Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Федеративное устройство РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Федеративное устройство РФ
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Когда добавили:
    20.06.2018 20:13:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Федеративное устройство Российской федерации5

    1.1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ5

    1.2. Виды субъектов РФ10

    Глава 2. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ12

    2.1 Место региональных основных законов в конституционно-правовой системе РФ12

    2.2 Эволюция конституционного законодательства в республиках РФ22

    Заключение29

    Список использованной литературы31
















    Введение

    Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности федерализм не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

    «Федерализм в классическом его понимании принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях».

    Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

    Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

    В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации».

    Установление конституционно-правового статуса субъекта федерации имеет существенное значение для любого федеративного государства, так как статус субъекта во многом определяет характер федеративных отношений, которые складываются внутри федерации и положение субъектов федерации в системе этих отношений. В связи с определением статуса республик в составе Российской Федерации возникает, на мой взгляд, ряд вопросов, требующих своего анализа и рассмотрения:

    Во-первых, какое содержание вкладывается в понятие конституционно-правового статуса субъекта федерации.

    Во-вторых, необходимо выяснить, отличается ли статус республик от статуса других субъектов Российской Федерации.

    Не менее важным, на мой взгляд, является проблема понимания народного, национального и государственного суверенитета в Российской Федерации различными субъектами политико-правовых отношений.

    Цель данной работы выявить и проанализировать в ходе исследования рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик в составе РФ.

    Достижение цели требует выполнение следующих задач:

    - проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

    - рассмотреть виды субъектов РФ;

    - определить сущность и форму конституций республик в составе РФ.



    Глава 1. Федеративное устройство Российской федерации

    1.1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ

    Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ (ст.1, ст.5), согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. Федерализм представляет собою важную основу конституционного строя России. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

    Федеративным является сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли и пр.) являются государствами или государственными образованиями, обладающие суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Составные части (субъекты федерации) имеют определенную степень экономической и политической самостоятельности, в рамках, установленных конституцией, законом или договором. В строго научном смысле федерация союз государств, основанный на договоре или конституции. Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

    Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) .

    В России федерализм это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ республик, автономной области, автономных округов.

    Однако российский федерализм не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

    Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Принцип государственной целостности означает, что Российская Федерация цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

    В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов; осуществляет территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность.

    В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

    Принцип единства системы государственной власти тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но, в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

    В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

    Конституция РФ определяет:

    - перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочные решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

    - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

    - Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов предметам совместного ведения.

    Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

    В качестве правовой основы современной модели федеративных отношений в РФ выступают:

    - Конституция;

    - Федеративный договор (три договора, заключенных 31 марта 1992 г. между федеральными органами власти и органами власти: суверенных республик в составе РФ; автономной области и автономных округов; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

    - Конституции и Уставы субъектов РФ.

    Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

    После принятия федеральных законов от 04.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ) и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовое регулирование федеративных отношений в России стало не только конституционным и договорным, но и законодательным.

    В Российской Федерации имеются (ст.65 п.1): 21 республика, одна автономная область и 4 автономных округа, 9 краев. Все они являются формой объединения многих народов. Это значит, что десятки народов реализовали на практике своё право на самоопределение.

    Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, прежде всего, проявляется:

    - в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

    - в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

    - в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

    Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

    Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение способствовать успешному государственному строительству в стране.

    1.2. Виды субъектов РФ


    Виды субъектов РФ и основы их конституционного статуса закреплены в ст.5 Конституции РФ. Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.

    На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область, 4 автономных округа.

    В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

    Установленное Конституцией федеративное устройство России стабильно, но в процессе развития и совершенствования федеративных отношений не исключается возможность изменения структуры РФ с учетом мнения населения субъектов. Правовая возможность изменения статуса субъекта РФ заложена в ч.5 ст. 66 Конституции РФ.

    Изменение структуры РФ возможно в случаях принятия в РФ нового субъекта и образования в ее составе нового субъекта. Образование в составе РФ нового субъекта может осуществиться путем объединения двух или нескольких субъектов с учетом волеизъявления населения по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Порядок такого преобразования устанавливает Федеральный Конституционный Закон от 17.12.2001г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», в соответствии с которым был принят ряд федеральных конституционных законов: от 25.03.2004 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», который установил, что с 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект РФ Пермский край и др.

    Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон от 30.04.1999г № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, ряды актов Президента, Правительства РФ и др.

    Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.

    Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации, в которой федеративному устройству посвящена Глава 3. Стоит заметить, что и в остальных главах находятся положения, затрагивающие правовой статус субъектов Российской Федерации; Федеративный договор от 31.03.1992г., включающий в себя Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, а также с автономными округами и автономной областью, а также Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.06.1991 являются важными нормативно-правовыми актами, регулирующими правовой статус субъектов РФ.

    Глава 2. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

    2.1 Место региональных основных законов в конституционно-правовой системе РФ

    Понятия правового статуса и конституционно-правового статуса республики очень близки, но все же имеются отличия. Конституционно- правовой статус включает в себя те элементы статуса, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и конституции соответствующей республики. Понятие правового статуса республики шире по своему объему, поскольку наряду с конституционно-правовым статусом включает и другие элементы статуса, непосредственно в указанных конституциях не закрепленные.

    Конституционно-правовой статус республик предполагает наличие у них конституционных прав и обязанностей. При этом, очевидно, следует различать права и обязанности, принадлежащие самой республике и права и обязанности отдельных органов государственной власти и должностных лиц республики. Права и обязанности республики носят первичный характер. Они, так или иначе, касаются положения республики в системе федеративных отношений, ее взаимодействия с федеральным центром в лице соответствующих федеральных органов государственной власти. Указанные права и обязанности закрепляются в первую очередь в Конституции Российской Федерации и Конституции республики, а затем могут детализироваться в иных законодательных актах. От имени республики осуществляют ее права и несут ее обязанности специально уполномоченные на то высшие органы государственной власти республики. Эти права и обязанности можно обозначить как статусные. При этом, как отмечалось в отечественной юридической литературе, все эти обязанности можно разделить на две группы: обязанности соблюдать (запреты) и обязанности исполнять (позитивное обязывание).

    Государственные органы и должностные лица республики имеют огромную массу других прав и обязанностей, которые носят вторичный характер, поскольку являются производными от статусных прав и обязанностей и поскольку они осуществляются не от имени республики. Например, нормы Конституции Республики Татарстан о том, что «Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета» (ст.82), а «Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета» (ст.83) предусматривают полномочия, которые назвать статусными никак нельзя.

    Кроме прав и обязанностей, правовой статус республик включает в себя гарантии провозглашенных прав. Обычно, когда речь идет о гарантиях, имеют в виду весь набор возможных гарантий: материальных, политических, правовых, социально-культурных (иногда идеологических). Правовой статус непосредственно включает в себя только правовые гарантии, все остальные остаются за пределами самого правового статуса, но, тем не менее, служат его укреплению и стабильности.

    Понятие правового статуса содержит такой неотъемлемый элемент как ответственность за несоблюдение или неисполнение статусных обязанностей, анализ которой заставляет обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: ответственность республик как субъектов Российской Федерации выражается в ответственности их высших органов государственной власти, прежде всего в виде отрешения от должности высшего должностного лица республики и досрочного роспуска ее законодательного органа.

    Согласно мнению, высказанному в отечественной науке, «ответственность субъектов федерации, понимаемая в самом общем виде, предстает как принуждение к исполнению требований федерального права в правоотношениях, каждая из сторон которых обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной».

    Конституционные права и их гарантии, конституционные обязанности и ответственность составляют в совокупности конституционно-правовой статус республик. Поскольку Конституция Российской Федерации провозглашает и исходит из правового равенства субъектов Федерации, никаких существенных различий в конституционно-правовом статусе республик и других субъектов РФ нет.

    Республики имеют конституции, а другие субъекты Российской Федерации Уставы, которые практически ничем не отличаются от конституций. Конституция республики может быть принята ее законодательным органом, на референдуме или специально созданным для этой цели органом. Уставы других субъектов Федерации, согласно ст. 66 Конституции РФ принимаются законодательными (представительными) органами этих субъектов. Республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с государственным языком Российской Федерации. Это конституционное положение тоже не нарушает конституционное равенство, поскольку связано с наличием в республиках титульной нации, которая вправе использовать национальную государственность для сохранения и развития родного языка и культуры.

    Таким образом, при равенстве конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации возможны некоторые различия в их правовом статусе.

    Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

    Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами - республиками в ее составе.

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

    Каждая республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами.

    Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю ее территорию.

    Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации согласно Конституции РФ (ст. 67) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов. Согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 60), изменение территории Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании.

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

    Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

    Конституции республик устанавливаются ими самостоятельно. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Так, согласно Конституции (Основному закону) Республики Карелия (ст. 57) принятие Конституции Республики Карелия и внесение в нее изменений и дополнений относятся к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики.

    Республика имеет свою конституционно-правовую системы, включающую в себя конституцию республики, законы и другие нормативно-правовые акты, договоры и соглашения республики РФ, акты о делегировании полномочий. Данная система является составной частью федеральной конституционно-правовой системы. Республика имеет право участвовать в разработке федеральными органами власти нормативно-правовых актов, затрагивающих сферы совместного ведения субъекта и РФ. Наряду с этим правом, республика вправе выступить с законодательной инициативой в Федеральном Собрании РФ.

    Каждая республика принимает свою конституцию в порядке, установленном на территории субъекта. Так, например, в Республики Карелия Конституция статьей 57 устанавливает, что именно Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики принимают и вносят изменения и дополнения в Конституцию республики. А в Республике Мордовия Конституция республики принимается на референдуме, полномочия внесения поправок в документ принадлежат Государственному Собранию. Данный нормативно-правовой акт устанавливает конституционные основы республики, государственно-правовой статус субъекта, права, свободы и обязанности человека и гражданина на территории республики, устройство и полномочия законодательных, исполнительных и судебных органов республики, основы местного самоуправления.

    Наряду с Конституцией республика принимает и другие нормативно-правовые акты, которые должны исполняться в обязательном порядке физическими и юридическими лицами на территории субъекта.

    Разработка республиканских нормативно-правовых актов проводится органами государственной власти, которые на территории субъекта образуют единую систему, отвечающую основами конституционного устройства РФ и основным принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

    Каждая республика имеет свой законодательный орган-парламент, свое правительство, главу исполнительной власти (Президент), Верховный и Высший Арбитражный Суд. Также республика вправе иметь Конституционный (уставной) суд (Конституция Республики Коми, Республики Карелия, Республика Ингушетия и др.) Законодательный орган может называться по-разному, например, в Республике Адыгея - Государственный Совет Хасэ, в Республике Тыва - Верховным Хурал, в Республике Мордовия- Государственный Совет. Генеральный прокурор республики возглавляет органы прокуратуры субъекта и назначается Генеральным прокурором РФ.

    Для эффективного взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ, в Москве расположены постоянные представительства республик в составе РФ.

    Каждая республика обладает собственностью, в которую входят леса, земля, воды, недра, растительный и животный мир, другие природный богатства, а также памятники истории и культуры. Например, ст. 13 Конституции Республики Адыгея гласит: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народа Республики Адыгея и составляют основу его жизни и деятельности». Часть из ресурсов может приобрести статус федеральных по взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики.

    Перечисленные выше объекты предназначены для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения республики. В силу уважения образа жизни, традиций, культурных ценностей коренного населения республика обладает конституционным правом на установление своего государственного языка наряду с русским. Язык коренных народов может использоваться в органах государственной власти, республиканских учреждениях. Так наряду с русским языком в Республики Мордовия используется мордовский, в Республики Бурятия - бурятский, в Республики Калмыкия калмыцкий. Аналогично и в других республиках.

    Наряду с этим каждая республика вправе самостоятельно утверждать герб, флаг и гимн субъекта, отражая в них самобытность народа, его исторические традиции. Например, ст.58 Конституции Республики Адыгея гласит: «Республика Адыгея имеет государственные символы: флаг, герб, гимн. Порядок официального использования государственных символов устанавливается законом Республики Адыгея». Ст. 59,60,61 дают описание государственных символов Республики Адыгея.

    Каждая республика имеет право на выбор своего собственного наименования. Вследствие этого история знает много примеров изменения наименования субъектов, например: Ингушская Республика в Республику Ингушетия, Республика Горный Алтай - в Республику Алтай, Республика Северная Осетия - в Республику Северная Осетия - Алания.

    Каждая республика РФ обладает международной правосубъектностью, которая означает, что рассматриваемый субъект имеет право на участие в международных и внешнеэкономических отношениях, соглашениях с другими республиками, краями, областями, автономными округами РФ, при условии соблюдения Конституции РФ, законов РФ, Федеративного договора. Так Конституция Республики Коми устанавливает (ст.62), что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами РФ, если это не противоречит Конституции РФ.

    Рассматривая конституционно-правовой статус республик, стоит упомянуть о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъекта в ее составе. Все полномочия можно поделить на несколько групп:

    -в области государственного строительства. Обеспечения соответствия правовой системы республики Конституции РФ, федеральным законам; гарантированность верховенства федеральных нормативно-правовых актов на территории субъекта; законодательное регулирование.

    - защита прав и свобод человека и гражданина; защита национальных меньшинств; обеспечение правопорядка и законности.

    - экономического и социально-культурного строительства. Вопросы воспитания, образования и культуры, защиты семьи материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и т.д. Деятельность, связанная с владением, пользованием и распоряжением землей, недрами, водными ресурсами и другими природными богатствами;

    - внешние сношения и др.

    Каждая республика обладает компетенцией исключительного ведения, например:

    - принятие Конституции, внесение в нее изменений и дополнений, принятие нормативно-правовых актов на территории субъекта;

    - организация системы гос. власти, формирование органов гос. власти на территории РФ;

    - гражданство республики;

    - территория, административно-территориальное устройство;

    - республиканский бюджет, местные налоги и др.

    Таким образом, можно сказать, что статус республики в составе РФ имеет свои особенности, которые присуще именно государству в составе России, а не государственному образованию.

    Конституционно-правовой статус республики включает в себя достаточно большой объем прав и свобод. Российская Федерация предоставляет субъекту возможности, как и для развития законодательства, экономики, социальной сферы, так и для духовного развития, защиты традиционного образа жизни, сохранения исторических и культурных устоев коренного населения субъекта. С другой стороны Российская Федерация направляет и контролирует деятельность органов гос. власти республики, посредством этого обеспечивает целостность государства и поддерживает его суверенитет.

    Конституции республик - органическая структурная часть единой системы конституционно-правового законодательства России. Совокупность действующих основных законов - Конституции Российской Федерации, конституций её субъектов - образует конституционную систему России, т.е. каркас правовой системы государства. Безусловно, центральным звеном, фундаментом этой системы является федеральная Конституция, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция Российской Федерации имеет приоритетное, системообразующее значение. Она дает нормативно-ценностную ориентацию развития общества.

    Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, обязательный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией публичной власти. Посредством Основного Закона закрепляется форма правления и государственного устройства; права, свободы и обязанности человека и гражданина; система, порядок формирования, компетенция и функциональные взаимосвязи органов государственной и муниципальной власти. Конституция выступает правовой моделью гражданского общества, существенным условием правопорядка, законности и стабильности институтов публичной власти. Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

    В то же время любая конституция выходит за рамки государственной организации. Ее регулирующая роль касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социальные отношения, экономический строй, культурную жизнь, институты гражданского общества (неправительственные организации, в т.ч. политические партии, общественные объединения, религиозные организации, национально-культурные землячества), нравственно-ценностные ориентиры. Никакая конституция не может игнорировать роль государства в экономической сфере жизни общества, его отношение к формам собственности, взаимосвязи с неправительственными объединениями. Нормы конституции, как и право в целом, оказывают формирующее воздействие на различные сферы общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную, нравственно-этическую.

    Все действующие в настоящее время конституции субъектов Федерации являются либерально-демократическими нормативными правовыми актами. Они закрепляют общественно-политическую и социально-экономическую систему субъектов Федерации в полном соответствии с федеральной конституционной моделью. В региональных основных законах воспроизводятся основные принципы конституционного строя, закрепленные Конституцией Российской Федерации, идеи гуманизма, законности, основные права и свободы человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства, доктрина федерализма, механизм организации и функционирования органов публичной власти.

    2.2 Эволюция конституционного законодательства в республиках РФ

    Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стимулировало модернизацию регионального конституционного законодательства.

    Согласно теории права и общемировых традиций конституционной эволюции основной закон государства отражает достигнутое общественно-политическое, социально-экономическое и духовное развитие общества, состояние конституционно-правовой науки, политической культуры и правосознания народа. Состояние общественных отношений на конкретном историческом этапе развития государства (государственного образования), т.е. фактическая конституция, обусловливает содержание и тенденции динамики юридической конституции.

    Учитывая, что все вышеназванные компоненты фактической конституции - постоянно меняющиеся категории, их развитие получает отражение в правовой системе государства (государственного образования) и прежде всего в основных законах.

    Становление и развитие конституций субъектов Федерации предопределено их историческим прошлым и современной модернизацией юридического статуса.

    Можно выделить три этапа конституционного развития субъектов Российской Федерации:

    1) советский;

    2) постсоветский (перестроечный);

    3) современный.

    Первый - советский этап конституционного развития субъектов Российской Федерации связан с формированием в составе РСФСР автономных национально-государственных образований - автономных республик, автономных областей и автономных (первоначально национальных) округов. Именно эти национально-государственные образования признавались субъектами РСФСР.

    Большинство нынешних республик в составе Российской Федерации в советский период были автономными республиками (Башкирская АССР, Марийская АССР, Татарская АССР и др.) либо автономными областями (Адыгейская АО, Горно-Алтайская АО, Кабардино-Балкарская АО, Хакасская АО). Они выступали формой политического самоопределения малочисленных народов России. Их правовой статус определялся Конституцией РСФСР, конституциями АССР и законами (первоначально положениями) о соответствующих автономных областях.

    История развития субъектов Российской Федерации получила отражение в их основных законах.

    Так, в Чувашской Республике до начала перестройки были приняты три Конституции - 1926, 1937 и 1978 годов.

    Другая республика - Дагестан - прошла эволюцию от Дагестанской области Кавказского генерал-губернаторства Российской империи (конец XIX века), Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР (с 20 января 1921 г. по 31 марта 1992 г.) до признания ее Республикой в составе Российской Федерации (Федеративный договор от 31 марта 1992 г.; ст. 65 Конституции Российской Федерации; Конституция Дагестана).

    К началу перестройки (1985 - 1990 годы) во всех автономных республиках в составе РСФСР действовали конституции, принятые в соответствии с Конституцией СССР 1977 года (с изм.) и Конституцией РСФСР 1978 года (с изм.). Это были конституции: Башкирской АССР от 30 мая 1978 г.; Бурятской АССР от 30 мая 1978 г.; Дагестанской АССР от 30 мая 1978 г.; Кабардино-Балкарской АССР от 26 мая 1978 г.; Калмыцкой АССР от 30 мая 1978 г.; Карельской АССР от 30 мая 1978 г.; Коми АССР от 23 мая 1978 г.; Марийской АССР от 27 мая 1978 г.; Мордовской АССР от 30 мая 1978 г.; Северо-Осетинской АССР от 30 мая 1978 г.; Татарской АССР от 31 мая 1978 г.; Тувинской АССР от 31 мая 1978 г.; Удмуртской АССР от 31 мая 1978 г.; Чечено-Ингушской АССР от 26 мая 1978 г.; Чувашской АССР от 31 мая 1978 г.; Якутской АССР от 31 мая 1978 г. Позднее Чечено-Ингушская АССР разделилась на две республики - Чеченскую и Ингушскую, которые приняли свои конституции.

    Все конституции доперестроечного периода закрепляли социалистические ценности. Каждая автономная республика характеризовалась в ее конституции как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех национальностей, проживающих в данной республике.

    Второй - постсоветский (перестроечный) этап конституционного развития субъектов Российской Федерации начался с 1985 года. Он характеризовался ослаблением государственного единства, самопроизвольным изменением юридического статуса субъектов Федерации.

    Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и последующий развал Союза ССР дали мощный толчок децентрализации государственного единства. Абсолютно все бывшие автономные республики в составе РСФСР приняли декларации о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенными государствами, т.е. они в одностороннем порядке, без согласования с РСФСР, изменили свой конституционно-правовой статус.

    Четыре автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская - в 1991 году были преобразованы в республики в составе РСФСР. Прежний статус сохранила лишь одна автономная область - Еврейская. И хотя формально - юридически процесс преобразования автономных областей в республики был легитимен, ибо получил одобрение Российской Федерации, фактически он был вынужденным и преждевременным. Большинство новых республик в экономическом отношении оказались абсолютно беспомощными.

    Декларируя суверенный характер государственности, каждая республика по-разному определяла свой юридический статус:

    а) либо как органическая составная часть России (Карелия, Калмыкия);

    б) либо как субъект, пребывающий в составе России на основе внутригосударственного договора (Башкортостан, Татарстан);

    в) либо как субъект мирового сообщества, строящий свои взаимоотношения с Россией на основе международного договора (Чеченская Республика).

    В период перестройки (1985 - 1993 гг.) в политической жизни России происходят серьезные изменения в сфере социально-экономической и общественно-политической жизни. Это обусловило обновление конституционного законодательства России и бывших автономных республик в составе РСФСР.

    Основные законы постсоветского этапа конституционной эволюции субъектов Российской Федерации базировались на Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции Российской Федерации 1993 года. Это были Конституции республик Адыгея от 10 марта 1995 г.; Башкортостана от 24 декабря 1993 г.; Бурятии от 22 февраля 1994 г.; Дагестана от 26 июля 1994 г.; Ингушетии от 27 февраля 1994 г.; Калмыкии (Степное уложение) от 5 апреля 1994 г.; Коми от 17 февраля 1994 г.; Северной Осетии - Алании от 12 ноября 1994 г.; Тывы от 31 октября 1993 г.; Удмуртии от 7 декабря 1994 г.

    Не дожидаясь новой федеральной Конституции, принимаются перестроечные Конституции Чеченской Республики от 12 марта 1992 г., Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. и Татарстана от 30 ноября 1992 г.

    Большинство республик в составе Российской Федерации, опираясь на Федеративный договор от 31 марта 1992 г., развивая идеи, заложенные в республиканских Декларациях о государственном суверенитете, закрепляли свой государственно-правовой статус как суверенных государств.

    Недопустимые нарушения в региональном конституционном законодательстве в 1992 - 1993 годы зачастую касались самовольного перераспределения предметов исключительного ведения и полномочий от Российской Федерации в пользу субъектов. Так, Конституция Татарстана 1992 года закрепляла право республики самостоятельно определять свой государственно-правовой статус (ст. 59), в то время как федеральная Конституция относит этот вопрос к ведению Федерации.

    По Конституции Тывы 1993 года республика могла вводить на своей территории чрезвычайное положение. Однако согласно Конституции России и Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении", это полномочие отнесено к исключительному ведению Федерации.

    Третий, т.е. современный, этап конституционного развития субъектов Российской Федерации имеет точкой отсчета принятие Конституции России 1993 года. Новая федеральная Конституция дала полный перечень субъектов Федерации с учетом корректировки их государственно-правового статуса; исключила из оборота применительно к республикам понятие "суверенное государство", которое использовалось в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г.

    Конституция России 1993 года преодолела перекосы "суверенизации" республик и установила юридическое верховенство федеральной Конституции над положениями Федеративного и иных договоров.

    Новая конституционная модель федерализма в России отрицает делегированный суверенитет (снизу вверх путем договора), т.к. все вопросы, связанные с определением статуса субъектов и разделением властей, определены непосредственно федеральной Конституцией.

    Сразу же после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года в большинство республиканских конституций были внесены существенные изменения и дополнения. Например, в Конституцию Саха (Якутия) - 20 апреля 1994 г.; Конституцию Татарстана - 30 ноября 1994 г. и 30 марта 1995 г. Исключение составляла Чеченская Республика, где до 2002 года действовала оппозиционная Конституция 1992 года.

    Вопросы обеспечения единства конституционной системы России, не противоречия конституций (уставов) субъектов Федерации Конституции России получили отражение в Указе Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 г. "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации". Органам государственной власти субъектов Федерации было предложено устранить противоречия, имеющиеся в их конституциях и уставах, других нормативно-правовых актах, с положениями Конституции Российской Федерации и других федеральных законов.

    Российскую конституционную систему наряду с Конституцией Федерации 1993 года составляют региональные конституции и уставы в новейшей редакции. Например, это конституции республик: Адыгеи от 10 марта 1995 г. (в ред. от 29.07.2011 г.); Бурятии от 22 февраля 1994 г. (в ред. от 05.05.2011 г.); Дагестана от 10 июля 2003 г. (в ред. от 3 февраля 2009 г.); Калмыкии от 5 апреля 1994 г. (в ред. от 09.04.2010г.); Коми от 17 февраля 1994 г. (в ред. от 05.10.2011 г.); Татарстана от 6 ноября 1992 г. (в ред. от 22.11.2010 г.); Чеченской Республики от 22 марта 2003 г. (в ред. от 02.09.2010); и другие..


    Заключение

    Федерализм является достаточно распространенным видом административно-территориального устройства в мире. На сегодняшний день насчитывается большое количество разновидностей федерализма, особенности которых определяет государство, на котором данное территориальное устройство установлено.

    Российский федерализм представляет собой комбинацию наследия советского и имперского периода, в которую удачно вписались новые веяния либеральной Европы.

    Более 300 лет на территории России шло развитие федеративных отношений. Федерация претерпела различные политические режимы и формы правления. И все равно до сегодняшнего дня именно на принципах федерализма основываются взаимоотношения центра и субъектов РФ.

    И, на мой взгляд, это форма территориально-административного устройства является наиболее подходящей для многонационального и много конфессионального государства.

    Российская Федерация состоит из 83 субъектов. Все эти субъекты равны в отношениях с центром и во взаимодействии друг с другом. Преимущество российского федерализма заключается в том, что ему удалось сохранить единство торгового, экономического, политического пространства, что выражается в провозглашении единых принципов организации государственной власти, таможенной системы, экономической, в том числе и денежной системы, единства законодательства и жесткой иерархия нормативно-правовых актов. Однако нельзя сказать, что субъекты представляют собой обезличенные регионы. Каждый из них имеет свою символику, свое название, собственный административный центр (столицу). Регионы выступают как самостоятельные участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений с субъектами РФ. Субъекты обладают законодательной инициативой, издают собственные нормативно-правовые акты.

    Каждые вид субъекта имеет свои особенности, например: республики, являются государственными образованиями, автономным округам и области присвоен статус национально-территориального образования, города федерального значения наделены дополнительными полномочиями.

    Для того чтобы минимизировать количество противоречий, возникающих в осуществлении деятельность регионов, полномочия субъектов, полномочия РФ и их совместные полномочия законодательно регулируются Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ от 31.03.1992 г.

    Однако этот акт не является единственном источником права в данном аспекте. Взаимодействия регионов друг с другом и с центром регулирует Конституция РФ, Федеральный Конституционный Закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ, Закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г № 74-ФЗ, Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в РФ» от 03.06.1996г. № 803, Указ Президента РФ «О полномочном представителя президента РФ в федеральном округе» и др. Таким образом, можно сделать вывод, что федеративное устройство РФ регулируется целым пакетом нормативно-правовых актов, главная задача которых является обеспечение единства и целостности России, слаженного взаимодействия и успешного развития регионов, пресечения сепаратистских настроений.

    Федерализм, федерация не являются статичной материей. Под воздействием всемирной интеграции, развития глобальных политических процессов Россия не защищена от появления некоторых новых видов субъектов, изменения принципов федерализма. Что с одной стороны представляет опасность для целостности и суверенитета России, а с другой стороны позволит стране идти в ногу со временем и быть частью развитого мирового сообщества.

    Список использованной литературы

    1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). М.: Эксмо, 2017.
    2. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».
    3. Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
    4. Федеральный закон от 04.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
    5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
    6. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.11.2010).
    7. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия (ред. от 09.04.2010).
    8. Конституция Республики Адыгея (ред. от 10.03.1995).
    9. Конституция Чеченской Республики (ред. от 02.09.2010).
    10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 8-е изд. М.: Норма, 2016.
    11. Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. М.: Изд-во РАГС, 2015.
    12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.
    13. Комментарий к Конституции Российской Федерации: постатейный / Г.Д. Садовникова; отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова).- М.: Юрайт-Издат, 2016.
    14. Конституционное право России: учеб./ под ред. А.Е. Постникова. М.: Проспект, 2014.
    15. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов // Под ред. и с вступит. статьей д. ю. н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2015.
    16. Кутафин О.Е. Содержание конституционного права. М.: Юристъ, 2001.
    17. Теория государства и права: учебник/отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2015.
    18. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2016.

    Размещено на Allbest.ru


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Федеративное устройство РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.