Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социальное развитие и прогнозирование крупного города

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Социальное развитие и прогнозирование крупного города
  • Предмет:
    Планирование, прогнозирование
  • Когда добавили:
    26.12.2017 16:36:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ3

    Глава 1. Основы планирования и прогнозирования социального развития крупного города5

    1.1 Понятие и основные виды планирования5

    1.2 Прогнозирование и регулирование социального развития в условиях рыночной экономики8

    Глава 2. Состояние социальной сферы Волгоградской области, её прогнозирование и планирование развития13

    2.1 Показатели, характеризующие уровень жизни населения в Волгоградской области13

    2.2 Основные задачи прогнозирования и планирования социального развития в переходный период в России18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ27

    Список источников информации29




    ВВЕДЕНИЕ

    Быстрое развитие и научно-технический прогресс все чаще приводят к планированию и прогнозированию на небольшие сроки. При этом многие планы так и остаются на бумаге.

    Актуальность этой темы связана с тем, что в крупных городах эффективность разработки и планирования обусловлена несколькими факторами:

    - из-за неопределенности будущего приходится связывать научные и реальные методы управления не с разработкой планов социально-экономического развития, а с социальным прогнозированием и самоорганизацией городских процессов;

    - прогнозирование крупных городов с помощью социальных нормативов, из-за их несовместимости характеристик жизнедеятельности и функционирования;

    - часто крупные провинциальные города имеют высокий социальный статус, который сочетается с полифункциональным развитием экономики.

    Вопрос социального прогнозирования вроде бы решен, т.к. принято множество законов, которые регулируют управление территорией. Но при этом, нельзя с большим процентом точности говорить о длительном прогнозировании при нынешних темпах развития и роста урбанизации.

    Целью данной работы является анализ особенностей прогнозирования и планирования развития в крупном городе.

    Эти цели будут достигнуты за счет рассмотрения таких задач, как:

    - рассмотреть понятие и основные виды планирования;

    - изучить прогнозирование и регулирование социального развития в условиях рыночной экономики;

    - проанализировать показатели, характеризующие уровень жизни населения в Волгоградской области;

    - сформулировать основные задачи прогнозирования и планирования социального развития в переходный период в России.

    Предметом исследования является крупный город, объектом исследования система планирования и прогнозирования.

    В данной работе будут рассмотрены вопросы о социальном развитии крупного города, методах подхода к социальному планированию и прогнозированию, методах анализа и выбора приоритетных направлений развития, стратегии социального развития крупного города.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Основы планирования и прогнозирования социального развития крупного города

    1.1 Понятие и основные виды планирования

    Планирование в самом общем смысле является одной из основных функций управления: это этап управленческого цикла, включающий в себя определение направлений, формулирование целей, определение пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей тех или иных процессов, а также создание четкой последовательности действий, ведущих к достижению поставленной цели (или целей).

    Различают следующие основныевиды планирования:

    1) по продолжительности периода планирования: долгосрочное (5 лет и более), среднесрочное (34 года), текущее (менее года);

    2) по степени творческого начала: стандартное, типовое, прогностическое;

    3) по целевой направленности: стратегическое, тактическое и оперативное;

    4) по применяемым методам: директивное, индикативное, адаптивное.

    Существуют различные методики управления, применяемые к местному самоуправлению. Наиболее распространенными видами планирования по этим методикам являются: стратегическое, бюджетное, рыночное, комплексное социально-экономическое. Без планирования развитие муниципального образования становится хаотичным, а управление превращается в реагирование на изменения внутренних и внешних факторов, субъектом управления становится не местная администрация, а случайные события.

    Прогнозирование это составление научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта изучения или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках достижения этих состояний в целях повышения эффективности управления. Прогноз при описании будущего строится на уже изученных и известных закономерностях развития.

    Прогнозирование наиболее широко применяется на этапе предварительной оценки ситуации при выборе управленческого решения.

    По временному принципу прогнозы подразделяются на оперативные (до одного года); краткосрочные (от 1 до 3 лет); среднесрочные (от 5 до 10 лет); долгосрочные (от 10 до 20 лет) и дальнесрочные (свыше 30 лет).

    Перечисленные типы прогнозов по продолжительности прогнозного периода отличаются друг от друга по содержанию и характеру оценки исследуемых процессов.

    В последние годы в практике управления социально-экономическими процессами стали широко применяться стратегические планы, стратегии развития.Стратегия это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение определенной цели и учитывающих состояние внешней среды. Стратегия предполагает также учет таких факторов, как неопределенность, случайность и риск.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ отнес к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (ст.?17).

    Муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельные субъекты экономической жизни, все больше становятся участниками социально-экономических процессов, занимаются своим развитием.

    Со становлением местного самоуправления и формированием рыночных отношений у местных органов власти возникла потребность в разработке стратегических планов развития муниципальных образований, особенно функционирующих на базе крупных городов.

    Традиционное планирование уже не справляется с требованиями современности.

    К примеру, муниципальные образования стали подготавливать стратегические планы, которые позволяют сделать механизм управления городом более открытым, дают возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выработке различных решений и их успешной реализации.

    Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени:

    1) вселяет в жителей уверенность в благополучном исходе преобразований;

    2) показывает широким кругам городской общественности, что усилия органов местных властей не только направлены на решение частных задач, но и устремлены в будущее с целью обеспечения своему городу устойчивого развития и процветания;

    3) дает основание верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться самым справедливым, эффективным и демократическим способом;

    4) содержит идеи, принципы городского развития, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;

    5) является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве;

    6) позволяет упорядочить и распределить всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы города предельно эффективным образом;

    7) привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе его разработки или реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами;

    8) помогает обеспечивать концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, наиболее перспективных для города;

    9) является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

    1.2 Прогнозирование и регулирование социального развития в условиях рыночной экономики

    Одна из главных проблем народнохозяйственного прогнозирования - разработка такой общей концепции социального развития, которая наряду с качественной содержательностью обладает достаточной количественной определенностью. Это означает, что подобная концепция должна включать в себя не только обоснование некоторой иерархической системы социальных установок, но и объемов материальных ресурсов, обеспечивающих их достижение.

    Наиболее освоенный аспект - это количественная характеристика различных сторон роста народного благосостояния: потребления, обеспеченности жильем, услугами здравоохранения, просвещения и т.д. Вместе с тем имеются стороны социальной жизни, представления о значимости которых еще только формируются, в связи с чем методические принципы социально обоснованных затрат пока отсутствуют. Здесь в первую очередь следует назвать такие аспекты социально-экономического развития, как изменение условий труда, сдвиги в соотношении внутренне содержательных и негативных сторон трудовых процессов; усилия по охране и улучшению среды обитания в самом широком смысле, включая природную среду, условия жизни в крупных городах, рекреационные возможности и т.д.

    Созданию системы показателей, адекватно отражающих важнейшие проблемы социального развития в долгосрочной перспективе, препятствует исключительная ориентация, при измерении изменений в уровне жизни, на потоки, отражающие сумму потребленных благ, и отсутствие удовлетворительных подходов к изучению движения запасов всей совокупности наличных социально значимых благ.

    Основные усилия сейчас направлены на совершенствование прогнозирования текущего потребления как главного на настоящем этапе элемента социальных целевых установок. В этой области в течение длительного времени применяется методология рационального потребительского бюджета. Развитие этой методологии идет в направлении учета реальных условий дифференциации доходов в будущем и в связи с этим использования не единственного бюджета, прелагаемого каждому члену общества независимо от его ожидаемых доходов, а некоторой системы бюджетов, предполагающей возможность обеспечения рационального образа жизни при различном уровне доходов. Такими могут быть:

    - рациональный потребительский бюджет социальных гарантий для нижних доходных групп населения;

    - бюджет достатка для групп со средними доходами;

    - специальный бюджет рационального потребления для тех, кто будет получать относительно высокие доходы.

    Нормативным оценкам желательного уровня потребления, очевидно, должны соответствовать нормативные представления о распределении доходов, социально целесообразном соотношении уровня доходов отдельных доходных групп населения. В этом направлении, однако, нет необходимого научного продвижения.

    Получение результатов, о которых говорилось выше, может позволить создать на нормативной основе прогнозный баланс, характеризующий дифференциацию доходов и потребления населения в перспективе. Соединение такого рода построений с аналогичными балансовыми описаниями в отчетном периоде предполагает решение ряда методических вопросов, в частности совместимости отдельных рациональных нормативов.

    Возможности их достижения по различным позициям неодинаковы. Прежде всего, это объясняется различной исходной базой, сложившимися тенденциями спроса и производства. Очевидно, что одни показатели после выхода на намеченный целевой уровень будут продолжать расти, в то время, как другие, еще не достигнут желаемой величины. Внесение коррективов в производство при этом неоправданно, поскольку отсутствуют аргументы, убеждающие в необходимости их совмещения в рамках одного бюджета.

    Понятие рациональных нормативов требует дополнения их представлениями о рациональных расстояниях между моментами их реализации (шкалой здесь может быть душевой доход). В любом случае в каждом рациональном бюджете реализация намеченных показателей "в среднем" должна означать совмещение как достигнутых, так и еще не достигнутых, а также реализованных с превышением норм. В то же время система рациональных норм может участвовать в расчетах не как единое целое, а только как набор рассредоточенных по временной шкале и шкале роста производства относительно изолированных показателей

    При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. В частности, цели жилищного строительства должны учитывать не только средние величины, но и корреспондирующий им (с учетом возможностей перераспределения жилья) нижний уровень обеспеченности. В известном смысле средние нормы должны быть производными от тех показателей, которые достигаются в границах нижнего интервала обеспеченности жильем. При этом особую роль должно играть развитие соответствующих статистических измерений, а также методов анализа распределения жилья, исследование динамических аспектов участия разных социальных и возрастных групп населения в использовании жилого фонда.

    Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

    Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

    Народнохозяйственный эффект роста доходов и потребления не исчерпывается только социальным эффектом как таковым. Повышение благосостояния является составным элементом механизма экономического роста. В повышении благосостояния находят выражение процессы, которые порождены отдаленными во времени сдвигами в структуре экономики. Они имеют долгосрочные последствия, обладающие существенной автономией и инерционностью. К этим сдвигам относится распространение шаг за шагом на все отрасли народного хозяйства таких форм развития производства, которые предполагают постепенную техническую модернизацию, улучшение структуры выпускаемой продукции и одновременно с этим требуют роста квалификации работников, повышения оплаты их труда. Усложнение структуры экономики, ее перестройка вследствие исчерпания ресурсов экстенсивного роста и интенсификации производства повышают требования к увеличению доходов и ресурсов потребления.

    Таким образом, в современной экономике всегда существует и даже в некоторые периоды усиливается тенденция "естественного" роста доходов. Она с разной настоятельностью проявляется в различных областях экономики и осложняется возникновением несоответствий в технических изменениях производства, росте квалификации работников и повышении их доходов. В связи с этим сумма народнохозяйственных требований к повышению уровня жизни зависит также от соотношения доходов занятых в разных отраслях экономики, уровня оплаты труда работников отдельных профессий, территориальных различий в доходах и потреблении. На решение проблем благосостояния (повышение заработной платы, предоставление жилья) в существенной мере влияет степень обеспеченности отдельных отраслей и производств рабочей силой, дефицит отдельных профессий, дифференциация условий труда по отраслям и территориям.


    Глава 2. Состояние социальной сферы Волгоградской области, её прогнозирование и планирование развития

    2.1 Показатели, характеризующие уровень жизни населения в Волгоградской области

    Основным исполнительным органом по обеспечению социальной защиты жителей Волгоградской области является Управление социальной защиты населения (УСЗН) администрации Волгоградской области.

    Его основные функции:

    1. Прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; ведение учета излишне выплаченных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию;

    2. Организация выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ;

    3. Реализация мероприятий по обеспечению отдельных категорий лиц путевками на санаторно-курортное лечение;

    4. Оформление документов, подтверждающих право получения мер социальной поддержки отдельным категориям лиц в пределах своей компетенции;

    5. Учет и содействие инвалидам в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации;

    6. Выдача технических средств реабилитации в соответствии с нормативными правовыми актами Волгоградской области;

    7. Прием, обработка документов, подсчет трудового стажа, подготовка проектов постановлений Главы администрации Волгоградской области о присвоении звания "Ветеран труда Самарской области" либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда Самарской области", выдача удостоверений «Ветеран труда Самарской области»;

    8. Обеспечение информационного взаимодействия с населением через средства массовой информации по вопросам социальной поддержки;

    9. Подготовка отчетности и анализ сведений о предоставленных мерах социальной поддержки;

    10.создание информационной базы данных получателей социальных выплат и мер социальной поддержки, а также нуждающихся в них граждан и предоставление указанных сведений в Министерство здравоохранения и социального развития Волгоградской области для организации централизованных выплат;

    11.прием граждан и подготовка ответов на обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в компетенции управления;

    12.повышение профессионального уровня работников управления;

    13.взаимодействие с организациями и ведомствами по вопросам социальной поддержки;

    14.хранение переданных и созданных в процессе работы документов в архиве в течение срока, установленного нормативными документами.

    15.УСЗН осуществляет также другие функции в соответствии с действующим законодательством, не предусмотренные настоящим Положением.

    Руководящими документами служат: Положение об управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области; Постановление Главы администрации Волгоградской области от 25.03.2008 г № 183 «Об утверждении положения об управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области». Постановление от 03.08.2010 г. №574 «Об утверждении Реестра (перечня) муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации Волгоградской области».

    В Постановлении от 03.08.2010 №574 указан список предоставляемых муниципальными органами услуг населению с целью эффективного развития социальной сферы Волгоградской области.

    Так, среди услуг в жилищных отношениях следует отметить, что на безвозмездной основе администрация предлагает обеспечение жильем работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданам-переселенцам, жителям ветхих домов, гражданам сельской местности и молодым специалистам на селе, а также социальные выплаты на приобретение жилья молодым семьям.

    Также в данном постановлении указано, что администрация предоставляет детям родителей дошкольное образование, родительская плата при этом составляет 20% от стоимости содержания ребенка в учреждении.

    Предоставление организационного отдыха обучающимся в образовательных учреждениях проводится администрацией Волгоградской области на безвозмездной основе.

    Показатели, характеризующие уровень жизни населения МО в разрезе 5 последних лет в общих показателях по Волгоградской области представили на заседании думы Волгограда 26 октября 2017 г., был рассмотрен прогноз социально-экономического развития города на 2018 г. и плановый период 2018-2020 гг.

    Документ представили в двух вариантах: консервативном и умеренно-оптимистическом. В 2018 г. прирост промышленного производства может составить 106,7% по первому сценарию и 112,6% - по второму.

    Одним из перспективных направлений развития Волгоградской области остается химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. В условиях стабилизации экономической ситуации в стране ведущее предприятие города - ОАО "Каустик" - наращивает объемы производства и реализации продукции.

    Однако на перспективы его развития будет оказывать большое влияние ситуация в автомобильной промышленности. Ожидается рост показателей в металлургическом производстве. Объем отгруженной продукции в 2017 г. составил 954,2 млн руб. В прогнозируемом периоде на 2018-2020 гг. предполагается увеличение объема производства по сравнению с 2017 г. более чем в 2,5 раза.

    В сфере нефтепереработки ожидается незначительное снижение объемов производств к уровню 2017 г. в связи с необходимостью реконструкции предприятий.

    В текстильном и швейном производствах прогнозируется спад в связи с тем, что ОАО " Волгоградская швейная фабрика" не смогло принять участие в торгах на получение госзаказа по поставку военного обмундирования. А вот в производстве обуви в 2018 г. возможен рост на 2,8% по первому варианту прогноза и на 5,3% - по второму.

    Также не исключено повышение показателей производства пищевых продуктов. В связи с относительно благоприятными экономическими показателями прогнозируется улучшение ситуации и в социальной сфере города. В следующем году в Волгоградской области будут введены в эксплуатацию 38,4 тыс. кв. м (104,9% к уровню предыдущего года).

    В течение ближайших трех лет среднемесячная заработная плата работников возрастет по первому варианту на 9,2% и на 13% - по второму.

    В ходе рассмотрения прогноза депутаты высказали ряд замечаний к документу. Прогнозируемый уровень безработицы был отмечен неправильно. Планируется рост показателей промышленных предприятий, нет угрозы остановки каких-либо производств, в недостаточном объеме указаны показатели по обеспечению дошкольными учреждениями.

    Проанализируем уровень жизни Волгоградской области.

    Рис.1 Сводный индекс потребительских цен по группам товаров и услуг в Волгоградской области (в %).

    В 2017 году наблюдается сокращение темпов потребительской инфляции относительно 2016 года в связи со стабилизацией экономической ситуации и ростом объемов производства на предприятиях агропромышленного комплекса региона. На протяжении 5 месяцев (с мая по сентябрь прошлого года) органами статистики фиксировалась дефляция на товары продовольственного назначения - общее снижение уровня цен на 4,6 проц. пункта.

    В результате по итогам десяти месяцев 2017 года рост цен на товары и услуги составил 105,0% (к декабрю 2016 года), в том числе на товары продовольственного назначения - 102,6%, на непродовольственные товары - 104,9%, на платные услуги - 108,4%.

    Рис. 2 Динамика оборота розничной торговли общественного питания и объема платных услуг населению на территории Волгоградской области за 9 месяцев 2017 года (в % к соответствующему месяцу предыдущего года, в сопоставимых ценах)

    По итогам 9 месяцев 2017 года повышение уровня потребительских цен наряду со снижением реальных денежных доходов привели к замедлению темпов роста оборота розничной торговли в физическом объеме.

    В январе-сентябре 2017 года оборот розничной торговли составил 334,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 0,1% в сопоставимых ценах.

    В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,6%, непродовольственных - 46,4%. Оборот общественного питания за рассматриваемый период сократился на 2,8% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-сентябрем 2017 года и сложился в размере 14,9 млрд. рублей. За 9 месяцев 2017 года на территории области оказано платных услуг населению на сумму 95,2 млрд. рублей, что на 0,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года в сопоставимых ценах.

    2.2 Основные задачи прогнозирования и планирования социального развития в переходный период в России

    Результаты учета народнохозяйственных требований к росту благосостояния включают и собственно социальные компоненты, выражающие требование обеспечения соответствующих гарантий и складывающихся социальных стандартов. Утверждение общезначимых или относительно близких для разных групп населения стандартов благосостояния способствует реализации принципов социального равенства, предотвращению чрезмерных разрывов в основных показателях, характеризующих уровень жизни, между отдельными группами населения. Через возникновение социальных стандартов относительно предоставляемого жилья, набора потребляемых благ и услуг, их качества результаты усилий, направленных на создание предпосылок роста наиболее значимых с народнохозяйственных позиций отраслей и профессий, приводят в движение и остальные сферы экономики. Формирование определенных стандартов благосостояния (отмирание одних и появление новых, взаимная их ориентация для разных групп населения) является существенной частью того социального механизма, который приводит к общему смещению показателей уровня жизни в сторону их повышения.

    Сказанное означает, что всякая активизация технических и структурных изменений вызывает повышение доходов тех групп населения, которые находятся в хозяйственном авангарде, но в конечном итоге через социальные механизмы приводит к общему повышению доходов и потребления. Отсюда также следует, что чем сильнее структурные сдвиги и благоприятнее условия для реализации тенденции к социальному равенству, тем больше нагрузка на потребительские ресурсы и выше вероятность возникновения явлений несбалансированности.

    Усиление несбалансированности доходов и потребления может быть не только следствием дефицита потребительских ресурсов, отставания соответствующих отраслей экономики, но и результатом совмещения условий структурной перестройки хозяйства и активизации социальной политики.

    Еще один вывод касается дифференциации доходов. При данном объеме потребительских ресурсов всякие чрезмерные усилия по стимулированию верхних эшелонов экономики, несущих на себе главную нагрузку по техническому обновлению производства, могут нарушить социальное равновесие, выразиться в повышенной дифференциации доходов, социально не оправданных привилегиях. Наоборот, усилия, выражающиеся в чрезмерном выравнивании всех показателей благосостояния, ведут к ресурсным ограничениям (со стороны ресурсов потребления) для передовой части экономики, в результате чего возникает опасность замедления ее развития, возникновения задержек в научном и техническом росте. Очевидно, можно говорить об оптимальной дифференциации доходов и потребления, при которой бы не ущемлялось ни то, ни другое экономическое начало.

    Наряду с политикой, направленной на выравнивание условий жизни отдельных социальных групп населения, активному распространению прогрессивных социальных стандартов может способствовать напряженность в обеспечении потребностей народного хозяйства трудовыми ресурсами. Усиление текучести рабочей силы в существенной мере связано с продвижением к новым потребительским ориентирам. Ускорение межотраслевого перемещения рабочей силы может достаточно сильно поколебать баланс в распределении потребительских ресурсов между подразделениями, относящимися к разному хозяйственному уровню, и вызвать отклонения от некоторых рациональных соотношений, характеризующих дифференциацию доходов и потребления.

    Нарушение баланса в распределении потребительских благ, вызванное дефицитом рабочей силы и выражающееся в усилении ограничений по отношению к подразделениям, объективно относящимся к верхним хозяйственным уровням, вытекает из особенностей распределения производственных ресурсов. Замедленное техническое преобразование некоторых отраслей и сфер производства, задержка в перестройке приоритетов в их пользу, сохранение там трудоемкого производства, не обеспечиваемого полностью рабочей силой, через действие социальных механизмов оборачивается уже другого рода нарушениями - в сфере доходов и потребления. Таким образом, помимо названных особенностей нашей экономики и ряда других причин на определенное несоответствие между потребительским спросом и предложением может влиять медленная перестройка приоритетов в производственной сфере.

    Один из выводов, которые следуют из сказанного, состоит в том, что переход к состоянию сбалансированности не может быть абсолютным критерием улучшения положения в экономике. Если исходить из необходимости ликвидации наиболее существенных негативных последствий несбалансированности в сфере доходов и потребления (а именно к ним относится возникновение несоответствия между народнохозяйственной значимостью отраслей и профессий и уровнем оплаты труда), то далеко не каждое мероприятие, способствующее повышению уровня сбалансированности, уменьшает одновременно основные последствия возникших диспропорций. В связи с этим особое значение имеет целенаправленная политика поддержания рациональных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников, особенно в соотношении заработной платы занятых в сфере науки, просвещения, проектно-изыскательской деятельности, инженерно-технических работников и заработной платы других групп занятых в народном хозяйстве. То же самое можно сказать о формировании цен на потребительские товары, прежде всего на предметы длительного пользования, одним из определяющих принципов которого должна быть их доступность для основных категорий работников и в первую очередь для тех, вклад которых в качественные экономические приращения относительно велик. Главная задача поддержания сбалансированности - обеспечение обратной связи между потреблением и производством. Этой же цели могут служить мероприятия, нормализующие при определенных условиях потоки потребительских благ путем введения элементов рационирования и т.д.

    Важным аспектом общеэкономических следствий увеличения народного благосостояния является взаимосвязь между повышением доходов и ростом уровня потребления. Дифференциации доходов должна соответствовать качественная дифференциация потребления, а их росту - отвечать эквивалентные сдвиги в его структуре (увеличение объема потребления в стоимостном выражении - безусловное проявление сдвигов в его структуре). Если имеет место положение, при котором доходы существенно дифференцированы, а потребление единообразно приспособлено к целям социальных гарантий, отсутствует достаточно разнообразный материал для его структурного усложнения, то экономическая действенность дифференциации доходов резко ослабляется. Если же мы имеем недостаточно явно выраженную межотраслевую и межпрофессиональную дифференциацию доходов и, кроме того, сталкиваемся с проблемами невозможности обеспечить эквивалентную дифференциацию потребления, то действенность дифференциации доходов ослабляется вдвойне. Следует подчеркнуть, что речь идет не просто о наполнении доходов, а об их эффективном наполнении, обеспечении непрерывного приращения дополнительного, структурного разнообразия потребления по мере роста доходов.

    Приходится сталкиваться с двумя подходами в интерпретации взаимосвязи роста доходов и потребления.

    Первый состоит в рассмотрении этой связи преимущественно с позиций повышения уровня сбалансированности в экономике. При таком подходе часто проявляется определенная односторонность, которая заключается в том, что любое увеличение ресурсов потребления рассматривается как благо, в том числе за счет предметов роскоши, искусственного создания новых потребительских стандартов в результате увеличения продажи импортных товаров и т.д. Этот подход может стать бессодержательным в социальном отношении, поскольку он не всегда ориентирован на социально значимые потребности. Кроме этого он недостаточно эффективным с хозяйственной точки зрения, так как во главу угла ставится задача заполнения разрыва между платежеспособным спросом и товарной массой наиболее доступным способом; проблема же обеспечения последовательных качественных приращений потребления для всех доходных групп здесь не стоит.

    Второй подход состоит в утверждении необходимости обеспечения соответствия между доходами и рациональным потреблением. Он оправдан, если иметь в виду рациональный бюджет как отдаленный целевой ориентир, в известном смысле привносимый в экономику извне исходя из социальных соображений. Для формирования представлений о текущем взаимодействии доходов и потребления он не годится главным образом потому, что при этом подходе отсутствует обратная связь от потребления к производству. Рациональные нормативы устанавливаются за пределами производства и отражают в основном идеологию социальных гарантий. Рациональный потребительский бюджет может быть использован при прогнозировании развития на любом отрезке долгосрочной перспективы, но как некоторый достаточно внешний критерий по отношению к протекающим процессам. В продвижении к рациональному потреблению умозрительные принципы социальной целесообразности реализации доходов не всегда совпадают с реальными закономерностями эффективной реализации их для потребителя.

    Очевидно, должна быть создана концепция, которая бы обосновывала принципы эффективного, полновесного наполнения рубля с учетом реальных закономерностей и тенденций. Речь идет о продуманной системе потребительских стимулов, о некоторой ступенчатой системе потребительских стандартов, которые бы служили ориентиром для роста потребления работника рыночного производства.

    Если мы хотим опираться на трудовую активность работников, то должны смотреть на них как на активных потребителей. Если же они не воспитаны как активные потребители, имеющие потребительские ориентиры, то стимулы к повышению доходов, к активному труду ослабляются. К сожалению, в настоящее время ни экономическая наука, ни практика не сформировали представления о том, каким образом различия в доходах должны приобрести эквивалентное отражение в различиях потребления, каким путем, через какие потребительские цели должен осуществляться рост благосостояния в отдельных доходных группах. Очевидно, что здесь нужен научный поиск, обобщение нашего собственного и конструктивного опыта других промышленно развитых стран. Необходимы аргументы для иллюстрации, обоснования того, что рост благосостояния, рост потребления - это не просто увеличение результатов годового производства в расчете на душу, а процесс, развертывающийся во времени, имеющий свои этапы, свои опорные точки, свою логику.

    Проблема потребительских ориентиров относится ко всем категориям жизненных благ - и к питанию, и к одежде, и к предметам длительного пользования, и к жилью. У нас в настоящее время питание в значительной степени исключено из категории благ, состав, структура которых создают стимулы для получения дополнительных доходов. Отсутствие дифференциации цен в зависимости от качества, особенности ассортимента создают отношение к основным продуктам питания преимущественно как к социально гарантированным благам.

    Социальные гарантии по отношению к уровню потребления некоторых продуктов питания, безусловно, необходимы. Но это не означает, что продукты питания не должны быть составной частью того воспроизводственного механизма, который обеспечивает обратную связь потребления с производством. Стремление удовлетворить потребность всех в основных продуктах питания по достаточно высоким нормам не должно препятствовать тому, чтобы огромная категория материальных благ играла активную роль в развитии производства.

    Другой полюс потребления - предметы длительного пользования. В этой области у нас сложились некоторые традиции, но перспективы их развития не очень ясны: значение имеет и расширение производственных возможностей, и политика цен. Для того чтобы широкий набор товаров длительного пользования входил в потребительские стандарты основных социальных групп населения и выполнял роль достаточно мощного потребительского стимула производственной активности, необходимо существенное увеличение выпуска этих товаров, повышение их качества и расширение ассортимента. Вместе с тем и при относительно ограниченном предложении этих товаров их доступность для важнейших категорий работников социалистического производства должна выступать при их реализации как первоочередное требование хозяйственной жизни.

    К предметам длительного пользования вплотную примыкает жилье. Во всех промышленно развитых странах затраты на него составляют значительную часть бюджета и существенный элемент в формировании стимулов к активному труду. Расширение платности жилья - один из коренных способов решения проблемы товарно-денежной сбалансированности и одновременно усиления экономического эффекта роста благосостояния.

    Поскольку продукты питания не формируют потребительские ориентиры, а для ускоренного развития производства товаров длительного пользования нужна мощная производственная база, большая "нагрузка" ложится на одежду. Роль ее в системе потребительских ориентиров становится чрезмерно высокой.

    Очевидно, что процесс формирования потребительских предпочтений не должен идти самотеком, при разработке долгосрочного прогноза неизбежно возникает проблема не просто количественно определенной характеристики задач роста народного благосостояния. Они должны иметь не только социальную, но и экономическую направленность. Помимо социального эффекта во внимание необходимо принимать и экономический - обратное влияние роста доходов и потребления на производство.

    Наиболее общий вывод из анализа проблем прогнозирования благосостояния как составной части народнохозяйственного прогнозирования состоит в том, что эффективность производства в долгосрочной перспективе во многом должна определяться не только тем, как сформулированы цели развития и показаны возможности воспроизводства обеспечивающих их ресурсов, но также и тем, как способ реализации этих целей будет взаимодействовать с общим процессом развития производства.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В целом, социальное государство - это наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как солидарная ответственность поколений и сословий (богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных), обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

    Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе. Основными показателями, характеризующие уровень жизни населения, являются прожиточный минимум и размер потребительской корзины. В каждом регионе муниципальными органами самостоятельно выставляются размеры данных показателей. Рассмотренная нами Волгоградская область имеет двусторонний анализ: проведенный на основе данных Госстата и на основе отчетов администрации Волгоградской области о проделанных работах касаемо социальной поддержки населения и развития социальной сферы.

    Стратегическое планирование достаточно новый вид для нашей страны. До конца не изучена возможность применения зарубежного опыта так же играет большую роль в процессе планирования. На данный момент существует множество методик планирования, которые применяются на практике, но стратегическое занимает лидирующую позицию. Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой.

    Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования. В крупных городах есть множество приоритетных направлений, которые должны затрагиваться при планировании. Но чаще всего на практике применяется не долгосрочное планирование, которое не позволяет полностью оценить развитие города и его будущее развитие. В процессе планирования немаловажную роль играет понятие статуса города и его отношение по сравнению с городами конкурентами. На данный момент такое сравнение проходит не только с точки зрения самого управления, но и с гражданской.

    Этот момент планирования является достаточно новым и несвойственным для российской системы планирования. При всем этом, крупные города стремятся к выходу из кризисного положения при планировании и управлении развитием города. Именно поэтому, многие города уже приняли стратегические планы развития городов. Так же многие города подходят уже к завершению таких планов развития.

    Очень грамотно на правительственном уровне ведется программа по культурному развитию Волгоградской области. Детская школа искусств уже несколько лет не пустеет - количество обучающихся только растет, причем это не только дети школьного возраста, но и взрослые юноши и девушки. Открываются отделения раннего эстетического развития. Их посещают малыши от трех до пяти лет. При этом продолжают совершенствоваться традиции обучения подростков и юношества, создаются образовательные программы для людей любых возрастов.


    Список источников информации

    1. Постановление от 03.08.2016 г. №574 «Об утверждении Реестра (перечня) муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации Волгоградской области»
    2. Артамонова И.А., Краснопевцева Б. В. Учебное пособие «Теория управления». М.: МИИГАик, 2016.-86с. .
    3. Борисова О. М. Методика разработки позиционирования крупного города [электронный ресурс]/ Вестник Омского университета 2016г. - №3(65) с. 329-336 - #"justify">Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. - М.: Владос. - 2015. - 370 с.
    4. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб. : Питер, 2018. - 400 с..
    5. Добронравова А.М., Нефедова К.А. Перспективность систем управления социально-экономическим развитием города [электронный ресурс]/ ИЦРОН 2016-20120г. доступ #"justify">Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 448 с.
    6. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. - с.350.
    7. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 580 с.
    8. Рудакова Н.В. Социальное развитие крупных российских городов диссертация [электронный ресурс] доступ #"justify">Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 192с.
    9. Смирнова И.В. Демография: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» / филиал СЗАГС в г. Калуга. - Калуга, 2016. - 410 с.
    10. Теория управления. Учебник / Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. - М.: Экономика, 2017. - 576 с.
    11. Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. М., 2015 г. - 370 с.
    12. Шмойлова Р.А, Минашкин В.Г. Теория статистики- Финансы и Статистика: 2015г., 656стр.
    13. Яковлева А.В. Эконометрика: конспект лекций ЭКсмо, 2017.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социальное развитие и прогнозирование крупного города ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.