Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и региональных органов на примере города Москвы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и региональных органов на примере города Москвы
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    26.11.2017 18:56:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Финансовый университет при Правительстве

    Российской Федерации»



    Кафедра «Государственное и муниципальное управление»



    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

    на тему:

    «Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и региональных органов на примере города Москвы»


    Выполнил:


    Научный руководитель:

    д.э.н.,



    Москва 2015



    Содержание



    Введение3

    Глава 1.Теоретические и методические основы государственно-правового взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти6

    1.1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти6

    1.2. Основные направления взаимодействия органов государственной исполнительной власти12

    1.3.Показатели эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти15

    Глава 2.Анализ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы20

    2.1. Специфика организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы20

    2.2. Проблемы и пути совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы25

    Заключение31

    Список использованной литературы34








    Введение


    Власть это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления позволили понять многие ее проблемы. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований власти остались спорными, некоторые ее аспекты еще ждут объяснения. Однако уже есть основание построить относительно целостное учение о власти и осветить ее важнейшие стороны.

    Реализация правовых норм более эффективна при позитивной поддержке субъектами правоотношений и понимания их необходимости. Принуждение имеет более низкую результативность. В качестве убеждения рассматривается целевая ориентация государства в той или иной сфере, систематизация правовых норм, регулирующих конкретную область. Положительный пример правоприменительной практики также оказывает убеждающее воздействие. Формирование добровольного исполнения норм права зависит и от информационного обеспечения государственного управления.

    Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, так и частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, юридико-догматический, логический в сочетании с системным анализом исследуемых явлений, метод анализа нормативной базы и обобщение практики ее применения. В современной теории государственного о права уделяется недостаточно внимания использованию метода убеждения в государственном управлении. Новым является анализ программных механизмов в качестве убеждения субъектов экономической сферы.

    Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности исполнительной федеральной и региональной власти является крайне актуальным.

    Целью данной работы является исследование направлений взаимодействия органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.

    Предмет исследования федеральное и региональное законодательство, а также научная литература и издания периодической печати, раскрывающие сущность и способы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.

    Объект содержание и специфика взаимодействия органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.

    Для реализации поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:

    1. Исследовать понятие и сущность взаимодействия органов исполнительной власти.
    2. Проанализировать структуру органов исполнительной власти.
    3. Рассмотреть особенности реализации исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.
    4. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

    В ходе написания курсовой работы была использована научная и учебная литература, способствующая раскрытию выбранной темы исследования.





    Глава 1.Теоретические и методические основы государственно-правового взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти


    1.1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти


    Основные позиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительной власти, выражаются в следующем.

    1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей.
    2. Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т. е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
    3. Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами. Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т. е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.
    4. Исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия.
    5. Исполнительные органы также представляют собой определённые трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определённой организационной структуры.
    6. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ, либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочия и ответственность.
    7. Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительными органами не являющиеся.
    8. Каждый орган исполнительной власти имеет определённый для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ.
    9. Образование, организация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и её субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ либо по представлению глав администрации краёв, областей и т. п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.

    Исполнительная власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

    1. верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
    2. всеобщность, т. е. публичность. Это означает, что политическая
    3. власть действует на основе права от имени всего общества;
    4. легальность в использовании силы и других средств
    5. властвования в пределах страны;
    6. моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
    7. широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

    Исполнительными органами государственной власти в РФ можно назвать самостоятельные и независимые от других ветвей власти. Их основная функция - исполнять и проводить в жизнь федеральные законы.

    В структуре системы исполнительной власти РФ можно отметить: региональные и федеральные органы исполнительной власти.

    Федеральные органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, состоят из:

    1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководством деятельности которых руководит Президент РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

    2) федеральные министерства, находящиеся в подчинении Правительства РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (см. рис. 1.1).


    Федеральные органы исполнительной властифедеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства под руководством Президента РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствамфедеральные министерства, находящиеся в подчинении Правительства РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

    Рис. 1.1. Федеральные органы исполнительной власти


    Формирование органов государственной власти осуществляется на основании принципа вертикального подчинения, т.е. органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, субъектов РФ представлены аналогичной структурой, но они непосредственно подчинены соответствующим федеральным органам.

    Характерные черты системы органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, РФ:

    1) единство системы государственных органов;

    2) централизованность системы государственных органов.

    Единство означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

    Централизованность системы исполнительных органов государственной власти означает, что во главе всей системы стоит Правительство РФ, которому подчинены и подотчетны федеральные органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, которым в свою очередь подотчетны органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, субъектов РФ.


    Характерные черты системы органов исполнительной власти РФединство системы государственных органов централизованность системы государственных органов

    Рис. 1.2. Характерные черты системы органов исполнительной власти РФ


    Правительство РФ направляет деятельность нижестоящих органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти, РФ, утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание в пределах средств федерального бюджета, назначает на должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, членов коллегий федеральных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,.

    Правительство РФ вправе отменять акты региональных и федеральных и региональных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, подотчетных ему, а также создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц в субъектах РФ.

    Правительство является непосредственным руководителем большинства других региональных и федеральных и региональных органов власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, однако некоторые из них в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами подчиняются непосредственно Президенту РФ, например федеральные органы власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти,, занимающиеся вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими особо важными для государства вопросами. Однако Президент РФ не входит в систему исполнительных органов власти.




    1. 2. Основные направления взаимодействия органов государственной исполнительной власти


    Под направлениями взаимодействия органов государственной исполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

    Единую систему органов исполнительной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по предметам исключительного ведения Российской Федерации можно представить в виде иерархической вертикали исполнительной власти. В то же время можно отметить воздействие федеральной исполнительной власти на органы исполнительной власти субъектов РФ, когда происходит реализация ими полномочий, координация и направление их деятельности.

    Централизация исполнительной власти на всех ее пространственных уровнях наиболее рельефно проявляется при взаимодействии федеральных и региональных органов исполнительной власти, в частности, в унификации форм такого взаимодействия.

    Правовую основу взаимодействия федеральныхерриториальных и центральных) органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ составляет больший массив различных по своей юридической силе правовых актов федерального и регионального уровней.

    Конституционно-правовое регулирование форм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ во многом обусловлено основополагающими конституционными принципами единства государственной власти, федерализма и разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, являющимися ядром российской государственности. Сама внутренняя логика этой государственности предполагает системное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти. В то же время важнейшее значение для Российской Федерации имеет проблема пределов единства системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках установленных Конституцией РФ предметов ведения и полномочий, которая, в свою очередь, достаточно рельефно отражает процессы балансирования государственной власти между централизацией и децентрализацией при «унитарной федеративной» форме государственноерриториального устройства.

    Своеобразие формы правления и формы государственноерриториального устройства России достаточно отчетливо проявляются посредством углубления процесса конституционализации различных областей деятельности органов исполнительной власти в России, в том числе форм и содержания взаимодействия федеральныхерриториальных и центральных) органов исполнительной власти и органов исполнительной власти отдельных субъектов РФ. Так, Конституция РФ, устанавливая основы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, в то же время не дает более или менее систематизированного перечня форм такого взаимодействия. Вместе с тем, конкретные формы взаимодействия органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов закрепляются в федеральном законодательстве, и отчасти в законодательстве отдельных субъектов РФ, подзаконных актах федерального и регионального уровней.

    Формы взаимодействия федеральныхерриториальных и центральных) органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ представлены на рис. 1.3.


    Формы взаимодействия федеральныхерриториальных и центральных) органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФкоординация федеральными органами исполнительной власти деятельности органов исполнительной власти субъектов РФсоздание совместных консультационных, совещательных и тому подобных образованийоказание федеральными органами исполнительной власти методической помощи органам исполнительнойвласти субъектов РФ, а также взаимный обмен информациейпередача федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий, а также передача части полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на федеральный уровеньконтроль со стороны федеральных органов исполнительнойвласти за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ законодательства и выполнением переданных полномочийконтроль со стороны федеральных органов исполнительнойвласти за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ законодательства и выполнением переданных полномочий

    Рис. 1.3. Формы взаимодействия федеральныхерриториальных и центральных) органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ:

    Основной проблемой правового закрепления выделенных форм взаимодействия является отсутствие в нормативных правовых актах четких процедур юридического оформления результатов такого взаимодействия, ответственности сторон и юридической силы совместно принятых решений.



    1. 3. Показатели ?эффективности взаимодействия ?федеральных и региональных органов исполнительной власти


    Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

    С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношенияхоллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много административных договоровоглашений между разными субъектами власти, контрактов о службе в милиции, вооруженных силах и т. д. ). И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной организаторской функции.

    Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм, т. е. издание индивидуальных правовых актов.

    Это две основные и наиболее значительные нормы осуществления исполнительной власти. Но существуют и другие представление обязательной отчетности, осуществление государственной регистрации, выдача документов, подтверждающих наличие специального права.

    Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.

    Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности. Одностороннее увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материальноехническими действиями, может создать ситуацию, которая в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооценивающие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих перед ними задач, не получить желаемых результатов, стать «обещалкиными».

    Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуальной форме, которая является ее атрибутивным признаком. Административная деятельность может иметь процессуальную форму, а может и не иметь. Соответственно можно различать по этому признаку процессуальную и непроцессуальную формы осуществления административной власти.

    Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

    Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но главная роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообразных процедураключение договоров, организация прессонференций, регистрации и т. д. ).

    Воторых, результатом процессуальной деятельности является решение юридических дел (принятие нормативного акта, прием в гражданство, применение санкций и т. д. ). Поэтому она оформляется официальными документами, как промежуточными, так и итоговыми.

    Вретьих, она с большой степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность, последовательность и сроки совершения действий, правила оформления документов, принятия, обжалования, исполнения решений.

    К сожалению, реализация властных полномочий не всегда регулируется достаточно полно и четко. В этом отношении предстоит проделать большую работу, ибо развитость процессуальной формы необходимое условие и показатель состояния демократии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

    Процессуальная форма это юридическая конструкция, которая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел. А процессуальной можно назвать деятельность, осуществляемую в процессуальной форме, соответствующую всем названным выше признакам.

    В то же время нужно признать, что возможности процессуализации административной деятельности ограниченны. Она не может всегда осуществляться в процессуальной формеласно, не оперативно, в рамках состязательности сторон, с участием законных представителей и т. д. ). В условиях чрезвычайных ситуаций многие действия государственной администрации должны быть максимально оперативными; в борьбе с преступностью администрация вынуждена использовать негласные средства; охрана государственной тайны требует осуществления режима секретности и т. д.

    Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осуществляет административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует в гражданском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет большую и разнообразную процессуальную деятельность.

    Возможен и третий подход к анализу рассматриваемой формы. Полезно поделить всю исполнительноаспорядительную деятельность еще по одному критерию: гласность, открытость. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о последних секретна. Например, оперативноозыскная, разведывательная и частично внешнеэкономическая деятельность.

    Таким образом, в данной главе изучены понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти; основные направления взаимодействия органов государственной исполнительной власти; показатели эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Можно сделать следующие выводы.

    Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, включают в себя Правительство РФ, выступающее одновременно в качестве высшего органа исполнительной власти и неотъемлемой части федеральных органов исполнительной власти, федеральныеентральные и территориальные) органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Конституционно-правовое положение федеральной исполнительной власти корректируются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами в части установления конституционно-правового статуса Президента РФ, который фактически возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти.

    Эффективность взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России во многом зависит от учета существенных особенностей современного российского федерализма, к которым относятся асимметричный характер территориального государственного устройства, преимущественное использование законодательного способа разграничения и перераспределения предметов ведения и полномочий, а также специфический механизм обеспечения единства системы исполнительной государственной власти.

    Современная практика согласования интересов и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ не имеет нормативного закрепления за исключением единичных случаев, которые могут не приниматься во внимание из-за фрагментарности регулируемых ими предметов и узости круга субъектов взаимодействий. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо правовое закрепление механизмов инициирования, организации взаимодействия, реализации и контроля исполнения решений, основанных на согласовании интересов федеральных, региональных, а также местных органов власти.










    Глава 2. Анализ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы


    2. 1. Специфика организации ?взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы


    Для изучения специфики организации ?взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы нами было использовано исследование К.А. Лапина «Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы и местное самоуправление: актуальные правовые вопросы взаимодействия».

    Правовой статус исполнительных органов государственной власти города Москвы определяется положениями Конституции России и федеральных законов, нормами конституцийставов), законов и других правовых актов города Москвы.

    Содержание правового статуса отраслевых органов исполнительной власти города Москвы предопределяется статусом соответствующего государственного образования. Применительно к городу Москве речь идет о том, что ее статус как субъекта Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации, а конкретизируется положениями Устава города Москвы.

    Нормативно-правовыми актами столицы предусмотрено создание отраслевых органов исполнительной власти. Таковыми, в соответствии с законодательством столицы Российской Федерации, являются департаменты, комитеты, главные управления и управления города Москвы. Их правовой статус определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы, указами Мэра и постановлениями Правительства Москвы. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами к их задачам отнесено решение вопросов, связанных с обеспечением проведения политики Москвы в соответствующих сферах социально-экономической и культурной жизни, осуществлением исполнительно-распорядительных функций в отношении органов, учреждений, организаций и предприятий, подведомственных Правительству Столичного мегаполиса, а иногда - и управлением имуществом в пределах полномочий, переданных им Правительством Столичного мегаполиса.

    Рис. 2.1. Исполнительная власть города Москвы


    В соответствии с Уставом города столичного мегаполиса (гл. 7) в систему действующей на ее территории исполнительной власти входят Мэр столичного мегаполиса, Правительство столичного мегаполиса, отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, а также территориальные органы исполнительной власти столичного мегаполиса. Наиболее важные правовые характеристики отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса в известной мере нашли свое отражение в Положениях о них, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства столичного мегаполиса. Так, в большинстве положений о департаментах, комитетах и управлениях столичного мегаполиса закрепляется, что соответствующий орган является отраслевым органом исполнительной власти столичного мегаполиса, подведомственным Правительству столичного мегаполиса, обеспечивающим проведение политики столичного мегаполиса в строго определенной сфере государственной, экономической, социально-культурной жизни столицы.

    Дифференциация органов исполнительной власти столичного мегаполиса на отраслевые и функциональные имеет важное практическое значение - это предопределяет область их компетенции и характер деятельности, способствует четкому разделению полномочий и решению задач линейного руководства.

    Можно отметить определенные особенности присущи системе органов исполнительной власти столичного мегаполиса:

    Во-первых, многозвенность системы административного управления мэрия, правительство, префектуры.

    Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.

    Вретьих, отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской жизни и предполагает объединение и дифференциацию этих органов, в том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства.

    Ветвертых, в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти города федерального значения, области и Российской Федерации.

    В-пятых, государственная исполнительная власть «опускается» на тот территориальный уровень, где в других субъектах Федерации осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования и заканчивая наделением отдельными государственноластными полномочиями.


    Рис. 2.2. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Мэра Москвы


    Анализ действующего законодательства столичного мегаполиса свидетельствует, что однотипные отраслевые органы исполнительной власти имеют различную структуру, отличаются различным объемом и содержанием полномочий, которые зачастую не корреспондируют к полномочиям других, даже смежных по функциям, органов исполнительной власти.

    В интересах дальнейшего совершенствования организации деятельности отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса, учитывающей особенности их отношений с другими органами власти как по вертикали, так и по горизонтали, необходима унификация структуры и содержания их правового статуса.

    Результаты проведенного исследования показывают, что содержание конституционно-правового статуса отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса в значительной степени определяется их полномочиями по осуществлению своей деятельности во взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления, особенно при реализации последними отдельных государственных полномочий, переданных им для осуществления. Правовая регламентация такого рода взаимоотношений органов исполнительной власти столичного мегаполиса с исполнительными органами местного самоуправления в целом осуществлена федеральным и московским законодательством.

    Однако ни в законах столичного мегаполиса о передаче соответствующих государственных полномочий органам местного самоуправления, ни в действующих положениях об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса вопросы взаимодействия органов исполнительной власти столичного мегаполиса и исполнительных органов местного самоуправления не получили должного отражения. Между тем, практика свидетельствует, что многие отраслевые органы исполнительной власти столичного мегаполиса осуществляют такое взаимодействие и контролируют осуществление в соответствующих сферах органами местного самоуправления отдельных полномочий столичного мегаполиса.

    Существенное влияние на систему органов исполнительной власти столичного мегаполиса оказывает тот фактор, что столичный мегаполис сочетает в себе одновременно статус субъекта Российской Федерации - города федерального значения, столицы Российской Федерации, фактически осуществляет функции центра Московской области, а также имеет определенные черты муниципального образования. Таким образом, система органов государственной власти столичного мегаполиса строится с учетом необходимости решения на комплексной основе стоящих перед ними задач, в том числе и не свойственных органам государственной власти других субъектов Российской Федерации.



    2.2. Проблемы и пути совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы


    Основные правовые характеристики отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса в целом нашли свое отражение в действующих положениях о них, утвержденных Правительством столичного мегаполиса. Представляется, однако, что существующих характеристик отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса явно недостаточно для уяснения их сущности и особенностей конституционно-правового статуса.

    В настоящее время все большее число ученых и практиков поддерживает сложившуюся в отношении структуры конституционно-правового статуса органов государственной власти точку зрения о том, что важным элементом такого статуса является их юридическая ответственность.

    Установление и реализация мер юридической ответственности государственных органов и их должностных лиц за осуществление полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами города Москвы является одним из важнейших средств повышения эффективности государственного управления.

    Действующие нормативно-правовые акты столичного мегаполиса не позволяют предельно точно установить, какие из имеющихся в составе Правительства столичного мегаполиса департаментов, комитетов, главных управлений и управлений, принадлежат к категории отраслевых, а какие к функциональным органам исполнительной власти. Нет исчерпывающего ответа на этот вопрос и в текстах действующих положений об органах исполнительной власти столичного мегаполиса. Например, в соответствии с Положением о Департаменте образования столичного мегаполиса, он относится к отраслевым органам исполнительной власти столичного мегаполиса. Департамент науки и промышленной политики столичного мегаполиса определяется как функциональный орган исполнительной власти. Принадлежность некоторых органов исполнительной власти столичного мегаполиса вообще трудно определить. Так, например, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства столичного мегаполиса, в соответствии с Положением о нём, является уполномоченным органом исполнительной власти столичного мегаполиса, подведомственным Правительству столичного мегаполиса, обеспечивающим реализацию государственной политики столичного мегаполиса в области развития малого и среднего предпринимательства.

    В интересах упорядочения целевого назначения органов исполнительной власти столичного мегаполиса представляется целесообразным в указе Мэра Москвы об органах исполнительной власти определять отраслевую или функциональную принадлежность департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и государственных инспекций. Это вполне соответствует позиции авторитетных правоведов о том, что «очень важно провести типизацию полномочий соответствующих органов, а также форм и методов осуществления этих полномочий. Каждый орган исполнительной власти должен иметь определенный правовой статус, зависящий от характера и объема выполняемых им функций».

    К сожалению, на московском уровне нет нормативных актов, которые регламентировали бы вопросы координации и взаимодействия органов исполнительной власти, в т. и отраслевых, столичного мегаполиса с федеральными органами исполнительной власти как в рамках переданных им полномочий этих органов, так и не переданных, но находящихся в сфере совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Такое положение, на наш взгляд, существенно снижает возможности реализации инициатив столичного мегаполиса в решении общегосударственных задач и вопросов, затрагивающих ключевые интересы города Москвы как субъекта Российской Федерации и столицы России. Представляется необходимой, в связи с этим, разработка и принятие Мэром столичного мегаполиса или Правительством столичного мегаполиса соответствующего нормативно-правового акта по указанным вопросам.

    В наибольшей степени взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления осуществляется при наделении последних отдельными государственными полномочиями в соответствии с положениями части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации. Правовая регламентация порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Так, в столичном законодательстве это нашло отражение в нормах Устава города Москвыт.56) и Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 9).

    На основе положений законодательства Российской Федерации и города Москвы Московской городской Думой 14 июля 2004 г. был принят «рамочный» закон города Москвы № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями столичного мегаполиса осударственными полномочиями)». В соответствии с ним были приняты: законы столичного мегаполиса о наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в столичномо мегаполисеа полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдельными полномочиями столичного мегаполиса в сфере организации досуговой, социальнооспитательной, физкультурноздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, а также в сфере опеки, попечительства и патронажа.

    Перечисленные законы столичного мегаполиса установили, что полномочия столичного мегаполиса в соответствующих сферах осуществляют исполнительноаспорядительные органы местного самоуправления - муниципалитеты всех внутригородских муниципальных образований в столичном мегаполисе, наделяемые уставами соответствующих муниципальных образований полномочиями как по решению вопросов местного значения, так и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами столичного мегаполиса.

    Вопросы взаимодействия органов исполнительной власти столичного мегаполиса и органов местного самоуправления при исполнении органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий не получили должного отражения в действующих положениях об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса.

    Таким образом, в данной главе изучены специфика организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы; проблемы и пути совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы. Можно сделать следующие выводы.

    Для практической реализации конституционно-правового статуса отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса существенное значение имеет нормативная регламентация их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

    Необходимость взаимодействия отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса с федеральными органами исполнительной власти определяется конституционными положениями о единстве системы исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также о возможности существования договорных отношений между указанными органами исполнительной власти по поводу передачи ими друг другу части своих полномочий.

    Правовая регламентация порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. В действующих положениях об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса вопросы взаимодействия органов исполнительной власти столичного мегаполиса и органов местного самоуправления при исполнении органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий не получили должного отражения. Между тем, многие отраслевые органы исполнительной власти столичного мегаполиса являются теми органами, которые реально контролируют осуществление в соответствующих сферах органами местного самоуправления отдельных полномочий столичного мегаполиса.

    В интересах обеспечения действительного единства органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе народовластия в Российской Федерации, необходимо сначала в Типовом положении об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса, а затем и в положениях о соответствующих отраслевых органов исполнительной власти столицы указать на распространение на них статуса органов, которые уполномочены в установленных законодательством Российской Федерации и столичного мегаполиса формах взаимодействовать с органами местного самоуправления при реализации ими переданных государственных полномочий, а также принимать участие в решении вопроса о прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий столичного мегаполиса.



























    Заключение


    Таким образом, в данной работе решены следующие задачи:

    - изучены понятие и сущность федеральных и региональных органов исполнительной власти;

    - изучены основные направления взаимодействия органов государственной исполнительной власти;

    - изучены показатели эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти;

    - изучены специфика организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы;

    - изучены проблемы и пути совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти города Москвы.

    Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, включают в себя Правительство РФ, выступающее одновременно в качестве высшего органа исполнительной власти и неотъемлемой части федеральных органов исполнительной власти, федеральныеентральные и территориальные) органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Конституционно-правовое положение федеральной исполнительной власти корректируются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами в части установления конституционно-правового статуса Президента РФ, который фактически возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти.

    Эффективность взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России во многом зависит от учета существенных особенностей современного российского федерализма, к которым относятся асимметричный характер территориального государственного устройства, преимущественное использование законодательного способа разграничения и перераспределения предметов ведения и полномочий, а также специфический механизм обеспечения единства системы исполнительной государственной власти.

    Современная практика согласования интересов и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ не имеет нормативного закрепления за исключением единичных случаев, которые могут не приниматься во внимание из-за фрагментарности регулируемых ими предметов и узости круга субъектов взаимодействий. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо правовое закрепление механизмов инициирования, организации взаимодействия, реализации и контроля исполнения решений, основанных на согласовании интересов федеральных, региональных, а также местных органов власти.

    Для практической реализации конституционно-правового статуса отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса существенное значение имеет нормативная регламентация их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

    Необходимость взаимодействия отраслевых органов исполнительной власти столичного мегаполиса с федеральными органами исполнительной власти определяется конституционными положениями о единстве системы исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также о возможности существования договорных отношений между указанными органами исполнительной власти по поводу передачи ими друг другу части своих полномочий.

    Правовая регламентация порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. В действующих положениях об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса вопросы взаимодействия органов исполнительной власти столичного мегаполиса и органов местного самоуправления при исполнении органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий не получили должного отражения. Между тем, многие отраслевые органы исполнительной власти столичного мегаполиса являются теми органами, которые реально контролируют осуществление в соответствующих сферах органами местного самоуправления отдельных полномочий столичного мегаполиса.

    В интересах обеспечения действительного единства органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе народовластия в Российской Федерации, необходимо сначала в Типовом положении об отраслевых органах исполнительной власти столичного мегаполиса, а затем и в положениях о соответствующих отраслевых органов исполнительной власти столицы указать на распространение на них статуса органов, которые уполномочены в установленных законодательством Российской Федерации и столичного мегаполиса формах взаимодействовать с органами местного самоуправления при реализации ими переданных государственных полномочий, а также принимать участие в решении вопроса о прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий столичного мегаполиса.















Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и региональных органов на примере города Москвы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.