Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основные законы в сфере социальной работы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Основные законы в сфере социальной работы
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    25.02.2017 4:07:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение31 История развития социального законодательства в области социальной работы

    51.1 История развития нормативно-правового обеспечения социальной работы

    51.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

    82 Анализ основных законов в сфере социальной работы112.1 Законодательство в области социальной защиты малообеспеченных

    112.1 Законодательство в области социальной защиты инвалидов153 Особенности формирования и развития системы законодательства в области подготовки кадров для социальной работы

    193.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе193.2 Проблемы современного этапа подготовки кадров для социальной работы

    24Заключение28Библиографический список30










    Введение


    Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина.

    Основным объектом социальной работы является рост благосостояния наиболее незащищенной части населения. Она охватывает преимущественно тех, кто, не обладая адекватными материальными источниками жизнеобеспечения в виде достаточных сбережений и. особенно, от продажи своей рабочей силы на рынке труда, не способен к самостоятельному выживанию.

    Развитие экономических преобразований в России потребовало введения новых социальных технологий, обеспечивающих недопущение бедности, защиту наиболее уязвимых слоев населения, семей и граждан. Сегодня система социальной защиты превратилась в самостоятельную, разветвленную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, располагающую территориальными органами управления во всех субъектах Российской Федерации, городах и районах, сотнями специализированных учреждений социального обслуживания, тысячами отделений социальной помощи на дому, где занято около 380 тыс. работников и специалистов.

    Являясь практической деятельностью по реализации важнейших направлений социальной политики государства, социальная защита в качестве основной цели в настоящее время имеет обеспечение социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, иных незащищенных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране, а также предупреждение социальных рисков, создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, используя личные ресурсы обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

    Цель работы: изучить особенности российского социального законодательства в области социальной работы.

    Задачи работы:

    - рассмотреть историю развития нормативно-правового обеспечения социальной работы

    - дать анализ основных законов в сфере социальной работы

    - выявить особенности формирования и развития системы законодательства в области подготовки кадров для социальной работы

    Объект исследования: законодательство в области социальной работы.

    Предмет исследования: российское социальное законодательство в области социальной работы.

















    1 История развития социального законодательства в области социальной работы

    1.1 История развития нормативно-правового обеспечения социальной работы


    Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.

    ВРоссии социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения.

    Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:«О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства»(4 апреля 1992 г.),«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.»(4 апреля 1992 г.),«О защите прав потребителей»(7 февраля 1992 г.),«О повышении минимального размера оплаты труда»(21 апреля 1992 г.),«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат»(21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента«О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.»и др.

    Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению.
    Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.
    Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

    В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

    В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

    Постановление Совета Министров РСФСР, указы Президента Российской Федерации, а затем принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.

    Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве.

    В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание. Тем не менее значение вопросов правового регулирования социальной работы, обслуживания не только не уменьшилось, но даже возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проекта федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей», государственных стандартов социального обслуживания и других актов.

    Утвержденные вначале Правительством РФ, а затем указом Президента РФ федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997-1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.

    В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.


    1.2 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации


    Спецификой правового обеспечения социальной работы является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни.

    Цель и задачи правового обеспечения социальной работы определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это - соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность. Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации.

    Нормативно-правовая база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственную поддержку добровольной общественной деятельности по оказанию услуг и помощи населению.

    Конституция РФ содержит определение РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Глобальной задачей социально ориентированной экономики нашей страны является деятельность по социальной защите всех социально-демографических групп населения. Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны. Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.

    Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

    На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.

    Основные федеральные акты - это Конституция РФ и федеральные конституционные законы: Гражданский кодекс, Семейный, Трудовой и другие кодексы; федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ, от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др. Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

    На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.

    На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

    На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе (положения о различных центрах социального обслуживания граждан).



    2 Анализ основных законов в сфере социальной работы

    2.1 Законодательство в области социальной защиты малообеспеченных


    В основу социальной работы с малообеспеченными семьями, считают исследователи, должны быть положены следующие требования:

    - предупреждение причин, порождающих проблемы малообеспеченных семей;

    - содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения малообеспеченных семей;

    - соблюдение равенства и возможностей малообеспеченных семей при получении социальной помощи и услуг;

    - дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп малообеспеченных семей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

    - выявление индивидуальных потребностей малообеспеченныхсемей социальной помощи и обслуживании;

    - адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия малообеспеченных семей в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

    - использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд малообеспеченным семьям;

    - обеспечение информированности малообеспеченных семей, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

    Основные направления государственной политики в социальной поддержке малообеспеченным гражданам определяются в нескольких федеральных нормативных правовых актах. Одним из них является Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. Он установил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг.

    Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров заработной платы и пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для малообеспеченных граждан. Это касается предоставления дополнительных льгот по социальному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

    Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определено, что субъектами Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным малообеспеченным семьям должны быть установлены:

    - скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

    1. бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
    2. бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
    3. прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
    4. бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
    5. бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
    6. один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

    Право определения категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, предоставлено субъектам Российской Федерации. Реализация льгот и преимуществ малообеспеченных граждан, возложенная большей частью на субъекты Российской Федерации, стала практически невозможной в полном объеме вследствие ограниченных бюджетных возможностей. Наряду с этим, обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования, включая пересмотр и признание утратившими силу ряда нормативных правовых актов о льготах и компенсациях.

    Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2011 г. № 149-пр О предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья» устанавливает правила предоставления молодым семьям - участникам долевого строительства жилья в Хабаровском крае дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка в целях повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в крае.

    Дополнительная социальная выплата предоставляется Молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка в размере пяти процентов от стоимости приобретенного жилья за счет средств краевого бюджета на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа).

    Молодой семье может быть отказано в предоставлении дополнительной социальной выплаты в текущем году в случае:

    - достижения одним из супругов (родителем - в неполной семье) возраста 36 лет (возраст определяется на момент рождения ребенка);

    - непредставления или представления не в полном объеме документов

    - не проживания ребенка с родителями в приобретенном жилье;

    - недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

    Одним из условий предоставления гражданину жилищной субсидии является его способность оплатить разницу между стоимостью приобретаемого жилья и суммой жилищной субсидии за счет личных сбережений, продажи принадлежащего гражданину имущества либо за счет кредита банка. Невыполнение данного требования может являться основанием для отказа гражданину в выделении жилищной субсидии либо аннулирования выданного гражданину именного свидетельства. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальное пособие, материальная помощь, компенсация расходов и др.), натуральной помощи (оздоровление граждан, проведение мероприятий).




    2.1 Законодательство в области социальной защиты инвалидов


    Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

    Правовой статус лиц, с ограниченными возможностями определяется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определил основные направления социальной защиты инвалидов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность органов управления всех уровней власти и подведомственных им учреждений социальной сферы. Органы управления в обязательном порядке должны проводить работу по обеспечению доступной для данной категории граждан среды жизнедеятельности, обеспечивать их занятость, материальную поддержку и т.п.

    Закон гарантирует оказание квалифицированной медицинской помощи детям-инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Обучение детей-инвалидов организовано в соответствии со ст. 2 п. 3; ст. 5 п. 1, 3, 5; ст. 15 п. 7 Закона РФ "Об образовании" в части гарантированного права каждому несовершеннолетнему получить образование в той форме, которая наиболее соответствует его психофизическим возможностям.

    Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки ( ст. 19 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
    В законе сказано, что специальное образование это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивилизирующих методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка.
    Специальное образование помогает детям-инвалидам развить свои психические и физические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Для таких обучающихся проектируются техникумы, профессиональные учебные заведения (ПТУ), а так же учебные заведения смешенного типа ПТУ-техникумы.

    Основные зоны техникумов и ПТУ: учебная, учебно-производственная, физкультурно-оздоровительная, отдыха, хозяйственная, жилая (при наличии жилых корпусов для учащихся инвалидов непосредственно на территории учебного заведения).

    Законы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет. Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованию любого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества.

    Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

    В целях обеспечения государственных гарантий по созданию условий для получения детьми-инвалидами образования в Хабаровском крае совершенствуется нормативно-законодательная база: Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 14.02.2005 № 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся". Данный Закон регламентирует предоставление дополнительных социальных гарантий обучающимся в краевых учебных заведениях. Кроме этого, приняты постановления Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 № 64 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размерах компенсации затрат родителей на эти цели"; от 14.03.2005 № 55 "Об утверждении Перечня специальных образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"; от 31.08.2005 № 105-пр "Об утверждении порядка обеспечения детей-инвалидов, обучающихся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, специальными учебными пособиями и учебной литературой и пользования услугами сурдопереводчиков".

    Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».

    Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получение детьми-инвалидами медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

    Целью программы «Социальная защита инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры. Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

    3 Особенности формирования и развития системы законодательства в области подготовки кадров для социальной работы

    3.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе


    В настоящее время в России формируется разветвленная система непрерывного образования, включающая довузовское (школьное, среднее специальное в рамках колледжей и училищ), вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней: незаконченное высшее (два года обучения); второй уровень высшего профессионального образования бакалавриат (не менее четырех лет обучения); подготовка специалистов (не менее пяти лет обучения); магистратура (шестилетнее, как минимум, обучение). Кроме того, на послевузовской основе возможна подготовка кадров высшей научной и педагогической квалификации через систему аспирантуры и докторантуры, а также профессиональная переподготовка и дополнительные виды подготовки и повышения квалификации.

    Обучение специалистов социальных служб соотносится с этими формами, подчиняясь сложившимся внутри них правилам содержательного и временного наполнения. В то же время очевидно, что специфика социальной работы не может не внести определенных коррективов в подготовку кадров соответствующего профиля, осуществляемую на каждом из уровней.

    В настоящее время около 70 учебных заведений в России ведут подготовку и переподготовку специалистов для социальной сферы. Имеются определенные успехи, выявился ряд трудностей. Естественно, что при становлении нового вида образовательной деятельности весьма внимательно изучался опыт стран, в которых такое обучение имеет уже длительную историю.

    Анализ существующих подходов к подготовке специалистов в области социальной работы в таких странах, как Швеция, Норвегия, Канада, США, Германия, Великобритания, показывает, что подготовка социальных работников организовывается там в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые накладывают свой отпечаток на характер такой подготовки (например, сочетание конфессионального и светского начал, попечительство и благотворительность, приоритет государственных или частных социальных служб и т.п.). Эта подготовка осуществляется на разных уровнях и в различных формах (курсы, школы, колледжи, университеты) последовательно, с четко определенной целью и областью компетенции каждого из них. При этом существенно отметить, что методические вопросы подготовки разработаны более полно, чем теоретические.

    Учитывая зарубежный опыт организации социального обучения, а также солидный российский опыт подготовки специалистов других коммуникативных профессий, следует рассмотреть специфику процесса обучения социальных работников применительно к современному уровню развития образования в России.

    Прежде всего следует отметить, что при подготовке в вузе специалистов по социальной работе возникают проблемы двух видов.

    Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития российского общества (проблемы репродуктивности обучения, его низкая практическая ориентированность, отсутствие тесных междисциплинарных связей и т.д.). Дело в том, что для реформы образования характерны трудности, связанные с формированием новых социально-экономических отношений, что непосредственно отражается на содержании и методах обучения.

    Во-вторых, подготовка в российских вузах специалистов по социальной работе не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Начиная с нуля ее организаторы часто переносят опыт подготовки по другим специальностям, тогда как для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки от изучения социального заказа (маркетинг) до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

    Для разработки общей концепции подготовки социальных работников как субъектов профессиональной деятельности исходным положением является определение ее цели. В самой общей постановке вопроса цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем. Соответственно, основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию.

    По своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанной отношениями типа человек человек. Ее непосредственный субъект социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, правовой и административной защиты, коррекции поведения и др. Это специалист, который по мировым стандартам может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства (управление, материально-техническая и правовая помощь нуждающимся, подготовка специалистов по социальной работе). Такой специалист в силу вышеизложенного должен освоить в процессе подготовки большой и разнородный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений в области координации, управления, организации, диагностирования, анализа проблемных жизненных ситуаций, коммуникации, коррекции и реабилитации.

    Совершенно очевидно, что подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Но важно подчеркнуть, что многие исследователи предпринимают попытки разработать различные модели подготовки специалистов. Среди них наиболее полной является модель, предложенная профессором И.А. Зимней.

    Приведем ее основные положения:

    1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по ступеням (уровням), последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

    2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

    3. Подготовка специалистов в области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. Первый уровень ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. Второй уровень исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. Сюда входят соотношение теоретического и практического обучения, взиамодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Третий уровень саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

    4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, а также формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

    5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность и многое другое.

    Изложенные выше положения определяют содержательную методологическую основу подготовки социальных работников, процесс которой по названным выше уровням был представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки. В каждом блоке есть определенный совокупный субъект и некоторый предмет этой деятельности, ее содержание. Отметим, что, рассматривая подготовку специалиста по социальной работе, мы имеем в виду подготовку «по вертикали», т.е. четырехлетнюю подготовку в вузе, тогда как модуль социальная работа «по горизонтали» в общетеоретической гуманитарной подготовке подчиняется более общей схеме.

    В деятельности по подготовке специалистов участвует совокупный субъект, в структуру которого включены административные, научные подразделения, коллективы кафедр, преподаватели и сами студенты. В структуре вузовской подготовки социального работника, как внешней форме системы подготовки, было выделено три уровня, включающие одиннадцать относительно самостоятельных блоков.

    Каждая специализированная деятельность включает в себя различные коммуникативные, профессионально-предметные и интерактивные качества, необходимые для работы в системах человек человек, человек природа, человек знак, человек образ, человек техника (Е.А. Климов), но в ней доминирует какая-то одна из названных выше схем, что предполагает учет большой совокупности психологических и социально-психологических факторов, связанных с самим характером взаимодействия.


    3.2 Проблемы современного этапа подготовки кадров для социальной работы


    Распространение форм вечернего и заочного обучения свидетельствует о возрождении интереса к учебе и потребности в ней ведь те, кто выбрал такой вид обучения, не получают никаких дополнительных привилегий, а на себя берут достаточно серьезные обязательства. Например, выезд на сессию и проживание в гостинице или общежитии чрезвычайно обременительны для бюджета студента. Однако, к сожалению, здесь есть свои противоречия, также обусловленные моментом.

    Все заочные формы обучения предполагают обеспечение студентов учебниками, пособиями, планами и программами. Между тем дефицит учебно-методических материалов в сфере обучения социальной работе обусловлен не только начальным этапом становления науки, когда написание учебников представляет определенные сложности, но и просто экономическими трудностями вузов, для которых размножение программ, печатание учебников превращаются иногда в почти непосильную деятельность.

    К сожалению, говорить в наличии доступной и надежной инфраструктуры передачи информации в нашей стране явно преждевременно. Почтовые, телефонные и прочие коммуникации очень дороги и, главное, ненадежны, поэтому текущий контроль за ходом и результатами работы студента затруднен.

    Возрастание в столь неблагоприятных условиях интереса к обучению и потребности в получении профессионального образования свидетельствует о том, что люди, поступающие учиться, движимы очень сильной мотивацией. Для оказания им содействия в приобретении образования создаются определенные инновационные формы, ориентированные на различные способы облегчения доступа индивидов к образованию.

    Среди них в первую очередь следует отметить многоуровневую систему социального образования, в организации которой пытаются использовать модульный принцип, когда обучающийся может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не в едином образовательном подходе, а разновременно и последовательно набирая необходимые «блоки». Действительно, изменившиеся жизненные обстоятельства могут вынудить студента прервать на время учебу. Но проучившись два года, он уже является обладателем относительно завершенной стадии высшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»). При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организация обучения ближе всего к типу «открытого института», являющегося признанной формой устройства системы непрерывного образования взрослых.

    Аналогичный подход возможен также при повышении квалификации: если сотрудники социальных служб не могут сразу оторваться от работы на тот срок, который предусмотрен требованиями этого вида дополнительной подготовки (от 72 до 100 часов краткосрочное повышение квалификации; от 101 до 500 повышение квалификации; от 501 до 1000 часов профессиональная переквалификация), они могут «накопить» нужное количество часов и, соответственно, необходимый набор учебных курсов за несколько циклов обучения. Другой прогрессивной системой социального образования можно считать организацию учебных филиалов известных вузов в тех регионах, где силами местных вузов не ведется подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе. Достоинство данной образовательной технологии в том, что индивиды могут получать образование без отрыва от производства и места жительства: не они едут к преподавателям, а преподаватели едут к ним.

    Развитие дистантных, т.е. осуществляемых на расстоянии, форм обучения вообще представляется объективной необходимостью. Можно предположить, что по мере улучшения материальной базы и совершенствования системы коммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального методического интрументария, с другой, будут расширяться такие виды обучения, которые основаны на применении компьютерной передачи информации, использовании электронных учебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реального времени.

    К сожалению, чем более эффективна машинная образовательная технология, тем большие требования она предъявляет к качеству оборудования, к самому наличию высококлассной техники. У нас же пока даже в Москве, безусловно выделяющейся на общем фоне, менее 10% всех семей имеют дома компьютер (в исследовании учитывались все модификации).

    Одной из удачных и наиболее распространенных методик является использование видеоматериалов от иллюстрации отдельных положений лекции фрагментом записи на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции непомерно дорого и недоступно ни социальной, ни образовательной сфере. Самодеятельные же видеофильмы нередко сильно проигрывают в качестве. Однако преимущество наглядности, а также тот факт, что видеомагнитофон перестал быть в нашем быту редкостью, обеспечивают подобной технологии большой потенциал развития.

    Конечно, приобщение к Интернету или другой глобальной информационной сети способно многократно усилить поисково-информационные возможности, однако в настоящих условиях доступ к ним пока достаточно редкое явление.

    Не требует больших средств или сложного технического оформления, но обещает большую отдачу технология государственного заказа создания учебных планов и реализации образовательных программ по специализациям, которые заказчики в лице федеральных или региональных органов социальной защиты считают особенно нужными и актуальными.

    Так, Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках программы «Дети-инвалиды» была организована разработка программ профессиональной переподготовки сотрудников социальных служб и целевое переобучение их силами ряда вузов с целью присвоения специализации «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Учебный процесс пользуется большим вниманием среди студентов, которые высоко оценивают значимость подобной переподготовки для своей будущей профессиональной деятельности.

    Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов - воспринять эти знания.








    Заключение


    Социальная работа - процесс сложный, противоречивый. Она включает взаимодействие общества и государства.

    Надо отметить, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная поддержка. Дадим характеристику каждой составляющей.

    Конституция Российской Федерации является базой всего текущего законодательства в России. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В соответствии с Конституцией каждому гарантируется право на труд, защиту от безработицы, а также на социальное обеспечение по возрасту, болезни и инвалидности и социальную защиту определенных категорий населения, определенных законодательством.

    На федеральном уровне разрабатывается и принимается система специальных нормативных актов, регулирующих деятельность органов управления различных территориальных уровней, специализированных государственных и муниципальных служб и отдельных учреждений, организаций и предприятий в сферах занятости, социального обеспечения и социальной защиты населения.

    Организация комплексной социальной работы прежде всего зависит от государства. Основные направления государственной политики в социальной поддержке малообеспеченным гражданам определяются в федеральных нормативных правовых актах.

    Согласно Конституции России, социальная защита населения, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения государства и его субъектов. Это значит, что в пределах своих полномочий Хабаровский край, как и любой другой субъект, имеет право законодательного регулирования в сфере взаимоотношений по данным вопросам, принятия законов и иных нормативно - правовых актов, не противоречащих Конституции. Если какие-либо отношения не урегулированы федеральным законодательством, субъекты могут принимать собственные нормативно-правовые акты. Проблема заключается в том, что в настоящее время нет нормативно-правовых документов о разграничении и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, особенно в сфере бюджетно-налоговых и кредитно-финансовых отношений. Это в серьезной степени затрудняет реализацию федеральных законов и принятие законов субъектов Федерации в области социальной защиты населения, так как государственные меры требуют соответствующего финансирования.

    Реализация льгот и преимуществ малообеспеченных граждан, возложенная большей частью на субъекты Российской Федерации, стала практически невозможной в полном объеме вследствие ограниченных бюджетных возможностей. Наряду с этим, обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования, включая пересмотр и признание утратившими силу ряда нормативных правовых актов о льготах и компенсациях.




    Библиографический список




    1. Айзинова И.М. Малообеспеченность: старые проблемы и новые тенденции // Пробл. прогнозирования. - 2011. - №6. - С.103-114.
    2. Бедность в Российской Федерации и роль социальной политики в ее сокращении // Общество и экономика. - 2012. - №4. - С.45-62.
    3. Беличева, С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной работы / С. А. Беличева //Российский журнал социальной работы.- 2012.- № 1.- с. 25-28.
    4. Белоусова С. Анализ уровня бедности // Экономист. - 2009. - №10. - С.64-71.
    5. Блинов А. Проблема бедности в России / А.Блинов, А.Сидорова // Экономист. - 2012. - №6. - С.62-67.
    6. Головачев В. Жизнь по минимуму. Почему у нас нет программы борьбы с бедностью? // Труд. - 2013. - 17 окт. - С.3.
    7. Гордон, Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон // Социс. - 2015.- № 8-9.- с. 12-14.
    8. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. 2014.- №9. С. 11.
    9. Гудим, Н. Фонд социальной поддержки населения / Н. Гудим // Социальная работа.- 2009.- №3.- с.24-27.
    10. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н.Новгорд, изд. НГМА, 2014. С. 24
    11. Декларации о правах инвалидов .- М.: ООН, 1975.
    12. Дементьева, Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. Тюмень: Тюменский государственный ун-т, 2010.- 91с.
    13. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев М.: Владос, 2010.- 208с.
    14. Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами / Л. Я. Дятченко. - М.: Приор, 2013.- 412с.
    15. Клишин А.А., Щугаев А.А. Экономико-правовые предпосылки усиления социальной защиты граждан Российской Федерации. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2014. 344 с.
    16. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. М.: Владос, 2010.- 456с.
    17. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2013.- 400с.
    18. Русанова Н.М. Социальные процессы и социальная политика. М.: Изд. МСГУ «Союз», 2013. С. 54
    19. Саппс, С. Опыт социальной работы / С. Саппс, К. Уэллс. - М.: Институт социальной работы, 2011.- 236с.
    20. Система социальной защиты пожилых граждан и инвалидов // Социальная работа.- 2014.- №1.- с.2-62.
    21. Сметанин, Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. Н. Сметанин // Социс.- 2010.- № 4.- с. 31-33.
    22. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова.- Ростов н/Дону. : Феникс, 2009.- 416с.
    23. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. М.: Институт социальной работы, 2012.- 326с.
    24. Социальная сфера. Политическое и духовное развитие общества.- М.: Тускарора, 2011.- 246с.
    25. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. -М.: Омега-Л, 2014.- 624с.
    26. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. - М.: Деловая книга, 2014.- 346с.
    27. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М.: Приор, 2015.- 318с.
    28. Технология социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Норма, 2012.- 386с.
    29. Фирсов М.В. Теория социальной работы/ М. В. Фирсов.- М.: Норма, 2011.- 426с.
    30. Холостова Е. Азбука общения с пожилыми людьми // Социальная работа.- 2012.- №1.- с.41-43.
    31. Янкова З. А. Создание групп взаимопомощи важнейшее направление социальной работы //Социальная работа с семьей. М.: Центр, 2014.- 318с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основные законы в сфере социальной работы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.