Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Свободные экономические зоны в национальной экономике: формирование и проблемы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Свободные экономические зоны в национальной экономике: формирование и проблемы развития
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Когда добавили:
    26.05.2017 3:32:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Свободные экономические зоны в национальной экономике: формирование и проблемы развития



    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение3

    Глава1.Сущность и формирование свободных экономических зон5

    1.1.Понятие и типология свободных экономических зон5

    1.2.Специфика формирования свободных экономических зон8

    Глава2.Опыт функционирования свободных экономических зон вРоссийской Федерации16

    2.1Особенности формирования и развития свободных экономических зон вРФ16

    2.2.Оценка эффективности функционирования свободных экономических зон вРФ20

    Заключение26

    Список использованных источников и литературы28




    Введение


    Инструмент свободных экономических зон (СЭЗ) для решения проблем национальной экономики уже давно признан, как один из действенных и эффективных способов повышения деловой активности и ускорения развития территорий.

    Однако организационно-экономический вопрос применения этого инструмента не достаточно исследован. В современной научной экономической литературе слабо и поверхностно освещены вопросы, характеризующих внутренние механизмы эволюции свободных экономических зон от более простых и менее эффективных форм до высокодоходных и комплексных (кластерных) зон.

    Актуальность исследования определяется необходимостью анализа и решения современных специфических проблем создания и функционирования свободных экономических зон, как одной из форм включения национальной экономики ряда стран в мировую систему хозяйствования.

    Цели образования свободных экономических зон могут быть различны и обусловлены уровнем социально-экономического развития территории, на которых они формируются, стратегическими национально-экономическими планами, необходимостью развития наиболее приоритетных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью, возможностями производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и т. д. В зависимости от этого различаются причины и предпосылки их создания в каждом конкретном случае.

    Целью курсовой работы является осмысление роли, места у значения свободных экономических зон как фактора развития национальной экономики.

    Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

    дать понятие и выявить типы свободных экономических зон;

    определить специфику формирования свободных экономических зон;

    рассмотреть особенности формирования и развития свободных экономических зон вРФ;

    описать эффективность функционирования свободных экономических зон вРФ.

    Объектом исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных процессов в национальной экономике.

    Предметом исследования является изучение теоретико-методических основ и организационно-экономического механизма стабильного развития свободных экономических зон.

    Курсовая работа состоит из введения, в котором выделена актуальность, цель, задачи, предмет и объект; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения с основными выводами и списка использованных источников и литературы, включающего 26наименований.



    Глава1.Сущность и формирование свободных экономических зон

    1.1.Понятие и типология свободных экономических зон

    Обеспечение динамического социально-экономического развития регионов Российской Федерации можно назвать одной из ключевых затрат государственной политики, направленной прежде всего на формирование таких условий хозяйствования, которые способствовали бы усилению экономической активности регионов и росту конкурентоспособности продукции как на внутренних, так и внешних рынках.

    Достижение конкурентных преимуществ регионов, представляющих собой основополагающий элемент национальной конкурентоспособности, можно обеспечить в первую очередь посредством модернизации промышленности и повышения уровня инновационности конкурентоспособных отраслей, что подразумевает рост инвестиционных вложений в российскую экономику, в развитие финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

    Исследование международного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение проблем, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности экономических отраслей. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В иностранной практике подобные территории получили название «свободные экономические зоны» (СЭЗ), в России их принято называть «особыми экономическими зонами» (ОЭЗ).

    Несмотря на различие названий, экономический смысл у подобных территорий одинаков и заключается в том, что они представляет собой зоны (территории), в границах которых введены в действие специализированные налоговые, визовые, инвестиционные, таможенные, другие условия ведения бизнеса для отечественных и иностранных предпринимательских структур любого масштаба.

    В условиях глобализации экономики свободные экономические зоны являются одним из апробированных в мировой практике эффективных инструментов активизации внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

    В самом общем виде СЭЗ можно определить как часть территории страны с особым экономическим, правовым, административным, налоговым режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей страны в целом, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и развитие новых технологии, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт.

    Среди различных определений СЭЗ отметим вариант, используемый при рассмотрении их организационно-правовой формы в региональной экономике. Так, С.Г.Овчинникова отмечает: «...как организационно-правовая форма СЭЗ представляет собой отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала и бизнесменов, интернационализацией производства и специфическим, экономическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами».

    По определению М.М.Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий». Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности». Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий».

    Но, несмотря на это, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ).

    Свободные экономические зоны можно трактовать как направление выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. На территории зон имеет место широкий спектр институциональных изменений. Эти изменения связанны с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития.

    В своих работах отечественные ученые-экономисты, такие как Е.В.Ерохина, показывают необходимость опережающего развития регионов посредством организации территорий с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт; Р.И.Зименков уделяет особое внимание специфике создания и деятельности ОЭЗ вРоссии; П.В.Павлов считает, что существующие правовые механизмы действия ОЭЗ позволяют находить новые или возобновлять существующие связи между различными участниками социально-экономических процессов в России. Важно выделить и труды И.В.Передковой, указывающей на основные проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах Российской Федерации, а также труды М.В.Рязанцевой, представляющие результаты статистического анализа влияния особых экономических зон на динамику экономического развития российских регионов.

    При этом необходимо заметить: перечисленными ранее учеными была разработана широкая теоретико-методическая база формирования свободных экономических зон в Российской Федерации как инструмента улучшения региональной экономики и социально-экономической политики. При этом, несмотря на разнообразие и большое количество научных трудов, исследуемый вопрос требует дальнейших уточнений.


    1.2.Специфика формирования свободных экономических зон

    Цели создании свободных экономических зон напрямую зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае, безусловно, будут разниться. Например, в промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания свободные экономические зоны часто создались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Указанные программы не имели особой ориентации на привлечение иностранного капитала.

    Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно-развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

    Кроме общих, можно сказать, глобальных, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

    Экономические цели:

    1. привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
    2. использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;
    3. ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
    4. рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

    Социальные цели:

    1. ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
    2. повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
    3. создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
    4. удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

    Научно-технические:

    1. развитие «новой экономики», т. е. наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок;
    2. освоение и использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
    3. приобщение к новым формам организации управления и производства;
    4. увеличение науко- и интеллектоемкости национальной экономики;
    5. привлечение зарубежных ученых и специалистов;
    6. повышение эффективности и производительности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

    Процессу создания свободных экономических зон должна предшествовать разработка глубокого технико-экономического обоснования (ТЭО), включая проект её развития. Необходимость создания СЭЗ, прежде всего, должна определяться на основе оценки эффективности её функционирования. Анализ практики образования свободных зон и принятия соответствующих документов показывает, что для создания жизнеспособной СЭЗ необходимо выполнение ряда предварительных условий:

    1. разработка специального зонального законодательства на государственном уровне, регулирующего вопросы налогообложения, лицензирования банковской деятельности, трудовых отношений и социальных вопросов;
    2. утверждение государственными органами программы развития данной СЭЗ, с определением задач, которые данная зона должна решать в интересах страны. Кроме того, в программе указывается объем государственных капитальных вложений и субсидий, которые могут быть выделены для развития зоны;
    3. делегирование вышестоящими органами управления региональному и зональному руководству, а также отдельным хозяйствующим субъектам прав в области финансовой и хозяйственно-экономической деятельности (включая законодательное закрепление решений);
    4. наличие:

    1.Крупного акционерного общества (с участием государства), берущего на себя полную материальную ответственность за выполнение утвержденной программы по созданию данной СЭЗ и формирующего Совет зоны;

    2.Специального залогово-страхового инвестиционного фонда, обеспечивающего привлечение капитальных инвестиций в объемах, достаточных для решения задач по созданию СЭЗ;

    3.Банка зоны, обеспечивающего формирование бюджета зоны и контролирующего использование бюджетных и кредитных средств.

    1. необходимо разграничение функций о взаимоотношениях и взаимных расчетах между местными органами власти и Советом зоны, определение его правомочий и порядка владения и распределения собственности, решение вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления льгот и др. Причем, следует отметит, что льготы в зонах должны устанавливаться в зависимости от важности государственных задач, определяемых при их создании, и предполагаемых сроков их решения.

    Ожидается, что практически все создаваемые зоны не должны ориентироваться только на экспорт, а должны быть тесно связаны своей региональной экономикой и способствовать ее развитию. Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества, но сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

    Выделяют четыре основные группы льгот:

    1.Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, в том числе сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компоненты для организации производства) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

    2.Налоговые (или фискальные) льготы содержат нормы, связанные сналоговым стимулированием конкретных видов предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества, и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

    3.Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготные кредиты, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;

    4.Административные льготы предоставляются администрацией зоны сцелью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии свободного предпринимательства.

    Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

    В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные корпорации получают вазиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в два-три раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года). Мировая практика показывает, что наличие ОЭЗ или СЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг всреднем до 20%, для России же рост экспорта может составить от 50 до 100%. Ожидается, что при этом увеличение произойдет в основном за счет сложной современной продукции со значительной долей добавленной стоимости.

    Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь фактором развития.

    Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны:

    1.Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (восновном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановлении действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли;

    2.Благоприятный инвестиционный климат, предполагающий наличие сравнительно дешёвых и доступных факторов производства, близость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов;

    3.Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

    4.Всесторонняя поддержка со стороны государственной власти

    В мировой практике существует множество (до 30) разновидностей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием отмеченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоящее время не существует, т.к. организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана классификация по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рис.1.1, 1.2).

    В частности, специфика СЭЗ определяется: месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой находится СЭЗ; наличием и качеством производственных ресурсов; особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании; функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством вСЭЗ; национальная принадлежность территории и т.д. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на экспорто- и импортозамещающие зоны.

    Рис.1.1. Разновидности специальных экономических зон в соответствии
    с хозяйственной специализацией

    Рис.1.2. Разновидности свободных экономических зон в соответствии
    с размером способом организации
    При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). Впервом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.


    Глава2.Опыт функционирования свободных экономических зон
    вРоссийской Федерации
    2.1Особенности формирования и развития
    свободных экономических зон вРФ
    Изначально свободные экономические зоны появились на территории России в 1990-х гг. Целью их формирования было развитие производства и отраслей промышленности, логистики и туризма. Первоначальный опыт реализации ОЭЗ в РФ не произвел должного эффекта для экономики страны: данные зоны функционировали как оффшорные ? резиденты, получая дивиденды от нахождения в зоне, продолжали свою деятельность за их пределами. Отсутствие нормативно-правовой базы также стало одним из препятствий на пути развития первых ОЭЗ в РФ.

    Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах вРоссийской Федерации» (ФЗ № 116), в Российской Федерации могут функционировать следующие виды ОЭЗ: промышленно-производственные зоны (ППЗ), технико-внедренческие (ТВЗ), туристско-рекреационные (ТРЗ), портово-логистические (ПЛЗ). На данный момент в России создано 23 особые экономические зоны.

    В сравнении с международными тенденциями в России насчитывается небольшой удельный вес технико-внедренческих свободных экономических зон и большая доля туристских. Также следует отметить небольшое количество свободных экономических зон в Российской Федерации, в мире же их насчитывается несколько тысяч. Кроме того, например, особые экономические зоны в виде промышленных парков функционируют в Европе более 100 лет, в азиатских государствах почти 50 лет, наиболее эффективный опыт их развития отмечается в Восточной и Западной Европе, Сингапуре, Турции, Японии. В России история промышленных парков насчитывает чуть более 10 лет. Еще немаловажным отличием российской действительности от опыта развитых государств является небольшое количество предпринимательских структур на территории свободных экономических зон, причем в Китае, например, общее число предприятий, зарегистрированных в СЭЗ, примерно 45 тысяч, что составляет 18% от всех предприятий в стране.

    Для каждой свободной экономической зоны, функционирующей на территории Российской Федерации, характерны следующие особенности.

    1.Применение различных стимулов (особый таможенный режим; особые формы государственных гарантий), преференций (упрощенный порядок лицензирования и регистрации резидентов на территории свободных экономических зон; упрощение режима въезда-выезда иностранных граждан; отсутствие проверок государственными контролирующими органами) и льгот (налоговые льготы, снижение арендной платы за использование земельных участков и производственных помещений; утверждение пониженных тарифов на жилищно-коммунальные услуги; кредиты по сниженным процентным ставкам идр.), формирующих максимально благоприятные условия для ведения бизнеса и вложения финансовых ресурсов (таблица 2.1).

    2.Наличие специализированной системы управления свободных экономических зон (государственных органов), имеющих право принимать самостоятельные управленческие решения и проводить их реализацию.

    3.Обеспечение поддержки функционирования проекта свободных экономических зон на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном и на уровне органов местного самоуправления).

    4.Максимальная открытость свободных экономических зон для вливания иностранных и российских финансовых ресурсов.

    Процесс создания ОЭЗ рассматривается как основополагающий структурный элемент при реализации принципов открытой рыночной экономики. Функционирование ОЭЗ взаимосвязано с активизацией и либерализацией внешнеэкономической деятельности государства. В ОЭЗ экономика обладает высоким уровнем открытости международному сообществу и взаимосвязям иностранных партнеров, а инвестиционный, налоговый и таможенный режимы характеризуются благоприятным климатом для внутренних и внешних инвестиционных вложений.

    Таблица2.1

    Сравнительный анализ предоставления налоговых льгот для резидентов свободных экономических зон по сравнению с налоговыми ставками в России

    На территории каждой особой экономической зоны действуют инвестиционные площадки, формирующие комфортные условия для прямых инвестиций с учетом соблюдении принципов целесообразности и экономической эффективности, здесь также формируются условия для роста внебюджетного финансирования и развития механизмов государственно-частного партнерства (рис.2.1).

    Рис.2.1. Условия ведения предпринимательской деятельности для резидентов
    свободных экономических зон в Российской Федерации
    В настоящее время в российских ОЭЗ ведут предпринимательскую деятельность представители следующих стран: Германии, Австралии, Финляндии, Тайваня, США и др. (таблица2.2).

    Таблица 2.2

    Резиденты, ведущие предпринимательскую деятельность в РФ

    Таким образом, создание ОЭЗ принято считать доказательством желания государства открыть иностранному капиталу если не всю экономику, то экономику отдельных территорий для локального, частичного использования открытости и особого инвестиционного климата в виде особой зоны. Последние тенденции в глобальной экономике демонстрируют усиление острой конкурентной межнациональной борьбы в области таможенных, налоговых и других видов льгот, которые предоставляются для привлечения финансовых ресурсов (которые, как общеизвестно, ограничены) из других государств. Массовое применение различного вида льгот и преференций, установленных национальными законодательствами, стало носить название «налоговой революции». При этом ОЭЗ в данном процессе играют существенно значимую роль.


    2.2.Оценка эффективности функционирования
    свободных экономических зон вРФ
    Оценка эффективности функционирования свободных экономических зон за период с начала их функционирования осуществлена в отношении зон, созданных до 1 июля 2014 года, в соответствии с пунктом 5 Правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. №491 «Обутверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (таблица 2.3).

    Таблица 2.3

    Показатели эффективности деятельности свободных экономических зон вРоссии
    (за период сначала функционирования)

    На момент проведения оценки эффективности свободных экономических зон планы развития, определяющими значения основных целевых показателей деятельности и эффективности функционирования свободных экономических зон, не утверждены по зонам портового типа в Мурманской области и Хабаровском крае, а также по зонам туристско-рекреационного типа в Иркутской области, Приморском крае и СЭЗ, входящих в состав туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе, Краснодарском крае, Ставропольском крае и Республике Адыгея, за исключением СЭЗ, созданной на территории Чеченской Республики. В таблице 2.4 представлены баллы за выполнение плановых показателей СЭЗ в РФ.

    Таблица 2.4

    Баллы за выполнение плановых показателей свободных экономических зон
    в Российской Федерации

    (в соответствии с п.5 Правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491 «Обутверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон»)

    Практика показывает, что в России успешно функционируют промышленно-производственные свободные экономические зоны, среди которых преобладают «Липецк» (Липецкая область) и «Алабуга» (Республика Татарстан), результаты приносят также «Титановая долина» (Свердловская область), «Моглино» (Псковская область) и «Людиново» (Калужская область), среди технико-внедренческих ОЭЗ следует выделить ОЭЗ «Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), где сформировано ядро фармацевтического кластера, а также ОЭЗ «Дубна» (Московская область), являющаяся нанотехнологическим кластером. Что касается туристско-рекреационных и портово-логистических ОЭЗ, то стоит выделить ТРЗ в Алтайском крае и ПЛЗ в Ульяновской области, которые добились положительных результатов по состоянию на 1 июля 2014 г. Отдельно стоить отметить туристко-рекреационные зоны в Карачаево-Черкесской Республике (входящей в туристический кластер в СКФО) и в Иркутской области, которые, несмотря на отсутствие плана развития, на месте не стояли (рис. 2.2, 2.3).

    К неудачным примерам создания туристско-рекреационных зон следует отнести ТРЗ в Чеченской Республике (входящую в туристический кластер в СКФО), в Республиках Алтай и Бурятия, которые пока не достигли прогнозных значений.

    Рис.2.2. Общий объем осуществленных инвестиций на территории свободных экономических зон (вт.ч. капитальных вложений) (млн. рублей)

    Рис. 2.3. Количество рабочих мест, созданных резидентами СЭЗ на территории свободных экономических зон (ед.)

    Таким образом, свободная экономическая зона в рыночных условиях исполняет роль особого катализатора динамичного и интенсивного развития экономики региона, обеспечивающего ускоренный экономический рост субъектов хозяйствования и территории в целом. При этом следует помнить, что мировой опыт показывает необходимость создания локальных точек роста для депрессивных регионов с целью повышения инвестиционной и предпринимательской активности по оказанию положительного воздействия на расположенные рядом территории.

    В России нередко можно наблюдать создание свободных экономических зон в регионах, где реальные условия развития не отвечают необходимым требованиям, то есть в России при принятии решения о формировании свободных экономических зон предпочтение отдают регионам с высоким уровнем социально-экономического развития.

    В результате подобных решений происходит перелив трудовых ресурсов и финансового капитала из наименее развитых регионов в более развитые, где создаются «точки роста». В таком случае особая экономическая зона представляет собой дестабилизатор социально-экономической системы региона, негативно влияющий на ее состояние посредством реаллокации региональных ресурсов, проявляющейся в нарушении межрегионального структурного равновесия, деградации структурных компонентов национальной экономики, разрушении экономических производственных межрегиональных взаимосвязей и усилении социально-экономического неравенства.

    В Российской Федерации оказалась ошибочной и практика реализации свободных экономических зон в виде массовых кампаний по всей территории субъекта федерации. В результате получилось, что они превратились вместо «точек роста» в таможенные и налоговые «черные дыры», с помощью которых происходило бегство капитала от эксплуатации природных ресурсов. Такие зоны были законодательно организованы в Ингушетии, Калмыкии, Угличе, на Байконуре и других регионах, требовавших инвестиций. В итоге никакие инвесторы туда не пришли.

    Следует отметить, что наблюдающиеся интеграционные процессы в экономике различных государств требуют дальнейшего развития и совершенствования законодательства об свободных экономических зонах и, в первую очередь, утверждения адекватного уровня мероприятий государственной поддержки потенциальных владельцев капитала для формирования равнозначных конкурентных возможностей всех субъектов взаимодействия свободных экономических зон. При этом в процессе совершенствования механизмов создания, развития и управления свободными экономическими зонами, а также выработки в России экономических инструментов мотивации для возможных резидентов свободных экономических зон необходима гармонизация российского и иностранного законодательства в данной сфере. Большое внимание нужно также обратить на мероприятия государственной поддержки регионам, обеспечивающие соответствие принципам, используемым в потенциальных странах-партнерах.

    Не стоит пренебрегать и тем, что положительное влияние на развитие российских особых зон окажет более тесное сотрудничество со странами, являющимися лидерами в области высоких технологий, и приглашение нескольких ведущих иностранных компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке высоких технологий.

    В качестве мер по улучшению функционирования ОЭЗ в России российскими практиками в данной области рекомендуется также:

    ?активизировать экономику регионов, путем привлечения иностранного капитала;

    ?повысить уровень занятости населения и подготовить высококвалифицированные кадры;

    ?создать современную рыночную инфраструктуру;

    ?обеспечить рост экспортного потенциала страны;

    ?организовать производство и поставки на внутренний рынок высококачественных импортозамещающих товаров.

    В связи с этим представляется необходимым научно обоснованное принятие решений по созданию свободных экономических зон в том или ином регионе, базирующихся на оценке всех возможных последствий принимаемого решения, прогнозировании развития всех отраслей экономики региона и прилегающих территорий, жизнедеятельности населения, развития финансовых и товарных рынков, а также на всестороннем исследовании возможности поступательного развития экономики Российской Федерации в целом.


    Заключение


    В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. Создание свободных экономических зон действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

    Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.

    В Российской Федерации такие зоны получили название особые особые экономические зоны (ОЭЗ), согласно российскому законодательству это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

    Но, тем не менее, в России свободные экономические зоны остаются понятием новым, вокруг которого ведутся острые дискуссии. И до сих пор не существует единого мнения, связанного с размерами и типами ОЭЗ, механизмом их деятельности и системой управления. Это связано с неэффективностью результатов создания ОЭЗ на территории РФ и целесообразностью их создания в дальнейшем в нашей стране.

    В целом процесс создания и функционирования особых экономических зон в РФ происходил непоследовательно и беспорядочно, во-первых, из-за отсутствия до 2005 года законодательной базы, во-вторых, из-за постоянной борьбы и несогласованности в действиях между регионами и центром при предоставлении льгот и привилегий ОЭЗ, а также за контроль над ними.

    На сегодняшний день в России существует четыре типа свободных экономических зон: промышленно-производственные зоны (ППЗ), технико-внедренческие (ТВЗ), туристско-рекреационные (ТРЗ), портово-логистические (ПЛЗ).

    Подводя итог, можно сказать, что наличие или создание особой экономической зоны ещё не говорит о том, что конкретный регион выйдет вперед. В России в данной сфере существует ещё множество проблем. Но осознание всей значимости сохранения и усиления геостратегической роли Дальнего Востока для укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе продуцирует все новые и новые инициативы российского правительства по успешному решению этой задачи. Безусловно, все они требуют глубоких политико-экономических обоснований с участием экспертного сообщества и дальневосточного населения. Безусловно, на этом направлении предстоит сделать многое, потому что для повышения эффективности функционирования ОЭЗ необходимы постоянные совершенствования и преобразования.


    Список использованных источников и литературы


    1. Обособых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.11.2016).
    2. АбдулманаповС.Г. Особые экономические зоны в обеспечении развития республики Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. 1. С.47-54.
    3. БезиковаЕ.В. Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонах на территории Западной Сибири //Вестник Томского государственного университета. 2011. 346. С.92-94.
    4. БогуславскийМ.М. Международное частное право. 5-е изд. М.: Юрист, 2014. 648с.
    5. ДанькоТ.П., ОкругЗ.М. Свободные экономические зоны. М: ЮНИТИ, 2012. 328с.
    6. ДелюксТ. Свободные экономические зоны как форма привлечения прямых иностранных инвестиций и диверсификация экономики //Электронный научный журнал «Исследовано вРоссии». Режим доступа: #"justify">ДоНара. Свободные экономические зоны как территориальная подсистема национальной экономики: проблемы формирования и функционирования. Иваново? Изд-во ИвГТУ, 2005. 197с.
    7. ЕрохинаЕ.В. Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. 36 (321). С.12-29.
    8. ЗименковР.И. Свободные экономические зоны. М.: Юнити-Дана, 2012. 224с.
    9. КапустинВ.Р. Свободные экономические зоны //Лаборатория книги, 2009. С.28-30.
    10. КовалевскаяО.А., ПавловК.В. Организация и функционирование свободных экономических зон вРоссии. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 139с.
    11. КовалевскаяО.А., ПавловК.В. Организация и функционирование свободных экономических зон вРоссии. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 189с.
    12. ЛемешкоМ. Свободные зоны не свободны от кризиса //Деловые люди. 1999. 3. С.44-46.
    13. Меджидов З.У. Перспективы создания и развития особых экономических зон на территории РФ //Научный поиск. М.: Норма, 2015. С. 37-39.
    14. МеджидовЗ.У. Особенности функционирования и оценка эффективности свободных экономических зон в Российской Федерации //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. 1. С.54-70.
    15. Международные экономические отношения: Учебник /Под ред. Б.М.Смитиенко. М.: Инфра-М, 2013. Гл. 18. 510с.
    16. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Гл. 3. С.35.
    17. О результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования. Отчет Министерства Экономического Развития РФ. 2014. URL: #"justify">ОвчинниковаС.Г. Зоны свободного предпринимательства: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2001. 123с.
    18. ПавловП.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание //Административное и муниципальное право. 2014. 6. С.520-532.
    19. ПередковаИ.В. Организационно-экономический механизм формирования особой экономической зоны //Социально-экономические явления и процессы. 2013. 9 (55). С.93-97.
    20. ПередковаИ.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона //Социально-экономические явления и процессы. 2013. 11 (057). С.89-92.
    21. ПономаревВ.Н. Зоны инновационного развития в структуре национальной инновационной системы: мировая и отечественная практика //Общественные науки. 2011. 2. С.182-187.
    22. РыбалкинВ.Е., ЩербанинЮ.А. Международные экономические отношения. М.: Академия, 2006. 390с.
    23. РязанцеваМ.В. Оценка эффективности деятельности особых экономических зон //Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2014. 5. С.93-98.
    24. СоловьеваЖ. Особые экономические зоны как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций //Международная экономика. 2007. 3. С.32-34.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Свободные экономические зоны в национальной экономике: формирование и проблемы развития ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.