Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»
на тему:
«Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и региональных органов на примере города Москвы»
Выполнил:
Научный руководитель:
д.э.н.,
Москва 2015
Содержание
Введение3
Глава 1.Теоретические и методические основы государственно-правового взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти6
1.1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти6
1.2. Основные направления взаимодействия органов государственной исполнительной власти12
1.3.Показатели эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти15
Глава 2.Анализ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы20
2.1. Специфика организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы20
2.2. Проблемы и пути совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы25
Заключение31
Список использованной литературы34
Введение
Власть это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления позволили понять многие ее проблемы. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований власти остались спорными, некоторые ее аспекты еще ждут объяснения. Однако уже есть основание построить относительно целостное учение о власти и осветить ее важнейшие стороны.
Реализация правовых норм более эффективна при позитивной поддержке субъектами правоотношений и понимания их необходимости. Принуждение имеет более низкую результативность. В качестве убеждения рассматривается целевая ориентация государства в той или иной сфере, систематизация правовых норм, регулирующих конкретную область. Положительный пример правоприменительной практики также оказывает убеждающее воздействие. Формирование добровольного исполнения норм права зависит и от информационного обеспечения государственного управления.
Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, так и частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, юридико-догматический, логический в сочетании с системным анализом исследуемых явлений, метод анализа нормативной базы и обобщение практики ее применения. В современной теории государственного о права уделяется недостаточно внимания использованию метода убеждения в государственном управлении. Новым является анализ программных механизмов в качестве убеждения субъектов экономической сферы.
Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности исполнительной федеральной и региональной власти является крайне актуальным.
Целью данной работы является исследование направлений взаимодействия органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.
Предмет исследования федеральное и региональное законодательство, а также научная литература и издания периодической печати, раскрывающие сущность и способы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Объект содержание и специфика взаимодействия органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.
Для реализации поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:
- Исследовать понятие и сущность взаимодействия органов исполнительной власти.
- Проанализировать структуру органов исполнительной власти.
- Рассмотреть особенности реализации исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.
- Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.
В ходе написания курсовой работы была использована научная и учебная литература, способствующая раскрытию выбранной темы исследования.
Глава 1.Теоретические и методические основы государственно-правового взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти
1.1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти
Основные позиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительной власти, выражаются в следующем.
- По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей.
- Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т. е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
- Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами. Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т. е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.
- Исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия.
- Исполнительные органы также представляют собой определённые трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определённой организационной структуры.
- Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ, либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочия и ответственность.
- Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительными органами не являющиеся.
- Каждый орган исполнительной власти имеет определённый для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ.
- Образование, организация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и её субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ либо по представлению глав администрации краёв, областей и т. п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.
Исполнительная власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т. е. публичность. Это означает, что политическая
- власть действует на основе права от имени всего общества;
- легальность в использовании силы и других средств
- властвования в пределах страны;
- моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Исполнительными органами государственной власти в РФ можно назвать самостоятельные и независимые от других ветвей власти. Их основная функция - исполнять и проводить в жизнь федеральные законы.
В структуре системы исполнительной власти РФ можно отметить: региональные и федеральные органы исполнительной власти.
Федеральные органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, состоят из:
1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководством деятельности которых руководит Президент РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
2) федеральные министерства, находящиеся в подчинении Правительства РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (см. рис. 1.1).
Федеральные органы исполнительной властифедеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства под руководством Президента РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствамфедеральные министерства, находящиеся в подчинении Правительства РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Рис. 1.1. Федеральные органы исполнительной власти
Формирование органов государственной власти осуществляется на основании принципа вертикального подчинения, т.е. органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, субъектов РФ представлены аналогичной структурой, но они непосредственно подчинены соответствующим федеральным органам.
Характерные черты системы органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, РФ:
1) единство системы государственных органов;
2) централизованность системы государственных органов.
Единство означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Централизованность системы исполнительных органов государственной власти означает, что во главе всей системы стоит Правительство РФ, которому подчинены и подотчетны федеральные органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, которым в свою очередь подотчетны органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, субъектов РФ.
Характерные черты системы органов исполнительной власти РФединство системы государственных органов централизованность системы государственных органов
Рис. 1.2. Характерные черты системы органов исполнительной власти РФ
Правительство РФ направляет деятельность нижестоящих органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, РФ, утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание в пределах средств федерального бюджета, назначает на должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, членов коллегий федеральных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,.
Правительство РФ вправе отменять акты региональных и федеральных и региональных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, подотчетных ему, а также создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц в субъектах РФ.
Правительство является непосредственным руководителем большинства других региональных и федеральных и региональных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, однако некоторые из них в соответствии с Конс