Правовое положение (статус) органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации:
история, понятие и структура ………………………………………………
1.1. Уголовно-исполнительная система дореволюционной России ..
1.2. Уголовно-исполнительная система советского периода ……….
1.3. Правовое регулирование уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации ………………………………………………..
Глава 2. Правовой статус органов и учреждений, исполняющих
уголовные наказания ………………………………………………………
2.1. Уголовно-исполнительные инспекции ………………………….
2.2. Арестные дома …………………………………………………….
2.3. Следственные изоляторы ………………………………………..
2.4. Исправительные учреждения …………………………………….
2.5. Ведомственные предприятия, учреждения и организации,
специально созданные для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы ……………………………………
Глава 3. Реформирование уголовно-исполнительной системы:
основные направления, проблемы и пути их решения …………………….
3.1. Реформа уголовно-исполнительной системы …………………….
3.2. Существующие проблемы реформы и пути их решения ………..
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………
Введение
В любом государстве мира уголовно-исправительная система (далее УИС) является зеркалом той политической системы, которая действует в стране. К примеру, система ГУЛАГа была ярким проявлением идей сталинизма форсированной модернизации любой ценой. Соответственно, меняется политическая система вслед за ней неизбежно меняется и уголовно-исправительная система.
В настоящее время в стране действует система органов, в основном созданных еще в советский период с незначительными изменениями и дополнениями. Она постепенно реформируется, но несоответствие современным политическим реалиям сохраняется.
Этот факт предопределил принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., предполагающей кардинальное переустройство всей системы органов уголовно-исправительной системы. Реформа еще идет, уже сейчас понятно, что в полном объеме реализовать ее к 2020 году не удастся, поэтому имеется необходимость оценки существующей в настоящее время системы органов и их реформирование по реальным финансовым и ресурсным возможностям страны. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Объект исследования уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Предмет исследования структура системы органов уголовно-исправительной системы, ее современное состояние и совершенствование.
Цель выпускной квалификационной работы дать общую характеристику системы органов уголовно-исправительной системы.
Задачи:
1. Проанализировать этапы исторического развития уголовно - исправительной системы в России.
2. Рассмотреть сущность и правой статус основных учреждений уголовно-исправительной системы.
3. Раскрыть сущность Концепции реформирования уголовно - исправительной системы, выявить основные проблемы.
4. Сформулировать предложения по корректировке Концепции по тем направлениям, где выявились наибольшие проблемы по ее реализации.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации: история, понятие и структура
1.1. Уголовно-исполнительная система дореволюционной России
Среди особенностей становления отечественной системы исполнения уголовных наказаний можно отметить достаточно поздний переход к гуманистическим принципам содержания заключенных. Существенный вклад в внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных; впервые предусматривалось раздельное содержание подследственных и осужденных к лишению свободы. К сожалению, заложенные в нем идеи опережали время, и поэтому проект оказался востребован только лишь спустя сто лет.
Тюремная система царской России представляла собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческими структурами. Результатом реформы тюремной системы конца XIX столетия стало образование централизованного тюремного ведомства во главе с Главным тюремным управлением, входящего на первых порах в состав Министерства внутренних дел, а с 1895 года подведомственного Министерству юстиции.
Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909 г.).
Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и методы пенитенциарно - карательного воздействия на них.
Для обеспечения исполнения наказания в виде лишения свободы была создана система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, которая включала в себя:
1) помещения для подвергаемых аресту;
2) арестантские помещения при полиции;
3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт - Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма;
4) исправительные арестантские отделения;
5) тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам;
6) пересыльные тюрьмы.
Арестные дома - в концеXIX векапомещение для подвергаемых аресту по приговораммировых судей; особое здание, выстроенное городской думойСанкт-Петербургав1881году; содержало как общие помещения, так и одиночные камеры. Почти половина всех арестованных содержалась за проступки противблагочинияи порядка. Рецидивистами по преимуществу являлись содержащиеся за самовольное прибытие встолицу. Это лица или лишённые по суду гражданских прав, или же высланные из столицы по распоряжению администрации, не имевшие определённых занятий, нищенствовавшие или занимавшиеся тёмными делами.
Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности, которых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов назначаемых Министром юстиции.
Особое место в системе мест лишения свободы занимало заключение в крепости. Этот вид исполнения наказания был изъят из гражданского ведомства и регулировался военными законами. Заключению в крепости подвергались опасные государственные преступники, осужденные за составление сочинений или изображений, целью которых было возбуждение неуважения к верховной власти или личным качествам царя, призывы к бунту или неповиновению власти, принадлежность к тайным обществам, тайное сношение с иностранными подданными неприязненных государств, оскорбление начальника подчиненными по службе.
Самым жестоким считалось заключение в Шлиссельбургской крепости. В ней большинство заключенных относилось к категории долгосрочников, условия содержания им были определены в одиночных камерах, при этом в официальных документах их фамилии не указывались.
Каторга отбывалась на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом являетсяЗерентуйская каторжная тюрьма, на казённых солеваренных заводах-Иркутском,Усть-Кутскоми др., на островеСахалин, при постройкеСибирской железной дороги(по правилам от24 февраля1891 годаи7 мая1894 года).
Что касается исполнения уголовного наказания в отношении ссыльнопоселенцев, то оно могло быть организовано либо приселением их к деревням старожилов в отдаленнейших местах Сибири, либо в новых селениях, создаваемых для этих целей за счет казны.
С середины ХIХ века начали создаваться исправительные приюты для малолетних преступников, главным образом на благотворительные средства.
Первым таким учреждением стал Рукавишниковский приют в Москве, основанный в 1864 г. для отбывания наказания и исправления малолетних преступников. Столкнувшись с негативным влиянием на несовершеннолетних условий содержания в помещениях при полиции и тюрьмах, устроители приюта настояли на открытии при нем отделения для малолетних подследственных (1884 г.). Опыт Рукавишниковского приюта оказался вполне удачным, и закон от 8 февраля 1893 г. установил направление подследственных несовершеннолетних в особые учреждения, названные впоследствии воспитательно-исправительными.
В результате настойчивой работы благотворительных организаций, государственных органов в лице педагогических коллективов исправительных учреждений и представителей Главного тюремного управления явилось Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних издания 1909 года, подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов, включающих в свою систему на первом этапе всего лишь 11 таких заведений.
К началу 1917 года в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников.
К 1882 году в России сложилась следующая система мест заключения, находившихся в ведении гражданского ведомства:
- тюремные замки в губернских и уездных городах, а также тождественные с ними учреждения, носящие другие названия (уголовные тюрьмы) - 597;
- временные дополнительные помещения при этих тюрьмах - 6;
- смирительные дома - 5;
- Петербургская и Московская исправительные тюрьмы - 2;
- дома предварительного заключения в С-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма - 2;
- пересыльные тюрьмы - 11;
- исправительные арестантские отделения, роты и полуроты - 32;
- временные центральные каторжные тюрьмы - 11;
- подследственные аресты в Привисленских губерниях - 75;
- полицейские дома в Петербурге - 10, в Москве - 16,
всего 767 учреждений.
В этот перечень не входят некоторые места заключения Восточной Сибири, места нахождения ссыльно-каторжных на частных работах.
Общее число всех содержащихся в местах заключения к 1 января 1882 года составляло 94797 человек. Содержание одного арестанта в это время обходилось государству примерно в 1200 рублей в год.
Таким образом, основу пенитенциарной системы России в дореволюционный период составляли каторга, крепости, тюрьмы, ссылка. На протяжении XIX века происходит, хотя и медленная, либерализация отбывания наказания, в первую очередь, для несовершеннолетних.
1.2. Уголовно-исполнительная система советского периода
Первые нормы Советского государства в области исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совнаркома, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны, таких как Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.
Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц.
В 1924 г. был принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера - Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:
а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);
б) учреждения для применения мер социальной защиты медико - педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;
в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
Помимо этих мест заключения, для военнослужащих могли учреждаться штрафные части.
1 августа 1933 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был введен новый Исправительно-трудовой кодекс. Этот документ провозгласил в качестве основного типа мест лишения свободы трудовые колонии различных видов, куда помещались осужденные «применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления». ИТК 1933 года декларировал, что провозглашенная Конституцией РСФСР обязанность общественно-полезного труда для всех граждан распространяется и на лишенных свободы, способных к труду. То есть был окончательно сформулирован принцип обязательности труда в местах заключения. Были ликвидированы изоляторы специального назначения, реорганизованы дома заключения и переходные дома, система мест лишения свободы упростилась. Согласно ст. 28 ИТК 1933 года она выглядела следующим образом:
- изоляторы для подследственных;
- пересыльные пункты;
- исправительные колонии: фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные;
- учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных);
- учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).
Система лагерей и лагпунктов ГУЛАГа раскинулась по всей стране, а труд заключенных играл едва ли не ключевую роль на целом ряде крупных строек (например, Беломорканал, Воркута, Караганда, Джезказган и т.п.). 7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях (система ГУЛАГа просуществует до 1958 года), положившее начало массовому внедрению лагерной системы при исполнении уголовных наказаний.
К началу 40-х годов система мест заключения включала в себя исправительно-трудовые лагеря; исправительно-трудовые колонии, тюрьмы; детские трудовые колонии; учреждения для больных заключенных.
После смерти Сталина изменение системы мест лишения свободы нашло свое отражение в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденном Советом Министров СССР в декабре 1958 года. Теперь в данную систему стали входить:
- места лишения свободы для содержания осужденных к лишению свободы после того, как приговор вступил в законную силу (исправительно-трудовые колонии, тюрьмы, трудовые колонии для несовершеннолетних);
- места лишения свободы для обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, в т. ч. лиц, хотя и осужденных, но приговор о которых не вступил еще в законную силу (тюрьмы для подследственных);
- места лишения свободы для лиц, подозреваемых в совершении преступления и поэтому задержанных в соответствии со ст. 32 «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (камеры или дома предварительного заключения);
- транзитно-пересыльные отделения для заключенных, переводимых из одной местности в другую;
- специальные психиатрические больницы МВД.
Снова система исправительных учреждений была реформирована в 70-е годы. Были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.
Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МООП РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 года закрепило систему учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, практически в ее современном виде Положение предусматривало существование исправительно-трудовых колоний четырех видов режима, трудовых колоний для несовершеннолетних и тюрем. Начиная с 1963 года, эта система дополнилась колониями-поселениями.
Таким образом, достигнув наиболее жесткой модели в сталинские годы (система ГУЛАГа), система уголовно-исправительных органов постепенно либерализуется. Однако в ней остается ключевой момент обязательность труда осужденных.
1.3. Правовое регулирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
В рамках уголовно-исполнительной системы объединены учреждения и органы, исполняющие все виды уголовных наказаний. Исключение, ввиду специфики субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, составляют наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих.
Централизованное управление уголовно-исполнительной системой осуществляет специальная государственная служба - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ. Ее деятельность регламентируется Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 08.09.2017).
ФСИН России, наделенная определенной самостоятельностью, в структуру Минюста непосредственно не входит. Минюст России осуществляет лишь контрольные полномочия. Контрольные функции Минюста России в уголовно-исполнительной сфере определены указами Президента РФ и утвержденными Президентом РФ положениями. На основании указанных актов Минюст России осуществляет функции по координации и контролю деятельности подведомственной ему ФСИН, а министр юстиции представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе.
Ей подчиняются главные управления либо управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), создаваемые в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлена на осуществление следующих задач:
1) Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 16 УИК РФ) в уголовно-исполнительную систему входят следующие учреждения и органы:
1) уголовно-исполнительные инспекции;
2) арестные дома;
3) исправительные учреждения;
4) следственные изоляторы;
5) ведомственные предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
По состоянию на 1 сентября 2017 г. в учреждениях уголовно - исполнительной системы содержалось 613 075 чел., в том числе:
- в 713 исправительных колониях отбывало наказание 503 518 чел., в том числе:
в 125 колониях-поселениях отбывало наказание 34 854 чел.;
в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 2 019 чел.;
- в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, содержалось 106 661 чел.;
- в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 476 чел.;
- в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних 1 420 чел.
В структуре 67 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 72 центра санитарно - эпидемиологического надзора, 144 больницы (в т. ч. 65 туберкулезных больниц, 5 психиатрических больниц, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России).
В состав УИС также входят:
81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1 348 их филиалов, в которых состоят на учете 460 618 чел., осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 6 414 чел., подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом;
35 федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФСИН России, 574 центра трудовой адаптации осужденных, 69 производственных мастерских.
При исправительных учреждениях имеется 283 общеобразовательные организации и 513 их филиалов, 307 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 393 их структурных подразделения.
Штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 967 чел., в т. ч. начальствующий состав 225 284 чел. (в т. ч. переменный состав 5 910 чел.).
В составе УИС действуют 7 учреждений высшего образования с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 9 учебных центров территориальных органов, научно - исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно - исследовательский институт информационных технологий.
Таким образом, уголовно-исполнительная система - это достаточно большой институт органов государственного управления в России, в составе которого сотни учреждений и сотни тысяч работников.
Делаем выводы:
1. Уголовно-исполнительная система начала формироваться еще в дореволюционной России, постепенно основной формой отбывания уголовного наказания стала тюрьма, хотя широко применялись заключение в крепости, ссылка и каторга.
2. В советский период реформирование системы исполнения наказаний сделало основным элементом исправительно-трудовую колонию, поскольку труд стал обязательным для осужденных.
3. В настоящее время уголовно исправительная система существенно либерализована, хотя по своей структуре она в значительной степени является наследником советского перида.
Глава 2. Правовой статус органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
2.1. Уголовно-исполнительные инспекции
Система исполнения наказаний без лишения свободы в разных странах строится на двух основных вариантах. В одних странах, например в Польше, контроль за условно осужденными возлагается на суд. В других эту функцию выполняют специальные государственные органы как военизированная организация (полиция, милиция) или гражданская служба.
В России большинство альтернативных мер, наказания не связанные с лишением свободы, исполняют специальные государственные органы - уголовно - исполнительные инспекции. До начала 1999 года они входили в структуру территориальных (районных, межрайонных, городских) органов внутренних дел, а их сотрудники были сотрудниками МВД (милиции).
Ранее, хотя и давно, такие органы существовали в России и в Советском Союзе, но именовались они по-разному: инспекции исправительных работ, инспекции исправительных работ и трудоустройства, бюро принудительных работ, спецкомендатуры и т. д. Но только в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1997 года органы исполняющие наказания обрели самостоятельный законодательный статус (ст. 16, 25, 33, 39 и др.), а специальным постановлением Правительства России за № 729 от 16 июня 1997 года было утверждено «Положение об уголовно- исполнительных инспекциях».
В нем говорится, что уголовно- исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии УИК РФ уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества и на них возлагаются следующие задачи:
- исполнение наказаний в виде обязательных работ;
- исполнение наказаний в виде исправительных работ;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- контроль за поведением условно осужденных, в т. ч. несовершеннолетних;
- осужденных беременных женщин и женщин имеющих малолетних детей, которым в соответствии со ст. 82 УК РФ отбывание наказания отсрочено;
- предупреждение преступлений иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в инспекциях.
Предусмотренные в положении основные права и обязанности уголовно - исполнительных инспекций были конкретизированы в специальной ведомственной Инструкции, утвержденной приказом МВД России за № 403 от 1- июля 1997 года.
В феврале - мае 1999 года в связи с реализацией ранее принятых Указов Президента РФ о передаче уголовно - исполнительной системы в ведение Министерства юстиции уголовно- исполнительные инспекции включены в уголовно-исполнительную систему, и переданы из ведомства Министерства внутренних дел в Министерство юстиции России.
В октябре 2001 года МВД России передало уголовно-исполнительным инспекциям функции по контролю за условно осуждёнными несовершеннолетними.
В конце 2004 года введено в действие наказание в виде обязательных работ. Этот вид наказания обладает не только эффективным воспитательным воздействием на осуждённых, но и повышает роль уголовно-исполнительных инспекций в наведении общего порядка в населённых пунктах, так как осуждённые к обязательным работам, занимаясь общественно полезным трудом, поддерживают чистоту на улицах и в общественных заведениях.
С января 2010 года введён новый вид наказания ограничение свободы, исполнение которого также возложено на уголовно-исполнительные инспекции.
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно - исполнительных инспекциях и Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Раздел восьмой Уголовно-исполнительного кодекса регламентирует контроль за условно осужденными. Так, в ч. 1 ст. 187 УИК определено, что контроль за поведением условно осужденного в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденного, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. В ч. 2 ст. 187 УИК также говорится, что в порядке, предусмотренном законодательством РФ, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел (и в первую очередь - участковые инспектора по месту проживания условно осужденных).
В ч. 1 ст. 188 УИК РФ определено, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течении испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. ст. 33-38 УИК, а именно: согласно ч.3 ст. 33 УИК РФ;
- данные инспекции ведут учет осужденных;
- контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать
- определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
- организуют проведение с осужденными воспитательной работы.
Согласно ч. 5 ст.33 УИК в случае призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.
Статья 34 УИК РФ устанавливает обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный. Администрация при этом обязана:
а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещении уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в данную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;
б) представлять по требованию инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
в) в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в инспекцию;
г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
Согласно ч.1.ст.3 6 УИК РФ срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течении которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Законодатель в соответствии с ч. 2.ст. 35 УИК РФ уполномочил соответствующие органы аннулировать разрешение, изъять имеющийся документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно - исполнительную инспекцию.
В статье 37 УИК РФ говорится, что лица, осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
В ч. 3 ст. 188 УИК определено, что в случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляется копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части. Но при исследовании выявилось, что на практике условно осужденные призывного возраста на действительную военную службу не призываются до окончания испытательного срока либо их от условного наказания освобождают досрочно.
После получения копии приговора в отношении условно осужденного, уголовно- исполнительная инспекция вызывает лицо в инспекцию для проведения с ним беседы и постановки его на учет согласно приказа № 403 от 1 июля 1997года. В ходе беседы с условно осужденным уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказать положительное влияние на воспитание осужденного, разъясняются его права и обязанности, установленные судом или инспекцией дополнительные правоограничения, разъясняются последствия за их невыполнение, предупреждается об ответственности за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, а также решаются другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. О результатах беседы инспектором составляется справка, отбирается от осужденного подписка и приобщается к личному делу осужденного.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно - исполнительной инспекцией о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей и являться по вызову в инспекцию.
Между явкой осужденных в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета и вызовом существует определенная разница. Отчитываться перед инспекцией обязаны все условно осужденные. Во время таких отчетов выявляется отношение осужденного к совершенному преступлению (испытывает ли он раскаяние или, напротив, озлоблен и считает осуждение несправедливым), возможность совершения им нового преступления, а также устанавливаются обстоятельства, доказывающие исправление осужденного и подтверждающие правильность решения суда считать назначенное данному лицу наказание условным. Явка по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию применяется главным образом к лицам, допускающим нарушения общественного порядка или несоблюдение дополнительных обязанностей, возложенных на него судом.
Указанные различия приводят к установлению неодинаковых промежутков между очередными явками осужденных для отчетов и по вызову.
Периодичность отчетов и вызовов условно осужденного определяется уголовно-исполнительной инспекцией и зависит от личности осужденного, данных о его поведении и величины испытательного срока, назначенного судом.
Периодичность отчетов и явок по вызову уголовно-исполнительная инспекция может оставлять неизменной на все время нахождения условно осужденного на учете, но может и менять ее в зависимости от данных, характеризующих поведение осужденного и свидетельствующих о его исправлении.
При неявке без уважительной причины условно осужденный, может быть, подвергнут приводу (ч. 4 ст. 188 УИК РФ).
В целях контроля за поведением условно осужденного в период испытательного срока инспекции проводят следующие мероприятия.
Во-первых, ежеквартально проверяют осужденных по существующим учетам горрайорганов внутренних дел на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения новых преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, если не установлен автоматизированный порядок уведомления инспекций со стороны информационной службы о нарушениях, допущенных осужденными.
Во-вторых, проводят профилактические беседы с осужденными, их родственниками, а также с лицами, которые могут оказать положительное влияние на воспитание осужденных. Принимают меры к предотвращению со стороны осужденных случаев неисполнения возложенных судом обязанностей, нарушений общественного порядка и повторных преступлений.
В-третьих, систематически (не реже одного раза в квартал) направляют списки поставленных на учет осужденных в милицию общественной безопасности, криминальную милицию и другие службы горрайорганов внутренних дел, исходя из характера совершенных осужденными преступлений, а также в территориальные подразделения горрайорганов внутренних дел.
В-четвертых, принимают непосредственное участие в различных рейдах и спецоперациях или дают задания по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах другим службам горрайоргана внутренних дел при проведении указанных мероприятий.
В-пятых, проводят иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за поведением осужденных, их образом жизни и исполнением ими возложенных судом обязанностей.
В необходимых случаях дают отдельные поручения работникам указанных служб горрайорганов внутренних дел о наблюдении за поведением осужденных, проверке исполнения ими возложенных судом обязанностей.
О выявленных фактах неисполнения осужденными возложенных на них судом обязанностей, антиобщественного поведения, а также о проведенных мероприятиях по контролю за поведением осужденных участковые инспектора милиции и сотрудники других служб докладывают рапортом начальнику горрайоргана внутренних дел. В необходимых случаях к рапортам приобщаются объяснения осужденных и иных лиц, другие материалы. После рассмотрения рапорты с резолюцией начальника горрайоргана внутренних дел вместе с материалами передаются в инспекцию для приобщения к личным делам осужденных и принятия, соответствующих мер.
К личному делу осужденного приобщаются справки о проведении с ним профилактических бесед и все материалы, касающиеся поведения осужденного и исполнения им обязанностей, а также объяснения осужденного и другие документы.
В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения ( ч. 5 ст. 188 УИК РФ). После установления местонахождения, условно осужденного инспекция отбирает у него объяснение по поводу уклонения от контроля и выносит ему предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Объяснение так же отбирается в случае нарушении условно осужденным общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание.
При возложении на осужденного обязанности пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма и т.п. инспекции могут направлять запросы о фактическом прохождении лечения в медицинские учреждения.
В ст. 18 9 УИК РФ определено исчисление испытательного срока. Он исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что уголовно - исполнительными инспекциями проводится многоплановая и комплексная работа по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы в связи с чем в настоящее время заслуживают все более пристального внимания и совершенствования деятельности.
Таким образом, во время исполнения условного осуждения осужденный находится под постоянным контролем уголовно-исполнительной инспекции, комплекс средств контроля, которой разнообразен (от установления дней отчетности для условно осужденного до проведения личных проверок инспектором на дому, работе и проведения специальных рейдов), что позволяет объективно судить о поведении условно осужденного во время испытательного срока.
2.2. Арестные дома
Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству в них должны содержаться осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
В реальности арестные дома так и не стали видом отбывания наказания. В 2005 году впервые заговорили, а в 2017 году вернулись к идее отказа от ареста как вида уголовного наказания. Одна из причин нужно построить 140 арестных домов, однако до сих пор не построен ни один, а у бюджета с финансами сложно.
Кроме того, эксперты обращают внимание на чрезмерную строгость арестов по сравнению с наказанием в виде лишениясвободы.Фактически условия отбывания наказания при аресте более строгие, чем в тюрьме, где отбывают наказание лица, совершившие наиболее тяжкие преступления.
Дело в том, что арест (ст. 54 УК РФ) -это содержаниев условиях строгой изоляции от общества. Осужденные к аресту должны содержаться в запираемых камерах, им запрещены свидания, посылки, передачи, они не привлекаются к оплачиваемому труду, не получают общего и профессионального образованияв отличие от приговоренных к лишению свободы. «Право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, в связи с отсутствием возможности заработать необходимые для этого средства, превращается в декларируемое, но не обеспеченное право», -говорилось в пояснительной записке к проекту об отмене ареста.
Наконец, арест может назначаться на срок от одного месяца до полугода, а лишение свободы -на срок от двух месяцев до 20 лет.Такое положение вступает в противоречие со ст.44 УК, согласно которой лишение свободы является более строгим наказанием, чем арест.
2.3. Следственные изоляторы
Определение "изолятор" происходит от слова "изолировать", что обозначает отделение, разобщение, а также создание помех соприкосновения с окружающей средой. Исходя из этого, назначение следственного изолятора состоит в разобщении преступных элементов. В СИЗО содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном УПК РФ.
Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Деятельность СИЗО регламентирована Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, которое утверждено Приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20 (ред. от 05.03.2004).
В следственном изоляторе устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ. Параметры режима установлены Правилами внутреннего распорядка СИЗО, утвержденными Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 (ред. от 12.05.2017).
Основными задачами режима, установленного в следственном изоляторе, являются:
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
В СИЗО могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном УИК РФ. В этом учреждении ФСИН России также отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается.
Лимит наполнения следственного изолятора устанавливается Минюстом России. Несмотря на то, что размер санитарной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей подозреваемого или обвиняемого, в среднем по России составил 4,3 кв. м, что соответствует требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о предоставлении каждому не менее 4 кв. м такой площади, однако в 63 следственных изоляторах 25 субъектов Российской Федерации фактическая наполненность превышала вместимость в пределах 50%. Это не позволяло администрациям учреждений обеспечить арестованных индивидуальными спальными местами, поддерживать должные санитарно-гигиенические условия, а также исполнять требования закона о раздельном размещении арестованных и осужденных различных категорий.
Как отмечает М.М. Магомедрасулов, практика реализации прокурорами надзорных полномочий свидетельствует о том, что в деятельности органов предварительного расследования продолжают иметь место факты несоблюдения требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства при проведении следственных и иных процессуальных действий, несвоевременного назначения судебных экспертиз, сопряженные с неоднократным продлением сроков содержания под стражей обвиняемых по одним и тем же основаниям, а также отсутствия должного ведомственного контроля со стороны их руководителей. В следственных изоляторах находится большое количество арестованных, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Нарушение положений действующего законодательства о размещении и содержании различных категорий граждан также усугубляется и длительным рассмотрением уголовных дел в судебных органах, в том числе по причине умышленного затягивания адвокатами судебных заседаний из-за неявок в суд.
1 декабря 2017 года был введен в эксплуатацию следственный изолятор «Кресты-2» в пригороде Санкт-ПетербургаКолпино.Следственный изолятор «Кресты-2» в городе Колпино начали строить в 2007 году, он рассчитан на 4 тыс. человек. В 2014-м директор ФСИН Геннадий Корниенко отмечал, что новый изолятор станет самым большим не только в Европе, но и в мире. Площадь комплекса 35 га.
Новый СИЗО по форме повторяет знаменитые «Кресты-1» на Выборгской стороне. В состав комплекса входят два режимных корпуса, общежитие, административное здание, сборно-следственные отделения,столовая, спортивный комплекс с тиром, прачечная, производственные мастерские и кухня.
В новом СИЗО нормы содержания заключенных приведены к европейским стандартам. Жилая площадь камер - 7 кв. м на одного подследственного. Площадь двухместной камеры в «Крестах-2» - 16 кв. м, четырехместной - 30 кв. м. По два кв.м. отводится на умывальник и санузел, которые есть в каждой камере. В изоляторе устроены четыре больших зала судебных заседаний и более 150 следственных кабинетов.
2.4. Исправительные учреждения
Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В известной степени они обособлены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено главным образом разнообразием видов учреждений, именуемых исправительными, разносторонностью решаемых ими задач, значительным количеством нормативных актов, составляющих многоуровневую нормативно-правовую базу. Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются:
- исправительные колонии;
- воспитательные колонии;
- тюрьмы;
- лечебные исправительные учреждения;
- следственные изоляторы (выполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия).
Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних осужденных, лишенных свободы, и подразделяются на учреждения открытого (колонии-поселения), полуоткрытого (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого (исправительные колонии особого режима) типов.
Колонии-поселения могут быть трех видов:
1) для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;
2) для лиц, впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
3) для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, установленном ст. 78 УИК РФ.
Это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное содержание осужденных в зависимости от пола.
В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при всех видах рецидива.
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.
В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии относятся к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются.
Тюрьмы относятся к учреждениям закрытого типа и предназначены для содержания следующих осужденных:
1) лиц мужского пола, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;
2) совершивших преступления при особо опасном рецидиве преступлений;
3) переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.
В тюрьме осужденные могут содержаться на двух видах режима: общем и строгом.
Лечебные исправительные учреждения и лечебно - профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа.
2.5. Ведомственные предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
Уголовно-исполнительная система включает в себя также целый ряд ведомственных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают ее деятельность. В перечень таких предприятий и организаций входят:
- базы материально-технического и военного снабжения,
- управления строительства,
- центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно - эксплуатационные предприятия,
- межрегиональные ремонтно-восстановительные базы,
- центры инженерно-технического обеспечения,
- центральный узел связи,
- автомобильные и железнодорожные хозяйства,
- жилищно-коммунальные хозяйства,
- подразделения технического надзора,
- лаборатории,
- научно-исследовательские институты,
- образовательные учреждения высшего, среднего, начального профессионального и дополнительного образования (учебные центры),
- санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей,
- военно-врачебные комиссии,
- центры санитарно-эпидемиологического надзора,
- предприятия торговли,
- редакции периодических изданий,
- отделы специального назначения,
- подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий,
- военное представительство,
- следственные изоляторы.
Делаем выводы:
1. В настоящее время действует система органов уголовно - исполнительной системы, ключевым элементом которой выступают исправительные колонии 4 типов.
2. По мере снижения численность приговоренных к лишению свободы возрастает роль уголовно-исправительных инспекций.
3. Арестные дома на сегодняшний день де-факто так и не сформированы, хотя в УК РФ до сих пор имеется такое наказание, как арест.
4. Следственные изоляторы постепенно приближаются к европейским стандартам, хотя по-прежнему проблемой остается их переполненность.
5. Уголовно-исполнительная система включает в себя также целый ряд ведомственных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают ее деятельность.
Глава 3. Реформирование уголовно-исполнительной системы: основные направления, проблемы и пути их решения
3.1. Реформа уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации в наследство от СССР досталась огромная система УИС, раскинувшаяся по всей стране. Это была несколько либерализованная система бывшего ГУЛАГа, суть которой принудительный труд заключенных. Демократические идеи построения государства, признание норм международного права требуют от нашей страны кардинальной перестройки всей системы УИС. Как считают Михайлова А., Музалева Л., старая система не соответствует нынешней структуре экономики, интеграции России в международном правовом пространстве, международным стандартам правового статуса заключенных, развитию гражданского общества, что ставит вопрос о необходимости трансформации данной сферы.
Поддержание режима законности и правопорядка в стране (одна из важнейших функций любого государства) в значительной степени зависит от того, насколько соответствует теория и практика института исполнения наказаний существующим проблемам в обществе. В этом отношении ФСИН России имеет как определенные достоинства, так и существенные недостатки.
Проанализируем важнейшие из них.
Достоинства. В условиях глобализации большое значение приобретают международные стандарты. Это общепринятые в мировом сообществе нормы и правила поведения, которые могут быть в двоякой форме: они могут быть закреплены в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их (конвенции), а могут в рекомендательных нормативных правовых актах. Так, находящиеся в следственной изоляторе и осужденные должны содержаться в условиях, которые не нарушают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Стандарты исполнения наказаний в отношении осужденных обладают существенной ценностью. В них заключено знание о том, как надо организовать процесс исполнения уголовного наказания таким образом, чтобы он, в конечном счете, послужил цели ре-социализации, исправления преступников.
К числу стандартов российской уголовно-исполнительной системы относятся не только международные нормы, но и нормы отечественного законодательства. Так, Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает порядок и условия исполнения наказания в отношении осужденного. УИК РФ, Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» определяют порядок деятельности исправительных колоний. Трудовой кодекс РФ регламентирует нормы привлечения осужденных к труду в местах лишения свободы.
Международные стандарты и нормы российского законодательства непосредственно сопряжены с целями деятельности уголовно-исполнительной системы. Их соблюдение является гарантией того, что назначенное преступнику наказание послужит его успешной ресоциализации, возвращению в общество и создаст максимально благоприятные возможности для его развития и самореализации как правопослушного гражданина. К тому же, важно отметить, что по уровню реализации международных стандартов и законодательных норм можно судить, насколько эффективно в рамках конкретного исправительного учреждения достигаются цели исполнения уголовного наказания и исправления осужденных.
В 2010 г. в России была начата масштабная реформа УИС. Важнейшим доктринальным источником пенитенциарного права, конечно же, является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (ред. от 23.09.2015).
Основные цели реформы:
- повышение эффективности работы учреждений системы УИС, доведение ее до международных стандартов обращения с осужденными;
- сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, через механизмы повышения эффективности воспитательной работы в местах лишения свободы, а также развития системы постпенитенциарной сопровождения указанных лиц;
- гуманизация условий отбывания наказания лицами, которые заключены под стражу, или отбывают наказание в виде лишения свободы, обеспечение гарантий соблюдения их прав.
В данных целях проявляется сущность осуществляемых изменений - смещение главного внимания в деятельности УИС с карательного к пенитенциарному воздействию на осужденных. Авторы Концепции совершенно справедливо полагают, что сокращение пенитенциарного рецидива может быть достигнуто не столько за счет ужесточения наказаний и увеличения их сроков, сколько путем последовательной гуманизации жизнедеятельности осужденных при их одновременной ресоциализации.
Достижение поставленных целей связано с решением ряда задач, важнейшими из которых являются:
- совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), которая направлена на социализацию осужденных;
- изменение организационной структуры УИС, создание новых видов учреждений, которые осуществляют исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
- разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
- модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
- повышение эффективности управления УИС с учетом ее новой структуры, особое внимание уделяя формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- расширение сферы применения наказаний, которые не связаны с лишением свободы;
- обеспечение необходимого уровня социальной защиты персонала УИС;
- внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
- совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности в деятельности УИС, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание надлежащих условий для участия общественности в решении задач, стоящих перед УИС;
- развитие разностороннего международного сотрудничества с пенитенциарными системами других государств, международными органами и неправительственными организациями.
Предполагалось, что Концепция будет реализована в течение три этапов. В рамках первого этапа (2010 2012 годы) предполагалось осуществление основной подготовительной работы:
- утверждение и конкретизация плана перспективных мероприятий, разработка и принятие законодательных актов, которые регламентировали бы деятельность УИС в период реформы;
- разработка и экспериментальная апробация новых механизмов регулятивно-охранительной деятельности в пенитенциарной сфере.
На втором этапе (2013 2016 годы) должен был осуществлен основной объем организационных и структурных преобразований УИС, которые касаются перепрофилирования исправительных учреждений "советского типа" в учреждения, отвечающие международным стандартам содержания осужденных. Одновременно с инженерно-техническими преобразованиями должны происходить реформационные изменения в области социального сознания и поведения. На смену репрессивно-карательной идеологии в деятельности УИС должна прийти пенитенциарная - ориентированная на формирование у осужденных потребности и целеустремленности к покаянию, исправлению, ресоциализации.
В ходе третьего этапа реформы (2016 - 2020 гг.) должны быть завершены плановые и программные мероприятия по важнейшим направлениям деятельности УИС, которые предусмотрены Концепцией, а также планирование развития УИС на последующие годы.
Согласно первоначальному проекту, вместо колоний с бараками должны были быть построены комфортабельные тюрьмы с разными видами режима содержания, а также открыты колонии-поселения для осужденных, совершивших не тяжкие преступления. Всего предполагалось построить 58 тюрем особого, 180 - усиленного, 210 - общего режима для мужчин и 55 - для женщин, т.е. 721 учреждение нового типа.
Финансирование мероприятий, которые предусмотрены Концепцией, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Следует признать, что Концепция изначально своим самым слабым местом имела проблему финансирования. В 2013 году завершился первый этап реализации Концепции. Что было сделано? По мнению Тютикова С., в основном задачи этого этапа были решены. Так, за два года законодателями были приняты 23 федеральных закона, которые затрагивают различные аспекты деятельность УИС, четыре указа Президента РФ, а также 14 нормативно-правовых актов Правительства РФ.
Внесение целого ряда изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство положительно сказалось на снижении численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Были улучшены условия содержания лиц, находящихся под стражей, чему особенно способствовала реализация федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016)», в рамках которой в 20112012 годах введено в эксплуатацию свыше трех с половиной тысяч дополнительных мест, что позволило обеспечить размер санитарной площади в расчете на одного человека в 4,4 метра2.
В настоящее время завершена разработка двух пилотных проектных решений: перепрофилирование исправительной колонии в тюрьму на 1000 человек и исправительной колонии в колонию-поселение с усиленным наблюдением на четыреста человек.
Базовая идея реформы - планировалось, что через 10-15 лет в России для взрослых заключенных будет два вида исправительных учреждений: колонии-поселения и тюрьмы. Колонии будут с усиленным контролем и без него, а тюрьмы - для рецидивистов и тех, кто впервые осужден за преступления. Ожидалось, что по всей стране будут построены 400 тюрем, зато закрыты примерно 40 колоний. Предполагалось, что они будут или проданы, как тогда делало Министерство обороны с ненужным недвижимым имуществом, или переданы МВД для организации арестных домов, в которых должны содержаться заключенные по административным статьям.
Значительные изменения коснулись и несовершеннолетних. Существенно смягчен целый ряд требований уголовно-исполнительного права по отношению к этой категории преступников в рамках соблюдения норм международного права. Проводится эксперимент по преобразованию ныне действующих исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных - воспитательных колоний - в новый вид учреждений - воспитательные центры.
Ее апробация осуществляется в 10 воспитательных колониях. В течение 2012 года в шести воспитательных колониях проводились мероприятия по внедрению новой организационно-структурной формы воспитательного центра.
В воспитательных центрах прежде всего предполагается переход от отрядной системы организации работы с осужденными к индивидуально-групповым формам, размещению осужденных группами в помещениях небольшой наполняемости (комнатах) по четыре человека. Норма площади на каждого осужденного увеличится с 3,5 до 6,0 кв. м.
Предполагается также создать качественно новую систему охраны воспитательных центров с использованием современных технических средств. Это позволит объединить функции режима и охраны, придать учреждению новый архитектурный вид, исключив элементы тюремной атрибутики.
В воспитательных центрах вводится новая должность - социальный педагог, функциональные обязанности которого объемнее, чем воспитателя воспитательных колоний. Основная задача социального педагога состоит в том, чтобы подготовить осужденного к жизни в обществе после освобождения, решать вопросы социализации.
Федеральная служба исполнения наказаний России начала переоборудование первых 7 учреждений под новые виды тюрем, которые в соответствии с концепцией реформирования УИС должны прийти на смену нынешним исправительным колониям. Первыми под такую модернизацию попали семь учреждений УИС Владимирской, Оренбургской, Самарской областях и Красноярском крае. В их числе - колонии строгого режима, общего и две колонии-поселения.
Так, во Владимирской области в тюрьму нового образца преобразуется колония строгого режима ИК-7, находящаяся в поселке Пакино Ковровского района. За основу были взяты тюрьмы скандинавских стран, с учетом опыта тюрем других европейских стран, в т.ч. Германии. Данная тюрьма нового типа будет отличаться от прежних колоний тем, что в ней увеличится количество квадратных метров на человека до 4, в камерах появятся телевизоры и DVD-проигрыватели. Уже сейчас осужденные могут пользоваться электронными книгами, стиральными машинами и самостоятельно готовить еду в специально отведенном для этого месте. Для отбывающих наказание сделаны душевые, спортзал, причем санузел изолирован и оборудован антивандальными приборами. К настоящему времени в ИК-7 Владимирской области уже реконструированы шесть зданий и еще два ожидают своей очереди.
Весной 2013 года в Енисейске начала работу тюрьма особого режима для осужденных за особо тяжкие преступления, основную часть которых составляют террористы и участники бандформирований. Тюрьма, по заявению начальника ГУФСИН по Красноярскому краю генерал-лейтенанта Шаешникова, "отвечает и соответствует всем требованиям", была открыта на базе нового корпуса СИЗО-2 Енисейска. Она рассчитана на 150 заключенных. Переоборудование здания, занявшее три года, обошлось в 62 млн. руб. По прежним нормам УИК РФ осужденные за терроризм и экстремизм отбывали срок по месту жительства или осуждения - теперь же их могут отправить в любой регион России. Это объясняется необходимостью избежать повышенного скопления боевиков в исправительных учреждениях некоторых субъектов РФ.
Однако базовая идея реформы - планировалось, что через 10-15 лет в России для взрослых заключенных будет два вида исправительных учреждений: колонии-поселения и тюрьмы. Колонии будут с усиленным контролем и без него, а тюрьмы - для рецидивистов и тех, кто впервые осужден за преступления. Ожидалось, что по всей стране будут построены 400 тюрем, зато закрыты примерно 40 колоний. Предполагалось, что они будут или проданы, как тогда делало Министерство обороны с ненужным недвижимым имуществом, или переданы МВД для организации арестных домов, в которых должны содержаться заключенные по административным статьям.
3.2. Существующие проблемы реформы и пути их решения
Все эти планы и задачи 2 этапа реализации Концепции поставлены под вопрос нарастающими финансовыми трудностями страны. У Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) нет денег на продолжение реформы. Только на первоочередные нужды ей срочно требуется 12,5 млрд. рублей. Всего же на постройку новых тюрем и перепрофилирование колоний необходимо 1,8 трлн. рублей. Независимые эксперты называют другую сумму: 55 триллионов рублей необходимо для того, чтобы построить 428 тюрем и разместить в них более 500 тысяч осужденных.
В 2012 году удалось перепрофилировать только 13 учреждений. За последние три года были уволены или ушли со службы сами около 55 тыс. человек. Одновременно из-за сокращения персонала произошел двукратный рост побегов заключенных, сохраняется нехватка тюремных медиков.
Понятно, что с 2014 года ситуация с финансами стала еще более острой. В ближайшие годы рассчитывать на крупные поступления финансов на реформу системе ФСИН не стоит.
Назовем другие проблемы уголовно-исправительной системы.
Наказание в виде ареста, которое должно отбываться в арестном доме (УИК РФ), с 1997г. никак не может быть введено в практическую деятельность ФСИН России. Таким образом, арест на протяжении более 16 лет остаётся «мёртвым наказанием».
В 20102012 годах ФСИН закупила интегрированные системы безопасности (ИСБ) на сумму 1,2млрд. рублей. Закупка была произведена по завышенной цене, деньги обналичены и выведены за рубеж через фирмы-однодневки. Купленное оборудование оказалось непригодным для использования: из 17 закупленных комплексов в эксплуатацию удалось запустить только два. Понятно, что данный коррупционный скандал не лучшим образом отразился на реформировании системы ФСИН.
Уже упоминалась переполненность следственных изоляторов.
Что необходимо делать для повышения эффективности реформы с учетом ограниченности финансирования?
1. Выделить наиболее важные объекты, которые финансировать на 100%. Это строительство новых следственных изоляторов, реконструирование старых СИЗО до уровня нормативных требований, строительство специальных тюрем для террористов.
2. Продолжить работу по разделению территории внутри исправительных учреждений под различный режим.
3. Ввиду того, что с 1997 года так и не был построен ни один арестный дом, вообще отказаться от такого вида наказания, как арест.
4. Продолжить трансформацию воспитательных учреждений для несовершеннолетних в воспитательные центры.
5. Наращивать деятельность уголовно-исправительных инспекций в рамках сокращения наказаний, связанных с лишением свободы.
Заключение
Уголовно-исправительная система России в своем развитии прошла 3 периода: дореволюционный (основной элемент тюрьмы), советский (основной элемент трудовые колонии), современный.
В настоящее время действует система органов УИС, во многом доставшаяся в наследство от советского периода. Ключевыми учреждениями в ней выступают:
Уголовно-исполнительные инспекцииисполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль над условно осужденными и соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными. К их компетенции отнесено и осуществление контроля за освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания.
Арестные домапредназначены для исполнения наказания в виде ареста. В соответствии со ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.
Исправительные учрежденияпредназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии 4 типов: поселения, общего, строгого, особого режимов); воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.
Следственные изоляторывыполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Ведомственные предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В условиях демократизации российского общества возникла необходимость существенного реформирования системы уголовного наказания, что влечет за собой и изменение уголовно-исправительной системы. Это предусматривается Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р.
Ключевые ее идеи возврат к основному типу отбывания лишения свободы тюрьме; расширение полномочий уголовно-исправительной инспекций; преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры, существенное улучшение условий пребывания в следственных изоляторах. Это очень дорогостоящая программа, на которую у страны в ближайшие годы просто нет таких денег. Поэтому реформа «забуксовала».
Что необходимо сделать для повышения эффективности реформы с учетом ограниченности финансирования?
1. Выделить наиболее важные объекты, которые финансировать на 100%. Это строительство новых следственных изоляторов, реконструирование старых СИЗО до уровня нормативных требований, строительство специальных тюрем для террористов.
2. Продолжить работу по разделению территории внутри исправительных учреждений под различный режим.
3. Ввиду того, что с 1997 года так и не был построен ни один арестный дом, вообще отказаться от такого вида наказания, как арест.
4. Продолжить трансформацию воспитательных учреждений для несовершеннолетних в воспитательные центры.
5. Наращивать деятельность уголовно-исправительных инспекций в рамках сокращения наказаний, связанных с лишением свободы.
Список использованной литературы
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях663 С (XXIV)от 31 июля 1957 года и2076 (LXII)от 13 мая 1977 года)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02. 2014 N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 851.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01. 1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 08.09.2017) // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4109.
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (ред. от 23.04. 2012) "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.
Приказ Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 г. N 20 (ред. от 05.03.2004) «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 10. 08.03.1999.
Приказ Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 г. N 189 (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 46. 14.11.2005.
Александров С. В. Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции вРоссийской Федерации: Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата юридических наук. Саранск, 2009. 27 с.
Батычко В.Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
Белянинова Ю.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный) / под ред. Н.С. Мановой // СПС КонсультантПлюс. 2015.
В Енисейске открывается тюрьма для террористов и экстремистов // #"justify">Гаврилко-Алексеев А. «Кресты-2»: как устроен самый крупный следственный изолятор в Европе //
https://www.rbc.ru/photoreport/01/12/2017/5a21121e9a794725aca76e22
Детков М. Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виделишения свободы в России: Автореферат диссертации насоискание ученой степени доктора юридических наук.М.,1994. 43 с.
Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: "Вердикт-M", 1999. 448 с.
Колодин Р.В. К вопросу о роли общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений // #"justify">Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // #"justify">Магомедрасулов М.М. О проблеме переполнения следственных изоляторов // Прокурор. 2016. N 4. С. 69 - 75.
Минюст предлагает отказаться от арестов // Известия. 31 января 2017 г.
Михайлова А., Музалева Л. Концепции развития УИС РФ // ЭЖ-Юрист. 2012. N 22. С. 15.
Оводов А.А. Интервью с заместителем директора ФСИН России генерал-майором внутренней службы Рудым Анатолием Анатольевичем // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 6. С. 2 - 3.
Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.
Первыми в новые виды тюрем будут перестроены 7 учреждений в четырех регионах России // #"justify">Ромашов Р.А. Концепция развития УИС РФ до 2020 г. в системе современного права России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 6. С. 2 - 8.
Уголовно-исполнительное право России: учебник / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 624 с.
Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. А. С. Михлин. М.: Высшее образование, 2008. 422 с.
Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И. Л. Трунова. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 768 с.
Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. 720 с.
Хаитжанов А. Уголовно-исполнительная инспекция и ее роль в осуществлении контроля за условно осужденными // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2005.