Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие и виды социальных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Понятие и виды социальных услуг
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    06.10.2016 9:00:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Понятие и виды социальных услуг






























    Содержание


    Введение……………………………………………………………………..…….3

    Глава 1. Правовая природа социальных услуг…………………….……………5

    1.1. Понятие социальных услуг………………………………….……………….5

    1.2. Соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере……...….………..12

    Глава 2. Виды социальных услуг и порядок их предоставления……….…….12

    2.1. Виды социальных услуг…………………………………………………….12

    2.2. Порядок предоставления социальных услуг………………………………12

    2.3. Проблемы социального обслуживания на современном этапе и способы их решения…………………………………………….…………………..……..12

    Заключение………………………………………………………………..……..12

    Список использованной литературы……………………………………...……12

















    Введение


    Актуальность темыобусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с повышением эффективности правового регулирования оказания социальных услуг населению в Российской Федерации.

    Один из основных факторов социально-экономического развития Российской Федерации возрастание роли человеческого капитала требует решения проблемы качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению. В этой связи в рамках направления социально-экономической политики на ближайшие годы в области развития человеческого потенциала особое значение приобретают меры по повышению уровня и качества жизни населения, улучшению демографической ситуации, модернизации здравоохранения и других отраслей социальной сферы в целях обеспечения доступности качественных социальных услуг, созданию эффективной системы адресной социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитию механизмов социальной адаптации.

    Все запланированные направления долгосрочной политики социальной поддержки населения в Российской Федерации (улучшение социального климата в обществе, повышение эффективности государственной поддержки семьи, реабилитация и социальная интеграция инвалидов, социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, эффективная социальная поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации) предполагают необходимость совершенствования механизма оказания социальных услуг.

    Повышение уровня эффективности существующего механизма оказания социальных услуг требует осуществления не только контроля за исполнением законодательных предписаний правоприменителями, но и комплексной оценки качества его функционирования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Раскрыть понятие социальных услуг

    Проанализировать соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере;

    Изучить виды социальных услуг;

    Рассмотреть порядок предоставления социальных услуг;

    Проанализировать проблемы социального обслуживания на современном этапе и способы их решения.

    Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе предоставления социальных услуг в Российской Федерации.

    Предметом исследования являются нормы права регулирующие предоставление социальных услуг в Российской Федерации.

    Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные метода познания.

    Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.














    Глава 1. Правовая природа социальных услуг

    1.1. Понятие социальных услуг


    Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг , так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства.

    По мнению В.Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда. Действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства потребность общества в институте, способном решать "общие дела", то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства.

    В ряде имеющихся исследований по проблемам юридической природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграничить социальные услуги от иных публичных услуг, используется сфера жизни общества, в рамках которой происходит их реализация. Действительно, социальная сфера, включающая в себя образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение (социальную помощь), обладает значительной спецификой, особенно в условиях построения социального государства, параметры которого заданы ст. 7 Конституции РФ.

    Полагаем, что этот критерий является определяющим, поскольку именно специфика социальной сферы как "совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление"), сферы, где реализуются социальные права граждан, определяет основные характеристики социальных услуг. В то же время использование других критериев (особенности финансирования, варианты нормативной правовой регуляции, субъекты соответствующих отношений, содержание отношений и других) позволяет к числу признаков социальных услуг отнести следующие:

    1) услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;

    2) адресная субъектная направленность (социальные услуги получают те слои населения, которые нуждаются в оказании помощи);

    3) перечень таких услуг закрыт и нормативно регламентирован;

    4) финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;

    5) субъекты, оказывающие услуги, - в основном государственные и муниципальные учреждения социальной службы.

    К признакам социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора.

    Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, не имеющих "прописки" в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законодательства - социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.

    Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования.

    Полагаем, что к числу признаков следует отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.

    Исходя из выделенных особенностей, можно предложить следующее определение: Социальные услуги - все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.



    1.2. Соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере


    Для определения правовой сущности социальных услуг принципиальным является ответ на вопрос о том, что они собой представляют - государственные функции, полномочия государственных органов или нечто новое, неизвестное современному законодательству. Надо заметить, что эта проблема может и должна быть поставлена несколько шире. В отечественной правовой доктрине большинством ученых признано, что социальные услуги представляют собой разновидность публичных услуг. Следовательно, сформулированный ранее вопрос может ориентировать на поиск ответа о соотношении публичных услуг (и их разновидности - государственных услуг) и функций государства (государственных органов).

    Анализ текстов отечественных нормативных правовых актов приводит к выводу о существовании тенденции в нормотворческой деятельности государства к отождествлению этих понятий. Так, в положениях о федеральных органах исполнительной власти (по крайней мере, до административной реформы) многие их функции, по сути, являлись отдельными полномочиями. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» государственные услуги представляют собой функции государственных органов по оказанию услуг. Смешение понятий «функция», «публичная услуга», «государственная услуга», «социальная услуга» встречается также в проектах различных административных регламентов.

    Одна из причин такой ситуации кроется в качестве регулирования компетенции органов власти. В законах и положениях, закрепляющих статус и компетенцию государственных и муниципальных органов, содержатся отдельные нормы об услугах, однако они не закрепляют четко элементы механизма оказания услуг.

    В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится много норм об организации обслуживания граждан (библиотечного, транспортного и др.). Но лишь одна посвящена стандартам оплаты жилья и коммунальных услуг.

    В Федеральном законе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» речь идет о создании условий либо для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, либо о транспортных услугах.

    Впервые в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 выделена разновидность органов, занятых преимущественно оказанием государственных услуг. В сфере их ведения находится сеть организаций, предприятий и учреждений, которые непосредственно предоставляют услуги гражданам. Такая специализация имеет свои преимущества, поскольку позволяет четко структурировать сферу услуг как публичную сферу (деятельность государства и его органов и организаций). Но ее нормативное регулирование, включая и принятие технико-юридических документов, оставлено за министерствами. В положениях о федеральных министерствах и агентствах есть упоминание об оказании услуг, но соответствующие полномочия определены нечетко.

    Термин "услуга" закреплен в Конституции РФ 1993 г., где он упоминается в ст. 8 и 74. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ закреплена категория услуги в качестве объекта гражданских прав. Многие авторы отмечают, что понятие "государственная услуга" появилось в России в процессе проведения административной реформы. В правовом государстве, гражданском обществе исполнительная власть всех уровней и видов обязана оказывать так называемые государственные услуги, в том числе и муниципальные.

    Л.К. Терещенко отмечает, что было бы неверно смешивать понятия государственная, публичная и социальная услуги, так как они имеют различное содержание и с разных сторон характеризуют услуги. Л.К. Терещенко выделяет отличительным признаком государственной услуги субъекта, оказывающего услугу, в частности, это государственные органы. При этом органы местного самоуправления не могут рассматриваться как субъекты, оказывающие государственные услуги, декларирует она.

    Когда утверждается, что государственные услуги могут оказывать только органы государственной власти, то предполагается, что государственная услуга есть одна из разновидностей государственной функции, а стало быть, является неотделимым свойством органов государственной власти. Однако функция, как понятие, есть свойство класса элементов, характеризующее способность продуцировать некоторые продукты. Функция органа государственной власти есть функция, присвоенная ему в соответствии с нормативным правовым актом, а поэтому может быть присвоена и другим субъектам, что мы и наблюдаем в современной России. В этой связи услуги, оказываемые органами местного самоуправления, если они законодательно установлены, также можно отнести к государственным услугам. Однако их лучше называть законные услуги (обязательные для услугодателей услуги, оказываемые в соответствии с законом).

    К социальным услугам Л.К. Терещенко относит такие услуги, которые реализуются в определенной сфере деятельности, в частности в здравоохранении, культуре, образовании, науке. Они тесно связаны с публичными, так как обладают свойствами публичных услуг. Социальные услуги могут оказываться любыми субъектами. Л.К. Терещенко считает, что возможна публичная государственная социальная услуга, а сама государственная услуга непосредственно связана с публичными функциями государства и вытекает из них. Говоря о соотношении государственных и негосударственных публичных услуг, она отмечает, что в определенных случаях возможна полная передача публичных услуг негосударственному сектору. В этой связи стоит отметить положительный опыт Европейского союза по переводу части государственных функций в разряд публичных услуг. На наш взгляд, социальные услуги не должны быть связаны со сферой, в которой они оказываются, т.к. количество этих сфер точно не определено. В порядке обсуждения считаю, что социальные услуги должны оказываться определенным категориям социально незащищенных граждан в любой сфере в соответствии с законодательством.

    В исследовании А.Е. Шаститко была отмечена очень важная дискуссионная тема "стандартов публичных услуг в рамках административной реформы", в частности, в виде трех следующих вопросов. Во-первых, разработки таких стандартов, во-вторых, о понятии "публичная услуга" и, в-третьих, о характеристиках доступных форм предоставления публичных услуг. Очень важным вопросом является платность публичных услуг. А.Е. Шаститко предлагает определять сохранение предоставления публичных услуг в компетенции органов власти или передачу прав на их предоставление отобранной по конкурсу частной организации, в зависимости от сравнительной эффективности одностороннего механизма управления сделками, характерного для случая вертикальной интеграции и двустороннего (трехстороннего) механизма, характерного для нестандартной контрактации в условиях формальной самостоятельности сторон. Кроме того, А.Е. Шаститко отмечает, что в таких сферах, как образование, медицина, наука, сохраняются основания для государственного производства социально значимых благ.

    В отечественной правовой доктрине однозначного ответа на поставленный выше вопрос до настоящего времени нет. Позиция большинства современных ученых, заключается в том, что под «функциями государства» следует понимать «государственную услугу», а под «социальной услугой» социальную помощь. Полагаем, что сторонники указанной точки зрения непоследовательны, а реализация данной концепции в праве усложняет правоприменительную деятельность в сфере оказания социальных услуг.

    Отождествление рассматриваемых понятий происходит как по причине сложности в понимании терминов «государственная услуга», «публичная услуга», «социальная услуга», так и из-за того, что при регламентации деятельности различных органов исполнительной власти «размывается» подлинное значение термина «функция».

    Понятие «функция» является объектом изучения разных ученых: философов, социологов, юристов и других. Слово «функция» имеет латинское происхождение и обозначает «исполнение», «отправление». Употребляется данное понятие во многих значениях в различных отраслях знаний, но каждая наука вкладывает в него свой определенный смысл, превращая его в специфический отраслевой термин.

    В словаре русского языка указано пять значений этого слова, из которых для нас представляются важными два: 1) обязанность, круг деятельности; 2) значение, роль, назначение. В философии, теории государства и права, отраслевых правовых науках сам термин «функция» имеет двоякую смысловую нагрузку: «социальная роль», «предназначение», «назначение» к тому или иному виду деятельности, направленность на таковую деятельность, с одной стороны, и сама деятельность либо имеющие специфические особенности направления одного и того же вида деятельности с другой. При научной разработке понятий функций эта терминология не всегда учитывалась в комплексе.

    В этой связи к государственным услугам можно отнести бесплатные услуги по закону, оказываемые уполномоченными по закону услугодателями, добровольно обратившимся заинтересованным лицам, в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг за счет использования ресурсов государства.

    К социальным услугам можно отнести бесплатные для граждан услуги, направленные на все общество, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями, за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами общественных услуг.



















    Глава 2. Виды социальных услуг и порядок их предоставления

    2.1. Виды социальных услуг


    Виды социальных услуг, в которых нуждается получатель социальных услуг, определяются с учетом его индивидуальных потребностей, которые, в свою очередь, обусловливаются его социальным статусом, местом проживания, возможностями и способностями самообслуживания, семейными, материальными и многими иными обстоятельствами.

    Законодатель называет виды услуг в зависимости от их назначения поочередно с учетом их значимости и востребованности на практике. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг находится в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания.

    Также обратим внимание, что с 1 января 2015 г. применяется ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг". Данный стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    Отметим, что социальные услуги могут быть классифицированы также в зависимости от категории их получателей:

    1) граждане пожилого возраста;

    2) инвалиды;

    3) дети;

    4) женщины;

    5) семья и др.

    Рассмотрим подробнее каждый из видов социальных услуг.

    Первым видом обозначены социально-бытовые услуги - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Социально-бытовые услуги различаются в зависимости от формы социального обслуживания.

    В стационарной или полустационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:

    - предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;

    - обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;

    - обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;

    - уборка жилых помещений;

    - организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, за счет средств получателей социальных услуг;

    - предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;

    - помощь в приеме пищи (кормление);

    - оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;

    - предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

    - оказание помощи в написании писем;

    - оказание помощи в организации ритуальных услуг.

    В форме социального обслуживания на дому могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:

    - уборка жилых помещений;

    - покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

    - покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заключению врачей;

    - помощь в приготовлении пищи;

    - помощь в приеме пищи (кормление);

    - оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

    - сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

    - покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;

    - организация помощи в проведении ремонта жилых помещений за счет средств получателя социальных услуг;

    - организация предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

    - обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

    - оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;

    - предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

    - оказание помощи в написании писем;

    - отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

    - оказание помощи в организации ритуальных услуг;

    - оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг.

    Ко второму виду социальных услуг относятся социально-медицинские услуги - услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

    В стационарной форме или полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие социально-медицинские услуги:

    1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);

    2) организация и проведение оздоровительных мероприятий;

    3) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

    4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);

    5) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

    6) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

    7) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

    8) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;

    9) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

    10) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

    11) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.

    В форме социального обслуживания на дому могут быть предоставлены следующие социально-медицинские услуги:

    1) выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);

    2) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

    3) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);

    4) проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни;

    5) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

    6) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

    7) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;

    8) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

    9) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

    10) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.

    Третьим видом социальных услуг являются социально-психологические услуги - услуги, направленные на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

    Социально-психологические услуги предоставляют, как правило, в следующих объемах и формах:

    1) услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности:

    - психодиагностика и обследование личности. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;

    - психологическая коррекция. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

    - психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг, в том числе детям и семьям с детьми;

    - психопрофилактическая работа и психологическая работа. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента;

    - социально-психологический патронаж. Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи;

    2) прочие социально-психологические услуги:

    - проведение занятий в группах взаимной поддержки, клубах общения;

    - социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений. Под социально-психологическим консультированием следует понимать получение информации от клиента о его проблемах и обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем;

    - оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия. Такая помощь может оказываться как в форме психологического консультирования, так и в форме психотерапевтической помощи. Психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми. Психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов;

    - психологический тренинг. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.

    Социально-педагогические услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. Рассматриваемый вид услуг включает в себя:

    1) обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами;

    2) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

    3) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

    4) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

    5) организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности;

    6) оказание консультативных услуг детям и семьям с детьми.

    Социально-трудовые услуги определяются как услуги, которые направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Такие услуги могут заключаться в:

    1) проведении мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

    2) оказании помощи в трудоустройстве;

    3) организации помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.

    Социально-правовые услуги направлены на оказание помощи в получении юридических услуг в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. Это могут быть:

    1) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

    2) оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;

    3) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательством порядке.

    Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, включают в себя:

    - обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

    - проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

    - обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

    - оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

    Последним, восьмым, видом социальных услуг являются срочные социальные услуги. Срочные социальные услуги могут включать:

    1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

    2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

    3) содействие в получении временного жилого помещения;

    4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

    5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

    6) предоставление в зимнее время обогрева лицам без определенного места жительства и занятий;

    7) предоставление в зимнее время санитарной обработки лицам без определенного места жительства и занятий.

    Примечательно, что в закрепленном перечне видов социальных услуг не названы социально-экономические услуги, которые обычно предоставляются с целью поддержать и улучшить жизненный уровень их получателей путем оказания материальной помощи. Однако социально-трудовые услуги, по сути, относятся к социально-экономическим услугам, поскольку содействие в трудоустройстве способствует улучшению материального положения человека. Интересно отметить, что ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" и в настоящее время предусматривает в перечне видов социальных услуг социально-экономические услуги, понимая под ними услуги, оказываемые в целях поддержки и улучшения уровня жизни путем оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве, помощи в решении других социально-экономических проблем.

    В состав социально-экономических услуг согласно ГОСТ Р 52143-2013 включены:

    - содействие в трудоустройстве, в том числе в работе на дому или на рабочих местах в учреждении социального обслуживания;

    - содействие в получении материальной помощи;

    - обеспечение при выписке из учреждений стационарного социального обслуживания одеждой, обувью, денежным пособием по нормативам, утвержденным законодательством субъектов РФ.

    Также ГОСТ Р 52143-2013 предусматривает предоставление социально-правовых услуг (услуг, которые направлены на обеспечение социальной безопасности граждан - клиентов учреждений социального обслуживания в целях защиты их законных прав и интересов, содействия в решении социально-правовых проблем) в следующих объемах и формах:

    - содействие в получении бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - содействие в оформлении и восстановлении документов, в том числе документов для осуществления в отношении граждан мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, в том числе при направлении на медико-социальную экспертизу;

    - содействие в получении правового консультирования, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения и/или осуществления мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов РФ;

    - исполнение функций опекунов и попечителей в отношении недееспособных.

    Обратим внимание, что все закрепленные виды социальных услуг детально регламентируются в соответствующих стандартах социальных услуг.



    2.2. Порядок предоставления социальных услуг


    Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или егозаконного представителяо предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

    Заявление - официальное сообщение в письменной форме. Одним из юридических фактов, которые необходимы для возникновения правоотношения по социальному обслуживанию, является обращение о предоставлении социального обслуживания. В статье указывается обязательная форма заявления - письменная или электронная.

    С обращением о предоставлении социального обслуживания могут выступить:

    1) гражданин;

    2) его официальный представитель;

    3) граждане в интересах других граждан;

    4) государственный орган;

    5) орган местного самоуправления;

    6) общественное объединение.

    Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

    полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

    наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

    наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

    отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

    наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

    отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    отсутствие работы и средств к существованию;

    наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

    Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

    Индивидуальная программаявляется документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению,.

    Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

    Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

    Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или егозаконному представителюв срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации или в уполномоченной организации.

    В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.

    Социальные услуги предоставляются гражданину на основаниидоговорао предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

    Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

    Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Гражданин или егозаконный представительимеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

    Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

    Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний,переченькоторых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.


    2.3. Проблемы социального обслуживания на современном этапе и способы их решения


    С 1 января 2015 г. вступил в силу новый кодификационный закон в сфере социального обслуживания - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, который, как предполагалось, модернизирует систему социального обслуживания населения. Однако в настоящее время обозначился ряд проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, позволяющих сделать определенные выводы о совместимости нормативных положений данного Закона с реалиями жизни, правоприменительной практикой и сущностными принципами института социального обслуживания, предпосылки для формирования которого в структуре социально-обеспечительного законодательства были заложены еще первыми актами о формах социального обслуживания пожилых граждан, принятыми к середине 80-х гг. XX в.

    С началом разгосударствления сферы социальных услуг еще большую остроту приобретает проблема обеспечения эффективного контроля, выявления и устранения фактов жестокого обращения с пациентами - получателями социальных услуг в стационарной форме, которые отмечаются как в учреждениях психоневрологического профиля, так и в стационарах общего типа, как в "частном секторе" социальных услуг, так и в государственных и муниципальных стационарах.

    Следует отметить, что ныне действующий Федеральный закон N 442-ФЗ (далее - Закон N 442) хотя и закрепляет в ч. 1 ст. 4 положение о том, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, однако в качестве принципов социального обслуживания в ч. 2 ст. 4 данные положения не закреплены. Если обратиться к нормам ранее действовавшего Федерального закона N 122-ФЗ, то видим, что принцип соблюдения прав и свобод человека прямо был закреплен в ст. 3 в числе основных принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а Федеральный закон N 195-ФЗ в числе принципов социального обслуживания прямо закреплял принцип гуманности. Закон N 442 лишь в ст. 9 устанавливает право получателя социальных услуг на уважительное и гуманное отношение в перечне остальных прав получателей социальных услуг.

    Во взаимосвязи с принципом гуманности следует рассматривать и корреспондирующий с ним принцип ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, который также провозглашался в прежнем Законе N 122, однако в новом законодательстве он отсутствует.

    Однако в Законе N 442, в ст. 33, 34, устанавливаются государственный контроль (надзор) и общественный контроль в сфере социального обслуживания.

    Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который является правовой основой для регулирования отношений в предпринимательской деятельности.

    Основным актом, регулирующим общественный контроль в данной сфере, к которому содержится отсылка в ст. 34 Закона N 442, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, который, регулируя отношения, возникающие, в частности, между потребителями и продавцами при продаже товаров (оказании услуг), устанавливая, в частности, права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, а также определяя механизм реализации этих прав, является правовой базой для регулирования имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а отнюдь не права социального обеспечения.

    Следует особо обратить внимание, что в новом Законе N 442-ФЗ в противовес старым, утратившим силу с 1 января 2015 г. законам о социальном обслуживании 1995 г. не содержится норм (хотя бы отсылочного характера), посвященных ответственности за нарушение норм законодательства о социальном обслуживании и защите прав получателей социальных услуг.

    Таким образом, отсутствие в основных положениях Закона ключевых принципов социального обслуживания - принципа гуманности и взаимосвязанного с ним принципа ответственности органов государственной власти и учреждений социального обслуживания - и отсылка к источникам гражданского права в вопросах государственного и общественного контроля свидетельствуют о следующем: акты жестокого обращения с людьми являются теперь лишь результатом некачественного оказания социальных услуг, но не нарушением принципов публично-правового института социального обслуживания. Внедрение частноправовых начал в отношения по социальному обслуживанию не сбалансированы, не обеспечены в полной мере мерами публично-правового характера: принципы государственной гарантированности и ответственности социального обслуживания в числе основных принципов социального обслуживания не обозначены законодателем.

    С отсутствующим в Законе N 442 принципом доступности социальных услуг, а следовательно, и их государственной гарантированности реализация права на социальное обслуживание затрудняется и проблемами процедурного характера - усложнение процедуры получения социальных услуг получателем, утратившим возможность к самообслуживанию в силу возраста и инвалидности, приводит в некоторых случаях вообще к невозможности их получения на дому. Это вынуждает многих пожилых людей не пытаться всеми силами сохранить привычный для них образ жизни, а переехать в стационар, что, в свою очередь, противоречит принципу сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

    Данный принцип социального обслуживания нарушается и в ходе так называемой и уже вышеупомянутой оптимизации учреждений социального обслуживания населения, в результате которых учреждения закрывают, сливают и перепрофилируют, что сказывается на условиях жизни граждан в сторону ухудшения и в конечном итоге на здоровье и судьбах людей, в них проживающих.

    Также не представляется разумной в целях оптимизации и сокращения штата идея совмещения разных по типу учреждений социального обслуживания, предназначенных для совершенно разных категорий подопечных.

    Данные положения и примеры вступают в противоречие с принципом сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

    Вышеприведенный анализ проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан показывает, что, к сожалению, в настоящее время институт социального обслуживания, который должен сохранять прежде всего публично-правовую природу, все более утрачивает свое значение в качестве традиционного публичного института особенной части права социального обеспечения, так как его нормы не направлены на реализацию отраслевых принципов публично-правового института социальных услуг: гуманности, доступности, адресности, гарантированности, ответственности государства за их предоставление.

    Таким образом, в новом законодательстве о социальном обслуживании все более прослеживается влияние частного права на отрасль права социального обеспечения, которое проявляется в следующих формах:

    1) прямые и косвенные отсылки в Законе N 442-ФЗ к источникам гражданского и предпринимательского права по вопросам регламентации осуществления государственного и общественного контроля в сфере предоставления социальных услуг;

    2) заимствование приемов правового регулирования в виде гражданско-правовых элементов и конструкций (заключение договора о социальном обслуживании, платность предоставления социальных услуг, право граждан на выбор поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных; составление индивидуальной программы по социальному обслуживанию);

    3) заимствование терминологии гражданского права;

    4) принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, скорее всего, носят характер принципов, регулирующих имущественные отношения по предоставлению социальных услуг.

    Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать заключительный вывод о том, что взаимосвязь двух отраслей частного и публичного права, прослеживающаяся на примере системы правовых норм о социальном обслуживании, в нынешних реалиях российской экономической системы не случайна, а модернизация ее границ, их динамика свидетельствуют о направленности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию на решение в первую очередь ряда определенных экономических задач, преобладании экономической функции социального обеспечения над собственно социальной.




    Заключение


    Под «социальными услугами» следует понимать все виды публичных услуг в сфере реализации социальных прав граждан, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.

    Такой широкий подход к пониманию социальных услуг в наибольшей степени отражает сущность социального государства, отвечает цели создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, соответствует объективным условиям социально-экономического развития современного общества.

    Законодатель называет виды услуг в зависимости от их назначения поочередно с учетом их значимости и востребованности на практике. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг находится в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания.

    В новом законодательстве о социальном обслуживании все более прослеживается влияние частного права на отрасль права социального обеспечения, которое проявляется в следующих формах:

    1) прямые и косвенные отсылки в Законе N 442-ФЗ к источникам гражданского и предпринимательского права по вопросам регламентации осуществления государственного и общественного контроля в сфере предоставления социальных услуг;

    2) заимствование приемов правового регулирования в виде гражданско-правовых элементов и конструкций (заключение договора о социальном обслуживании, платность предоставления социальных услуг, право граждан на выбор поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных; составление индивидуальной программы по социальному обслуживанию);

    3) заимствование терминологии гражданского права;

    4) принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, скорее всего, носят характер принципов, регулирующих имущественные отношения по предоставлению социальных услуг.

    Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать заключительный вывод о том, что взаимосвязь двух отраслей частного и публичного права, прослеживающаяся на примере системы правовых норм о социальном обслуживании, в нынешних реалиях российской экономической системы не случайна, а модернизация ее границ, их динамика свидетельствуют о направленности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию на решение в первую очередь ряда определенных экономических задач, преобладании экономической функции социального обеспечения над собственно социальной.


















    Список использованной литературы


    1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Российская газета. N 295. 30.12.2013.
    2. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
    3. Борисов А.Б. Большой энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2012. С. 695.
    4. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 26 - 30.
    5. Волчок Н. Попросят проявить сознательность // Социальная защита. 2016. N 1. С. 55 - 56.
    6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учеб. М., 2016. С. 491.
    7. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2015. С. 69.
    8. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2016. N 7. С. 44.
    9. Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Российская юстиция. 2015. N 4. С. 2 - 5.
    10. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2014. С. 30.
    11. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2014. N 10. С. 17.
    12. Тихомиров Ю.А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // Материалы VI Международной конференции "Модернизация экономики и выращивание институтов". М.: ВШЭ, 2015. С. 21.
    13. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2015. С. 13.
    14. Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2014. N 7. С. 19.
    15. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2015. N 5. С. 56.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие и виды социальных услуг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.