Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
Выпускная квалификационная
работа специалиста (дипломная работа) соответствует установленным
требованиям и допускается к защите
Зав. кафедрой «Государственное,
муниципальное управление и
таможенное дело»
«___»_________________20___г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Актуальные проблемы взаимодействия таможенных органов с миграционной службой»
Пояснительная записка
Шифр работы ДР-02068999-53-01-00.00.000.ПЗ
Специальность 080115.65_ «Таможенное дело»
Омск 2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и
Задание
на выполнение выпускной квалификационной работы (дипломной работы)
________________________________________________
Код квалификации_65_Степень или квалификация __специалист таможенного дела___________
Тема ВКР «Актуальные проблемы взаимодействия таможенных органов с миграционной службой»
Срок сдачи полностью оформленного задания на кафедру« ____» _______________ 20____г.
Задание на ВКР (перечень подлежащих разработке разделов)____Введение_________________
Глава 1. Теоретико правовые основы деятельности таможенных органов
1.1. Эволюция становления таможенных органов
1.2.Деятельностьтаможенныхоргановнасовременномэтапе
1.3. Правовые основы деятельности таможенных органов
Глава 2 Нормативно правовое регулирование взаимодействий таможенных органов с ФМС
2.1. Основные направления взаимодействия таможенных органов
2.2. Взаимодействие таможенных органов с ФМС
Глава 3. Направления совершенствования взаимодействия таможенных органов с ФМС
3.1. Проблемы осуществления миграционной политики в России
3.2. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и ФМС в сфере осуществления миграционной политики
Руководитель ____________________________________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы, дата)
Задание принял к исполнению студент_______________________________________________
(подпись, фамилия и инициалы, дата)
Лист сокращений
РФ Российская Федерация.
ФМС Федеральная миграционная служба.
СНК Совет народных комиссаров.
НКВТ Народный комиссариат внешней торговли.
ГТК РФ Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Минфин Министерство финансов.
НЕП Новая экономическая политика.
ВЭД Внешнеэкономическая деятельность.
ФТС Федеральная таможенная служба.
РТУ Региональное таможенное управление.
ТК ТС Таможенный кодекс таможенного союза.
ФНС федеральная налоговая служба.
ФСБ Федеральная служба безопасности.
МВД Министерство внутренних дел.
ФССП Федеральная служба судебных приставов.
ЕАЭС Евразийский экономический союз.
ДТ Декларация на товары.
ИНН Идентификационный номер налогоплательщика.
ЦБД УИГ Центральный банк данных по учету иностранных граждан.
ГИАЦ Главный информационно аналитический центр.
КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях.
ОВД Органы внутренних дел.
АННОТАЦИЯ
выпускной квалификационной работы на тему: «Актуальные проблемы взаимодействия таможенных органов с миграционной службой»
студента(ки) Абрамовой Стеллы Владимировны группы __ЗТД-510__
Выпускная квалификационная работа выполнена на актуальную тему и состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем работы - 76 страниц,приложения1, библиографический список из 64 источников.
В теоретической части рассмотрены следующие вопросы: исследование эволюции становления таможенных органов, изучена деятельность таможенных органов на современном этапе, проведен анализ правовых основ деятельности таможенных органов.
В аналитической части дипломной работы рассмотрены: основные направления взаимодействия таможенных органов в процессе осуществления своей деятельности. Особое внимание уделено взаимодействию таможенных органов с ФМС в области осуществления контроля за мигрантами. ФТС выполняет свои функции не в одиночку, а при поддержке других органов.
Проектная глава дипломной работы посвящена выявлению проблем осуществления миграционной политики в России, определены направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и ФМС в сфере осуществления миграционной политики.
Ключевые слова: таможенный контроль, мигранты, контроль за соблюдением таможенного и миграционного законодательства, взаимодействие таможенных органов, сотрудничество ФМС и ТС России, трудовые мигранты, совершенствование таможенного контроля.
Содержание
Введение6
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов10
1.1. Эволюция становления таможенных органов10
1.2 Деятельность таможенных органов на современном этапе18
1.3 Правовые основы деятельности таможенных органов28
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование взаимодействий таможенных органов с ФМС33
2.1 Основные направления взаимодействия таможенных органов33
2.2 Взаимодействие таможенных органов с ФМС41
Глава 3. Направления совершенствования взаимодействия таможенных органов с ФМС48
3.1 Проблемы осуществления миграционной политики в России48
3.2 Совершенствование взаимодействия таможенных органов и ФМС в сфере осуществления миграционной политики57
Заключение63
Библиографический список66
Приложения………………………………………………………………………....75
Введение
В настоящий период российская политика ориентирована на расширение сотрудничества государств в различных областях общественной жизни, на приоритет общечеловеческих ценностей. При этом приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами, упрощение порядка въезда в Россию и выезда из России обусловили тот факт, что число мигрантов в нашей стране постоянно возрастает. Поток незаконных мигрантов через границу также увеличивается, что создает напряженную социальную обстановку в Российской Федерации и ее субъектах. Однако независимо от целей посещения России мигрантами каждого из них касаются вопросы правил пребывания, объема прав, свобод и обязанностей, юридической ответственности.
Кроме того, существует очевидная взаимосвязь между проблемой административно-правового регулирования внешней миграции и вопросом о защите прав человека. В связи с этим наиболее актуальными являются проблемы совершенствования административно-правового регулирования внешней миграции, а значит, дальнейшее исследование административно-правового статуса Федеральной миграционной службы России и органов внутренних дел Российской Федерации, их взаимодействия между собой, с другими правоохранительными органами, а также механизма административно-правового регулирования этого взаимодействия.
В Российской Федерации сохраняются проблемы, связанные с недостаточно четким разграничением полномочий государственных органов в сфере миграционного регулирования.
Общие начала рассредоточения публичной власти по уровням устанавливаются в соответствии с конституционным принципом федерализма. Принцип субсидиарности требует, чтобы решение стоящих перед властью задач осуществлялось на том уровне, на котором это возможно делать оптимально, прежде всего, с точки зрения доступности для граждан публичных услуг, максимального учета интересов граждан, проживающих на соответствующих территориях. Это положение, которое во многом определяет развитие федеративных отношений.
Конституция РФ сама разграничивает предметы ведения между Федерацией и ее субъектами, они в принципе не могут распределяться иными актам. Разграничиваться могут только полномочия органов государственной власти, их права и обязанности по управлению определенной сферой общественных отношений в рамках соответствующего предмета ведения.
Размежевание предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплено в Конституции РФ. Речь идет о предметах ведения Федерации, совместных (с субъектами Федерации) предметах ведения и предметах ведения субъектов Российской Федерации (в форме остаточных полномочий). Конституция РФ предусматривает наличие вопросов местного значения.
Федеральная власть прямо не называет миграционные процессы в качестве предмета ведения ни Российской Федерации, ни Российской Федерации и ее субъектов, не относит их и к вопросам местного значения. Это, однако, не означает, что исходя из положений Конституции РФ, миграционные отношения находятся в ведении субъектов Федерации.
Природа миграционных отношений, на которые направлена регулятивно-управленческая функция государства, связана, прежде всего, с правами каждого человека, законно находящегося на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, на свободный выезд из страны, а для российских граждан - на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию. Соответственно, в компетенции государственных органов находятся вопросы регулирования прав и свобод человека и гражданина, гражданства России, внешней политики и международных отношений, безопасности государства, т.е. те вопросы, которые относятся к ведению Федерации. В то же время миграционные отношения складываются и в связи с обеспечением правопорядка, интересов общественной безопасности. А эти вопросы относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что подразумевает возможность участия последних в реализации соответствующих полномочий.
Указанные конституционные нормы, таким образом, разграничивают только предметы ведения и не дают представления об объеме полномочий, закрепляемых за органами Российской Федерацией, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Российская Федерация имеет средства для решения данных проблем, о чем свидетельствует обновленная правовая база. 18 июля 2006 г. принят новый Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции», с 15 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», дополнивший российскую правовую систему новым институтом - институтом миграционного учета.
Актуальность темы определена тем, что несмотря на законодательное закрепление системы исполнительного управления миграционными процессами, на сегодняшний день существует множество проблем коллизионного характера, при исполнении норм миграционного права. В первую очередь они касаются проблемы взаимодействия таможенных органов и Федеральной Миграционной Службы.
Цель работы провести анализ проблем и определить направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной Миграционной Службы в части исполнения миграционного законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с процессуальной деятельностью таможенных органов и Федеральной Миграционной Службы в сфере миграции.
Предмет исследования составляют нормы права определяющие административно-процессуальное регулирование деятельности таможенных органов и Федеральной Миграционной Службы.
Данная цель обусловила решение ряда задач, основными из которых явились следующие:
- рассмотреть эволюцию становления таможенных органов;
- проанализировать деятельность таможенных органов на современном этапе;
- охарактеризовать правовые основы деятельности таможенных органов;
- определить проблемы взаимодействия таможенных органов с ФМС;
- раскрыть направления совершенствования взаимодействия таможенных органов с ФМС.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При работе над исследованием применялись также общенаучные и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую базу исследования составляют научные труды ведущих ученых в области административного права и процесса, в частности таких, как Бородушко И. В., Евтушенко В. И., Жеребцов А. Н., Катаева О. В., Обидин В. С., Прудникова Т. А., Сагиндыкова А., Саломатин А. Ю., Самойлов В. Д., Сизов И. Ю.и др.
Нормативной и информационной базой исследования являются положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, ведомственных нормативных правовых актов, относящиеся к предмету исследования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, 3 глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов
1.1. Эволюция становления таможенных органов
В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период, советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90-хгодов до настоящего времени. Приведенная периодизация носит условный характер, автор статьи намерен использовать ее в целях исследования истории развития таможенной службы [20, с. 89].
Анализ сложного и длительного процесса становления и развития Таможенной службы России на различных этапах его развития необходим для более четкого представления о современном состоянии и развитии российского таможенного дела, понимания эволюции основных таможенно-правовых институтов и норм, более ясного видения тенденций и перспектив совершенствования таможенной службы. Проблемы таможенной политики, организации таможенных органов нашли освещение в трудах многих ученых.
Исследования ученых говорят о том, что в России еще до Xв. существовали внешнеторговые операции. К этому времени относятся первые упоминания о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Сборщики торговых пошлин (мытники) фигурируют в таком древнейшем своде русского права, как «Русская Правда» (свод древне-русского феодального права, включающий Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха). Уже в договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления [38, с. 25].
Таможенное законодательство и первые элементы системы таможенных органов в Древней Руси складывались под влиянием международного права. Такое влияние оказали правила, регламентировавшие ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры.
Известно, что в Древней Руси за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, аренду торговых площадей, покровительство купцам взимался мыт (или мыто) своеобразный налог на право торговли, главная цель которого состояла в том, чтобы пополнить казну. Поэтому сборщиков пошлин называли «мытник», или «мытчик», а места взимания мыта мытницей. В договоре князя Олега с греками содержится положение о купле-продаже: «И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же».
По мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствовавших им сборов за право купли и продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или отсутствия такового. В органичной связи с ними создавалась таможенная служба, обустраивалась таможня. Со временем эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое закрепление. Безусловно, развитие таможни всегда находилось во взаимосвязи с общественно-политическим строем государства. Если в Vв. натуральное хозяйство переходит в денежное, то деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства. В VIIXIвв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобретают высокий статус. Интересен зарубежный опыт: среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей -четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.
На Руси избирались таможенные головы, как правило, на один год. Условия, необходимые для того, чтобы занимать эту должность, были таковы: хорошее поведение, знание дела, зажиточность, грамотность (впрочем, последнее условие не было непременным). Избранный голова приводился к присяге [36, с. 99].
На протяжении значительного периода времени укрепление таможенной службы способствовало развитию экономических отношений Российского государства. В то же время введение протекционистских тарифов порождало незаконный ввоз и вывоз товаров, особенно в конце XVIII - начале XIXвв.
Постепенно формировались сами таможенные органы. Система таможенных учреждений XIX в. представлена в Таможенном уставе 1857г. Таможня и таможенные заставы учреждались во внешней сухопутной и морской границе империи царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние - второго класса (Евпаторийская и др.) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Существовали и другие таможенные органы.
События первой мировой войны 1914-1918гг. и последующий крах Российской империи и всего привычного механизма государства, привели к тому, что к осени 1917г. управление таможенными учреждениями России органами государственной власти практически не осуществлялось. Большинство таможен в это время были закрыты, Департамент таможенных сборов бездействовал [38, с. 84].
Давая характеристику указанному периоду, ученые отмечают, что новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля лишь вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения. С октября 1917г. и до конца 80-хгг. XXв. таможенная политика, за небольшим исключением, определила деятельность таможенных органов в принципиально иной системе координат, чем до революции, или чем в других странах со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможенных органов [39, с. 51].
Таможенные органы, охраняя государственную монополию и обеспечивая ее своими действиями, превратились в элемент «административной машины», воздействовавшей на внешнеэкономические отношения. Декретом СНК, изданным 29июня 1918г., Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11июня 1920г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли. В декабре 1921г. создается Главное таможенное управление, в функции которого входила организация и управление таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой.
Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами. Границы деятельности районных инспекторских управлений устанавливались НКВТ по согласованию с НКФ и с СНК союзной республики, на территории которой действовало данное управление. Инспекторы осуществляли общее руководство деятельностью таможенных учреждений своего района, надзор и контроль над точным исполнением ими всех инструкций, приказов, постановлений, распоряжений и др.
Однако в конце 80-хгг. функции таможенных органов в целом все-таки сохранились в прежнем виде, несмотря на то, что таможенная служба выделилась в самостоятельную отрасль государственного управления. Кроме того, после закрепления на нормативном уровне указанных функций в 19891990гг. они все еще носили характер деклараций, так как прежний Кодекс и остальная законодательная база не позволяли наполнить их конкретным содержанием.
Следующим важным этапом в развитии таможенных органов стало принятие нового Таможенного кодекса СССР в 1991г. Новшеством данного нормативного акта явилось наименование таможенных учреждений таможенными органами. Основополагающими принципами, которые закрепили положения Кодекса 1991г., были единство таможенной территории и таможенного законодательства, создание необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы страны.
Таким образом, за время существования СССР было принято три таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991гг.) и Таможенный устав 1924г. Данные нормативные акты стали основой таможенного законодательства, послужили правовыми средствами, обеспечивающими, по мнению С.А.Смирнова, преемственность в использовании институционно-правовых категорий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных пошлин и их классификации, в организации деятельности таможенных органов, хотя существенно изменились и само понятие «таможенное дело» и его структура [35, с. 99].
Указом Президента России от 25октября 1991г. была образована таможенная служба России. В Указе: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации образовать Государственный таможенный комитет РСФСР [44,с.29]». ГТКРФразработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Планировалось в 19921993гг. создать 227таможен, из них 201внутри страны и только 26 на границе. Было решено привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имевшимся 8тысячам таможенникам еще 15тысяч.
В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в том, что возрождался опыт дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.
Серьезным шагом в развитии таможенного законодательства в России стало принятие в 1993г. Таможенного кодекса и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Данные законы вместе с принятыми в их развитие, дополнение и в целях конкретизации другими актами по таможенному делу отразили концептуально новое видение не только таможенного дела, но и роли таможенных органов в его непосредственном осуществлении.
Именно Таможенный кодексРФ1993г. в статье 8 определил таможенные органы как единую систему. Данная система состояла из ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. С принятием Таможенного кодексаРФ1993г. таможенная служба преобразуется из правоохранительного органа в фискальный, поэтому основной задачей его становится максимум поступлений от внешнеторговой деятельности. Сохранение правоохранительных функций осуществляется в рамках выполнения экономических целей: пополнение бюджета за счет уплачиваемых таможенных платежей, а также штрафов, пеней, недоимок, взимаемых с виновных лиц [52, с. 11].
Принятие нового Таможенного кодекса 2003г. позволяет говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО.
Таможенный кодекс 2003г. уже не является рамочным нормативным актом, а во многом представляет собой закон прямого действия. Его значимость состоит в том, что законодатель закрепил в нем нормы, которые направлены на повышение эффективности деятельности таможенных органов, в частности, за счет упрощения таможенных формальностей; данные нормы приведены в соответствие с международными стандартами и федеральными законами Российской Федерации.
В результате административно-правовой реформы 2005г. был изменен статус российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. В настоящее время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, не обладает необходимыми полномочиями на управление и организацию, на нормативно-правовое регулирование в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нор