Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Уполномоченный по правам человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Уполномоченный по правам человека
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    24.10.2018 21:57:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение2

    Глава 1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    §1.1. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации5

    §1.2. Формы, направления и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации9

    Глава 2. Уполномоченные по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае14

    §2.1. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области: правовые основы и анализ деятельности14

    §2.2. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае: правовые основы и анализ деятельности17

    Глава 3. Сравнительный анализ законодательства и деятельности Уполномоченных по правам человека в Алтайском крае и Свердловской области: общее, особенное, достоинства и недостатки, рекомендации по совершенствованию законодательства20

    §3.1. Сравнительный анализ законодательства20

    §3.2. Сравнительный анализ деятельности22

    Заключение27

    Список использованных источников и литературы28

    Приложение30



    Введение


    С развитием демократических преобразований в Российской Федерации все большее развитие начинает получать институт Уполномоченного по правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека представляет собой деятельность достойного доверия независимого лица, направленная на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими, выраженная в осуществлении «надзора» за деятельностью органов государственной власти, не имея при этом правомочий на изменение принятых решений.

    C каждым годом количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации значительно растет, за 20 лет выросло почти в 10 раз. А это означает, что граждане поверили в институт и то, что Уполномоченный действительно может помочь им в решении жизненных проблем, поскольку новая государственная система защиты прав чело века это тот инструмент, который позволяет, с одной стороны, «держать руку на пульсе» с самыми отдаленными регионами и осуществлять постоянный мониторинг соблюдения прав и свобод граждан, с другой не забывая о по мощи в решении сиюминутных проблем людей, сообщать об их нуждах высшим органам государственной власти страны, оказать помощь и защитить человека в трудный период там, где ему труднее всего: в суде, прокуратуре, полиции, в местах принудительного содержания.

    Зрелость и эффективность института Уполномоченного была признана и международным сообществом. В декабре 2014 года Бюро Международного координационного комитета национальных правозащитных институтов под твердило в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высший аккредитационный статус «А» на период с 2014 по 2019 год.

    За 20-летие существования института Уполномоченного сформировалась также полноценная система уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Сегодня во всех субъектах РФ приняты и действуют законы об уполномоченных по правам человека и прошли их назначения региональными органами законодательной власти на основе демократических процедур, что позволяет выполнять одну из главных задач института: Работать с обращениями граждан так, чтобы все многочисленные письма и личные просьбы о помощи не остались без внимания. Ведь каждое из них это чья-то судьба.

    Цель моей работы произвести сравнительный анализ законодательства и деятельности Уполномоченных по правам человека в Свердловской области и Алтайского края .

    Для достижения цели определены следующие задачи работы:

    рассмотреть правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

    изучить формы, направления и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

    изучить правовые основы и анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области;

    изучить правовые основы и анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае;

    провести сравнительный анализ законодательства;

    провести сравнительный анализ деятельности.

    Объектом исследования является Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации, Свердловской области и Алтайском крае.

    Предметом исследования правовые основы и анализ деятельности Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, Свердловской области и Алтайском крае.

    В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.

    Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов в области прав человека. Также были использованы статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы по исследуемой проблеме и официальные сайты Уполномоченных по правам человека Свердловской области и Алтайского края.

    Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.


    Глава 1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    §1.1. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    Рассматривая деятельность Уполномоченного по правам человека, следует обратить внимание на особенности его правового положения, которое заключается в том, что он юридически не относится ни к одной из ветвей власти, что в свою очередь позволяет судить о его специфическом месте в государственно-правовой структуре общества.

    Прежде чем рассматривать историю становления института Уполномоченного по правам человека, следует обратить внимание на то, что указанный термин является российской разновидностью названия института омбудсмена.

    История развития института омбудсмена в России уходит в поздний период, а именно, в осень 1990 года, когда находит отражение предложение по включению в проект новой Конституции РСФСР статьи, регламентирующей деятельность Государственного комиссара Верховного Совета по правам человека. Однако первое юридически закрепленное выражение институт Уполномоченного по правам человека получает в рамках статьи 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 по предложению Президента РСФСР Б.Н. Ельцина, предусматривавшей создание Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР, назначаемый Верховным Советом на срок 5 лет. Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления должны были быть установлены законом, подготавливаемым соответствующими комитетами Верховного Совета, что, однако к сожалению, так и не было осуществлено.

    В период 1992-1993 гг. происходит рост конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти, что привело к остатку всего одной нормы в проекте Конституции, касающаяся Уполномоченного по правам человека, а именно ст. 103, в соответствии с которой на Государственную Думу возложены полномочия по назначению и освобождению от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

    До принятия Федерального конституционного закона, деятельность института Уполномоченного по правам человека регламентировалась Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1994 № 1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека», в соответствии с которым до принятия соответствующего Федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации ,а также Указом были закреплены обязанности должностных лиц по предоставлению информации, необходимой для осуществления своей деятельности Уполномоченным по правам человека, что можно расценивать как гарантии его деятельности.

    Первым Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в 1994 стал С.А.Ковалёв. В сентября 1993 года он занимал должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, в связи с чем фактически можно говорить о его более раннем назначении в качестве первого российского омбудсмена.

    Решение о назначении С.А. Ковалева Уполномоченным по правам человека явилось результатом соглашения между фракциями Государственной Думы, в процессе которого были распределены должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов, а также Председателя Счетной палаты. Активное возражение против расширения Чеченской компании сопутствовало объединению ряда фракций Государственной Думы, которые спровоцировали его освобождение от занимаемой должности 10 марта 1995 года.

    В то время, когда отстраняют С.А. Ковалева от должности Уполномоченного по правам человека, в Государственной Думе второго созыва происходит продолжение борьбы между фракциями, направленной на включение в проект закона поправок, позволяющих назначить свои кандидатуры на должность, что в свою очередь блокировало принятие соответствующего федерального конституционного закона.

    20 марта 1996 года во втором чтении с поправкой, Государственной Думой был принят закон, о включение кандидатур в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый закон в 1996 г был направлен в Совет Федерации, но был отклонён, указав в качестве основного требования замену права Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичные должности, финансируемые за счет местного (регионального) бюджета субъекта Российской Федерации.

    25 декабря 1996 года после длительного согласования, Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, и 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации.

    Принятый закон определил статус Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требование п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации.

    Особую роль в укреплении правового каркаса системы государственной за- щиты прав сыграли инициированные изменения, Президентом Российской Федерации в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», благодаря которым Уполномоченный получил дополнительные возможности для защиты прав и свобод граждан, нарушенных решениями или действиями органов государственной власти, должностных лиц ,органов местного самоуправления, а так же для обеспечения единства и согласованности правозащитной деятельности уполномоченных. Подчеркивая востребованность и зрелость института уполномоченных, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «... институт уполномоченных по правам человека состоялся. Он нужен, он востребован обществом. Именно здесь люди находят поддержку в защите своих социальных, трудовых, жилищных, экономических и политических прав».

    Рассмотрев особенности становления Российского института Уполномоченного по правам человека как важнейшего института предупреждения коррупции, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент в Российской Федерации институт омбудсмена проходит планомерное развитие, являющееся следствием деятельности социально ориентированного государства, ставящего во главу своей деятельности права и свободы человека, результатом которого станет формирование заслуженного уважения как со стороны общества, так и со стороны должностных лиц, чью деятельность он признан контролировать.

    §1.2. Формы, направления и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    Эпохой в области правозащиты, называют двадцати летний периуд и у каждого ее периода был свой Уполномоченный, такие как: Олег Орестович Миронов (май 1998 года февраль 2004 года), Владимир Петрович Лукин (февраль 2004 года март 2014 года) и Элла Александровна Памфилова (март 2014 года март 2016 года). Все они внесли свой неоценимый вклад в практику отстаивания прав и защиты человека.

    22 апреля 2016 года по представлению Президента Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека назначена Т.Н. Москалькова, занимающая указанную должность до настоящего времени.

    В 2016 году зарегистрировано более 68 тыс. единиц входящей корреспонденции, поступившей к Уполномоченному, что на 6,1 % больше, чем в 2015 году. Из общего числа документов 62,45 % составили обращения граждан, в которых они жалуются на действия государственных и муниципальных органов, их служащих, указывают на имеющие место недостатки в защите прав и свобод человека и гражданина, высказывают предложения по повышению эффективности правозащитной деятельности. Это почти наполовину больше, чем в 2015 году. Коллективными являлись 3396 обращений (5 % от общего числа).

    На приемах граждан Уполномоченным и Аппаратом принято 3826 человек (на 11% больше, чем в 2015 году), из них 159 человек принято лично Уполномоченным, в том числе в ходе организованных выездных приемных в Республике Крым и городах Севастополе и Новосибирске.

    Динамика и структура обращений к Уполномоченному за последние три года отражены в приложении 1.

    Обращения граждан, в которых содержались утверждения о реальном или мнимом нарушении закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, могут быть объединены в пять групп. В целом их соотношение остается почти неизменным на протяжении трех лет (приложение 2).

    Распределение обращений по территориальной принадлежности (география обращений) претерпело некоторые изменения по сравнению с 2015 годом.

    В 2016 году произошел рост абсолютного количества обращений из каждого федерального округа: из Южного федерального округа количество обращений увеличилось в 1,8 раза (6010 в 2016 году против 3353 в 2015 году), из Северо-Западного в 1,7 раза (3596 в 2016 году против 2150 в 2015 году), из Северо-Кавказского в 1,7 раза (2012 в 2016 году против 1193 в 2015 году), из Уральского в 1,6 раза (2589 в 2016 году против 1618 в 2015 году), из Центрального в 1,5 раза (15 319 в 2016 году против 10 128 в 2015 году), из Приволжского в 1,3 раза (6990 в 2016 году против 5525 в 2015 году), из Сибирского в 1,3 раза (3732 в 2016 году против 2894 в 2015 году), из Дальневосточного в 1,1 раза (1243 в 2016 году против 1174 в 2015 году) (приложение 3).

    В 2016 году относительный рост количества обращений наблюдался из Центрального (37 % в 2016 году против 36 % в 2015 году), Южного (14 % в 2016 году против 12 % в 2015 году), Северо-Западного (9 % в 2016 году против 8 % в 2015 году) и Северо-Кавказского (5 % в 2016 году против 4 % в 2015 году) федеральных округов. При общем увеличении абсолютных значений поступивших обращений в относительном выражении снизилось число обращений из Приволжского (17 % в 2016 году против 20 % в 2015 году), Сибирского (9 % в 2016 году против 10 % в 2015 году) и Дальневосточного (3 % в 2016 году против 4 % в 2015 году) федеральных округов. По сравнению с 2015 годом на прежнем уровне осталось число обращений из Уральского федерального округа 6 %.

    Несмотря на значительные изменения в стране в области построения демократического общества, в 2016 году проблемы защиты человека от беззакония, произвола и несправедливости по-прежнему были крайне актуальны. Людей волнуют и возмущают волокита и формализм, бездушие и хамство, попрание чести и достоинства, мздоимство и пренебрежительное отношение к человеческим ценностям. Об этом они пишут в своих обращениях, с этими претензиями к чиновникам приходят на личный прием к Уполномоченному. Благодаря инструментарию, предоставленному Уполномоченному Федеральным конституционным законом, совместно с судебными органами, прокуратурой, органами внутренних дел и органами уголовно-исполнительной системы удалось помочь восстановить нарушенные права большого числа граждан: были отменены не законные решения судов, реабилитированы невиновные, возвращено необоснованно отнятое жилье, прекращено преследование по заказным делам.

    Так, в ходе исследования Фонда «Общественное мнение», проведенного по просьбе Уполномоченного, 46 % опрошенных граждан выразили своё мнения сказав «права человека в России не соблюдаются». 39 % граждан разделили противоположную точку зрения.

    Вызывает тревогу и сложная демографическая ситуация в стране, неразрывно связанная с правом на жизнь: в 2016 году число умерших неестественной смертью от внешних причин составило 153 517 человек. А всего умерло 1 887 913 человек.

    Все это, конечно, связано с внешними и внутренними факторами, которые требуют глубокого осмысления, анализа и адекватных мер.

    Люди, особенно в регионах, жалуются на отсутствие качественной и доступ ной медицинской помощи, на необъяснимые скачки цен на самые необходимые лекарственные препараты. Много жалоб приходит на нарушение положения Конституции Российской Федерации о праве на свободу труда и его справедливую оплату. Весьма актуальной остается тема соблюдения прав граждан в ходе производства по уголовным, гражданским и административным делам, соблюдения условий содержания под стражей в местах лишения свободы. Это самые болевые точки общероссийского масштаба. Но есть еще немало не менее острых тем, таких как проблема пенсионного обеспечения граждан, выплата пособий и льгот, проблемы коренных и малочисленных народов.

    Проблемы социально-экономического характера стали причиной протестных акций шахтеров, фермеров, водителей-дальнобойщиков, слесарей. Их требования рассматривались и по большей части были удовлетворены. При этом активное содействие в защите конституционных прав и свобод протестующих оказал институт Уполномоченного по правам человека. В чрезвычайно сложных ситуациях проявилось его главное преимущество: возможность выступить посредником между государственными структурами и гражданским обществом, помочь найти компромисс исходя из принципов справедливости. Великий философ Иммануил Кант говорил: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

    Немало успешных примеров совместных действий Уполномоченного и государственных структур показал нам 2016г. В первую очередь в период ключевого и определяющего события года избирательной кампании и выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. Соглашение о взаимодействии в период проведения избирательных кампаний и кампаний референдума, подписанное Уполномоченным с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, позволило содействовать максимальной прозрачности избирательного процесса, а значит и легитимности выборов в целом.

    Примером эффективного международного сотрудничества, стало уникальное по своему значению мероприятие по перемещению граждан Украины, осужденных украинскими судами за преступления, совершенные на территории Украины до воссоединения Крыма с Россией, на территорию Украины. Это событие (передача осуществилась в марте 2017 года) показало всему миру, что в нашей стране не на словах, а на деле реализуется принцип абсолютного приоритета прав и свобод человека. Был создан прецедент, наглядно демонстрирующий, что усилия гражданского общества при поддержке властных структур, направленные на защиту прав и свобод человека, способны достигать результата даже там, где бессильны политические и юридические процедуры.

    Таким образом, в 2016г деятельность Уполномоченного по правам человека Российской Федерации осуществлялась на фоне таких глобальных событий, как: продолжающаяся у границ России гуманитарная катастрофа на Украине;

    миротворческая операция Вооруженных Сил России в Сирии;

    экономическое давление в форме антироссийских санкций;

    девальвация национальной валюты;

    неблагоприятная конъюнктура на сырьевых рынках.

    На этом фоне оставались нерешенными проблемы бедности, углубляющегося материального расслоения общества, усиления социального неравенства, несовершенства социальных лифтов, высокого уровня бюрократии и коррупции, инфляционных процессов, падения уровня доходов и потребительского спроса со стороны населения, снижения потока инвестиций, оттока и вывоза капитала и многие другие. Названные и иные социальные проблемы хорошо видны при анализе обращений, поступающих в адрес Уполномоченного. Так, крайне болезненной для граждан продолжает оставаться проблема нарушений жилищных прав. Это касается: нарушений права на жилищное и коммунальное обслуживание, права на жилье для детей-сирот, права на переселение из домов, находящихся в аварийном состоянии, а также неисполнения судебных решений по предоставлению жилья. Немало нерешенных проблем остается и в сфере социальной и медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

    Глава 2. Уполномоченные по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае

    §2.1. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области: правовые основы и анализ деятельности

    Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Устав Свердловской области, Закон Свердловской области от 18октября 2010 года № 72-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека вСвердловской области» (далее Закон Свердловской области от 18октября 2010 года № 72-ОЗ) и другие законы Свердловской области.

    Законом Свердловской области от 18октября 2010 года № 72-ОЗ установлен правовой статус Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, порядок его назначения на должность, вступления в должность и прекращения полномочий, порядок организации и осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, а также основы обеспечения его деятельности.

    Всоответствии со статьей 3Закона от 18октября 2010 года № 72-ОЗ основными задачами Уполномоченного по правам человека в Свердловской области являются:

    1) предоставление дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов лица и гражданина, а также осуществление этой защиты, в том числе защита прав, свобод и законных интересов коренных малочисленных народов РФ, проживающих на территории Свердловской области;

    2) содействие беспрепятственному осуществлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

    3) обеспечение соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностных лиц и содействие по борьбе с коррупцией;

    4) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, координации социально значимых интересов граждан, общественных объединений, государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в Свердловской области;

    5) содействие государственным органам Свердловской области в защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также в создании условий для развития институтов гражданского общества;

    6) содействие в совершенствовании законодательства Российской Федерации о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина и приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    7) юридическое образование и разъяснение гражданам их прав, свобод и законных интересов, форм и методов их защиты;

    8) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

    Всоответствии со статьей 10Закона от 18октября 2010 года № 72-ОЗ кполномочиям Уполномоченного по правам человека в Свердловской области относятся:

    1) рассмотрение апелляций граждан, в том числе жалобы на действия, упущения или решения государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы, действующих на территории Свердловской области, их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина;

    2) осуществляет независимые или совместно с государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенными на территории Свердловской области, их должностными лицами, проверяет сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;

    3) направляет заключения, содержащие предложения, подготовленные на основании результатов рассмотрения жалоб граждан государственным органам Свердловской области и местным органам самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностным лицам, совершающим нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    4) представление ежегодных и специальных отчетов в Законодательное Собрание Свердловской области;

    5) обращение в порядке, установленном законом Свердловской области, в Уставный суд Свердловской области с просьбой о соблюдении Устава Свердловской области, нарушающего права и свободы человека и гражданина законов Свердловской области, других нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов, принятых местными органами власти, расположенные на территории Свердловской области;

    6) представление в Законодательное Собрание Свердловской области проблем нарушения прав и свобод человека и гражданина в Свердловской области, в том числе предложения по проверке информации о нарушениях законов Свердловской области;

    По всем этим критериям можно сделать вывод, что основной задачей Уполномоченного по правам человека в Свердловской области является: Обеспечения защиты прав а так же соблюдения свобод законных интересов граждан.

    §2.2. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае: правовые основы и анализ деятельности

    В своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае руководствуется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, Законом Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (далее Закон Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС), иными законами Алтайского края.

    Закон Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

    Всоответствии со статьей 2 Закона Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС основными функциями Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае являются:

    1) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края государственными органами, другими государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами;

    2) предоставление дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, содействие в восстановлении этих прав и свобод в случае их нарушения;

    3) содействие в совершенствовании законодательства Российской Федерации и Алтайского края по вопросам прав человека и гражданства и приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    4) участие в юридическом образовании населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информирование государственных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления и населения Алтайского края о ситуации в этой области;

    5) использование опыта международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

    При осуществлении своих функций Уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.

    Статьей 11 Закона Алтайского края от 11 ноября 2002 г. № 70-ЗС определены компетенции Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае по рассмотрению жалоб:

    1. Уполномоченный принимает во внимание жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, расположенных на территории Алтайского края.

    2. Жалобы подаются на решения и действия (бездействие) государственных органов власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц при условии, что ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    3. Жалобы на федеральные законы и законы Алтайского края не рассматриваются Уполномоченным по правам человека.

    4. Жалоба, в которой обжалуется законность судебного акта, возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

    Деятельность Уполномоченного по правам в Алтайском крае дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

    Глава 3. Сравнительный анализ законодательства и деятельности Уполномоченных по правам человека в Алтайском крае и Свердловской области: общее, особенное, достоинства и недостатки, рекомендации по совершенствованию законодательства

    §3.1. Сравнительный анализ законодательства

    Данный параграф посвящен сравнительному анализу законодательных актов, посвященных региональным уполномоченным по правам человека. Это закон Свердловской области и закон Алтайского края, носящие однотипные названия: «Об Уполномоченном по правам человека в (название региона)».

    1. Место Уполномоченного по правам человека в структуре власти в Свердловской области и Алтайском крае.

    В рассматриваемых законах институт Уполномоченного является отдельной структурой. Он имеет свой аппарат сотрудников, счет и печать, и финансируемой за счет специальной строки в законе о региональном и краевом бюджете на очередной финансовый год.

    2. Требования к кандидатуре Уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае.

    В обоих законах рассматриваемых случаях, законодатели вводят определенные ограничения и требования к кандидату: возраст - не моложе 30 лет; требование проживания на территории региона.

    Требование наличия юридического образования (с дополнением «как правило) предъявляются и в Свердловской области и в Алтайском крае, причем требуется либо наличие стажа работы по юридической специальности не менее 10 лет, либо наличие ученой степени в области права.

    Наличие у кандидата необходимых познаний в области прав и свобод человека является необходимым условием в обоих регионах, при этом требуется также наличие опыта правозащитной деятельности.

    3. Сфера компетенции и задачи Уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае.

    Как указывается практически в обоих рассматриваемых законодательных актах, Уполномоченный по правам человека рассматривает заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия, бездействие или решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Часто законодатель специально оговаривает ограничение компетенции Уполномоченного в сфере своей собственной компетенции.

    Так, в законе Свердловской области оговаривается ограничение компетенции в отношении решений не представительной, а судебной властей. Жалобы на решения судей и судов могут быть приняты только в случаях нарушения прав человека в процессе судопроизводства либо отказа судом в приеме жалобы на действия власти или должностных лиц.

    4. Меры воздействия, применяемые Уполномоченным по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае.

    Основной мерой воздействия, предусмотренной в анализируемых законах Свердловской области и Алтайском крае, является решение, принимаемой Уполномоченным по правам человека по результатам рассмотрения дела, и направляемое соответствующему органу или лицу вместе с рекомендациями о мерах по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных действий в дальнейшем (с направлением копии вышестоящему органу ли лицу). Кроме того, во всех актах, предусмотрена возможность внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении конкретных лиц.

    5. Проблема неприкосновенности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае.

    Если Федеральный конституционный закон четко оговаривает неприкосновенность федерального Уполномоченного по правам человека, его жилища, багажа, переписки и т.д., то проблема неприкосновенности регионального Уполномоченного по правам человека является одной из нерешенных проблем регионального законодательства. С одной стороны, в силу специфики задач своей деятельности наделение его неприкосновенностью представляется вполне естественным.

    Подводя итоги, можно сделать заключение о наличии значительной общей базы в анализируемых региональных законах об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае.

    §3.2. Сравнительный анализ деятельности

    В 2016 году наблюдалось небольшое уменьшение обращений граждан по сравнению с предыдущим. Всего зарегистрировано 330 (355 в 2015 году) обращений.

    Количество обращений по тематике к Уполномоченному по правам человека в Свердловской области за 2016 год в сравнении с 2015 годом представлено в таблице 1.

    Таблица 1

    Количество обращений по тематике к Уполномоченному по правам человека в Свердловской области за 2016 год в сравнении с 2015 годом

    Категории тематики обращения2015 год2016 годОтклонение,

    +/-Рассмотрено вопросовВ % к общему количествуРассмотрено вопросовВ % к общему количествуЛичные (гражданские права)318,73610,95Экономические права и свободы102,8133,93Социальные права и свободы. Трудовые339,3195,8-14Социальные права и свободы. Жилищные4613,05316,17Социальные права и свободы. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь113,1133,92Социальные права. Право на социальное обеспечение82,372,1-1Социальные права. Меры социальной поддержки, социальные гарантии257,0164,8-9Социальные права. Право на защиту материнства, детства и семьи154,2185,53Социальные права. Право на образование51,441,2-1Жалобы и обращения по иным вопросам социальной тематики143,9144,20Права человека в Вооруженных Силах, других войсковых формированиях и органах82,310,3-7Права человека в местах лишения свободы5014,1267,9-24Жалобы на судебные постановления, действия(бездействие) суда, судьи308,5144,2-16Жалобы на действия (бездействие) правоохранительных органов339,34012,17Жалобы на действия (бездействие) органов власти, местного самоуправления (неконкретные)82,3206,112Жалобы на адвокатов10,3---Иные обращения 174,8206,13Права граждан при оказании психиатрической помощи30,810,3-2Всего 355100330100-25

    Количество обращений граждан Свердловской области за 2015-2016 гг. в целом остается стабильной. Около половины жалоб, посвящено нарушениям прав и свобод граждан в социальной и культурной сфере. Обращения, чаще всего, связаны с вопросами пенсионного и социального обеспечения, реализацией прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, несогласием с расчетами тарифов ЖКХ, действиями управляющих компаний, неправомерные действия органами исполнительной власти.

    Таким образом, наблюдается рост количества обращений по ряду направлений личные (гражданские) права, экономические права и свободы, жилье, ЖКХ, медицинское обслуживание, защита материнства, детства и семьи, на действия (бездействие) правоохранительных органов, на действия (бездействие) органов власти, местного самоуправления и пр.

    В 2016 году наблюдалось увеличение обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае по сравнению с предыдущим. Всего зарегистрировано 2011 (1928 в 2015 году) обращений.

    Количество обращений по тематике за 2016 год в сравнении с 2015 годом представлено в таблице 2.








    Таблица 2

    Количество обращений по тематике к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае за 2016 год в сравнении с 2015 годом

    Категории тематики обращения2015 год2016 годОтклонение,

    +/-Рассмотрено вопросовВ % к общему количествуРассмотрено вопросовВ % к общему количествуВопросы жилищного законодательства и ЖКУ23612,2406641969,74639483-40Вопросы землепользования и садоводства552,8526971381,88960716-17Вопросы образования40,2074689110,546991557Вопросы Уголовно-исполнительного права1336,89834021025,07210343-31Градостроительная деятельность170,8817427120,59671805-5Гражданское право412,126556231,1437096-18Гражданство, регистрация, вопросы миграции673,4751037693,431128792Другие23712,29253127613,724515239Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц1769,128630721110,492292435Жалобы на правоохранительные органы1899,802904623611,73545547Здравоохранение, медицинское обслуживание462,3858921643,1824962718Неисполнение решений судов и жалобы на судебных приставов1065,49792531085,370462462Обжалование судебных постановлений1457,52074691316,51417205-14Права детей753,8900415914,5251118816Права потребителей150,778008390,44753854-6Социальная защита и социальное обеспечение24412,65560227713,774241733Трудовые права1377,10580911557,7076081618Экология и природопользование50,259336120,09945301-3Всего 1928100201110083

    Тематическая структура обращений граждан Алтайского края за 2015-2016 гг. в целом остается стабильной. В 2016 году 60 % от их общего количества) посвящено нарушениям прав и свобод граждан в социальной сфере. Обращения, чаще всего, связаны с вопросами пенсионного и социального обеспечения, реализацией прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, несогласием с расчетами тарифов ЖКХ, действиями управляющих компаний, трудовые права, социальную защиту и социальное обеспечение.

    Таким образом, за 2015-2016 гг. наблюдается рост количества обращений к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае по ряду направлений вопросы образования, здравоохранение и медицинское обслуживание, на действия (бездействие) должностных лиц, жалобы на правоохранительные органы, права детей, трудовые права, социальную защиту и социальное обеспечение и пр.

    Заключение

    Проводя сравнительный анализ законодательства и деятельности Уполномоченных по правам человека в Свердловской области и Алтайского края, объектом моего исследования явились Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации, Свердловской области и Алтайском крае.

    Предметом исследования правовые основы и анализ деятельности Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, Свердловской области и Алтайском крае

    В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.

    Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов в области прав человека. Также были использованы статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы по исследуемой проблеме и официальные сайты Уполномоченных по правам человека Свердловской области и Алтайского края

    Сравнительный анализ законодательства региональных законов об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае показал наличие значительной общей базы.

    Сравнительный анализ деятельности Уполномоченных по правам человека в Свердловской области и Алтайском крае показал, что в 2016 году в Свердловской области наблюдалось небольшое уменьшение обращений граждан, а в Алтайском крае увеличение обращений граждан к Уполномоченному по правам человека.

    Список использованных источников и литературы

    1. Постановление Администрации Алтайского края от 15 октября 2012 г. №549 «О системе регионального межведомственного взаимодействия #"justify">Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 43-44.
    3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 52. Ст. 1865.
    4. Указ Президента РФ от 04.08.1994 № 1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 15. Ст.1713.
    5. Закон Алтайского края от 11.11.2002 № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» // Алтайская правда. 2002. № 305-307.
    6. В год экологии опять в мусоре [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"center">Приложение

      Приложение 1

      Количество обращений к Уполномоченному в 2014-2016 годах

      Приложение 2

      Видовая характеристика обращений по нарушениям конституционных прав


      Приложение 3

      Динамика обращений по территориальной принадлежности заявителей






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Уполномоченный по правам человека ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.