мира и безопасности, необходимо усовершенствовать механизм осуществления экономических санкций посредством выявления более четких критериев императивного характера. В связи с этим представляется закономерной разработка универсальной международной конвенции, закрепляющей основные положения об условиях введения и поддержания режима экономических санкций на основе общепризнанных принципов и норм международного права.


    1. Опыт государств мира в условиях экономических санкций

    Рассматривая практические аспекты реализации внешнеторговой политики в условиях экономических санкций, нельзя игнорировать между народный опыт противодействия санкциям. На наш взгляд, наиболее актуальными с учетом санкций, введенных в отношении России, является опыт таких стран, как ЮАР и Иран. Однако набор санкций, как и ситуация в этих странах на момент их введения был уникален, что делает невоз можным безоговорочное заимствование механизмов противодействия для внешнеторговой политики России. Санкции в отношении ЮАР были введены в связи с действовавшим в стране режимом расовой сегрегации - апартеидом. Первые санкции были введены в 1962 г. решением Генеральной ассамблеи ООН, которая призвала страны к ограничению экономических, финансовых и транс портных связей с ЮАР. Международные санкции в отношении ЮАР дей ствовали до 1994 года. Правительство ЮАР отчетливо понимало, что политика апартеида никогда не будет признана мировым сообществом. Поэтому страна начала заранее готовиться к возможным экономическим санкциям. Одним из направлений развития страны в условиях санкций стало импортозамещение. В 1963 г. Совет Безопасности ввел в отношении ЮАР добровольное оружейное эмбарго. Уже в 1968 г. правительство ЮАР учредило государственную корпорацию по разработке и производству вооружений, которая получила название «Армскор». К 1976 г. в полномочия корпорации были включены военные закупки, ей принадлежала ключевая роль в оборонно-промышленной базе страны. При поддержке правительства и финансировании из растущего военного бюджета «Армскор» за короткий срок превратилась в крупнейшую оборонную компанию развивающегося рынка. «Армскор» без особых потерь удалось пережить полное оружейное эмбарго ООН в 1977 году. По разным оценкам, к 1980 г. внутреннее производство обеспечивало от 58 до 94% потребностей вооруженных сил страны.

    Тем не менее после перехода страны к правлению большинства в 1989 1994 гг. оборонная промышленность ЮАР оказалась не готова к выходу на мировой рынок оружия. Вследствие эмбарго стране было запрещено участвовать в большинстве международных оружейных выставок, она не обладала опытом вывода своих товаров на иностранные рынки. В 1963 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства воз держаться от поставок нефти в Южную Африку. Спустя десять лет, в 1973 г., арабские страны - члены ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в ЮАР. Иран, не принимавший участия в эмбарго, стал основным поставщиком нефти в Южную Африку. Однако в 1979 г., после победы исламской рево люции, Иран отказался осуществлять поставки и ЮАР пришлось закупать большое количество нефти на черном рынке или через третьих лиц. Основой национальной нефтяной промышленности выступили заводы по переработке угля в синтетическую нефть южноафриканской компании Saso. Компания начала производство в 1955 г. и в конечном итоге превратилась в мирового лидера по производству нефти путем переработки угля. К 1990 г. Sasol уже обеспечивала треть потребления нефти в ЮАР. В годы нефтяного эмбарго южноафриканский режим ужесточил контроль за потреблением нефти, введя ряд ограничений, регулирующих деятельность нефтяных компаний в ЮАР. По закону компании были обязаны создавать запасы, продавать определенный процент добываемой нефти государству, вырабатывать определенные производные продукты независимо от коммерческих соображений и тесно сотрудничать с режимом в отношении увеличения мощности перерабатывающих предприятий. В 1986 г. ключевые торговые партнеры ЮАР (США, страны ЕЭС и Япония) ввели в отношении нее ряд экономических санкций, которые включали торговые и финансовые ограничения. Что касается торговых санкций, в 1986 г. США приняли Всеобщий закон против апартеида, который накладывал ряд ограничений на торговые отношения с ЮАР. Данные ограничения включали в себя запрет на импорт крюгеррэнда (в то время - золотая инвестиционная монета ЮАР) и определенных видов черных металлов. Кроме того, санкции США включали запрет на импорт урана, угля, продукции текстильной промышленности, сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также запрет на экспорт в ЮАР нефтепродуктов. ЕЭС и Япония также наложили санкции на импорт крюгеррэнда и некоторые виды черных металлов, в то время как Германия и Великобритания ограничились лишь рекомендациями. Также к ЮАР были применены финансовые санкции. ЕЭС призвало страны-члены ограничить прямые инвестиции в экономику ЮАР, однако введение финансовых ограничений осуществлялось на усмотрение стран-членов.

    Два крупных инвестора - Германия и Великобритания - не вводили каких-либо обязательных запретов. США наложили запрет на осуществление новых прямых инвестиций в экономику ЮАР, в то же время они были единственной страной, которые также наложили санкции на портфельные инвестиции, кредиты и займы. Стоит отметить, что дальнейшее расширение торговых санкций со стороны стран Запада представляло собой определенную проблему, так как их зависимость от южноафриканского экспорта была весьма существенной. В 1987 г. более 70% экспортных доходов ЮАР формировало золото, алмазы, стратегические металлы, такие, как платина, палладий, родий и хром. Высокая стоимость, уникальные физические характеристики и применение этих товаров в сложных металлических сплавах, используемых в западной оборонной промышленности, делали невозможным установление эмбарго на них.

    В связи с подозрениями о возможной военной составляющей в ядерной программе Ирана против него с 2006 г. было принято несколько пакетов санкций, как международных, так и односторонних. Если между народные санкции, одобренные Советом Безопасности ООН, строго придерживались заявленной цели, т.е. запрещали экспорт в эту страну ряда технологий из области ядерной энергетики и военной техники, то одно сторонние санкции США и ЕС значительно выходили за эти пределы. В результате значительного ужесточения санкций в 2012 г. список экономических санкций западных стран, применяемых в отношении Ирана, стал включать запрет на импорт в США и Европу иранской нефти, а также на инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность Ирана, эмбарго на экспорт в Иран большого ассортимента продукции, включая практически все высокотехнологичное оборудование и бензин, запрет на любые финансовые трансакции с иранскими банками с государственным участием и страховыми компаниями. Были заморожены активы Ирана в западных банках, введен запрет на страхование танкеров, перевозящих иранскую нефть. Эмбарго на поставки нефти в ЕС и США привело к резкому сокращению экспорта иранской нефти и доходов от ее продажи. Если в 2010 г. Иран экспортировал около 2,2 млн баррелей нефти в день, то в 2014 г. - только 1,1 млн баррелей нефти в день.

    Одним из направлений противодействия западным торговым санкциям стало импортозамещение. Ираном была выработана программа по преодолению негативного влияния санкций, которая предусматривала ограничение импорта, опору на внутренние ресурсы, развитие местного производства и достижение независимости в стратегически важных областях экономики, в том числе самодостаточности страны в области производства бензина. В частности, Ирану удалось нарастить внутреннее производство бензина в условиях западного эмбарго на его поставки в страну. В конце 2014 г. НПЗ Ирана перерабатывали 1,85 млн баррелей нефти в день, увеличив производство бензина до 61 млн литров в день. В стране реализуется ряд нефтехимических проектов, в том числе ведется строительство НПЗ PersianGulfStar, завершение которого позволит Ирану полностью обеспечить себя бензином и даже экспортировать его.

    Приоритетным направлением развития внешнеторговой деятельности страны в условиях санкций стала переориентация торговли в сторону азиатских стран. Прежде всего, к их числу относятся Китай, Индия, Южная Корея, Турция и традиционный иранский торговый партнер - Объединенные Арабские Эмираты. В 2014 г. экспорт иранской нефти в страны Азии достиг 1,07 млн баррелей с день. При этом объем поставок четырем основным покупателям иранской нефти, т.е. Индии, Китаю, Японии и Южной Корее вырос на 19,5% по сравнению с 2013 г., и в эти страны в среднем экспортировалось по 1,1 млн баррелей в день. Также одним из направлений преодоления санкций стала диверсификация товарной структуры экспорта, целью которой является снижение зависимости экономики Ирана от экспорта энергоносителей, прежде всего сырой нефти. Структура экспорта Ирана меняется за счет наращивания обработанного сырья и других товарных групп. За период с 2010 по 2014 гг. экспорт товаров, не относящихся к группе «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные», в стоимостном выражении увеличился с 21,1 до 27,8 млрд долл., тем самым рост составил 131,6%. К товарными группам, наиболее заметным в разрезе ненефтяного экспорта Ирана, в 2014 г. можно было отнести пластмассы и изделия из них (6,6%), органические химические соединения (5,3%), съедобные фрукты и орехи; кожуру цитрусовых плодов или корки дынь (3,6%), черные металлы (2,5%), а также руды, шлак и золу (2,1%)2. Также можно выделить ряд мер, предпринятых иранским правительством с целью смягчения негативного влияния санкций в финансовом секторе. Так, часть валютных активов страны была переведена Цен тральным банком Ирана из стран ЕС в местные банки с целью предотвращения их возможного замораживания. В результате прекращения сотрудничества с западными банками, а также отключения Ирана от международной межбанковской системы передачи информации SWIFT в 2012 г. для обеспечения платежей по международным контрактам использовались такие инструменты, как осуществление расчетов в национальных валютах стран - торговых партнеров, бартерные сделки, а также использование золота в качестве платежного средства. Обобщая опыт ЮАР и Ирана, можно выделить следующие механизмы противодействия влиянию экономических санкций: 1) развитие импортозамещения для устранения уязвимостей в национальной экономике и снижения зависимости от импорта (например, производство оружия и синтетической нефти в ЮАР, производство бензина в Иране); 2) торговля через третьи страны, на черных рынках и использование методов теневого бизнеса (ЮАР); 3) переориентация внешней торговли на страны, занимающие более сдержанную позицию в отношении применения экономических санкций (Иран); 4) диверсификация товарной структуры экспорта с целью снижения зависимости страны от экспорта энергоносителей (Иран); 5) обеспечение возможности осуществления альтернативных механизмов расчета по внешнеторговым операциям в условиях финансовых санкций: осуществление расчетов в национальных валютах стран - торговых партнеров, бартерные сделки, а также использование золота в качестве платежного средства (Иран).


    2. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


    2.1. Россия в условиях санкций. Пути решения


    Различные зарубежные специалисты, выступали не раз, с заявлениями, что продовольственная безопасность российского государства находится на недостаточно высоком уровне. Это связано с тем, что в большой степень российский рынок зависит от зарубежных поставок, продовольствия, как было отмечено в докладе «Изборского клуба» (сообщество известных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России). Залогом повышения уровня продовольственной безопасности российского государства являются, во-первых, возрождение сельского хозяйства страны, а во-вторых повышение требований, предъявляемых к качеству и иным характеристикам импортируемого в Российскую Федерацию продовольствия. То есть, ограничение ввоза продовольствия из-за рубежа в конечном итоге, как отмечают ученые, является несомненным благом для российской экономики и безопасности российского государства.

    Но также стоит отметить, что за последние годы Россия предпринимает достаточно ощутимые шаги в направлении восстановления агропромышленного потенциала государства, который был подорван в 1990-е годы приватизацией и развалом постсоветского сельского хозяйства. Можно привести следующую статистику, что Российская Федерация лидирует по сбору ржи и овса, тем самым занимает третье место в мире после Китая и Индии по сбору пшеницы. К примеру, в 2013 году урожай зерновых превысил уровень потребления зерновых культур в России в три раза. Немного хуже ситуация с сахаром, где Россия хоть и занимает лидирующее положение по сбору сахарной свеклы, но обеспечивает себя лишь на 75-80%. Что качается рынка мясной продукции, то здесь ситуация иначе. Россия экспортирует потребляемого мяса до 30%, когда как производства мяса в стране находится на высоком уровне. Данная ситуация связана с тем, что в Россию поставляют мясо дешевое и, соответственно, низкокачественное, к примеру, из Австралии или стран Евросоюза.

    В последнее время хоть и наблюдается рост мясной продукции на отечественном рынке, но мясо производители слабо организованы. Есть, конечно, выход из данной задачи обратить внимание на российских торговых партнеров, который имеют возможность поставлять недорогое мясо, а также не отличающееся по качеству от австралийского или европейского. Это, к примеру, Бразилия с крупным поголовьем скота, другие страны Латинской Америки, бывшие республики Советского Союза, Иран. Но так же российскому правительству надо обратить внимание на укрепление отечественного мясо производителя. С другой стороны, импортируется в Россию основная часть дорогостоящей элитной продукции, которая составляет ассортимент супермаркетов. Однако регулярно покупать данные продукты может себе позволить лишь очень ограниченная прослойка российского населения люди с доходами намного выше средних. Для большинства россиян дорогостоящие продукты питания покупаются лишь несколько раз в год на большие праздники, а во многих случаях и вообще никогда не покупаются. С другой стороны, введение российскими властями эмбарго на поставки продовольствия из США, Евросоюза и их сателлитов с большим удовлетворением восприняли во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Известно, что эти государства являются, преимущественно, аграрными и сельскохозяйственная продукция входит в число основных экспортируемых товаров. Взаимные санкции с США и Евросоюзом лишь повлияют в позитивном ключе на развитие торговых 209 отношений России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими странами. Так, Россельхознадзор, уже провел консультации и переговоры о поставках сельскохозяйственной продукции на российский рынок с ответственными структурами Китая, Турции, Сербии, Египта, Маврикия, Эквадора, Чили, Колумбии, Мексики, Бразилии, Шри-Ланки, Парагвая, Гватемалы и Аргентины. В начале сентября 2014 г. стало известно о намечаемом росте поставок продовольствия из Королевства Марокко и Исламской Республики Иран.

    Тунис предполагает поставлять в Россию оливковое масло, отличающееся более высоким качеством, нежели европейское. Африканские государства, прежде поставлявшие продовольствие в Россию через посредничество европейских стран, также перейдут к прямым поставкам продовольствия, что станет обоюдно выгодным решением и для РФ, и для стран Африканского континента. Примечательно, что до введения эмбарго на поставки из Евросоюза, значительная часть фруктов, а также мяса, направлялась в Россию реэкспортом т.е. европейские страны, импортируя продовольственные товары из Африки, затем поставляли его в Россию по более высоким ценам. Соответственно, лишившись паразитических посредников, выиграют и африканские страны, и Россия, поскольку это позволит снизить цены, ликвидировав европейскую наценку. Прямые поставки продовольствия из африканских государств Россия обсуждает с Торговым альянсом стран Африки, куда входят Кения, Уганда, Танзания, Замбия, Зимбабве и ЮАР. Африканские партнеры способны экспортировать до 100 тыс. тонн плодоовощной продукции в неделю это цитрусовые, ананасы, бананы, яблоки, орехи, авокадо, клубника. Экспорт мясной продукции, преимущественно говядины, может достигать до 45 тыс. тонн.

    С другой стороны, оперативно отвечая на санкции Евросоюза и США развитием торговых отношений со странами «третьего мира», России не следует забывать о стимулировании развития собственного сельского хозяйства. В первую очередь, необходимо повышение государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Вовторых, необходимо гармоничное развитие сельского хозяйства и продовольственного обеспечения всех регионов России. Ведь Российская Федерация страна огромная с колоссальными отличиями климатических условий, географических характеристик. Принятие Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации до 2020 года, последовавшее в 2010 году, стало одним из первоочередных шагов к изменению государственной политики в отношении продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства. В Доктрине продовольственная безопасность названа одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. Действительно, при обеспечении основных потребностей российского 210 населения в продовольствии стране не будут страшны санкции иностранных оппонентов, возможные перебои с поставками продуктов питания из других государств. Конечно, не следует забывать о том, что введение санкций может быть использовано недобросовестными продавцами российской продукции для повышения цен на свои товары, однако вопрос борьбы с этим явлением уже лежит в плоскости эффективности контролирующих органов, обязанных с фактами подобной спекуляции и подрыва продовольственной безопасности бороться.

    Политики Вашингтона дали весьма характерное для них определение действиям России в ходе конфликта на Украине «дестабилизирующие ситуацию». Все началось с традиционных для такой ситуации санкционных списков не въездных граждан, куда входили политики и главы крупных компаний, граждане России и Украины. Решение об их введении было принято 6 марта 2014 года в США и 17 марта в ЕС соответственно. Списки вводились в два этапа с последующим расширением и заморозкой активов фигурантов «черного списка» (так называемые первый и второй пакеты санкций). После этого (29 апреля) последовал скандал с платежными системами Visa и MasterCard, который в действительности коснулся широких масс общественности и оживил разговоры о создании национальной платежной системы в РФ. Поворотной точкой в развитии ситуации можно считать введение Евросоюзом вслед за Вашингтоном секторальных ограничений (третий пакет санкций, 30 июля). Именно третий пакет санкций можно считать первым действительно наступательным шагом, всерьез затрагивающим всю экономику России. 5 сентября Комитет постоянных представителей ЕС согласовал четвертый пакет санкций, но тут же поочередно после подписания Минского протокола и объявления перемирия президент США Барак Обама и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей заявили о готовности отменить санкции в связи со стабилизацией ситуации на Украине. Однако, несмотря на относительную стабильность ситуации на Украине, 12 сентября четвертый пакет санкций вступил в силу. Структура и содержание санкций охватывают следующие сферы:

    Финансовая сфера. Пять крупных банковских организаций (в их числе ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк) фактически были лишены возможности заимствования размещения долговых бумаг (со сроком обращения более 30 дней) на европейском рынке.

    Нефтегазовая сфера. Санкции затрагивают интересы крупных компаний (в их числе Роснефть, Газпромнефть, Транснефть, НОВАТЭК). В их отношении вводятся финансовые ограничения, а также прямой запрет на поставку этим компаниям оборудования для нефтедобычи на глубоководном шельфе и в Арктике, а также для разработки сланцевых месторождений.

    Оборонно-промышленный комплекс. Запрет на вывоз продукции двойного назначения, ограничения в сотрудничестве, финансовые санкции в отношении таких компаний, как Алмаз-Антей, Калашников, Ижмаш, Базальт, Уралвагонзавод.

    Санкционный список физических лиц (всего 119 человек). Лицам в списке запрещен въезд на территорию ЕС, а также «замораживаются» все их активы на территории ЕС.

    В ответ на третий пакет санкций Россия 6 августа ввела продовольственное эмбарго, содержание которого состоит в запрете ввоза мясной и молочной продукции, рыбы, фруктов и овощей из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Суммарный годовой объем был предварительно оценен в 9 млрд. долл. США.

    Последствия введения продовольственного эмбарго для России:

    Соответствующие изменения в ассортименте продукции;

    Рост цен на свежезамороженную рыбу до 20%, на креветки и морепродукты до 35%, на говядину и свинину от 5 до 10%;

    Макроэкономические эффекты рост инфляции с одной стороны и положительный эффект (сродни протекционизму) для агропромышленного комплекса с другой стороны.

    Стоит отметить и интересный эффект от введения эмбарго последовавший на финансовых рынках резкий рост акций российских продовольственных компаний. Акции компании «Русское море» в течение двух недель после введения эмбарго выросли на 18,7%, а акции компании «Разгуляй», до введения санкций находившейся фактически на грани банкротства, на 40%. Что же касается второй стороны противостояния, ЕС, можно отметить, что европейские страны в большей мере ощущают на себе негативные последствия «войны санкций». И, предвидя эти последствия, 9 стран ЕС (Франция, ФРГ, Люксембург, Австрия, Болгария, Греция, Кипр, Словения, Италия) на саммите 16 июля пытались блокировать введение экономических санкций против России. Позиция европейских стран вполне понятна. Экономические санкции в отношении России опасны для них самих из-за тесных торговых связей. Например, торговый оборот ФРГ и РФ в 2013 году составил 76 млрд. долларов, бизнес с российскими предприятиями ведут около шести тысяч германских фирм, а общий объем их инвестиций составляет 20 млрд. евро. Около 300 тыс. рабочих мест в Германии зависят от экономических отношений с Россией. Немецкие промышленники уже не раз били тревогу по поводу того, что санкции в отношении России ударят по ним же самим. Об этом говорил Федеральный союз немецкой промышленности BDI. Германия может потерять 25 тыс. рабочих мест в случае ужесточения политических санкций в отношении России, заявил недавно Экхард Кордес, председатель Восточного комитета германской экономики (организация представляет интересы немецкого бизнеса, реализующего проекты в Восточной Европе и России). По другим данным, из-за санкций против России работы могут лишиться 40 тыс. немцев.

    Неудивительно, что против ужесточения санкций в отношении РФ с немецкой стороны выступают крупнейший в мире химический концерн BASF, электротехнический концерн Siemens, автогигант Volkswagen, производитель спортивных товаров Adidas, а также Deutsche Bank. В итоге ЕС даже согласился выплатить компенсации странам, при чем за счет средств фонда помощи пострадавшим от политических преследований. Однако размер данного фонда составляет всего около 420 млн. евро, что явно недостаточно для покрытия всех убытков. Так, только Литва и Польша уже обратились за компенсацией, заявив суммарный убыток в 1 млрд. евро. За ними последует и Франция, которая осуществляла поставки в Россию на сумму около 1,2 млрд. евро, Испания 1,2млрд. евро, Нидерланды 1,5 млрд. евро. Греция, только начинавшая оправляться от кризиса, в настоящий момент испытывает падение фондового рынка. В целом главным следствием закрытия российских границ для продовольствия из Европы является появление избытка продукции и падение закупочных цен соответственно.

    Такая ситуация может нанести удар по всему АПК и промышленному сектору, накаляя и без того нестабильную социальную обстановку. Необходимо также сказать несколько слов о недружественном поведении так называемых стран-партнеров, как в отношении России, так и в отношении ЕС. В то время как ЕС призывает «страны-кандидаты» (на вступление) и «страны-партнеры» (имеется в виду нашумевшая ситуация с переговорами торговых представителей ЕС с представителями стран Латинской Америки) не наращивать экспорт продовольствия в Россию, Россельхознадзор заявляет о достигнутых договоренностях по импорту фруктов и молочной продукции из Турции, рыбы и морепродуктов из Чили, мясной продукции из Бразилии и т.д.

    С другой стороны производители мясной продукции Бразилии уже используют данную ситуацию, осознавая ограниченность России в выборе источников продукции, для формирования картельного сговора подняв закупочные цены для России в среднем на 4 долл. США по сравнению с ценами, установленными для других стран мира. Достаточно часто в ходе анализа данной проблемы встает вопрос о вмешательстве международных организаций для поиска выхода из сложившейся ситуации. Однако, на самом деле ситуация оказывается неподконтрольной ни одной из организаций, так как ни одна из организаций фактически не имеет рычага давления на стороны «санкционного противостояния». Взять, к примеру, Всемирную торговую организацию (ВТО), нормы которой напрямую запрещают введение любых форм количественных ограничений импорта. Однако разбирательство в ВТО длится от 1,5 до 5 лет, и в случае, если Россия откажется от эмбарго в течение одного года, то есть в процессе ведения разбирательства, ущерб не взыскивается. Проведенный анализ в полной мере подтверждает существующую точку зрения о том, что санкции невыгодны обеим сторонам. Как верно отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Санкции, безусловно, доставляют определенный дискомфорт для российской стороны. Вместе с тем, нельзя не понимать, что так или иначе платить по счетам за эти санкции придется и европейским компаниям, а также налогоплательщикам, что, собственно, уже и происходит».

    Шаткость и дестабилизация экономических позиции России на мировом пространстве влияет не только на статус нашего отечества и значимости среди других стран, но и затрагивает все аспекты жизнедеятельности всех граждан нашей родины. Вот почему нам так важно знать, как обстоят дела у нашей экономики, и каковы перспективы развития ее в дальнейшем для стабилизации и усиления ее позиции в мире, и каковы пути для решения данной проблемы в условиях санкции. Усиление внешней политики РФ в плане государственной независимости и сильной политики, объединяющую и усиливавшую позиции страны в экономическом и внешнеполитическом смысле нарушило гегемонию США в мире, обострило отношения России со странами, которые состояли в протекции политики Соединенных Штатов в мировом порядке.

    Существует несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Заключаются они в следующем:

    1. Первым условием для развития должно быть принятие решения правительства России перейти из остаточной экономики сырьевого государства к переработке и потреблению на внутреннем рынке и перехода на мировой рынок. То есть поднять промышленность, экономику на новый технический уровень за счет переработки нашего сырья (нефть, газ, лес, уголь, алмазы, драгметаллы, сельское хозяйство и т.д.) внутри государства, тем самым поднимая промышленность, соответственно создавая рабочие места, повышая уровень образования и социального обеспечения мы автоматически улучшаем экономику и выводим на современный уровень технологического развития, который даст толчок для развития класса предприимчивых и активных членов нашего общества.

    2. В силу переходного периода в трудных экономических условиях в период санкции наиболее важным сектором экономики является усиление и укрепление современных законов для поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательно созданные условия для развития малого и среднего бизнеса дают возможность открытию и, казалось бы, подъему предпринимательской деятельности, но в виду необработанности нормативных актов являющимися ключевыми позициями, таких как налогообложение, кредитование, банковская система, защита права частной собственности, а также коррумпированность в органах исполнительной власти на местах (субъектов РФ) имеет негативные последствия в сфере предпринимательской деятельности.

    Какие решения нужно принять для улучшения ситуации

    А) налогообложение; Нужно перейти к прогрессивной шкале налогообложения, т.е. от дохода на прибыль для уравнивания социальной справедливости, потому что крупные компании при совместном участии с инвесторами пользуются основными источниками сырьевого потенциала России, имеют сверхдоходы, необоснованные с интересами внутренней и внешней безопасности государства. А они в свою очередь, а особенно в период кризиса (санкций), являются базовой ставкой государства для поддержки и развития различных секторов экономики и частично для подъема малого и среднего предпринимательства.

    Б) кредитование; Минимально низкая ставка кредитования близкая к международным стандартам.

    В) банковская система; Оптимизация услуг в банковской сфере (упрощенная система подтверждения документов и производства кассовых операций).

    Г) защита права частной собственности; Государство должно стоять на защите права частной собственности по всем общепринятым международным нормативно-правовым актам.

    3. Необходимо частично использовать опыт других ведущих экономических стран: Усовершенствование привлечения инновационных технологии, разработанных нашими институтами, академиями наук, в экономику нашей страны на принципиально новом уровне, соблюдая правило защиты авторского права, где руководитель или группа изобретателей могут внедрить свои новые технологии напрямую в производство. Для этого необходимы совершенно новые законы и нормативные акты.

    Сменяемость управляющего состава правительства через определенный срок, вплоть до местных органов власти;

    Упрощенные условия внедрения новых технологий с привлечением инвестиционного капитала;

    Защита инвесторов. Подчинение жестким международным правилам защиты прав инвестиционного капитала;

    Упрощенная система оформления документов любых форм хозяйствующих субъектов (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.) с различным правом собственности.

    На современном этапе развития России необходима внутренняя консолидация всех общественных и политических сил страны для усовершенствования управления экономикой государства.


    2.2. Привлечение инвестиций в Россию в условиях санкций


    Актуальность темы определена высокой значимостью иностранных инвестиций в развитии экономики нашей страны. Инвестиции являются одной из стратегических задач развития российской экономики. Инвестициям отведена особая роль, т.к. они обеспечивают доступ к финансовым ресурсам, современных технологиям, инновационных товарам и услугам. В связи с этим, главная задача это создание благоприятных условий для их привлечения. В настоящее время в отношении России были введены многосторонние экономические санкции, повлиявшие не только на инвестиции, но и на российскую экономику в целом.

    Причиной были напряженные геополитические отношения между Россией и Украиной. Первые, кто ввел санкции против России, были США и ЕС в марте 2014 года. Они предусматривали запрет на въезд некоторых лиц, групп, компаний, а также замораживание их активов и запрет на деловые операции. Помимо этого, Европейский союз применил экономические санкции к пяти российским банкам: «Сбербанк», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк» и «Россельхозбанк». Данные санкции были введены с целью ограничения доступа России к рынкам капитала ЕС. Настоящие ограничения предусматривают запрет на продажу и покупку гражданами и компаниями ЕС новых облигаций, акций и других финансовых инструментов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных российскими государственными банками, их дочерними компаниями или компаниями, которые действуют от их имени. Также запрещены услуги, связанные с выпуском таких финансовых инструментов как, например, брокерское дело.

    Также ЕС ужесточил ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг следующим российским банкам: «Сбербанку», «ВТБ», «Газпромбанку», «ВЭБ»и «Россельхозбанку». Резидентам ЕС запретили выдачу кредитов данным финансовым организациям, а также ЕС объявил о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в сфере услуг по разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти.

    Спустя некоторое время, были введены новые санкции в отношении оборонного и финансового секторов России. Россия, в свою очередь ответила, на эти санкции 7 августа 2014 года запретом на импорт продовольственных товаров из стран Запада сроком на 1 год. Под эти запреты попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Валовый годовой объём импорта, попавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. Больше всего пострадают от запрета страны ЕС, которые поставляли на российский рынок продовольствия из санкционного списка на 6,5 миллиардов долларов США, и Норвегия (товаров на $1,2 млрд).

    Те самые санкции и ответные меры России оказали серьезное влияние на экономику. Они вызвали усиление волатильности на валютном рынке, а также существенно обесценилась национальная валюта российский рубль обесценился вдвое по отношению к доллару. Тем не менее, ослабление курса рубля не привело к увеличению ненефтяного экспорта. Однако привело к ускорению инфляции. К февралю 2015 года продовольственная инфляция достигла 23,3%, увеличив давление, что было обусловлено обесцениваем курса рубля. Были приняты меры в поддержку рубля. Например, Банк России ужесточил денежно-кредитную политику во втором полугодии 2014 года. Это привело к повышению стоимости внутренних заимствований и намного больше был ограничен доступ к внешним ресурсам для инвесторов и потребителей.

    Из-за девальвации российской валюты по отношению к доллару многие отечественные промышленные сектора (например, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, нефтехимия) стали более конкурентоспособными, что привело к интересу иностранных инвесторов[5].

    Российские и иностранные производители не только не пострадали во время санкций, но и, как говорилось ранее, остались в плюсе, т.к. помимо повышения конкурентоспособности, из-за ответных санкций был запрещен ввоз продукции на территорию России, поэтому недостающие товары стали производить внутри страны.

    Следующим фактором, оказавшим влияние на российскую экономику, стали ограничения на доступ России к международным финансовым рынкам. И, наконец, низкий уровень деловой и потребительской уверенности на внутреннем рынке вызвал снижение потребительской и инвестиционной активности.

    Было замечено резкое сокращение общего притока ПИИ: в 2014 году в сравнении с 2011-2013 годами на 47% меньше среднего объема притока ПИИ. Если не будет интереса к инвестициям в России со стороны иностранного и отечественного капитала, то следует ожидать снижение среднесрочных и долгосрочных перспектив.

    Если обратить внимание на сезонность внешнеторгового оборота, то можно отметить, что наибольшая активность внешней торговли до 2013 года включительно проявлялась в четвертом квартале, тогда как в аналогичном периоде 2014 года проявляется значительное затормаживание внешней торговли: экспорт уменьшился на 24057 миллионов долларов США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а импорт на 19506. Внешнеторговый оборот в четвертом квартале 2014 года составил лишь 81,4% от того же показателя в 2013 году. Что касается динамики внешнеторгового оборота России в 2015 году, стоит отметить, что экспорт и импорт стали иметь серьезные отличия в динамике, что не наблюдалось в предыдущих годах: тогда как динамика экспорта однозначно отрицательная, показатели импорта, после значительного снижения в 2014 году, колеблются в пределах 44967 51026 миллионов долларов за квартал и постепенно растут.

    Внешнеторговый оборот за январь-сентябрь 2014 г. составил 614 078 млн долл.: импорт 232 827 млн долл., экспорт 381 251 млн долл. За аналогичный период 2013 г. соответствующие показатели составили 631 860 млн долл., 248 371 млн долл. и 383 489 млн долл. соответственно.

    Объемы экспорта российской нефти в страны даль- него зарубежья сократились на 2,7% (до 184,911 млн т), в страны СНГ на 19,4% (до 20,441 млн т). Однако надо отметить, что объем поставок нефти в Белоруссию вырос на 7,8% по сравнению с аналогичным показателем 2013 г. и достиг 20,381 млн т.

    В стоимостном выражении по сравнению с 2013 г. оборот со странами СНГ уменьшился почти на 10 млрд долл. Причем и по экспорту, и по импорту наблюдается существенное снижение активности (импорт сократился на 6 206 млн долл., а экспорт на 3 576 млн долл.). Не- значительное увеличение отмечается лишь по экспорту из стран дальнего зарубежья. По всем остальным кате- гориям идет снижение активности.

    В структуре экспорта в страны дальнего зарубежья в январе-сентябре 2014 г. преобладали топливно-энер- гетические товары (74,70%), металлы и изделия из них (7,70%), продукция химической промышленности и кау- чук (4,9%). На остальные товарные группы приходится гораздо меньше от 3 до 2%.

    Несмотря на ряд проблем, российская экономика все же привлекает интерес иностранных инвесторов. Однако сдерживающими факторами выступают «геополитическая напряженность» и западные санкции.

    Уход иностранных инвесторов был связан с ухудшением ситуации на Востоке Украины. Это привело к введению новых санкций США и ЕС против России. Но согласно новому поручению Президента РФ В.В.Путина, все ведущие государственные корпорации должны перейти на новую дивидендную политику. Суть этой политики заключается в том, что она предлагает выплату акционерам не меньше 25 % от годовой прибыли. Именно эта политика заинтересовала иностранных инвесторов к покупкам акций компаний в рамках этой дивидендной стратегии.

    Тем не менее, опрос мировых лидеров бизнеса показал, что большинство из них не прочь вернутся на российский рынок. Согласно данным консультационного агентства «ATKearney», больше половины фирм заявили, что существенно увеличат инвестиции «в том случае, если санкции будут сняты, а геополитическое напряжение спадет». Мировые лидеры бизнеса все еще рассматривают Россию как важнейшего долгосрочного стратегического партнера для стран ЕС, а также выдвигают требования власти защитить иностранных инвесторов, об отмене экономических санкций.

    Инвестиционный климат в России приобретает развивающийся характер, что было оговорено в Послании Президента РФ Федеральному собранию 4 декабря 2014 года: «Наша цель приобрести как можно больше равноправных партнеров как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять свое присутствие в тех регионах, где сейчас набирают интеграционные процессы, где не смешивают экономику и политику, а наоборот снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей. Повторю, Россия будет открыта для мира, для сотрудничества, для зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов».

    Инвестировать в Россию не только выгодно, но и надежно, так как иностранные инвестиции находятся под защитой закона России «Об иностранных инвестициях».

    Инвесторы из стран ЕС опасаются замещения их инвестиций китайскими. Хотя каких-либо специальных нормативно-правовых актов для инвестиций Китая в Россию не было создано. Помимо иностранных инвесторов, российский рынок пользуется спросом у отечественных инвесторов. Нельзя не отметить, что большая часть иностранных инвестиций в Россию это реинвестированные российские капиталы. Также большая часть крупных проектов финансируется из федерального и регионального бюджетов РФ.

    Итак, как же привлечь инвестиции в российскую экономику несмотря на санкции?

    1.Для начала, упростить административные барьеры при создании бизнеса и реализации инвестиционных проектов, повысить эффективность судебно-правовой системы. Также создание ОЭЗ и территорий опережающего развития может стать инструментом для привлечения инвестиций в экономику. Проводить различные мероприятия для повышения инвестиционного климата в регионе. Это поможет выработать механизм, а также рациональное распределение нужд по различным регионам страны.

    2.Сделать Россию максимально комфортной для бизнес-сообщества. Разработать прозрачную систему для благоприятного ведения бизнеса, что привлечет инвесторов.

    3.Снизить инфляции Центрального Банка РФ, а также снизить ставки на кредиты в других банках (льготные условия для инвестиционных проектов).

    4.Участие обеих сторон в инвестиционных проектах.

    5.Софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

    6.Готовность Правительства внедрить новые механизмы, а также создать благоприятныйинвестиционный климат для привлечения инвесторов, что позволит обеспечить инвестиционное развитие регионов России, а также высокие темпы роста инвестиций.













    Заключение


    По мнению большинства российских политиков и населения, санкции, равно как и контрсанкции, не могут привести ни к чему позитивному в развитии стран. Россия, во-первых, нашла новых поставщиков, которые находятся вне Европы и Северной Америки, что гарантирует их лояльность и независимость, диверсифицирует риски внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, впервые за долгие годы правительство начало проводить политику протекционизма, субсидируя и поощряя отечественных производителей. В-третьих, в России всерьез заговорили об импортозамещении. В этой ситуации Правительство России вырабатывает новую экономическую стратегию, ориентированную прежде всего на реализацию линии на импортозамещение, стимулирование внутреннего спроса и потребления. В перспективе можно говорить как минимум о трех сценариях развития российской экономики.

    1. В рамках позитивного сценария предполагается ускоренное развитие реального сектора экономики, развитие отраслей, способных максимально заместить потери от сокращения объемов импорта, ускорение процессов разработки и внедрения собственных технологий.

    2. В рамках негативного сценария произойдет резкая переориентация на импорт необходимых позиций из стран азиатского и южноамериканского регионов.

    3. В рамках оптимального сценария ожидается по степенное замещение импорта посредством одно временного переструктурирования российского рельного сектора и умеренных поставок импортной продукции из стран, не входящих в российский санкционный ограничительный список.

    Проблема состоит в том, что все три обозначенных сценария представляются равновозможными в плане разносрочной реализации. Все сценарии предполагают повышение роли государства при определении предпочтений в выборе вектора развития.

    Список использованной литературы:


    1. Катасонов В.Ю. Санкции. Экономика для русских. - М: Алгоритм. 2015. 288с.
    2. Семенов К.А. Международное движение капиталов и Россия. - М.: 2013.
    3. Янцохина Н.П., Тактаров Г.А., Григорьева Е.М. и др. Инвестиционная стратегия: Учебное пособие. Астрахань: Издательство АГТУ, 2012. 244с.
    4. Белоусова Р.Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ//Молодой ученый. -2015. -№ 20.
    5. Бойко, А. А. Международные экономические санкции / А. А. Бойко // Наука, техника и образование. ? 2015. ? № 3
    6. Газизов И. Ф., Галиев Р. М. Анализ влияния санкций на экономику России//Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 6(50). -Новосибирск: СибАК, 2015.Годованник Е. Д. Экономические санкции: исторический аспект // Молодой ученый. ? 2015. ? № 20.
    7. Горяева Б. В. Как привлечь инвестиции в Россию в условиях санкций. // Инновационная экономика. 2015. - № 3.
    8. Григорьев А.Ю. Генезис и эволюция оборонной промышленности ЮАР // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1.
    9. Кириллова А.В. Внешнеторговая политика государств мира в условиях экономических санкций. // Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы. 2016. С.69.
    10. Костина А.Ю.1, Полуюфта Л.В. Влияние экономических санкций на Россию. // Актуальные вопросы экономического развития регионов. 2015.
    11. Круглова, И. А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений / И. А. Круглова // Ученые записки международного банковского института. ? 2015. ? № 11
    12. Круть, В. Г. Санкции в отношении России: история вопроса и современность / В. Г. Круть // Актуальные проблемы современных международных отношений. ? 2015. ? № 6.
    13. Минчичова В.С.,Барышников П.Ю. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между Россией и лидерами Европейского союза Францией и Германией // Молодой ученый. 2014. №17.
    14. Начало новой экономической эры? / Доклад об экономике России //WorldBankGroup. 2015. №33.
    15. Пронин А.В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ//Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2
    16. Раджабова З.К., Муртазалиев М.Г., Раджабова З.О. Россия в условиях санкций. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.
    17. Сайханов Х.Х., Гайсултанов М.Б., Кокова Б.Х. Россия в условиях санкции. Каковы пути решения? // Наука и образование в жизни современного общества. 2015.
    18. Фролова В. Б., Панкова О. Н. Финансовый потенциал России: негативные тенденции//Экономика, налоги, право. 2015. № 1.
    19. Черненко, В. А. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций / В. А. Черненко // Теория и практика общественного развития. ? 2015. ? № 4.
    20. «Санкции ЕС в отношении России: будущее торгово-экономического сотрудничества» РИА-новости.[Электронный ресурс]. Режим доступа: 07.08.14 www.pressria.ru.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Последствия введения экономических санкций для России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.