СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Правовое регулирование противодействия торговли людьми и использования рабского труда
- Формирование международно правовых положений в области противодействия торговли людьми и использованию рабского труда
- Законодательство зарубежных стран, регламентирующее уголовную ответственность за торговлю людьми и рабство
- Противодействие торговли людьми и рабству в России: основные положения
- Уголовно-правовая регламентация торговли людьми и использование рабского труда в РФ. Перспективы противодействия
- Уголовно правовой анализ торговли людьми
- Уголовно правовой анализ использования рабского труда
- Пути совершенствования мер предупреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность представленной темы дипломной работы очевидна и обусловлена рядом аспектов. Безусловно, исследование основных направлений защиты прав и интересов человека и гражданина определяется проводимой государственной политикой. Конституция Российской Федерации в качестве одной из высших ценностей признает и гарантирует право человека на свободу и личную неприкосновенность. Лицу гарантируется право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, законно находящийся на территории РФ, а также свободно выезжать за ее пределы. Исходя из этого ограничение свободы человека допустимо лишь на основании судебного решения или в случаях прямо предусмотренных в законах Российской Федерации. Человеку обеспечивается свобода труда и запрещается использование принудительного труда. Эти и другие положения Конституции РФ рассматриваются в качестве необходимых условий эффективного противодействия торговли людьми, использованию рабского труда и построению фундаментальных основ в решении этого вопроса. Данные права и свободы явились результатом эволюционных процессов общества и исполнения предписаний международно правовых документов, однако, несмотря на запрещенность рабства и торговлю людьми они существуют по сегодняшний день.
В современном российском уголовном праве нормы, предусматривающие наказуемость за торговлю людьми (ст. 127.1) и использованием рабского труда (ст. 127.2) были введены в действие ФЗ №162 ФЗ от 8 декабря 2003 года. И только в 2008 году были внесены изменения и дополнения, уточняющие понятие «торговля людьми», а также ужесточающие ответственность за отдельные деяния которые связаны с торговлей людьми.
Осенью 2013 года австралийская правозащитная организация Walk Free Foundation опубликовала рейтинг стран относительно ситуации, связанной с рабским трудом, в котором России была отведена 49я позиция. По данным организации, в России в той или иной форме рабства находится около 500 тыс. человек. Так, согласно статистическим данным количество лиц, признанных потерпевшими по ст. 127.1 и ст. 127.2 УК РФ с момента введения указанных статей остается незначительным 536 (ст. 127.1 419, ст.127.2 117, сведения с 2004 по 2013 год). С 2004 года по ст. 127.1 УК РФ зарегистрировано 727 преступлений: 2004г. 17, 2005г. 60, 2006г. 106, 2007г. 104, 2008г. 57, 2009г. 94, 2010г. 103, 2011г. 50, 2012г. 70, 2013г. 66, что ежегодно составляет менее одной десятой процента от всех зарегистрированных преступлений. За этот же период всеми правоохранительными органами Российской Федерации число зарегистрированных преступлений по ст.127.2 УК РФ составило 162 преступления: 2004г. 8, 2005г. 20, 2006г. 19, 2007г. 35, 2008г. 10, 2009г. 8, 2010г. 15, 2011г. 17, 2012г. 17, 2013г. 13. Около 40% из них связаны с использованием рабского труда в сферах строительства и производства, оставшаяся часть приблизительно поровну распределена между принуждением к сексуальным или иным услугам (34%) и вовлечением в занятие бродяжничеством и попрошайничеством (26%).
Показатели статистики преступности в Российской Федерации свидетельствуют о неоднозначности количества преступлений предусмотренных данными статьями.
При этом необходимо учитывать, что состояния преступности в сфере торговли людьми и работорговли связанно с высокой латентностью данных преступных деяний, поэтому официальные статистические показатели не полностью отражают фактическое положение вещей.
Правоприменительная практика норм незначительна, что связано с пробелами уголовного законодательства РФ, отсутствием должной государственной политики по их противодействию, проблемами выдвигаемых требований при определении компетенции сотрудников, при борьбе с торговлей людьми и использованием рабского труда.
В связи с чем, принципиальным представляется комплексный сравнительно-правовой анализ действующего уголовного законодательства и норм международного права в части имплементации норм, предусматривающих уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда.
В числе авторов, исследующих различные аспекты данной проблемы следует отметить ______и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в сфере регулирования уголовно правовых норм действующего российского уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за торговлю людьми и использования рабского труда, а также реализацию уголовно-правовых и криминологических средств по противодействию преступным посягательствам.
Предметом исследования являются:
положения международноправовых актов, регламентирующие торговлю людьми и рабство;
нормы уголовного законодательства зарубежных государств, связанные с исследуемой проблемой;
нормы уголовного законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда.
Выбор объекта и предмета исследования обусловлен актуальностью избранной темы, в том числе необходимостью совершенствования законодательства и практики его применения.
Цели и задачи исследования. Целями комплексного исследования выступают положения уголовноправового регулирования торговли людьми и использования рабского труда, как общественно опасных, противоправных деяний, посягающих на свободу человека, в аспекте имплементации в национальное законодательство международных стандартов, разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения с учетом тенденций развития уголовной политики.
Для достижения данной цели поставлены следующие теоретические и научнопрактические задачи:
изучить международноправовые нормы и положения, а также уголовные законодательства ряда зарубежных стран об ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда на этой основе дать оценку уровню имплементации норм международного права в отечественное законодательство;
проанализировать российское уголовное законодательство в части касающейся ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда человека;
провести научный анализ признаков и элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 127.1, 127.2 УК РФ;
сформулировать и обосновать направления предупреждения преступлений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, общенаучные методы системного анализа и обобщения, а также частнонаучные методы исследования: сравнительноправовой, статистический, формальнологический, системноструктурный.
Теоретической основойисследования послужили международноправовые акты, научные труды в области теории уголовного права и другие работы, относящиеся к данной проблематике.
Нормативная основа исследования представлена международно правовыми актами, Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Указом Президента РФ, постановлением Пленума Верховного суда, уголовными кодексами зарубежных стран, иными подзаконными актами, затрагивающими вопросы исследования.
Эмпирическую базу исследованиясоставили данные Судебного Департамента при Верховном Суде РФ; архивные материалы уголовных дел, опубликованной судебной практики по проблемам, относящимся к теме исследования. При подготовке работы были использованы результаты исследований, проведенных другими авторами.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБСКОГО ТРУДА
- Формирование международно правовых положений в области противодействия торговли людьми и использованию рабского труда
В современных условиях тенденции развития, текущее состояние, а также интернационализация и транснациональность организованной преступности неуклонно свидетельствуют о том, что отдельные структурные составляющие подобной преступности динамично прогрессируют. Сегодня актуальность борьбы с торговлей людьми и использованием рабского труда выходит за границы внутригосударственной проблемы отдельного обособленного государства, поскольку с момента ее появления по настоящее время она характеризуется своей транснациональностью. В иерархии транснациональной организованной преступной деятельности торговле людьми и использованию рабского труда отводиться отдельное место. Торговля людьми и использование рабского труда запрещается международным сообществом и провозглашается в качестве абсолютного нарушения прав человека.
Рассматривая торговлю людьми и использование рабского труда как составляющую транснациональной организованной преступности, следует акцентировать внимание на генезис международного законодательства, поскольку такой феномен в международно правовом поле анализируется как сложное антисоциальное явление, оказавшие существенное влияние на становление правовой системы противодействия изучаемому феномену.
Действующее законодательство в области противодействия торговли людьми и использованию рабского труда представляет собой комплекс международных конвенций и деклараций, объединяющих усилия всех государств направленных на борьбу с торговлей людьми, рабством и его проявлениями. Первыми в истории фундаментальными международно правовыми документами, осудившими и признавшими действия, связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда преступными были итоговые решения, принятые на Венском конгрессе 1815 года, Ахенском конгрессе 1818 года, Веронском конгрессе 1822 года. Положения данных актов были лишь декларативными и не регулировали вопросы противодействия и наказуемости деяний, но послужили в качестве импульса для всего мирового сообщества в вопросе развития и совершенствования данного негативного явления, хотя на практике оставалось прибыльным бизнесом.
Так, 1890 году на Брюссельской конференции был подписан Генеральный акт, который не только осуждал работорговлю, но и предусматривал комплексную программу борьбы против рабства и предотвращение его последствий. Государства подписавшие данный документ были обязаны внести изменение в свое национальное законодательство, предусматривающее ответственность за работорговлю, учредить систему органов направленных на борьбу с данным явлением, установить подобающий порядок в портах и на вокзалах, а также осуществить ряд специальных мероприятий способствующих искоренению работорговли. В дальнейшем, в 1919 году заинтересованные государства внесли изменения в ранее принятые документы, а также пришли к соглашению о полной ликвидации проявляющегося во всех формах рабства и торговли невольниками на суше и на море. Однако эти положение не были полностью реализованы, так как в докладе Временной Комиссии по рабству, назначенной Советом Лиги Наций 12 июня 1924 года, говорилось о существование рабства, а также отмечалась необходимость более детальной проработки положений относящихся к рабству и взаимосвязанных с ним отрицательных явлений.
Наиболее значимым международным документом в борьбе с торговлей служит принятие 25 сентября 1926 года Конвенции о рабстве под эгидой Лиги Наций, которая вступила в силу 9 марта 1927 года. Кроме того принятая Конвенция ознаменовала формирование единой системы мер противодействия торговли людьми. Также в положениях данного документа впервые были сформулированы такие понятия как «рабство» и «работорговля». В статье 6 Конвенции говориться, что договаривающиеся стороны, законодательство которых не предусматривает в настоящее время достаточных мер по борьбе с нарушениями законов и правил, изданных для осуществления целей настоящей Конвенции, обязуются принять меры, необходимые для того, чтобы эти нарушения строго наказывались. Необходимо отметить, что первостепенная задача принятой Конвенции была направлена на искоренение торговли людьми и рабства.
Позднее 28 июня 1930 года Международной организацией труда № 29 была принята Конвенция относительно принудительного или обязательного труда, где впервые была сформулирована юридически значимая категория «принудительный или обязательный труд». Согласно статье 2 под таким труд следует понимать «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно». Также на нормативном уровне был установлен перечень видов работ, не подпадающих под понятия «принудительный или обязательный труд».
Следующим исторически значимым актом, направленным на формирование системы мер противодействия стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. В статье 4 которой отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Данная Декларация устранила ряд существовавших пробелов и была положена в основу для модернизации действовавших ранее в этом направлении международных правовых актах.
Генеральной Ассамблей ООН высказывалась мнение о необходимости наращивания мер в борьбе с торговлей людьми. В связи с этим 1949 году принимается Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, играющая важную роль в сфере актов направленных против торговли людьми. Большим достоинством принятой Конвенции явилось то, что она была первым кодифицированным актом, которая объединила ранее действующие международно правовые акты. Хотя Конвенция в большей степени была посвящена регулированию вопросов борьбы против проституции, но она учла и существенно дополнила ранее принятые документы. Преамбула Конвенции провозглашает, что проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества. Также этот межународно правовой акт предусматривает принятие комплекса необходимых мероприятий по поддержке, защите, возвращению и приспособлению жертв торговли к нормальным социальным условиям, призывает государства и страны участников к сотрудничеству в сфере уголовного преследования виновных в преступлениях, связанных с торговлей, требует организации процедуры репатриации и возвращения жертв на родину. Конвенция внесла существенную роль в борьбе с торговлей людьми особенно женщинами, однако содержание документа не предусматривало положений касающихся жертв торговли людьми.
Далее знаменательным событием послужило принятие конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией № 608 экономического и социального совета от 30 апреля 1950 года, и составленной в Женеве 7 сентября 1956 года Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Данный документ в статье 1 провозгласил, что каждое государство должно принять все возможные и необходимые меры к тому, чтобы осуществить постепенно и в кратчайший, по возможности, срок полную отмену или упразднение таких институтов и обычаев, как долговой кабалы, то есть положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечении долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашении долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; крепостного состояния, то есть такого пользования землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние; любого института и обычая, в силу которых женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее сторон, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой. Муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом или женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу; любого института или обычая, в силу которых ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда. Главной задачей Дополнительной Конвенции было активизировать усилия не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества в борьбе с рабством и работорговлей, еще не ликвидированные во множестве государств.
Впервые в данном документе предусмотрено, что преступной признается не только такая деятельность в целом, но и преступлениями должны признаваться как само рабство и работорговля, а также действия лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и другие действия. Кроме того позитивным моментом послужило дополнение Конвенции о рабстве 1926 года перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация, которых должны уточняться в других международных соглашениях и национальных законах.
Международный пакт о гражданских и политических правах принятый 16 декабря 1966 года в статье 8 устанавливает запрет на рабство, работорговлю во всех их видах, принудительный или обязательный труд, а также иные подневольные состояния.
18 декабря 1979 году была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, акцентированная и на проблеме торговли. Конвенции закрепляет за государствами участниками принятие во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин. Положения данной Конвенции детально раскрываются в Декларации ООН 1993 года «О ликвидации насилия относительно женщин». Декларация основывается на универсальности общечеловеческих прав и необходимости утверждения для женщин прав и принципов равенства, безопасности, свободы, неприкосновенности и достоинства.
Рассматривая процесс образования и становления международного законодательства в области противодействия торговли людьми и использованию рабского труда, следует отметить Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее протокол «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми». Документ был разработан Специальным комитетом по совершенствованию Конвенции против транснациональной организованной преступности и принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2000 года. Данный Протокол был принят в целях предупреждения торговли людьми и борьбе с ней при уделении особого внимания женщинам и детям; защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека; и поощрении сотрудничества между государствамиучастниками в достижении этих целей.
Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности, к которой относится и преступность в сфере торговли людьми и использования рабского труда, определяет последнюю, как преследующую цель получить «прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». Применительно к торговле людьми и использованию рабского труда корысть должна характеризоваться не общепринятыми в праве представлениями, как о стремлении виновного прямо или косвенно извлечь имущественную выгоду в правовом определении имущества, а именно с позиции преступного отождествления потерпевшего с имуществом, как с предметом собственности.
Положениями Протокола признаются в качестве уголовно наказуемых такие деяния, как осуществление в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. Исходя из этого, статья 5 Протокола обязывает государств участников криминализировать ее, таким образом, определив, что нормы, выработанные международным сообществом детерминируют торговлю людьми как преступление.
Таким образом, проанализированные документы имеют большое практическое значение, поскольку в них трансформирован опыт применения множества государств, и весьма значимым фактором является то, что в них содержится практически все преступные действия, связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда, даются их понятия, дефиниции. Полнота и всесторонняя проработанность международно правовых актов создает условия для их единообразного применения и толкования, ориентирует государства предметно бороться с теми или иными действиями, включая и координацию этой деятельности, что является важным обстоятельством для их применения в национальных законодательствах, борющихся с этим антисоциальным явлением. Существование такого большого количества международно правовых актов в сфере торговли людьми и использованию рабского труда свидетельствует о действительной острой проблеме, требующей принятия согласованных действий и кардинальных мероприятий.
- Законодательство зарубежных стран, регламентирующее уголовную ответственность за торговлю людьми и рабство
В результате исполнения норм международно правовых актов их положения оказали значительное воздействие в процессе имплементации составов преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда в национальное законодательство любого государства.
При выборе концепций построения определенных составов преступлений, законодательная конструкция их признаков, а также разграничение предусмотренной уголовным законом ответственности в зарубежных государствах значительно различаются. При этом существуют отдельные законодательные положения, представляющие область исследования для отечественного уголовного права.
В связи с этим представляется необходимым проанализировать зарубежное уголовное законодательство относительно регламентации в них уголовной ответственности за данные преступления. Такое подробное изучение даст возможность проследить характерные черты уголовно правовых механизмов противодействия торговли людьми и использованию рабского труда иностранных государств и использовать приобретенный положительный опыт в процессе внедрения в российское уголовное законодательство.
В ходе процесса анализа Уголовного кодекса Китайской Народной Республики можно определить, что в нем законодательно не закреплена отдельная глава предусматривающая ответственность за преступные посягательства на свободу личности. Впрочем, отдельные уголовно правовые нормы охраняющие свободу личности нашли свое отражение в главе 4 «Преступления против прав личности, демократических прав граждан». В статье 240 УК КНР предусмотрена уголовная ответственность за похищение женщины или ребенка на продажу, под которым понимается совершенное с целью их продажи любое из действий, связанных с похищением путем обмана, захватом, покупкой, продажей, передачей женщины или ребенка, и посредничество при этом. Статья 241 УК КНР закреплена ответственность за покупку похищенных на продажу женщины или ребенка. Становится, очевидно, что УК КНР имеет ряд недостатков, в нем не содержится законодательных норм предусматривающих ответственность ни за торговлю людьми, ни за использование рабского труда. В качестве достоинства следует отметить, что уголовное законодательство КНР предусматривает более строгие уголовно правовые меры за совершение подобных преступлений по сравнению с аналогичными уголовными законодательствами иных государств.
Уголовный кодекс Украины в статье 149 «Торговля людьми или незаконная сделка о передаче человека» предусматривает уголовную ответственность за продажу, иную оплатную передачу человека, а равно осуществление в отношении него какой бы то ни было иной незаконной сделки, связанной с законным или незаконным перемещением с его согласия или без согласия через государственную границу Украины для дальнейшей продажи или иной передачи другому лицу (лицам) в целях сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, вовлечения в преступную деятельность, втягивания в долговую кабалу, усыновления (удочерения) в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации его труда.
Исходя из определения осуществление «какой бы то ни было иной незаконной сделки» в отношении человека, служит положительной практикой, поскольку представляется в УК Украины как расширенное толкование понятия «торговли людьми». Однако альтернативные признаки основываются лишь на то, что торговля людьми рассматривается как транснациональное преступление. Такая позиция кажется узкой, потому как не соответствует общим тенденциям развития уголовно правовой политики по борьбе с торговлей людьми и использованию рабского труда.
В качестве обязательного признака состава преступления предусматривается место совершения, что указывает на транснациональный характер торговли людьми. Однако для криминализации деяния достаточно его наличности и действительности общественной опасности независимо от места и случаев перемещения через государственную границу. Торговля людьми может быть осуществлена как внутри какой либо страны, так и с перемещением за ее пределы. Поэтому он не должен рассматриваться в качестве признака основного состава преступления, так как ограничивает применение данной статьи.
Таким образом, практика применения уголовного законодательства Украины не способна стать образцом по части касающейся модернизации уголовной ответственности за торговлю людьми в российском законодательстве. Так же в УК Украины не предусматривается ответственность за использование рабского труда.
Так, УК Кыргызской Республики содержит статью 1251 «Принудительное использование труда (рабский труд)». Данная статья появилась сравнительно недавно, она была введена в действие в 2011 году. УК Кыргызской Республики, регламентируя в ст. 1251 ответственность за принудительное использование труда (рабский труд), содержит положения практически ни чем не отличающиеся от ст.127.2 УК РФ.
Кроме того, Уголовный кодекс Кыргызской Республики в ст. 124 «Торговля людьми» предусматривает в качестве уголовно наказуемых действий вербовку, перевозку, укрывательство, получение, передачу, куплюпродажу человека или иную незаконную сделку с его согласия или без согласия, осуществленная путем принуждения, шантажа, мошенничества, обмана, похищения, с целью эксплуатации либо извлечения иных выгод. Подобное толкование представляется обширным, поскольку согласно принятым международным стандартам согласие взрослого потерпевшего, при отсутствии принуждения расценивается как обстоятельство, исключающее преступность деяния, поэтому такая трактовка требует внесение изменений.
Определенного внимания заслуживает примечание к статье 124, в котором помимо общепринятых признаков эксплуатации, отражается такой признак как «использование в вооруженных конфликтах».
Аналогичный признак так же содержится в статье 165 «Торговля людьми» УК Республики Молдова. В соответствии с ней признается преступным вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение лица в целях коммерческой или некоммерческой сексуальной эксплуатации, эксплуатации принудительного труда или услуг, эксплуатации в рабстве или условиях, сходных с рабством, использования в вооруженных конфликтах или в преступной деятельности, изъятия органов или тканей для трансплантации. Поскольку данный признак в полной мере характеризует цель эксплуатации и в настоящее время не содержится в УК РФ, представляется необходимым внести его в качестве признака «эксплуатации» предусмотренного в примечании 2 к статье 127.1 УК РФ.
Следует обратить внимание, что УК Республики Молдова при регламентации уголовной ответственности за торговлю людьми признает данное деяние преступным лишь в том случае, когда оно совершено специально предусмотренными законами и способами, установленными международно правовыми актами. Представляется, что такая позиция в большей мере соответствует предъявляемым международным стандартам о криминализации торговли людьми в связи, с чем она должна найти отражение в отечественном уголовном законе.
Совершенное иное понимание «рабства» представлено в ст. 167 УК Республики Молдова («Рабство и условия, сходные с рабством»). Диспозиция данной нормы представлена как «поставление или удержание лица в условиях, когда другое лицо владеет им, либо воздействие на лицо с использованием обмана, принуждения, насилия или угрозы насилием с целью вступления в сожительство или в брак либо удержания в сожительстве или в браке».
Согласно статьи 1441 уголовного кодекса Азербайджанской Республики торговля людьми, то есть «под угрозой применения насилия или с применением насилия, посредством угроз или иных средств принуждения, похищения, мошенничества, обмана, путем злоупотребления возможностью давления или беспомощностью, либо с предоставлением или получением материальных и прочих ценностей, привилегий или льгот для получения согласия лица, осуществляющего контроль над другим лицом, его вербовка, получение, удержание, укрывательство, перевозка, передача или получение с целью эксплуатации лица».
Определенный интерес заслуживает статья 106 предусматривающая ответственность за рабство, определяя последнее как «полное или частичное осуществление в отношении человека правомочий, присущих праву собственности» . Статья 106 «Рабство» содержится в главе «Преступления против мира и безопасности человечества» тем самым законодатель определил, что в качестве объекта преступного посягательства выступает мир и безопасность человечества. Хотя чаще всего в качестве родового и видового объекта рабства выступает личная свобода человека.Так, вряд ли можно согласиться, что рабство составляет военное преступления, поэтому целесообразней отнести к преступлениям против свободы и достоинства личности.
Следует обратить внимание на законодательство Республики Беларусь, предусматривающее достаточно детальное использование уголовно правовых норм за преступления связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда. Законодатель расположил данные нормы в главе 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства». К ним относятся: ст.181 «Торговля людьми», ст.181.1 «Использование рабского труда». В ст. 181 УК РБ дается определение, что понимается под «торговлей людьми» к ней относится вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применение насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия. Преимуществом служит то, что структура диспозиции нормы, охраняющая личную свободу, носит описательный характер. Это позволит избежать неправильное толкование уголовно правовой нормы. Такое построение нормы дает возможность субъектам правоприменения точнее квалифицировать преступное деяния и позволяет избежать коллизий.
Статья 181.1 УК РБ устанавливает ответственность за «использование рабского труда или иную форму эксплуатации человека при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181». Также в примечании законодатель установил, что под эксплуатацией должно пониматься незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством. Это, несомненно, выступает в качестве достоинства УК Республики Беларусь, поскольку подобная позиция способствует правильному применению уголовного закона в практической деятельности.
Законодательство Эстонской Республики, предусматривает достаточно широкий перечень уголовно правовых норм за преступления связанные с торговлей людьми. К их числу относятся: «Торговля людьми» (ст. 133), «Оказание поддержки в торговле людьми» (ст. 133.1), «Куплю продажа ребенка» (ст. 173), «Торговля людьми с целью использование несовершеннолетнего» (ст. 175).
Представляется абсолютно никак не аргументированной позиция законодателей УК Республики Сан Марино. УК Республики Сан Марино в ст. 167 устанавливает ответственность за «Обращение в рабство», то есть «обращение другого лица в рабство либо содержание в рабстве», а также ст.168 предусматривает ответственность за «Торговлю живым товаром и работорговлю», то есть в отношении лиц, которые «занимаются торговлей живым товаром и работорговлей», при этом закон не содержит ни одного определения что следует понимать под тем или иным понятием.
Противоположного подхода придерживается законодатель УК Австралии. Глава 8 УК Австралии устанавливает ответственность за «Преступления против человечества». В ней регламентируется ответственность за рабство и торговлю людьми, в статьях дается их детальное описание, а также рассматривается сексуальное подневольное услужение, как институт сходный с рабством. Однако отнесение подобных преступлений к данной главе представляется не совсем уместным, поскольку констатируется недопустимость такой деятельности, независимо от того установлена личность потерпевшего или нет.
По УК Швейцарии к «торговле людьми» относится осуществление торговли людьми, чтобы оказать пособничество в развратных действиях другого человека, а также создание учреждения для торговли людьми (ст. 196), но в нем не содержится уголовно правовых норм предусматривающих ответственность за использование рабского труда человека.
Также представляется интересным рассмотреть уголовный кодекс Израиля, поскольку в нем собран достаточно широкий список уголовно наказуемых деяний, предусматривающих уголовную ответственность за подобную преступную деятельность. К ним относятся: ст. 374.1 «Похищение с целью торговли людьми», ст.375.1 «Содержание в условиях рабства», ст.376 «Принудительная работа», ст. 377.1 «Торговля людьми», ст. 377.2 «Минимальное наказание, предусмотренное за совершение преступлений по статьям "содержание в условиях рабства" и "торговля людьми"». Позитивным фактором служит, что в УК Израиля при построении данных уголовно правовых норм раскрывается их содержание, даются определения.
Уголовный кодекс Австрии также предусмотрел уголовную ответственность за работорговлю и торговлю людьми. Согласно статье 104 ответственности подлежит тот, кто занимается работорговлей, а также тот, кто стремится к тому, чтобы обратить другого человека в рабство или другое, схожее с рабством, состояние или продать человека в рабство или другое, схожее с рабством, состояние. Статья 217 УК Австрии предполагает под торговлей людьми «кто перевозит лицо, даже если оно уже занимается проституцией профессионально, для полового сожительства в иное государство, нежели то, гражданством которого оно обладает или которое является местом его привычного пребывания, либо с этой целью завербовывает человека». Часть 2 данной статьи предусматривает наказание за «склонение к занятию проституцией лицо с намерением, что оно будет заниматься профессиональной проституцией в ином государстве, нежели то, гражданством которого оно обладает или которое является местом его привычного пребывания, вводя его в заблуждение относительно своего намерения, или принуждает лицо к занятию такой деятельностью на территории другого государства, применяя насилие или опасную угрозу, либо перевозит потерпевшее лицо в другое государство, применяя насилие или используя заблуждение потерпевшего лица относительно своего намерения». В процессе анализа уголовного законодательства Австрии прослеживается тенденция ужесточения наказания за торговлю людьми, в части касающейся изъятия доходов организаций которые связанны с работорговлей.
В большинство уголовных законодательств отдельных государств внесены соответствующие статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. К таким государствам можно отнести Голландию, Таиланд, Польшу, Грузию, Южную Корею, Казахстан, однако данный список не ограничивается только эти странами.
В заключении стоит отметить, что уголовные законодательства большинства иностранных государств положили начало своей практической деятельности, направленной на реализацию норм по охране прав на свободу личности, после принятия базовых международно правовых актов по защите прав и свобод человека. Так как в качестве неотъемлемых прав человека признаны право на жизнь, здоровье, свободу, то международное сообщество ставит главной целью защиту этих прав. Поэтому уголовные законы зарубежных государств стремятся соблюдать рекомендации международно правовых актов, а также устанавливают ответственность за посягательства на правовые блага человека.
В процессе модернизации отечественного законодательства, чтобы достичь положительного эффективного правоприменения стоит учитывать как достоинства, так и недостатки действующих правовых норм зарубежных государств. Поскольку обмен опытом снижает распространение транснациональной организованной преступности и способствует в противодействии преступности.
- Противодействие торговли людьми и рабству в России: основные положения
Современная проблема торговли людьми и использования рабского труда как транснациональной организованной преступности, требует принятия адекватных законодательных мер. Такие формы эксплуатации человека по своей распространенности уже встали в один ряд с такими преступлениями как торговля оружием, незаконный оборот наркотиков и терроризмом. Такие деяния характеризуется положительной динамикой, при этом прослеживаются тенденции, направленные на ужесточение уголовного наказания. Поэтому большинство государств и действующие в них уголовно правовые нормы, направленные на борьбу с этим деструктивным явлением.
По мнению Д.А. Шестакова, в связи с глобализацией человеческого зла, крайним проявлением которого выступает разрушительная преступная деятельность в виде закрепляющих экономическое неравенство агрессивных войн, построения гигантских финансовых пирамид, ведущих к разграблению большинства населения планеты, наркобизнеса, торговли оружием, торговли людьми, как никогда прежде необходимо становление общей криминологической теории, призванной выработать более целостное представление о преступности противодействии ей.
Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Реализуя на основе правового регулирования естественные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность.
В настоящий момент торговля людьми и использование рабского труда остаются предметом повышенного внимания, потому как выступают в качестве угрозы национальной безопасности государства. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента в качестве главных стратегических целей определяет защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Первостепенными задачами обеспечения государственной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в сфере обеспечения неприкосновенности основных прав и свобод человека. Механизм уголовно правовой защиты основных конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина формируются с учетом стандартов установленных международно правовыми актами на базе национальной системы права.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Так, Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств, ратифицировав международно правовые документы, связанные с противодействием торговли людьми и использованию рабского труда, однако это не свидетельствуют о наличии в Российской Федерации действенного механизма в борьбе с торговлей людьми.
В Российской Федерации пока в настоящее время отсутствует конкретный механизм борьбы с этими явлениями. В настоящее время не приняты законы, которые будут регулировать данную проблему и вопросы, связанные с ее противодействием. Законодательство РФ не устанавливает общепринятого понятия «торговля людьми» и не конкретизирует его, что затрудняет привлечение к уголовной ответственности виновных лиц. Отсутствие четких законодательных норм регулирующих подобную проблему свидетельствует о возможности создания условий безнаказанности этих противоправных явлений. Этому способствует ряд негативных факторов. Во первых, исследования посвященные данной проблематики в Российской Федерации ведутся сравнительно недолгое время. Во вторых, данные преступления в большей степени остаются латентными для правоохранительных органов. В третьих, современное общество воспринимает жертв работорговли не как потерпевших от работорговцев, а как самих виновных в произошедшем в отношении них преступном деянии.
Так, Российской Федерации недостает федерального закона «О противодействии торговли людьми», а также сопутствующих ему правовых актов, регулирующих нормативные и организационные основы в сфере торговли людьми, вопросы противодействия и международного сотрудничества.
На устранение пробелов в уголовной законодательстве и на пресечение распространения торговли людьми, проявляющийся различных формах были направлены новеллы, введенные в УК РФ, которые содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». На основании данного закона вводится в действие ст. 127.1 «Торговля людьми» и ст.127.2 «Использование рабского труда». Тем не менее, уголовной закон не в полной мере обеспечивает нужную правовую регламентацию в вопросах противодействия. Данные нормы являются относительно новыми для российского уголовного законодательства. Это свидетельствует о том, что нормы еще не в достаточной степени приспособлены к современным практическим реалиям и не адаптированы к положениям международных правовых актов, что требует их совершенствования.
Вместе с тем, введенные ст. 127.1 и 127.2 УК РФ не оправдали возложенные ожидания, поскольку не смогли существенным образом уменьшить процветающую проблему преступности, минимизировать причины и условия, способствующие совершению, а также ограничить ее последствия.
Распространенность подобных преступлений связанна не только с неэффективной деятельностью правоохранительных органов, но и с рядом других сопутствующих негативных факторов. В качестве одного из таких ключевых факторов выступает кризис проводимой государством политики в экономической и социальной сферах, как на внутреннем, так и внешней уровнях, что, в конечном счете, приводит к увеличению потенциально незащищенных и уязвимых групп людей, а также создает угрозу национальной безопасности государства. Определенным образом причинами, влияющими на совершение данных преступлений, являются: безработица и бедность населения; высокий миграционный поток; наркомания и алкоголизм; пропаганда в средствах массовой информации богатой жизни; не информированность граждан об актуальной преступной ситуации, складывающейся в стране; падение уровня жизни и нравственных ориентиров населения.
Несмотря на предпринимаемые усилия государства, направленные на устранение этих причин, проблема связанная с торговлей людьми и использованием рабского труда остается достаточно острой и актуальной по настоящее время. На фоне финансово экономических и социальных проблем возрастает уровень незащищенности граждан от преступных посягательств, а также отсутствие надлежащего и действенного механизма контроля и мониторинга, направленного на обнаружение преступной эксплуатации человека, в связи с этим когда угодно можно ожидать всплеска преступлений посягающих на личную свободу человека.
Согласно проанализированным статистическим показателям количество осужденных по ст. 127.1 УК РФ составляет: 2010г.77; 2011г.45; 2012г.71; 2013г.79; 2014г.63; 2015г.91; 1 полугодие 2016г.9. А число осужденных лиц, чьи деяния квалифицированы по ст. 127.2 УК РФ составило: 2010г.19; 2011г.15; 2012г.9; 2013г.31; 2014г.24; 2015г.6; 1 полугодие 2016г.10. Такие приведенные статистические данные констатируют, что на территории Российской Федерации до сих пор сохраняется высокий уровень латентности преступлений, предусматривающих ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. Обращая внимание на латентность И.Я. Козаченко и Е.В. Авдеева указывают в числе причин таковой коррумпированность правоохранительных органов, отсутствие комплексного механизма предупреждения и эффективного государственного воздействия, нейтрализующего развитие указанного социальноправового явления, отсутствие надлежащей взаимосвязи с правоохранительными органами сопредельных государств. Также следует обратить внимание на то, что при квалификации деяний по составам ст. ст. 127.1 и 127.2 УК РФ, главным образом им, сопутствуют другие дополнительные составы преступлений.
Так, показательным в этом плане является приговор Ростовского районного суда от 09.06.2014г. Шурдумов А.Х. и Шурдумов М.Х. были признаны виновными в участии в преступном сообществе (преступной организации) для совершения особо тяжких преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда. Они же, будучи осведомленными о планах и задачах преступного сообщества (преступной организации) и, действуя согласно отведенной каждому из них роли, совершили преступления, связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда. Шурдумов А.Х. и Шурдумов М.Х. из корыстных побуждений, имея умысел на совершение ряда особо тяжких преступлений, реализуя свои преступные намерения, вопреки позиции международного сообщества по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми и их эксплуатацией, действуя в нарушение международных правовых актов по предложению руководителя преступного сообщества (преступной организации), вошли в состав созданного и руководимого последним преступного сообщества (преступной организации), занимавшегося торговлей людьми и использованием их рабского труда, извлекая из этого финансовую и иную материальную выгоду.
Действия Шурдумова А.Х. были квалифицированны по ч. 2 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 127.1, ч. 3 ст. 127.2 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с установлением на основании ч.1 ст. 53 УК РФ определенных ограничений с отбыванием наказания, в исправительной колонии строгого режима. Действия Шурдумова М.Х. были квалифицированы таким же образом.
Анализ норм, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда позволяет говорить о тесной взаимосвязи данных составов. Основной целью таких совершенных сделок в отношении людей выступает их последующая эксплуатация, которая является рабским трудом.
Действующие в РФ уголовноправовые средства в этой области не учитывают предъявляемые современным обществом тенденции развития рассматриваемых явлений и прежде всего, отсутствует специализированные законодательные акты, регулирующие этот вопрос. Фактически не существует механизма противодействия, а правоохранитель реагирует после совершения общественно опасного деяния и наступления общественно опасных последствий. Содержащиеся положения в рассматриваемых статьях не отвечают требованиям международных правовых документов, и представляется необходимым разработать эффективную модель данных норм, а также принимать меры по их непрерывному совершенствованию.
Таким образом, на данном этапе развития в Российской Федерации не действует системный подход к предупреждению данных преступлений. Законодательство предусматривает лишь некоторые обособленные средства там или иначе способствующие предупреждению, и как объективно подчеркивает Т. Я. Хабриева, «практически нет норм, закрепляющих права жертв торговли людьми». Поэтому обуславливается необходимость принятия законодательных актов направленных борьбу с торговлей людьми и использованием рабского труда, которая продиктована потребностью в обеспечении системного и комплексного подхода правового регулирования в противодействии эксплуатации человека.
- УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА В РФ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
- Уголовно правовой анализ торговли людьми
Торговля людьми это современная форма рабства, которая сопровождается самым циничным и жестоким нарушением прав человека. Человек становится объектом манипулирования. Людей насильно перевозят через границу, принуждают к труду, ставят в долговую зависимость, лишают свободы передвижения, над ними совершается физическое, сексуальное, психологическое насилие в извращенных формах.
Общепринято, что система уголовного права структурирована по признаку объекта преступного посягательства, таким образом, подразделяется на общий, родовой, видовой и непосредственной объекты преступления.
Так, для российской науки традиционным определением объекта преступления является то, на что направлено преступное деяние и чему оно причиняет или может причинить существенный вред, то есть охраняемые уголовным законом общественные отношения и интересы, которым в результате совершения общественно опасного деяния причиняется вред или создается реальная угроза причинения существенного вреда.
Родовым объектом торговли людьми является общественные отношения и интересы, обеспечивающие неприкосновенность прав и свобод личности; видовым общественные отношения и интересы, обеспечивающие неприкосновенность свободы, чести и достоинства личности; непосредственным общественные отношения и интересы, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, гарантированного международными и конституционными нормами права на свободу местопребывания и перемещения и обеспечивающие безопасность свободы как важнейшего социального блага. В качестве дополнительного объекта может выступать жизнь и здоровье человека, честь и достоинство, половая неприкосновенность и половая свобода личности, нормальное моральнонравственное, психическое, физическое развитие несовершеннолетнего лица. В каждом случае установления факультативного объекта во многом зависит от конкретных обстоятельств расследуемого преступления.
Согласно позиции большинства ученых представляется, что в науки уголовного права возникла правовая коллизия между данной и иными нормами данной группы, вследствие этого, статья посвященная торговле людьми была отнесена к главе УК РФ «О преступлениях против свободы чести и достоинства личности». Так, Е.В. Евстифеева была одной из тех, кто поддерживал такую позицию, а также предложившая «на основании изучения истории развития российского уголовного законодательства, международно правовых документов, а также зарубежного уголовного законодательства об охране свободы личности расширить систему составов преступлений против личной свободы человека посредством включения в главу 17 УК России новых составов преступлений, предусматривающих ответственность за совершение сделок в отношении человека, обращения в рабство, принуждения к труду». Впоследствии данная позиция была поддержана современной доктриной уголовного права.
Например, Прохоров Л.А. и Прохорова М.Л. придерживаются позиции, что родовой объект торговли людьми составляет общественные отношения в сфере обеспечения личной свободы человека, в качестве дополнительного непосредственного объекта выступают общественные отношения в сфере обеспечения здоровья личности, а факультативным объектом считается жизнь человека.
Безусловно, такие позиции и подходы к пониманию объекта торговли людьми тоже имеет право на существование, поскольку в большинстве случаев в результате совершенного преступления, причиняется вред или создается реальная угроза причинения существенного вреда не одному, а сразу нескольким общественным отношениям и интересам.
Предметом преступления является овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления.
Потерпевшим является любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства, социального и должностного положения и т.д., при этом закон не указывает на согласие или нет лица на совершение в отношение него действий, что также не исключает уголовной ответственности.
Объективная сторона преступления определяется как совокупность указанных в законе признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект.
Так, объективную сторону ст. 127.1 УК РФ составляет купляпродажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. При этом последние преступные действия будут признаваться, как торговля людьми лишь в том случае, если преследуют цель эксплуатации. Понятие эксплуатации человека раскрывается в примечании 2 к ст.127.1 УК РФ, под которой понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние. Эксплуатация человека выступает в качестве характеристики цели рассматриваемого преступления (субъективная сторона), но не является элементом его объективной стороны. Поэтому если совершаются действия, выразившиеся в виде эксплуатации, прямо запрещенные уголовным законом, то такие деяния требует самостоятельной квалификации по соответствующей статье УК.
Уголовное законодательство России не дает толкование понятия «купля продажа», однако оно раскрывается в гражданском праве. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору куплипродажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Преступление, выраженное в «купле продаже» человека при этом будет считаться оконченным с момента передачи продавцом лица, являющегося предметом сделки покупателю. Так как в рассматриваемом преступлении объектом является свобода человека, а не отношения собственности. Поэтому материальное вознаграждение не является обязательным признаком совершения его указанными действиями.
Законодатель также отмечает «иные сделки в отношении человека», таким образом, указывая на совершение любых сделок в отношении человека, будь то «дарение», т.е. безвозмездная передача человека другим лицам; «мена», т.е. передача человека в обмен на какие либо материальные ценности; «рента» т.е. передача человека другому лицу, а он в свою очередь обязуется выплачивать определенную денежную сумму либо предоставлять средства на его содержание в иной форме; «аренда» т.е. передача его за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; предоставление в безвозмездное пользование; залог; прощение долга и т.п. Данный перечень сделок с человеком не является исчерпывающим.
Важным моментом является установление точного вида совершенной сделки в отношении человека, поскольку служит для определения квалификации преступления как оконченного или как покушение на него.
Вербовка людей также составляет объективную сторону торговли людьми. Под которой понимается деятельность, направленная на привлечение людей для выполнения какихлибо работ, оказания определенных услуг. При этом такая деятельность может быть весьма разнообразной и применяться к конкретному лицу или обращена в отношении неопределенного круга лиц. Моментом окончания вербовки считается совершение подобных действий независимо от того состоялась ли сделка или нет.
Еще одним действием, составляющим объективную сторону торговли людьми, является перевозка. Под перевозкой следует понимать как физическое перемещение лица в пространстве, то есть его транспортировку, так и организацию такого перемещения с одного места в другое посредством любого вида транспорта для последующей эксплуатации. Перевозка может осуществляться в пределах границ одной территории, так и с перемещением через государственную границу страны. Моментом окончания перевозки считается начало осуществления такой деятельности.
Следующим действием торговли людьми является передача. Под передачей человека, подразумевается непосредственное предоставление такого лица покупателю, его представителю или постороннему лицу для временного использования, содержания либо же отчуждения. Соответственно, ответным действием данных лиц является получение такого лица, что также составляет общественно опасное деяние и служит еще одним элементом объективной стороны рассматриваемого преступления.
Последнее действие, составляющее объективную сторону торговли людьми, является укрывательство. С точки зрения Л.В. ИногамовойXeгай это сокрытие потерпевшего помимо его воли, совершаемое для недопущения обнаружения проданного человека. Однако такое понятие является обобщенным, поэтому под укрывательством следует также рассматривать не только физическое сокрытие потерпевшего от заинтересованных лиц о его местонахождении, но и другие иные действия, затрудняющие его обнаружение (лишение документов, изменение внешности, медикаментозное подавление физической или психической активности).
Таким образом, необходимо правильно расценивать действия, составляющие объективную сторону, что в дальнейшем позволит исключить ошибки в квалификации данного вида преступлений.
По конструкции объективной стороны состав формальный, то есть уголовная ответственность наступает в момент окончания указанных действий, вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.
Переходя к рассмотрению субъекта торговли людьми, стоит отметить, что субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Особенность субъекта заключается в том, что им выступают обе стороны, то есть продающее или передающее лицо, и тот, кто приобретает, покупает. Также в качестве субъекта может быть лицо, действующее в интересах других лиц.
Субъективная сторона преступления это внутренняя психическая деятельность человека. Субъективная сторона торговли людьми характеризуется прямым умыслом, а также указанной в законе специальной целью эксплуатация человека. При этом мотивы и цели не влияют на квалификацию содеянного. Конструкция данной статьи представляется ошибочной, поскольку лицо должно подлежать уголовной ответственности независимо от наличия данной цели. Так, например, при продаже новорожденного ребенка другим родителям цель эксплуатации не преследуется. Он просто будет являться членом семьи, но сам факт должен быть уголовно наказуем. В связи с этим такая цель имеет право на существование лишь как факультативный признак субъективной стороны, и учитываться судом при назначении наказания.
При квалификации преступных действий по ч. 1 достаточно установить, что лицо сознавало общественную опасность своих действий (бездействия) и желало их наступления.
Ч. 2 ст. 127.1 УК РФ предусматривает квалифицирующие составы, ответственность за которые наступает, если действия, указанные в части 1, если совершены:
а) в отношении двух или более лиц;
Для квалификации по данному признаку не имеет значения, возник умысел одновременно или в разное время, совершается преступление с едиными или различными намерениями в отношении каждого из потерпевших, при условии, что ни один из которых лицо не было осуждено.
б) в отношении несовершеннолетнего;
Здесь потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, а виновное лицо знает о его возрасте или обстоятельства преступления свидетельствуют о несовершеннолетии.
в) лицом с использованием своего служебного положения;
При совершении преступления, содержащего признаки данного состава преступления, может вменяться только специальному субъекту. Лицо использует свои властные или иные служебные полномочия для осуществления своих целей.
г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;
Ввоз и вывоз через границу может осуществлять легально и нелегально, по подлинным или фиктивный документам, или осуществляться действия связанные с не законным удержанием за границей, а также действия в отношении находящийся там лица, на законных основаниях, но неправомерно препятствующему его возвращению, при наличии признаков предусмотренных данным составом преступления.
д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;
Данный состав преступления является конкурирующим по отношению к ч.2 ст. 325 УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа. Данный пункт является специальной нормой и должен вменяться в каждом случае.
е) с применением насилия или с угрозой его применения;
Данное квалифицирующее обстоятельство свидетельствует о применении любого насилия, к лицу, являющемуся объектом преступного посягательства, а также реальной угрозы применения такого насилия.
ж) в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей;
Подобный признак является конструктивным при установлении субъективной стороны торговли людьми, то есть виновное лицо преследует специальную цель изъятие органов и тканей.
з) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;
Сам факт наличия у потерпевшего особых свойств свидетельствует о том, что виновный пользуется этим и у него после возникает умысел на торговлю людьми.
и) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.
Данный пункт предполагает, что виновный достоверно знает о состоянии потерпевшей, при этом срок беременности потерпевшей на квалификацию преступления не влияет. Если потерпевшая не была беременна, то данный квалифицирующий признак не вменяется, а виновный подлежит ответственности по ч.1.
Ч. 3 предусматривает особо квалифицирующие признаки и признает деяния предусмотренные ч. 1 и ч.2, которые:
а) повлекли по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;
Для квалификации по данному признаку необходимо образование материального состава преступления. Торговля людьми совершается с прямым умыслом, а указанные последствия характеризуются неосторожностью, в форме легкомыслия или небрежности, при этом дополнительной квалификации не требуется.
б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;
Если виновный осознает, что он применяет такой способ совершения этого преступления, связанный с торговлей людьми либо применением к потерпевшему насилия, которое создает опасность для жизни и здоровья не только одного человека, но хотя бы еще двум лицам, то такие действия следует квалифицировать по данному пункту.
в) совершенные организованной группой.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Любой член организованной группы, принимавший участие в торговле людьми, вне зависимости от распределения ролей несет ответственность по п. «в» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ.
Законодательная конструкция рассматриваемой статьи предусматривает поощрительную норму. Примечание 1к ст. 127.1 УК РФ, освобождает лица от уголовной ответственности, но при этом необходимо наличие следующих обстоятельств: лицо совершило преступление впервые, деяние должно быть предусмотрено ч.1 или п. «а» ч. 2, а также виновный должен добровольно освободить потерпевшего и способствовать раскрытию совершенного преступления. Однако лицо освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В заключении можно отметить, что торговля людьми представляет повышенную опасность для человека, общества и государства, так как отрицательно влияет на стабильность и безопасность защищаемых объектов. Законодательная конструкция статьи 127.1 УК РФ «Торговля людьми» является недостаточно четко регламентированной, что требует внесения определенного ряда изменений.
- Уголовно правовой анализ использования рабского труда
Рабство исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина рабовладельца («говорящее орудие»). В последующем наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в 17 начале 19 веков в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. На современном этапе развития рабство запрещено во всех государствах.
В современной уголовно правовой доктрине общепризнанно, что при юридическом анализе любого состава преступления рассмотрение начинается с признаков объекта преступления, который выступает в качестве обязательного и главного составляющего состава преступления. Касательно непосредственного объекта в науке уголовного права использования рабского труда сформулированы различные неоднозначные позиции.
Такие ученые как Е.В. Евстифеева и С.В.Громов считают, что объектом выступает физическая свобода человека, а также право распоряжаться собой по собственному усмотрению. Ряд других авторов, например, М.Ю. Буряк и С.Н. Гаджиев считают объектом использования право человека на свободный труд. Также встречаются взгляды, объединяющие обе позиции. Так, по мнению А.В. Хабарова объектом служит личная свобода человека, который не может быть объектом права собственности (иных имущественных прав) другого лица, а также свобода труда, запрет принудительного труда.
Так, Полянская Е.М. считает, что применительно к ст. 127.2 УК РФ непосредственным объектом преступления служит общественные отношения, блага и интересы по обеспечению личной свободы человека, закрепленные ст. 22 Конституции РФ. При этом круг факультативных объектов использования рабского труда весьма разнообразен, это может быть жизнь, здоровье, нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего и т.д. и, учитывая квалифицирующие признаки и многообразие дополнительных объектов преступления, можно утверждать о многообъектности рассматриваемого состава преступления.
Как правило, эксплуатации человека предшествует его порабощение, что обычно связано с незаконным лишением свободы и как следствие возможности его передвижения и выбора места пребывания. И как справедливо по этому поводу высказывается А.Г. Блинов, буквальное толкование диспозиции ст. 127.2 УК РФ говорит о том, что уголовный закон запрещает только использование рабского труда, а не обращение или поставление человека в состояние рабства.
Однако непосредственным объектом использования рабского труда правильней следует признавать общественные отношения, обеспечивающие право человека на свободный труд, поскольку, когда вменяется состав преступления, предусмотренный ст. 127.2 УК РФ, обычно он требует дополнительной квалификации по ст. 126, 127, 127.1 УК РФ, так как именно эти составы своим непосредственным объектом предусматривают личную физическую свободу человека.
В статье 127.2 УК РФ потерпевшим признается физическое лицо в отношении, которого осуществляются все или отдельные правомочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется активными действиями и заключается в использовании труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг). Диспозиция уголовно правовой нормы предусматривающая ответственность за использование рабского труда носит описательный характер. Однако одна из проблем такой формулировки объективной стороны заключается в том, что законодатель пренебрег такими деяниями, как обращение в рабство или подневольное состояние, а также удержание в таком состоянии. Так, верно высказывается Л.Л. Кругликов «в Уголовном кодексе должна бы найти отражение (помимо работорговли и рабского труда) также и третья, относительно самостоятельная форма преступления, обращение в рабство. Как правило, данное деяние предшествует во времени двум другим преступлениям международного характера. Учитывая, что все три деяния относятся к одной группе посягательств на личную свободу человека, дифференциация ответственности должна опираться на ту же совокупность квалифицирующих признаков, что и фигурирующая ныне ст. ст. 127.1 и 127.2 УК». Данная позиция представляется правильной, поскольку законодатель криминализировал только конечный результат такой деятельности использование рабского труда, при этом обращение в рабство и удержание в нем оставил без внимания. На основании этого, считаем целесообразным установить уголовную ответственность, за данные деяния, выделив их в отдельный состав преступления.
Ст. 127.2 УК РФ «Использование рабского труда» носит формальный характер, потому как признается оконченным преступлением вне зависимости от времени эксплуатации человека. Использование рабского труда относится к длящимся преступлениям и сопряжено с последующим длительным осуществлением состава. Вместе с тем под «использованием рабского труда» признается эксплуатация навыков, знаний, умений и физических качеств человека, обращенного в рабское состояние. Исходя из этого, моментом окончания преступления считается осуществление начальных действий трудовой деятельности человека независимо от того получен ли конечный результат труда или завершено оказание услуг.
При детальном анализе диспозиции статьи устанавливается, что каждое содержащееся понятие по своему смыслу относится к гражданско правовым отношениям.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Стоит отметить, что данное право относится к категории вещных, поэтому отождествлять человека с таким правом представляется противоправным. Исходя из приведенного выше определения, можно сделать вывод, что термин «использование» является составляющим компонентом права собственности. Где «использование» понимается, как возможность выполнять определенную работу, то есть реальное извлечения полезных свойств в процессе личного или производительного потребления.
Под полномочиями подразумевается официально предоставленные или возложенные на лицо законом, иным нормативным правовым актом, договором, приказом или распоряжением права, право организационно распорядительной или административно хозяйственной деятельности, а также право по ведению дел.
Далее диспозиция статьи упоминает о том, что человек не может отказаться от выполнения работ (услуг) по не зависящим от него причинам. Под такими причинами понимается применение физического или психического насилия или угроза его применения, угроза уничтожения или повреждения имущества, шантаж, изъятие, сокрытие либо уничтожение документов, удостоверяющих личность, другие противоправные угрозы. Данные способы могут применяться как в отношении самого потерпевшего, так и в отношении его родственников и близких лиц. Из чего следует, что принуждение к рабскому труду является составляющим элементом его использования в рабском труде, хотя этот признак в диспозиции статьи законодательно не закреплен.
Таким образом, использование рабского труда это использование трудовых функций лица, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, соединенное с обращением в рабство или принуждением к выполнению работ или оказанию услуг. При этом объективную сторону составляет использование самих трудовых функций человека, а не использование результатов его труда. Результаты такой трудовой деятельности человека не подпадают в сферу действия диспозиции рассматриваемой статьи.
При уголовно правовом анализе субъекта использования рабского труда стоит отметить, что он не обладает специфическими особенностями. Поэтому субъект данного преступления является общим, то есть это вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Причем субъект осознает, что использование труда человека не отвечает предъявляемым требованиям российского законодательства, что в действительности составляет рабский труд, и желает использовать такой труд, при этом у виновных, в качестве общего мотива преступления, как правило, выступает корыстные побуждения. Сопровождающие мотивы и цели на квалификацию деяния по ст. 127.2 УК РФ не влияют и не могут выступать в качестве обязательных.
Субъективная сторона использования рабского труда характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
Ч. 2 ст. 127.2 УК РФ предусматриваем квалифицированные составы преступления, то есть деяние, предусмотренное ч. 1, которое совершенно:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.
Перечисленные квалифицирующие признаки использования рабского труда по своему содержанию идентичны ранее рассмотренным признакам торговли людьми.
Особое внимание заслуживает п. «г» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за использование рабского труда с применением шантажа. Здесь шантаж рассматривается в качестве способа обеспечения обращения человека в рабство или удержание в таком состоянии. Под шантажом при использование рабского труда следует понимать выраженную со стороны виновного лица угрозу оглашения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка). При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается преступление.
Стоит отметить о необходимости введения в ч. 2 дополнительного квалифицирующего признака такого как «совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом», поскольку статистические данные свидетельствуют, что в основном подобное преступление совершается группой лиц по предварительному сговору. Немаловажным является включение в ч. 2 п. «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия», потому как виновный, угрожая или применяя оружие, подавляет волю потерпевшего. Вместе с тем, если у виновного находится оружие или предмет, используемый в качестве оружия, но он его не применяет, то квалификация по данному пункту исключается. В случае если обстоятельствами уголовного дела будет установлено, что виновное лицо применяло оружие в целях устрашения потерпевшего, то содеянное подлежит квалификации по данному пункту.
Ч 3. предусматривает особо квалифицирующие признаки использования рабского труда, представляющие повышенную общественную опасность, и признает преступными деяния, предусмотренныеч. 1 или ч. 2, которые повлекли по неосторожности смерть, причинениетяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой.
Если в результате совершения наступают последствия указанные в ч.3, то можно говорить о двойной форме вины, где отношение к таким последствиям могут быть только в форме неосторожности. Стоит обозначить, целесообразней квалифицирующие признаки, предусмотренные ч.3 изложить отдельно по самостоятельным пунктам, что позволит обеспечить эффективную дифференциацию уголовной ответственности виновных лиц.
Таким образом, рабство нарушает общепризнанные международные и внутригосударственные стандарты правового статуса человека, и поэтому не может быть обосновано ни при каких обстоятельствах. Ст. 127.2 УК РФ содержит множество пробелов, с которыми сталкиваются правоприменители в своей деятельности, однако высказываются суждения о модернизации данной уголовно правовой нормы в соответствии с установленными международными положениями, что дальнейшей позволит эффективно использовать данную норму в правоохранительной деятельности.