Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Центральный банк России

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Центральный банк России
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    25.01.2017 16:25:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1. Правовой статус Центрального банка России4

    2. Цели и функции деятельности Центрального банка РФ8

    3. Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка России11

    Заключение14

    Список литературы15




















    Введение

    Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующем. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

    Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. определить правовой статус Центрального банка России;
    2. исследовать цели и функции деятельности Центрального банка РФ;
    3. охарактеризовать правовое регулирование организации деятельности Центрального банка России.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.


    1. Правовой статус Центрального банка России

    Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многоуровневую, многозвенную структуру. В Российской Федерации двухуровневая банковская система. Первое место в данной системе занимает Центральный банк, поскольку его можно назвать «банк банков». Центральный банк это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии и осуществляющий денежно-кредитную политику в интересах национальной экономики.

    Центральный банк- регулятор денежно-кредитных отношений. Они имеют сложную структуру, которая включает системно взаимосвязанные элементы:

    - предмет регулирования (валюта и валютные ценности);

    - субъектов денежных отношений (физических и юридических лиц, в том числе кредитные организации, государство);

    - основания денежного обращения (эмиссия наличных денег, сделки, банковские операции);

    - нормы, регулирующие денежное обращение и кредит.

    Денежно-кредитные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, сделки регулируются гражданским правом, а порядок осуществления банковских операций - банковским правом.

    В гражданском праве Банк России является равноправным субъектом с другими субъектами денежно-кредитных отношений, в частности с кредитными организациями. Ему не предоставлено право регулировать гражданские правоотношения. Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Но в банковском праве такого равенства нет.

    В банковском праве Банк России обладает властными полномочиями по отношению к кредитным организациям. Его правовые акты (нормативные акты и акты применения права) по вопросам регулирования денежно-кредитных отношений и банковской деятельности обязательны к исполнению.

    Банк России обладает общим и отраслевыми правовыми статусами.

    В методологическом аспекте общий правовой статус может рассматриваться как категория, которая развертывается в понятиях отраслевых статусов. Соответственно общий правовой статус Банка России как результат системного анализа и обобщения, т.е. как категория, охватывает конкретные отраслевые правовые статусы.

    Конституционный статус Банка России - его основной, но не единственный правовой статус. Есть и другие (отраслевые) правовые статусы, которые подчинены его конституционному статусу. Конституция Российской Федерации закрепляет основы правового статуса Центрального банка Российской Федерации. В развитие этих норм правовой статус Банка России регулируется нормами других отраслей российского права, которые конкретизируют конституционный статус применительно к той или иной сфере денежно-кредитных отношений.

    Общий (межотраслевой), или, иными словами, комплексный, правовой статус Банка России, рассматриваемый как система, объединяющая все отраслевые статусы, включает следующие элементы:

    - организационно-правовую форму;

    - компетенцию и полномочия;

    - функции и систему (структуру).

    Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом.

    Вопрос о том, является ли Банк России государственным органом, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, в п. 1 ст. 417 ГК РФ записано: «Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса».

    В ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» не сказано, кто из высших руководителей Банка России является должностным лицом. Можно предположить, что к должностным лицам относятся только Председатель Банка России и члены Совета его директоров. Однако прямых указаний на этот счет в законе нет. Такое положение противоречит ряду других законов. Например, закон предусматривает право гражданина обратиться в суд с жалобой, если он считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права и свободы. Допустим, гражданин решил обжаловать действия руководителя территориального учреждения Банка России или, скажем, одного из филиалов Банка России. Но они не являются государственными служащими. В этом случае возникает проблема с реализацией его права на жалобу.

    Из сказанного следует еще один юридически значимый вывод. Центральный банк РФ не осуществляет государственный надзор, поскольку не является государственным органом. В федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится о надзоре, осуществляемом в целях регулирования банковской системы. Непонимание этого обстоятельства усматривается в тех случаях, когда Банк России пытаются наделить несвойственными Центральному банку функциями. Банковское право не содержит административно-правовых санкций. Поэтому роль административного права здесь не велика. Между тем, необходимость применения санкций не только к кредитной организации как юридическому лицу, в случае нарушения норм, но и к конкретным должностным лицам очевидна. Однако это должно делаться в рамках административного производства. Иными словами, эти вопросы должны находится в ведении соответствующего государственного органа.

    В ст.75 Конституции РФ предусмотрено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

    Важным элементом конституционного статуса Банка России является формирование его высшего руководства. Согласно п. «в» ст. 103 Конституции РФ, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России относится к ведению Государственной Думы. При этом п. «г» ст. 83 Конституции РФ предусматривает, что Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка, ставит вопрос перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

    Проблемы правового положения Банка России в последнее время стали объектом многих экономических, юридических, политологических научных исследований. Значительное число работ, затрагивающих вопросы правового статуса Банка России, объясняется неопределенностью его места в системе органов государственной власти и большим количеством пробелов в действующем российском банковском законодательстве.

    2. Цели и функции деятельности Центрального банка РФ

    В Конституции РФ (п.2 ст.75) сказано, что Центральный банк РФ осуществляет свою основную функцию (защита и обеспечение устойчивости рубля) «независимо от других органов государственной власти». Упоминание о «других органах государственной власти» не означает, что Центробанк является органом государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст.10), «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Центральный банк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим. Ведь в п. 1 ст. 3 ФЗ от 5.07.1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится следующее: «государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ». Денежное вознаграждение служащим выплачивается не из федерального бюджета, а тем более не из бюджета субъекта Федерации.

    Остановимся более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые он выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики.

    Законодательно закреплены следующие основные цели деятельности Центрального банка РФ:

    1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    Банк России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

    10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

    15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

    18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

    3. Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка России

    Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка Российской Федерации, как и банковской системы в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. Среди них наибольшее значение имеют нормы государственного права, банковского права и гражданского права. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Конституции РФ правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне. В п. «ж» ст. 71 Конституции РФ закреплено, что в ведении Российской Федерации находится «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки». Валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности. Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления регулировать банковскую деятельность не могут.

    Поскольку Центральный банк Российской Федерации - составная часть банковской системы, нормативные акты, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, в целом исчерпывающие и определены не только в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но и в федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Конституция Российской Федерации содержит три группы норм, которые имеют непосредственное отношение к организации и деятельности Банка России.

    Первая группа- нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, которая предусматривает, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается». Таким образом, на конституционном уровне закрепляется монопольное право Центрального банка Российской Федерации осуществлять денежную эмиссию.

    Вторая группа- нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Здесь две нормы.

    Первая норма закрепляет защиту и обеспечение устойчивости рубля. В Конституции РФ говорится об этом как о функции Центрального банка.

    Вторая норма ч. 2 ст. 75 Конституции РФ закрепляет независимое осуществление Центральным банком Российской Федерации своей основной функции. Причем, как установлено в данной статье, независимо от других органов государственной власти.

    Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации. Это взаимодействие построено таким образом, что оно само по себе свидетельствует о независимости Банка России и о том, что он не является органом исполнительной власти.

    Его нельзя считать и органом государственного управления. Однако в Конституции России этот термин не употребляется, так как он не соответствует принципу разделения властей. Все органы государства объединяются понятием «орган государственной власти». Государственные органы делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такое деление отражает принцип правового государства - принцип разделения властей. Соответственно термин «орган государственного управления» вообще не применим к Банку России.

    Третья группа- нормы, которые закрепляют порядок формирования руководящих органов Центрального Банка Российской Федерации. В п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации говориться, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. При этом п. «г» ст. 83 Конституции России предусматривает, что Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.


















    Заключение

    На основании вышеизложенного необходимо сделать выводы.

    Банк России занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица, в связи с чем вступает в гражданско-правовые отношения с коммерческими банками и государством.

    Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

    Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Банк России не является ни законодательным, ни исполнительным, ни судебным органом. При этом он был и остается самым активным участником гражданско-правовых отношений. Более того, без такого участника не было бы и самих гражданско-правовых отношений. Именно Банк России обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, согласно ст. 140 ГК РФ, денежной единицей является рубль как единственное законное средство платежа.

    Правовой статус Банка России включает отраслевые статусы (конституционный, банковский, гражданско-правовой). Правовой статус Банка России включает следующие элементы: а) организационно-правовую форму; б) компетенцию; в) структуру. Все эти основные составляющие в ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)», в котором говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1994. - 21 января.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
    3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // «Российская газета». - № 127. - 13.07.2002.
    4. Крючкова, И. Независимость центральных банков (опыт развиты стран) / И. Крючкова // Вопросы экономики. - 2015. - № 11. С. 18-21.
    5. Лебедев, К.К. Правовое регулирование банковской деятельности: Учебник / К.К. Лебедев. М.: Инфра-М, 2014. 288 с.
    6. Макарова, Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица / Я.М. Макарова. - М.: Челябинск, 2016. 116 с.
    7. Минин, С.В. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации / С.В. Минин // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. С. 56-57.
    8. Олейник, О.М. Основы банковского права. Курс лекций / О.М. Олейник. - М.: АСТ, 2013. 266 с.
    9. Павлодский, Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса / Е.А. Павлодский // Право и экономика. - 2011. - № 6. С. 10-14.
    10. Прохоренкова, И.С. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации Банка России / И.С. Прохоренкова // Современное право. - 2014. - № 12. С. 15-18.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Центральный банк России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.