Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экологический фактор в современных международных отношениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Экологический фактор в современных международных отношениях
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    31.07.2017 22:59:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Экологический фактор в современных международных отношениях















































    Содержание

    Введение3

    1 Экологические проблемы как фактор международного отношения4

    1.1 Проблема экологии как фактор международного взаимодействия4

    1.2 Международные организации природоохранного характера8

    2 Анализ деятельности международного сообщества в решении экологических проблем15

    2.1 Роль международного сообщества в решении экологических проблем15

    2.2 Проблемы формирования системы международного экологического управления17

    Заключение30

    Список использованных источников31






















    Введение

    В современном мире осознание обществом остроты и необходимости решения экологических проблем начинает носить более глобальный характер. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем программы оздоровления окружающей среды по своим масштабам и финансовым затратам доступны далеко не каждой стране [4]. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является разнообразным по формам и направлениям его реализации. Именно этим определяется актуальность нашего исследования o роли экологических факторов в международных отношениях.

    Впервые декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека и среды 1972 г. провозгласила принципы международного экологического сотрудничества, а также в ней они были обобщены и объединены. Однако позже, в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро, на конференции ООН, эти принципы были наиболее полно изложены в декларации по окружающей среде и развитию [2].

    Сотрудничество государств на международной арене в области природопользования существенно изменилось за последние годы. Прежде всего, расширилась география, территория охвата, в процесс включились новые регионы и страны, претерпели изменения формы и методы взаимодействия, произошел переход от обычных договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к конкретной постановке глобальных задач. В основе этих тенденций - понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.

    Международные аспекты охраны природных ресурсов включают в себя:

    • обмен опытом реализации национальных программ природопользования;
    • создание и функционирование межгосударственных программ и соглашений;
    • учреждение международных органов и организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнением принятых соглашений.

    В большинстве государств в настоящее время существуют и действуют разработанные национальные программы охраны окружающей среды. Финансирование и стимулирование природоохранной деятельности, а также сама роль государства четко прописаны в этих программах.

    Цель курсовой работы исследовать особенности международного взаимодействия по экологическому фактору.

    Задачи курсовой работы:

    1) изучить проблему экологии как фактор международного взаимодействия;

    2) исследовать вопрос о международных природоохранных экологических организациях;

    3) описать роль международного сообщества в решении проблем охраны окружающей среды;

    4) изучить проблемы формирования системы международного экологического управления.

    Объектом исследования в нашей работе является международное взаимодействие в свете экологической проблематики.

    Предметом исследования выступают аспекты и проблемы международного взаимодействия по экологическим вопросам.

    Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.























    1 Экологические проблемы как фактор международных отношений

    1.1 Проблема экологии как фактор международного взаимодействия

    Современная глобальная индустриализация, характер экономических и иных изменений в обществе стали проблемой, своеобразным вызовом для современного человека и общества, требующим быстрого приспособления и перестройки сознания. Но, к сожалению, эти вызовы порой невозможно предвидеть и предотвратить. Это объясняется тем, что во многом вызовы являются следствием дисбаланса современного политического устройства.

    Дисбаланс же этот родился в результате столкновения уже устаревшей, прошлой Вестфальской системы международных отношений (СМО) и зарождающейся новой системы глобального управления, которая еще не имеет точного названия.

    Поэтому нынешняя реакция на глобальные изменения - это, во-первых, попытка провести реформы прежних консервативных структур, придать им нового статуса, во-вторых, признать новых участников и вовлечь их в международные политические, экономические и правовые отношения. Таким образом, самый очевидный ответ на вызовы глобализации осуществляется в виде формирования глобальных и региональных организаций, институтов, режимов, сетей и т.п. структур, которые призваны создать эффективно функционирующий «остов» новой мировой реальности.

    Однако степень вовлечённости традиционных участников СМО (прежде всего - государств) в процессы глобализации очень неравномерна, так как изначально государства не имеют экономического равенства и уровня индустриального развития. По сути, эта неравномерность и определяет глобальные экономические диспропорции, которые, в свою очередь, проявляются в виде целого ряда глобальных проблем.

    Возможности, цели и средства у различных государств и иных участников несопоставимы, хотя от решения этих проблем именно сообща зависит выживание всего человечества.

    Система международных отношений это динамическая система и она всегда находится в проблемном, развивающемся состоянии. Но нынешние диспропорции, вызванные исторической и экономической неравномерностью развития, на данном переходном этапе могут угрожать существованию всей системы.

    Согласно современной трактовке, все эти проблемы:

    - «затрагивают интересы народов всех государств;

    - приобрели планетарный, общемировой характер;

    - несут прямую угрозу человечеству, чреватую серьёзным регрессом в будущем развитии производительных сил, в значительном ухудшении условий самой жизни;

    - нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан;

    - требуют совместных, взаимодействующих усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества» [4].

    С точки зрения исторических истоков, проблемы делятся на три обширных группы [7, с. 255]:

    Рисунок 1 Классификация проблем современности


    Постоянные политические и военные конфликты на всем протяжении истории человечества являлись средством для решения практически любых международных вопросов. Стремление к переделу мира, новым завоеваниям и расширению границ и сфер влияния привело к дисбалансу в уровне жизни различных социальных слоев, усугублённому долгим существованием колониальной системы; к постоянным войнам, отсутствию безопасности и уверенности в завтрашнем дне. И вот на этой плодородной почве и выросли нынешние глобальные проблемы.

    Немалую роль в их распространении сыграла также произошедшая техническая революция, достижения цивилизации в области техники и технологий.

    Любой вид современных глобальных проблем напрямую угрожает безопасности человеческой цивилизации. Поэтому можно сделать вывод, что все они связаны с обеспечением безопасности. В зависимости от уровня, масштаба и характера и опасности их можно проклассифицировать:

    - «вызовы» - нарушают стабильность обстановки. Требуют комплекс долгосрочных экономических, политических и гуманитарных мероприятий (массовый приток мигрантов, проблема беженцев);

    - «угрозы» - наиболее опасные явления, которые способны нанести существенный урон безопасности. Требуют незамедлительных активных действий по их устранению и обезвреживанию (терроризм, массовое распространение наркотиков, рост организованной преступности);

    - «риски» - побочные негативные результаты человеческой деятельности. Требуется коррекция политической и экономической стратегии (ухудшение экологической ситуации, распространение инфекционных заболеваний, эпидемии) [7, с. 92].

    Нельзя не признать, что на одни проблемы человечество тратит огромное количество усилий и средств, в то время как решение других происходит медленно, по мере осознания их и последствий. Именно степень осознания и понимания позволяет сделать вывод о том, что нет первостепенных и второстепенных проблем. Есть лишь бедность, нехватка финансирования на развитие и политическая конъюнктура. В настоящее время политическая конъюнктура, стремление сохранить прибыль и status quo в современном расположении центров силы и сфер влияния обуславливают временные меры и недостаточные успехи в решении глобальных проблем.

    Экономический рост и высокая конкуренция также рождены глобализацией, однако тут не обошлось без негативных тенденций. Л.З. Зевин пишет, что обозначилось «такое парадоксальное явление, как более чем удвоение числа государств, в первую очередь за счёт распада крупнейших структур колониальных империй и многонациональных государств. Возникла своеобразная глобальная асимметрия, когда мощнейшим экономическим субъектам (государствам, ТНК, интеграционным объединениям развитых стран) противостоят несопоставимые по возможностям ведения диалога страны и объединения, уровень развития которых на порядок и более ниже. Согласно расчётам, число людей, живущих на доходы менее одного доллара в день за 1981-2001 гг. сократилось с 40 до 21 % общей численности населения мира (в основном за счёт Китая), но одновременно увеличилась доля людей с доходами менее двух долларов» [6].

    В качестве ответной реакции стран, развитых в слабой и в средней степенях, проявляются их усилия по формальному и неформальному объединению на региональном и субрегиональном уровне с целью защиты своих экономических и политических интересов. Развивающиеся и беднейшие страны предпочитают заключать региональные торговые соглашения и вступать в региональные объединения, т.к. это для них практически единственная возможность стимулирования экономического роста, развития внешней торговли, создания рынков сбыта.

    Проблема неравномерного развития стран мира и регионов делает другие существующие проблемы еще глобальнее: проблему ресурсов и охраны окружающей среды, проблему будущего цивилизационного развития как такового, его эффективных целей и методов. Эти проблемы обозначают круг вопросов, которые должны решаться как на локальном, так и на глобальном уровнях, с созданием соответствующих организаций, механизмов и правовых актов. Особо актуальны в современном мире такие проблемные вопросы, как:

    • энергетическая безопасность;
    • проблема водных ресурсов;
    • изменение климата и загрязнение окружающей среды;
    • демография и миграция.

    Если каждую из перечисленных проблем еще можно назвать риском для человечества, то все они в совокупности представляют собой глобальный вызов.

    В последние годы различные научные труды подробно освещают понятие глобальной экологической проблемы, указывая на основные составляющие:

    Рисунок 2 Составляющие элементы глобальной экологической проблемы


    Это подтверждается следующими данными: ежегодно в мире теряется от 30 до 109 т плодородного слоя земли, уничтожается более 100000 км2 лесов, происходит засоление 60000 км2 пахотных земель, выбрасывается в атмосферу от 30 до 109 т вредных веществ, производится 3*106 т токсических веществ [8, с. 101]. Такая нагрузка на биосферу может постепенно привести к тому, что природа уже не сможет сама восстанавливаться.

    Проблема ресурсов уже не касается лишь отдельного государства, его развития и безопасности, она стала условием безопасности и развития мира в целом и каждого участника международных отношений в отдельности. Понимание этого и обуславливает все усилия международных организаций по экологическим проблемам современности. Интенсивность этих усилий зависит от нескольких факторов: степени вовлеченности в проблему уже развитых и еще развивающихся государств; пристального внимания международных организаций; уровня потенциальной угрозы населению разных стран. Есть глобальные проблемы (например, энергетическая), мировая степень озабоченности которыми очень высока, и усилия по разрешению очень интенсивны; а есть угрозы (водный кризис, климат), последствия которых вполне ясны и понятны, по почему-то видятся в далекой перспективе, тем более их решение требует огромных финансовых и экономических затрат, и поэтому усилия по их разрешению не столь высоки.

    Решение демографических и миграционных возможно только при совместных усилиях - действиях международных организаций и внедрении локальных государственных программ, учитывающих местную специфику.

    Главные аспекты энергетической проблемы острая конкуренция и борьба за доступ к энергоресурсам как в развитых, так и в развивающихся странах, и отсутствие единого понимания понятия «энергетическая безопасность», что порождает противоречия и трудности в разрешении данного вопроса. Растущая взаимозависимость побуждает выработать единые правила игры на мировом энергетическом рынке, однако, этот вопрос до сих пор остаётся открытым.

    Проблема климата рассматривается сейчас в двух аспектах: в рамках дискуссии об антропогенных или естественных (связанных с природными циклами) причинах глобального потепления; в оценке эффективности международных усилий по контролю над изменением климата. Однако в вопросе глобального потепления существует много неясностей, особенно касающихся его причин и механизма, а также есть риски для экономического роста индустриально развитых государств, и все это препятствует достижению общего консенсуса в вопросе преодоления глобальных проблем человечества.

    Также одной из актуальных и острейших в настоящее время является проблема водных ресурсов. Это, с одной стороны, и нехватка питьевой воды и воды для производственных и сельскохозяйственных нужд, но с другой, более глубинной, это фактор, указывающий на бедность в глобальном масштабе, а также способствующий нарушению прав человека. Международные организации и институты исследуют разные стороны проблемы водных ресурсов: доступ к ресурсам, несоразмерный с потребностью развитых и развивающихся государств; загрязнения вод; реальные и потенциальные водные конфликты и угрозы. К возможным способам решения данной проблемы относятся: совместное управление трансграничными водными ресурсами в зонах потенциальных и реальных конфликтов в целях урегулирования возможных конфликтов и грамотное управление водными ресурсами на основе принципов устойчивого развития. Роль международных институтов в решении этой проблемы очень важна, однако реальных усилий государств на практике пока недостаточно.























    1.2 Международные организации природоохранного характера

    В современном мире международные отношения характеризуются глобальной политической и экономической взаимосвязанностью. В нынешнем мировом устройстве искусственно сведены к минимуму возможности для функционирования абсолютно независимых членов-участников международных отношений. Это состояние, известное как процесс глобализации, возникло не в последние десятилетия, а его формирование шло постепенно, в течение веков, однако ввиду стремительных изменений всех явлений и процессов социальной жизни его последний этап стал особенно ярким и впечатляющим.

    Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 международных организаций, уделяющих внимание природоохранным мероприятиям. Главная роль в этой сфере принадлежит некоторым высокоактивным специализированным учреждениям и органам ООН и другим межправительственным и неправительственным организациям.

    Все мировые организации можно подразделить по содержанию охватываемых экологических проблем на три группы:

    - природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП);

    - комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО);

    - специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т. п.) [8].

    С момента проведения Стокгольмской конференции в 1972 году проблема окружающей среды в ее современном понимании получила мировое распространение. В соответствии с решениями конференции в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложена миссия международного сотрудничества в мировом масштабе в рассматриваемом вопросе (программа ООН по окружающей среде ЮНЕП).

    Как первоочередные на ближайшую перспективу были обозначены 7 направлений:

    1. населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;
    2. торговля, экономика, технология;
    3. энергия;
    4. охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
    5. океаны;
    6. охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
    7. образование, профессиональная подготовка.

    С середины 1980-х гг. мировое сообщество перестало считать экономику разрушительной силой для экологической обстановки, а пришло к выводу, что соответствующие законодательные акты и ограничения способны урегулировать данный вопрос, однако преимущество отдавалось прогрессивным природосберегающим и энергоэффективным технологиям. В соответствии с этим, производство и промышленность перестраивается на новый, экологичный стиль работы.

    Итогом этого этапа стало проведение в 1992 г. конференции в Рио-де-Жанейро, где была принята программа под названием «Повестка дня на XXI век». На данной конференции наконец была озвучена сформировавшаяся концепция развития мира, подразумевающая его прогресс не в ущерб природе и будущим поколениям. А в декабре 1997 г. в Японии при участии более чем 120 государств был принят «Киотский протокол к конвенции ООН об изменении климата». Согласно данному протоколу, была поставлена цель снизить совокупный уровень выбросов в период с 2008 по 2012 гг. на 7%, а развитые экономически страны наделялись обязанностью контролировать и ограничивать выбросы парниковых газов в атмосферу, что явилось первым глобальным шагом по предотвращению опасных процессов изменения климата.

    Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) также ведет активную деятельность по своему профилю. В соответствии со ст. 1 своего Устава, МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. В начале ХХI века членами союза стало уже 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира [6].

    Проблема охраны окружающей среды многообразна и комплексна, поэтому ей занимается ряд других специализированных организаций под эгидой ООН, имеющих статус автономных. Так, например, ЮНЕСКО проводит активную деятельность в рамках программы «Человек и биосфера». К ее выполнению уже подключено около 100 стран. Организация исследует социально-экономические факторы развития и взаимосвязь между человеком и природой [1].

    ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства) ставит перед собой цель оптимизировать производство и переработку сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, а также содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на региональном и национальном и общемировом уровнях.

    ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) кроме основных задач также содействует экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов. ЮНИДО (Организация Объеденных Наций по Промышленному Развитию) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) разрабатывает нормы безопасности и защиты населения и окружающей среды от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию опасных отходов [5].

    Все большую значимость на мировой арене борьбы с глобальными экологическими проблемами играет созданный в начале 90-х гг. ХХ века Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ), который призван помогать в основном развивающимся странам для решения экологических проблем общепланетарного характера. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. Первоочередными направлениями для финансирования являются следующие: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

    Необходимо отметить, что Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в области экологии [3].

    В соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений [7].

    Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и в Cовет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат).

    В Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) Российская Федерация является одним из наиболее активных членов. КУР это основной орган системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.

    Россия является участницей большинства основных многосторонних природоохранных конвенций. В конце 2004 г. наша страна ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступивший в законную силу 16 февраля 2005 г., и обещала выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу. Россия открыта к широкому сотрудничеству и конструктивному диалогу со всеми заинтересованными сторонами и впредь будет поддерживать международные усилия, содействующие достижению целей устойчивого развития и процветанию государства.

    Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП - UNEP) это яркий пример одного из первых международных межправительственных глобальных экологических институтов, целью которой явилось решение проблемы окружающей среды и развития. Данная программа была создана решением Стокгольмской конференции 1972 г. и утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 г. (A/RES/2997 (XXVII)).

    ЮНЕП есть один из наиболее весомых центров упорядоченных и взаимосогласованных действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды и развития. Его основная цель - разработка и проведение мер, направленных на поддержание природного равновесия и естественного баланса. Его основные задачи - целенаправленное и глубинное изучение состояния окружающей среды, выявление основных экологических проблем, для решения которых требуется широкое международное сотрудничество. Девиз Программы ООН по окружающей среде гласит: «Окружающая среда в интересах развития».
    В деятельности ЮНЕП существует несколько направлений, наиболее приоритетное из них: разработка и осуществление специальных проектов в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. В рамках этого направления можно выделить поднаправления или крупные базовые проекты:

    1. региональная морская программа;
    2. разработка и передача экологически ориентированных технологий;
    3. борьба с опустыниванием;
    4. сохранение биоразнообразия и водных ресурсов планеты;
    5. деятельность по ограничению применения пестицидов;
    6. сбор и предоставление информации по особо опасным и токсическим веществам;
    7. выявление причин, условий и форм глобальных климатических изменений.
    Остановимся подробнее на таком конкретном виде активной деятельности ЮНЕП, как разработка и принятие специальных актов в области окружающей среды и развития. Число документов, подготовленных по инициативе и при участии ЮНЕП по вопросам экологии и охраны окружающей среды к середине первого десятилетия XXI в. составило более 250 единиц [5]. При этом многие такие документы экологоправового содержания получили не только общемировое значение, но и освободили правительства многих государств от необходимости самостоятельно исследовать сложные вопросы окружающей среды и развития, что может быть чревато экологическими просчетами на пути экономического развития.

    Такие документы разделяются на две категории: которые имеют обязательный юридический характер и не имеющие такового.

    Одним из первых документов обязательного юридического характера, принятых при участии ЮНЕП, явилась Конвенция о международной торговле находящимися под угрозой исчезновения видами 1973 года. Она определила соответствующие объекты животного мира, которые попадали под угрозу исчезновения, а также меры по охране среды их обитания и формы государственного регулирования использования животных ресурсов.

    Далее мы упомянем некоторые правовые акты, имеющие глобальное и международное практическое значение: Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987). В данных документах прописан перечень веществ, разрушающих, как предполагалось, озоновый слой, и определены меры по запрету ввоза и вывоза государствами без соответствующей лицензии озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей в своем составе данные компоненты.

    Согласно вышеупомянутым Конвенции и Протоколу, был учрежден специальный Секретариат, который государства, производящие и использующие озоноразрушающие вещества в рамках закона, должны ставить в известность.

    Сегодня особенно важную роль играет Рамочная Конвенция ООН об изменении Климата (РКИК ООН - 1992), которая была принята в результате совместной деятельности ЮНЕП и Всемирной Метеорологической Организации. Ее цель звучит как «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» [6]. Несмотря на то что многие современные климатологи критично относятся к постановке данного вопроса, этот документ содержит предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму различных причин изменения климата и, что особенно важно, смягчения его отрицательных последствий.

    Нельзя не отметить такие документы обязательного юридического характера, как Конвенция о биологическом разнообразии (1992) и Картахенский протокол по биобезопасности (2000). В них важной целью международного экологического сотрудничества определялось «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов» [3]. Также в данных актах определены компоненты биологического разнообразия для современных государств и предложены меры по их грамотному и бережному использованию и сохранению.

    В региональном плане ЮНЕП уделяла серьезное внимание разработке программных документов, касающихся сбора актуальной экологической региональной информации; содействия в разработке политики и специальных проектов на коллективной и региональной основе соответствующими правительствами, консультирования в рамках региональных программ в области окружающей среды и развития, расширение информированности общественности по экологическим проблемам с целью более интенсивного привлечения граждан к участию в природоохранной деятельности [1].

    Плодами регионального формата деятельности ЮНЕП явились разработка и принятие ряда следующих важных документов:

    1. Барселонская конвенция о защите Средиземного моря (1976);
    2. Кувейтская региональная конвенция в деле защиты морской среды от загрязнения (1979);
    3. Абиджанская конвенция о сотрудничестве в области защиты и освоения морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной Африки (1981);
    4. Лимская конвенция о защите морской среды и прибрежных районов Юго-восточной части Тихого океана (1981);
    5. Конвенция о защите и освоении морской среды Большого Карибского региона (1981);
    6. Найробийская конвенция о защите, рациональном использовании и освоении морской и прибрежной среды региона Восточной Африки (1985);
    7. Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992).

    ЮНЕП принимала участие в разработке значительного количества документов в области окружающей среды и развития, которые так и не получили обязательного юридического характера. Они, однако, носили побудительный характер для правительств и других заинтересованных сторон, государственных и частных, добровольно принимать активное участие в деятельности по охране окружающей среды.

    Несмотря на отсутствие обязательной юридической силы, многие из документов ЮНЕП стали основой для переговоров по источникам международного экологического права и приобрели статус обязательных. Среди таких можно отметить Каирские руководящие положения и принципы экологически рационального удаления опасных отходов (1987), Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989), Монреальские руководящие принципы защиты морской среды от загрязнения из наземных источников (1995) и др.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно уверенно утверждать, что ЮНЕП как специализированный международный институт в области окружающей среды и развития является инициатором и одним из главных проводников современной международной политики по сотрудничеству в экологической сфере. Активная деятельность ЮНЕП уже привела к заметным результатам в разработке предупредительных мер по смягчению угрозы растущего уровня экологической опасности.

    За последние годы международное сотрудничество в сфере экологической проблематики и развития общества претерпело существенные изменения, касающиеся многих аспектов: изменения форм и методов взаимодействия, расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, перехода от простых договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных обязательных для выполнения задач. Только лишь единое, целое понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, а также скоординированность действий и решений всех заинтересованных государств и сторон могут дать свои плоды и улучшению экологической обстановки в мире и решению иных глобальных проблем.

































    2 Анализ деятельности международного сообщества в решении экологических проблем

    2.1 Роль международного сообщества в решении экологических проблем

    Развитие современного общества не стоит на месте, и зачастую результаты человеческой деятельности приводят к растущим экологическим проблемам. Хозяйственно-производственная деятельность, увеличения демографических показателей, безграничное расширения ареала обитания человека, безответственное отношение к природным ресурсам, флоре и фауне - эти явления все ярче проявляются на современном этапе глобализации, что отнюдь не способствует улучшению экологического прогноза.

    В трудах М.Н.Копылова и В.А. Мишлановой указывается на то, что международные организации прочно вошли в систему международных экологических отношений как ее важнейший составной элемент, без которого, учитывая глобальный общемировой характер экологической проблематики, функционирование всей системы в целом уже невозможно. В настоящее время сформировалась довольно обширная сеть международных организаций, которые в той или иной степени занимаются экологической проблематикой. В силу своей универсальной правосубъектности ключевое звено в системе международного природоохранного сотрудничества занимает ООН. Среди его органов основные функции в организации международных природоохранных мероприятий возложены на Генеральную Ассамблею и ЭКОСОС [1].

    Международное юридическое сообщество пристально и в деталях рассматривает отдельные вопросы, касающиеся структуры международных организаций и их деятельности, в частности, привилегии и иммунитеты как самих таких организаций, так и их сотрудников, вопросы правосубъектности, внутреннего права международных организаций, их ответственности в различных сферах сотрудничества, в том числе в области защиты окружающей среды [2. с. 11].

    Реальная практическая деятельность современного общества ставит огромное количество препятствий, которые зачастую сводят к нулю огромные усилия международных организаций в области решения экологических проблем и даже препятствуют давно назревшей выработке международной политики, применимой на современном этапе развития. Странно и противоречиво, но человечество само прилагает массовые усилия для того, чтобы разрушить оставшиеся экологические ценности и звенья, хотя и современный век признан эпохой новейших информационных технологий. Такое отношение цивилизации к своему будущему чревато тем, что для последующих поколений это будущее может и не наступить.

    А.С. Алихаджиева пишет, что резкое увеличение производственных темпов в области потребления природных ресурсов за последнее время ощутимо ухудшило экологическую обстановку на планете [3, с. 8]. Она также отмечает, что одни государства в процессе своей производственной, хозяйственной и иной деятельности могут также причинять экологический вред другим странам, соседствующим с ними. Так, кислотные дожди есть ни что иное как трансграничный атмосферный перенос химических радиоактивных веществ, тяжелых металлов и радиоактивных осадков из воздушного пространства одного государства на территории других стран [4, с. 193].

    В течение долгого периода времени, еще начиная с прошлого столетия, ключевой международной организацией, призванной способствовать международному урегулированию проблем разного уровня и направленности, является Организация Объединенных Наций и ее структурные подразделения.

    Однако, разноплановость проблем, которые требуют действенного решения, зачастую вступает в противоречие с эффективностью этого решения. И главным здесь становится постоянно усиливающийся рост политизации деятельности ООН и других международных организаций. В результате этого все чаще на задний план рассмотрения проблем и принятия решений отодвигаются именно проблемы экологические после рассмотрения и решения проблем политического и экономического характера. Естественно, что все большее расширение театра военных действий и политических конфликтов, причем в разных частях света, включая даже цивилизованную Европу, гибель множества людей в результате этих конфликтов требует огромных усилий, временных и финансовых затрат по восстановлению территорий и прежнего уровня жизни населения. Здесь пока даже трудно оценить масштабы, а положительные успехи в данной области весьма незначительны.

    Как отмечает А.С. Алихаджиева, экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России является приоритетной и должна рассматриваться на высшем государственном уровне [3, с. 9].

    И в ситуации современной пугающей действительности конкретные суверенные государства и сама Россия вынуждены в значительной мере взять на себя заботу об экологической безопасности и своей страны, и окружающего их региона [5].

    Российские экологи в подобной ситуации в своей деятельности опираются положения Указа Президента РФ «О стратегической национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6]. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин, развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни и отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. При этом между государствами обострились противоречия, связанные с разницей в уровне развития в результате глобализационных процессов, а также углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Поэтому усиление участия Российской Федерации в разработке глобальной экологической стратегии необходимо и неизбежно.

    Следовательно, можно предложить следующие направления работы для отечественного законодателя в аспекте увеличения эффективности участия нашей страны на международной арене в вопросах решения экологических проблем.

    Российские экологи, исходя из полученных выводов, указывают, что наиболее действенным инструментом по решению глобальных экономических проблем можно считать ООН и ее структурные подразделения. В предлагаемых для рассмотрения ООН документах нужно сделать акцент на то, что многочисленные, имеющие место в рамках конкурентной борьбы за ресурсы, агрессивные проявления ряда государств, в первую очередь США и членов НАТО, фактически нарушают сложившийся экологический баланс вблизи границ многих государств, в том числе Российской Федерации и ее союзников. Таким образом, наносится значительный вред здоровью ныне живущих и будущих поколений, населяющих вышеуказанные страны, и этот вред по своему масштабу может быть приравнен фактически к скрытому применению средств, подобных биохимическому оружию массового поражения, к населению РФ и сопредельных стран. Такое активное применение доводов и категорический отказ от несогласия с данными аргументами может привести к определенному усилению международных мер по решению экологических проблем в глобальном масштабе.














    2.2 Проблемы формирования системы международного экологического управления

    Впервые вопрос о необходимости выработки системы международного экологического управления был поднят на первой конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды, а именно на Конференции ООН по сохранению и утилизации ресурсов, проведенной в 1949 г. в Нью-Йорке [2, с. 5-9; 3, с. 302-308]. С тех пор ученые и политики постоянно доказывали в научных дискуссиях необходимость принятия той или иной формы международного экологического управления, его принципов и определенного набора структурных элементов. К великому сожалению, до сих пор не выработано какого-либо однозначного и всеми признанного определения международного экологического управления как в сфере использования ресурсов, так и в сфере охраны окружающей среды.

    В результате сегодня мы имеем следующую картину: если в сфере управления природными ресурсами уже накоплен определенный международный опыт, то в отношении международных экологических проблем управление является более сложным в силу научной и юридической неопределенности, комплексного ухудшения состояния окружающей среды, а также трудностей принятия и выполнения международных обязательств государствами как на своей территории, так и в согласовании с другими странами.

    В настоящее время сформировались следующие режимы международного экологического управления:

    1. международный режим управления в области предотвращения изменения климата;
    2. международный режим управления оборотом опасных отходов;
    3. международный режим управления токсичными химическими веществами;
    4. международный режим управления биоразнообразием;
    5. международный режим управления некоторыми исчезающими видами и защитой мест обитания;
    6. международный режим управления предупреждением загрязнения Мирового океана;
    7. международный режим управления опустыниванием;
    8. международный режим управления экосистемами Антарктики;
    9. международный режим управления предотвращением трансграничного загрязнения воздуха в Европе.

    Создание и функционирование международных режимов во многих основных областях природоохранной деятельности не решает полностью все задачи, в связи с чем внедрение эффективной глобальной экологической политики является непростой задачей. Хоть создание каждого из вышеперечисленных режимов международного экологического управления потребовало больших временных и экономических затрат, но, несмотря на это, некоторые из них продолжают оставаться слабыми и нерезультативными (например, изменение климата, опустынивание и глобальное биоразнообразие). Поэтому весьма важным является понимание и учитывание тех препятствий, которые мешают формированию глобальной экологической политики.

    Можно выделить четыре типа таких препятствий:

    - системные препятствия;

    - процедурные препятствия;

    - нехватка необходимых и достаточных условий;

    - препятствия, характеризующие международные экологические проблемы.

    В зависимости от конкретного государства и предметного охвата все они переплетаются и варьируются. Тем не менее, такие препятствия являются оптимальным отправным пунктом для изучения того момента, почему государства до сих пор не могут выработать более эффективную глобальную экологическую политику по отношению ко многим природоохранным проблемам, а лишь констатируют существующие экологические угрозы и вызовы, которые имеют пугающую тенденцию расти.

    Рассмотрим более подробно каждый вид препятствий и начнем с системных. Некоторые значительные препятствия на пути к созданию и реализации эффективной глобальной экологической политики структурно входят в основные элементы глобальной политической, экологической и правовой системы [26, р. 90].

    Ряд ученых полагает, что современная структура системы международных экономических отношений и, в частности, глобальный капитализм, который характеризуется активным потребительством ресурсов, снижением себестоимости продукции, глобализацией добычей природных ресурсов и при этом не имеет достаточно финансовых средств для предотвращения деградации окружающей среды, также представляет собой структурное препятствие на пути выработки глобальной экологической политики. Как пишет Дэвид Л. Дауни, хотя все эти факторы и можно рассматривать в качестве препятствий для выработки эффективной глобальной экологической политики, они не должны восприниматься как нечто неотъемлемо присущее самой структуре. На практике при расширении какого-то определенного международного режима все они в определенной степени оказываются полезными при внедрении экологически чистых технологий.

    Структуры международной системы характеризуется, в том числе, наличием анархии, но не хаосом в общем понимании, а отсутствием четкой иерархии. То есть в международной политике отсутствует мировое правительство с признанными полномочиями по созданию общих правил, поддержанию порядка и наказанию нарушителей, и соответственно, государства должны для обеспечения своей безопасности действовать самостоятельно, методом самопомощи. Многие политологи и государственные деятели утверждают, что острота этой ситуации имеет широкие последствия для международных отношений [1, с. 391; 9; 18, р. 167-186; 22; 25, р. 461-495; 28]. Стремление государств уравнять баланс сил с другими государствами через вступление в различного рода альянсы и наращивание вооружений одно из ярких явлений такого противоречия. Но государства чаще стремятся к независимости, нежели к взаимозависимости, что делает эффективное международное сотрудничество труднодостижимым.

    Несовершенная структура международной системы препятствует следованию государств по пути кооперации, и этому есть конкретные примеры и серьезные аргументы [23]. Например, государства могут отказаться вступить в альянс с другим государством после того, как была сделана попытка выработать совместно единое правило поведения, потому что имеются все опасения полагать, что другое государство не будет строго следовать этим правилам. С другой стороны, государство, полагая, что его партнер получит больше выгод от такого сотрудничества, чем оно само, может также опасаться пойти по пути кооперации. И даже если оно само и получит выгоду, это может подорвать его относительную экономическую, военную или политическую позицию в отношении другого государства [15, р. 485-507]. У одного государства может возникнуть соблазн получить выгоду, не внося при этом свою соответствующую часть расходов, или боязнь того, что у другого государства возникнет подобное желание получить выгоду без затрат. Тем самым сводится на нет возможность создания и реализации эффективных правил [24]. Анархические тенденции могут также стимулировать индивидуальные эффективные действия, однако на практике они могут оказаться разрушительными для коллективных благ или разделяемых природных ресурсов, как это, например, имело место в отношении рыбных ресурсов в Мировом океане, когда отдельные государства и их рыболовецкие флотилии стремились добыть как можно больше рыбы, доводя ее запасы до полного истощения [10].

    В международных отношениях и в процессе переговоров часто бывает затруднительно определить истинные мотивы, намерения или действия другого государства и заключить действительно взаимовыгодный международный договор [5, с. 21-28; 19].
    То, что государства обсуждают экологические вопросы, не освобождает их от давления на них со стороны структурной системы. Даже в сфере экологической политики совместные решения не рождаются без учета индивидуальных затрат на охрану окружающей среды. Многочисленные доказательства этому предоставляют переговорные процессы в области борьбы с изменением климата [27]. Стороны «завязли» в спорах по поводу распределения обязанностей между собой, они зачастую стремятся получить максимальную выгоду от участия при минимуме собственных затрат. Поэтому чаще всего государства идут на компромисс, объединяя сферу экологии с политическими, экономическими проблемами, а также проблемами безопасности. Иными словами, экологическая политика продолжает оставаться международной политикой, и поэтому вырабатывать международные режимы в ее рамках чрезвычайно трудно.
    Экологические системы взаимосвязаны с международными системами: политической и правовой, и обладают своей логикой и своими законами. Карты этих двух систем не совпадают. Проще говоря, причины, последствия и географический охват экологических проблем не зависят от государственных границ.

    Такое упрощенное восприятие структуры систем позволяет выявить важные особенности - структура глобальной политической системы, состоящей из суверенных государств, не удовлетворяет потребности решения комплекса взаимосвязанных международных экологических проблем, так как причины их возникновения, методы воздействия и способы разрешения не замыкаются в рамках политических и географических границ.

    В качестве основного достижения в области международного права можно привести Принцип 21 Стокгольмской декларации 1972 г. Он гласит: государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

    В данном положении присутствует глубокое противоречие. Общепризнанным принципом современного международного права является суверенитет. Государства обладают уникальной возможностью, за небольшими исключениями, осуществлять юридический контроль за любой деятельностью в пределах их границ и территорий. Это всегда было, есть и будет актуальным в области экономического сотрудничества и использовании природных ресурсов (как сырья, так и поглотителей загрязнения и отходов). В то же время происходящие в границах государства действия - от эмиссии парниковых газов до вырубки тропических лесов и загрязнения воздуха и воды - могут иметь не только внутригосударственные, но и трансграничные международные экологические последствия. То есть, говоря попросту, законные действия в пределах одного государства могут повлечь за собой экологические проблемы в другом. Поэтому эффективная экологическая политика накладывает определенные ограничения на некоторые виды деятельности государства в пределах его границ.

    Классический пример - проблема изменения климата. Китай и США, огромные по своей территории, обладают достаточным количеством запасов угля для того, чтобы обеспечить свои энергетические потребности более чем на 200 лет вперед. Они обладают суверенным правом использовать его на благо своего населения и сами наделены этим богатым природным ресурсом. Но, сжигая такое огромное количество угля, они будут производить выбросы большого объема двуокиси углерода в атмосферу, что ведет к изменению климата на планете, которое уже имеет глобальные последствия. Таким образом, структура международного права в форме суверенного правового контроля над природными ресурсами в пределах границ одного государства вступает в противоречие с требованиями эффективной экологической политики.

    Процедурные препятствия вызываются структурными препятствиями и возникают тогда, когда государство пытается решить ту или иную международную экологическую проблему. При этом возникают трудности, которые сводятся к нахождению наименьшего общего знаменателя и к запаздыванию во времени.

    Государства обладают суверенитетом и, соответственно, имеют право выбирать, участвовать им в международных экологических соглашениях или нет. Однако для решения региональных или глобальных экологических проблем необходимо активное участие большого числа государств, так как эти проблемы имеют общепланетарный характер. Это означает, что заинтересованные в решении той или иной проблемы государства должны привлекать к сотрудничеству государства с меньшей заинтересованностью или ее отсутствием. Таким образом, в настоящее время глобальная экологическая политика представляет собой меры, соответствующие наименьшему общему решению, знаменателю, которые все государства готовы единогласно принять.

    На начальном этапе разработки Венской конвенции об охране озонового слоя в промежуток между 1983 и 1985 гг. сформировались две большие коалиции государств. США, Скандинавские страны, Канада, Швейцария выступили за создание международных контрольных мер по защите от хлорфторуглеродов и других озоноразрушающих веществ, а западноевропейские государства, поддерживаемые Японией и СССР, активно выступали против этого. Остальные государства либо не определились в своей позиции, либо, как это было с Китаем и Индией, были не заинтересованы в регулировании и не принимали участие в переговорах. В марте 1985 г. представители 43 государств и нескольких десятков международных межправительственных и неправительственных организаций встретились в Вене для того, чтобы принять договор, который хоть и подтвердил важность защиты озонового слоя, но не содержал конкретных мер по устранению потенциальных угроз. В последний момент делегации США, Канады и Скандинавских стран решили принять протокол, который устанавливал бы обязательный контроль за использованием определенных видов хлорфторуглеродов. Они отказались от этой стратегии, осознав, что без участия государств Западной Европы, Японии и стран Советского Союза будет трудно повлиять на решение этой глобальной проблемы, это может поставить под угрозу возможную разработку запланированного рамочного договора Венской конвенции, необходимого для последующего принятия юридически обязательного протокола. Европа, которая по сравнению с другими государствами наименее охотно шла на согласование, установила наименее общие знаменатели для глобальной политики.

    Подобное явление мы можем сегодня наблюдать в области борьбы с изменением климата. Человечество не в состоянии предотвратить опасное изменение климата без концентрированных усилий всех главных эмитентов парниковых газов, включая Китай, Европу, Индию и США. Выпускаемые ими парниковые газы могут в конечном итоге привести к глобальному изменению климата, и поэтому все государства должны принять участие в успешном разрешении этой проблемы. Ранее, до 2009 года, США, Китай и Индия, крайне неохотно шли на обсуждение мер, которые необходимо принять для сокращения национальных сертифицированных квот на эмиссию парниковых газов, и это накладывало ограничения на возможности европейских и других государств принимать соответствующие меры в рамках прогрессивной международной экологической политики. Однако эффективная глобальная экологическая политика потребует участия таких значительных, хоть и наименее настроенных на это, но при этом являющихся важными участниками, государств. Эта категория государств будет иметь самый низкий общий знаменатель, самое незначительное влияние своего знаменателя на глобальную политику.

    Как следствие, попытки существенно сократить эмиссию парниковых газов в индустриально развитых государствах встретили сопротивление со стороны оппозиции в период главенствования Дж. Буша-старшего. И в этих переговорах самый низкий общий знаменатель оказался у США. Индия и Китай последовательно отказывались от принятия каких-либо действий до того, как США и другие индустриально развитые государства не начнут предпринимать конкретные шаги, рассчитанные на период после окончания действия Киотского протокола. Эта позиция препятствовала другим развивающимся странам, поддерживавшим передовую международную экологическую политику, выдвигать предложения по сокращению эмиссии парниковых газов. Позиция Китая и Индии явилась наименьшим общим знаменателем в переговорах с развивающимися государствами.

    Такого же рода препятствие оказало воздействие на режим управления химическими веществами. Многие государства желали ликвидировать любое производство и прекратить использования большинства химических веществ, которые подпадают под действие Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. и Дополнительного протокола к ней 2009 г., но одновременно многие государства заявляли требования признать важным использование некоторых химических веществ, вредных для экологической обстановки.

    Тот факт, что каждое государство может самостоятельно выбирать, участвовать ему или нет в том или ином международном экологическом соглашении, также приводят к запоздалому воздействию международной политики, так как сначала происходит осознание глобальности проблемы, а уже потом выработка и реализация на практике положений глобальной экологической политики, и это не быстрый и не простой процесс. Для этого должны вестись переговоры, согласования, ратифицироваться международные договоры в количестве, необходимом для их вступления в силу, политика должна быть эффективной в течение определенного продолжительного времени, чтобы успеть решить экологическую проблему.

    И пока происходят все переговоры и соглашения, проблема не ждет. Параллельно переговорам будет продолжаться эмиссия парниковых газов, сокращаться биоразнообразие, а токсичные загрязнители будут продолжать концентрироваться. Для предотвращения наиболее серьезных и, возможно, необратимых видов ущерба окружающей среде необходимо принимать по отношению к ним меры еще до того, как ситуация примет глобальный характер и перейдет рубеж невозврата. За этими критическими точками наступает утрата важнейших и порой невосстановимых компонентов природы. Для выработки глобальной экологической политики требуются годы и десятилетия, даже в том случае, если этот процесс завершается принятием нового соглашения, возникают существенные процедурные препятствия на пути эффективной глобальной экологической политики и режимов, поскольку к моменту осуществления такой политики ситуация с конкретной экологической проблемой становится намного хуже. Этому также способствует отсутствие необходимых условий: заинтересованности, договорных средств защиты окружающей среды, средств и мощностей.

    М. Леви, П. Хаас, Р. Кеохан не одобряют эффективность глобальной экологической политики, если она упрощена до основных элементов, и выдвигают три основных условия ее рационального функционирования [16, р. 19-20].

    Во-первых, государство должно быть достаточно сильно заинтересовано в решении определенной проблемы экологии, так как страны не обладают неограниченными временными и финансовыми ресурсами. Для того, чтобы международная экологическая политика была успешной, необходимо, чтобы многие государства направили свои ресурсы на решение конкретной экологической проблемы, а не в иные политические и экономические русла.

    Во-вторых, должна существовать достаточно гостеприимная договорная среда. Из-за препятствий, связанных с международной системой, международное природоохранное сотрудничество требует, чтобы государства могли без особых усилий финансировать введение в действие совместных правил и осуществлять за умеренную стоимость мониторинг поведения контрагентов, не опасаясь быть обманутыми. Это может быть непростым делом.

    В-третьих, государства должны обладать научными, политическими и административными возможностями для того, чтобы в полной мере осознавать проблему, вести переговоры в рамках международной политики и далее, чтобы потом осуществить эту политику эффективным образом в пределах своей территории и в рамках установленного временного графика.

    Термин «способность» в данном контексте является достаточно широким и включает в себя бюрократические, научные и экономические ресурсы, которыми обладает государство для того, чтобы направить их на решение конкретной проблемы, а также физическую и политическую способность эффективно управлять такими ресурсами. Понимание различных значений термина «способность» и той роли, которую он играет, является вопросом, приобретающим все большее значение в изучении и осуществлении на практике международной экологической политики.

    Можно рассматривать данный термин более широко, как способность включать политическую волю индустриально развитых государств ввести в действие экологическую политику, даже если она противоречит экономическим интересам ключевых политических и экономических игроков, как способность принимать сложные решения в условиях неопределенности относительно будущих событий или как способность человеческого общества принимать решения по очень сложным долгосрочным экологическим проблемам посредством выработки коллективных решений и действий.

    Эти условия могут быть необходимыми, но, увы, недостаточными для эффективной международной экологической политики. И хотя велик соблазн переусердствовать в чрезмерном упрощении терминов, тем не менее, такие понятия, как «заинтересованность», «договорная среда» и «способность», представляют собой важные требования к реализации успешной экологической политики. Несмотря на то, что в отдельности каждое из этих понятий не является препятствием, отсутствие хотя бы одного из них ощутимо тормозит выработку и осуществление эффективных экологических режимов.

    Экологические проблемы зачастую объединяют в себе целый комплекс научных нерешенных вопросов, а также отсутствие точных сведений о том воздействии, которое именно они оказывают. Новые экологические проблемы возникают, как правило, на границе человеческих знаний в области биологии, физики, химии и естествознания.

    Научная сложность может создать неопределенность в отношении содержания, территории охвата, серьезности и продолжительности времени действия конкретной экологической проблемы. В этих условиях может быть затруднено достижение согласия относительно международной политики. Могут быть затруднительными определение масштабов угрозы, всех причинно-следственных связей и выработка решения. Отсутствие твердых знаний может уменьшить заинтересованность, поскольку неполная ясность позволяет другим интересам, где имеется большая ясность, а именно экономическим и политическим, занять более приоритетное место в иерархической системе. Сложность может не позволить правительствам правильно понять проблему или осуществить на практике взаимоприемлемое решение. Неясность и сложность проблем могут зачастую привести к различным оценкам государствами своей возможной доли в финансировании, что снижает заинтересованность в проведении рискованных операций и, наоборот, повышает возможный ущерб договорной среде.

    Изменение климата, токсичные химические вещества и утрата биоразнообразия и морских рыбных запасов вот те проблемы современной экологии, по отношению к которым научная сложность и неопределенность продолжают препятствовать ведению международных переговоров, несмотря на наличие достигнутого общего соглашения. Так что подобное бездействие может привести к серьезным, если не катастрофическим, последствиям.

    Научная сложность и неопределенность также оказали отрицательное воздействие на развитие международного режима охраны озонового слоя. Изначальное самые первые заявления о том, что невысокое число молекул инертных газов около поверхности Земли будет угрожать стратосферному озону в следующем веке через сложную сеть химических реакций, многими не воспринялись всерьез, и такая перспектива в дальнейшем не рассматривалась. На протяжении многих лет ученые исследовали и обсуждали различные вопросы, связанные с теорией ХФУ-озона, в том числе скорости реакции, вторичные реакции, механизмы обратной связи, проникновение ХФУ и связанных между собой элементов атмосферной химии и физики; все это без какого-либо реального сокращения наблюдалось в стратосфере и в тот период, когда наука об атмосфере была менее развита, чем сейчас. Сложные и неопределенные вопросы порождали новых противников позиции осуществления контроля за ХФУ, полагавших, что ученым следует предоставить доказательства того, что воздействие ХФУ на озоновый слой является незначительным, а международное и национальное правовое регулирование этого вопроса не является необходимым, что требуется дальнейшее обсуждение вопросов атмосферной химии для их лучшего понимания. Дебаты по вопросам изменения климата, в частности в США, проходили, скорее всего, в том же ключе.

    К сожалению, правительства стран чаще заботятся об экономических и политических интересах и процессах, нежели об экологических последствиях. Кроме того, когда высокие экономические расходы начинают ассоциироваться с совместными мероприятиями, действующие лица могут испытывать боязнь, что их соратники получат привилегии, которые приведут к ущербу договорной среде. Когда в перспективе виднеются большие политические или экономические затраты, многие правительства перестают вести переговоры, принимать соответствующие акты и совершенствовать экологическое законодательство.

    Сотрудничество в области охраны стратосферного озона первоначально казалось сложным именно по этим причинам. Многие крупнейшие и влиятельные корпорации (General Motors, DuPont, Procter and Gamble, Toyota и др.) либо производили, либо использовали ХФУ. Многие считали ХФУ технически и экономически необходимыми для производственных процессов и производства продукции, которая тесно связана с современными реалиями, в том числе холодильников, кондиционеров, жидких и твердых пен, аэрозольных спреев, производства транзисторов и компьютерных чипов. Кроме того, производство ХФУ и многих продуктов на их базе было стандартизировано и создало новых акторов, полагавшихся на их постоянную доступность. Производство и использование ХФУ в развивающихся странах быстро расширялись, в частности, в Китае, Индии, Аргентине, Бразилии и новых индустриальных странах АТР. В 1976 г. озоноразрушающие вещества производились в Аргентине, Бразилии, Чехословакии, ГДР, Мексике, Индии, хотя более 90% такого производства приходилось на США, ФРГ, Великобританию, Нидерланды, Францию, Японию и СССР [14, p. 186-197]. Многие наблюдатели были убеждены в том, что дальнейшее расширение и увеличение производства озоноразрушающих веществ в развивающихся странах неизбежны, если не принять новые соглашения. Соответственно, успех и достигнутые результаты экологической политики в области охраны озонового слоя зависели от удовлетворения экономических и политических интересов развивающихся стран [11].

    Эффективное решение основных проблем, возникших с результате экономической деятельности и приведших к экологическим трудностям, может принести большую пользу для окружающей среды, здоровья человека и даже экономики. Например, замена ископаемого топлива на энергию ветра, солнца и геотермальную энергию сокращает эмиссию двуокиси серы, постепенно вызывающую изменение климата, очищает воздух от других загрязнителей, которые влияют на здоровье человека, снижает импорт энергоносителей из других стран, что улучшает торговый баланс страны, а также создает новые рабочие места в альтернативной энергетике.

    Однако большие издержки и затраты понесут прежние, консервативные энерговырабатывающие отрасли. Иными словами, решение общих проблем может привести к получению взаимной выгоды, но не означает, что и затраты будут одинаковыми.
    Расходы, связанные с адаптацией к новой политике и практике, могут существенно меняться в пределах одной страны и между различными странами, и это может явиться очередным препятствием на пути осуществления эффективной политики.
    Таким образом, решения экологических проблем зачастую включают в себя неравные затраты на адаптацию к новым процессам и технологиям. Это акцентирует внимание на трудностях, заложенных в международной кооперации, которые оказывают существенное воздействие на договорную окружающую среду. Если интересы одного государства не совпадает с интересами других стран, и оно не видит для себя нужных преимуществ, то оно может отказаться от определенных важных решений в области природоохранной политики [15, р. 485-507]. Также они могут потребовать выплату компенсации в обмен на свое вступление в международный режим. В большинстве случаев такие трудности возникают применительно к торговым режимам, хотя не следует принижать их значение и важность для решения экологических проблем.

    Сравнительные затраты различаются в зависимости от характера экологических проблем, уровня экономического развития, способов производства энергии, ресурсной базы, транспортной политики и проч. Например, Саудовская Аравия будет нести гораздо большее бремя расходов, чем Япония, участвуя в попытках предотвратить глобальное изменение климата. В то время как Япония будет продавать энергосберегающие технологии, Саудовская Аравия останется не у дел и не покроет расходы на экологическую политику. Вот почему Саудовская Аравия неохотно участвует в переговорах по предотвращению климатических изменений, так как при переходе на электромобили для решения проблемы изменения климата по решению мирового сообщества она столкнется с весьма обширными адаптационными затратами.

    Интересы Бразилии в сфере животноводства и фермерского хозяйства, которые превращают леса в сельскохозяйственные угодья, или индонезийских компаний, занятых вырубкой старых лесов, могут оказаться под большим воздействием, нежели сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие устойчивое лесопользование, если международное сообщество примет на вооружение политику, направленную на действенную защиту лесов и критических мест обитания биоразнообразия.

    Западные страны, особенно в США, понесут гораздо большие затраты, участвуя в глобальных программах по уменьшению или уравниванию потребления энергии и ресурсов. Отрасли промышленности, в основе которых лежит потребление токсических химических веществ, встретятся с более высокими затратами на адаптацию, нежели расширяющиеся органические отрасли, такие как стойкие органические загрязнители (СОЗ). Управление подобными неравными затратами на адаптацию является весьма важной и сложной частью глобального переговорного процесса.

    Многие экологические проблемы не развиваются предсказуемо и линейно. Как яркие примеры, можем привести внезапное снижение рыбных запасов, неожиданное появление озоновой дыры, а потом и двух [4, с. 13] над Антарктикой и ускоренные темпы таяния льда в Северном Ледовитом океане вследствие изменения климата. Непоследовательное и порой неожиданное изменение делает затруднительным прогнозирование сроков возникновения и широты охвата экологических проблем. Это, в свою очередь, затрудняет процесс разработки и реализации эффективной экологической политики. И многие государства правы в своей позиции, когда предлагаемая политика является противоречивой или дорогостоящей, поскольку они могут ссылаться на неопределенность возникновения воздействия и продолжительности тех или иных природных катаклизмов и проблем.

    Помимо своего индивидуального воздействия, обозначенные выше экологические проблемы могут создавать взаимопересекающиеся препятствия на пути эффективного сотрудничества. Например, проблемы сложности и неопределенности связаны с возможностью неравноценных затрат на адаптацию, предлагают возможности агрессивным или менее склонным к риску государствам выискивать позиционные преимущества вместо того, чтобы копить в себе страх своих позиционных недостатков среди склонных к риску или плохо информированных государств. Долгосрочные перспективы и научная сложность предлагают участвующим в выработке политики возможности отложить экономически и политически дорогостоящие решения. Сложные, долгосрочные и дорогостоящие средства, вовлеченность многих участников и различия в интересах и возможностях отдельных государств снижают вероятность заключения соглашения и повышают возможности и привлекательность свободного поведения в тех ситуациях, когда такое соглашение заключается.






    Заключение

    Итак, подводя итоги, можно сказать, что международное взаимодействие и согласованность государств по экологическим вопросам имеет огромную важность. Экологические проблемы неотделимы от важнейших политических и экономических интересов, и это является критическим препятствием для глобальной экологической политики.

    Экологические проблемы, а, следовательно, и переговоры по экологическим вопросам, не существуют вне зависимости от деятельности в иных политических и экономических областях и от интересов в этих областях. Скорее наоборот, благодаря этим проблемам и интересам экологические проблемы и существуют.

    Государства и отдельные индивиды преследуют иные важные цели, отличные от природоохранных, такие как урбанизация, производство вооружений, расширение территорий и вооруженные конфликты, производство энергии, добыча угля, легкая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, перевозка и потребление ресурсов, животноводство. А существующие современные экологические проблемы являются внешними издержками данной деятельности. Конечно, многие из перечисленных видов деятельности могли быть осуществлены с меньшим ущербом для окружающей среды.

    Таким образом, международное сотрудничество стран мира в области охраны окружающей среды влечет за собой фактическое сотрудничество по важным экономическим проблемам, а также по проблемам безопасности. Решение проблемы изменения климата требует управления потреблением ископаемого топлива. Предотвращение более серьезной деградации рыбных ресурсов требует ограничения добычи. Сохранение биоразнообразия требует уменьшения экономического давления, которое влечет за собой разрушение мест обитания. Защита и восстановление региональных морей и трансграничных водотоков (Средиземное, Балтийское и Красное моря, берега Нила и Дуная) требуют соглашений о сотрудничестве и скоординированной политики большого числа государств с очень разными экономическими интересами, касающимися использования этих вод.









    Список использованных источников


    1. Битаев И.Р. Роль международного сообщества в решении экологических проблем // Современные тенденции развития науки и технологий.- 2016.- № 10-8.- С. 19-22.
    2. Бондарович А.А., Дирин Д.А., Николаева О.П. Экологические и социально-экономические проблемы развития международного туризма // Мир науки, культуры, образования.- 2011. - № 4-1.- С. 377-382.
    3. Братерский М.В., Водопьянова Е.В., Гаман-Голутвина О.В. Мировая политика в условиях кризиса.- Учебное пособие/ М.В. Братерский // Москва,- 2010. 521 с.
    4. Вшивкова Э.М. Международные стандарты на топливо как инструмент решения экологических проблем // В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях.- 2014.- С. 42-44.
    5. Думнов А.Д., Максимов Ю. Вопросы статистического анализа межгосударственных экологических проблем и выполнения международных соглашений в странах СНГ// Вопросы статистики.- 1998.- № 5.- С. 37-42.
    6. Качалов Б.А. Международная организация по стандартизации и помощь России в решении ее экологических проблем // Технология и организация строительного производства.- 2011.- № 4.- С. 26-33.
    7. Кветенадзе З.Ж. Государство в современных международных отношениях // Научный журнал: Власть и общество (История, Теория, Практика).- 2009.- Т. 9.- № 2.- С. 60-70.
    8. Клейменова Т.Н., Давыдов Д.М., Тимощенко А.А. Необходимость международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем // Запад-Россия-Восток. - 2015.- № 9.- С. 297-300.
    9. Коваленко Л.В., Погорелая Т.А. Роль государства в решении экологических проблем и снижении экологических издержек международного сотрудничества // В сборнике: Материалы Международного экологического форума "Природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока - взгляд в будущее" В 2-х томах. - 2013.- С. 274-284.
    10. Копылов М.Н., Мишланова В.А. Вклад международных организаций в решение экологических проблем // Международное право и международные организации.-2014.- № 2.- С. 223-236.
    11. Кузминых Ю.В. Таможенное регулирование в реализации международных соглашений по глобальным экологическим проблемам // Вестник Российской таможенной академии. - 2012.- № 2.- С. 15-18.
    12. Матвеевская А.С. Международное сотрудничество как фактор оптимизации решений региональных экологических проблем (на примере деятельности хелком) - /В сборнике: Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке ежегодный альманах // Санкт-Петербург, - 2013.- С. 183-191.
    13. Матюгина Э.Г. Экологическая составляющая в решении проблем национальной и международной безопасности: институциональный аспект // Проблемы современной экономики.- 2012.- № 1.- С. 186-189.
    14. Мохаммад С., Мохаммад А. Правовые режимы международного экологического управления: постановка проблемы // Московский журнал международного права.- 2015. -№ 1 (97).- С. 149-164.
    15. Мустафаева У.Т. Роль экологических проблем в формировании международных отношений // Современные гуманитарные исследования.- 2012- № 6.- С. 265-269.
    16. Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Топорков В.П., Топорков А.В., Ляпин М.Н., Кутырев В.В. Актуальные проблемы биологической безопасности в современных условиях. Часть 2. Понятийная, терминологическая и определительная база биологической безопасности // Вестник Российской академии медицинских наук.- 2013. -№ 11.- С. 4-11.
    17. Ревазов В.Ч Некоторые аспекты международного сотрудничества в области решения экологических проблем // В сборнике: Актуальные проблемы химии, биологии и биотехнологии материалы X всероссийской научной конференции.- 2016.- С. 398-401.
    18. Ристич Ж. Современные международные экономические проблемы экологического менеджмента // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции.- 2014. -Т. 2.- С. 207-213.
    19. Ристич Ж. Современные международные экономические проблемы экологического менеджмента // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции.- 2014.- Т. 2.- С. 207-213.
    20. Сабадаш В.В. Проблемы обеспечения экономико-экологической безопасности в рамках мультиполярного мира // В сборнике: «Россия в глобальной экономике и политике».- 2014.- С. 63-66.
    21. Савельев М.Е. Экологический фактор в реализации внешних функций российского государства в Арктике // В сборнике: Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования сборник научных статей. - 2014.- С. 121-125.
    22. Саворская Е.В. Оттенки зеленого: энвайронментализм в контексте классических идеологических течений // Полис. Политические исследования.- 2015.- № 6.- С. 103-115.
    23. Салимов Т.О. У региональных экологических проблем международный характер // Евразийская интеграция: экономика, право, политика.- 2011.- № 9.- С. 139-142.
    24. Смолькин В.П. Устойчивое экологическое развитие: основные подходы и понятия// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014.- № 5.- С. 135-139.
    25. Соколова Н.А. Международная энергетическая безопасность: экологические аспекты // Lex Russica.- 2014.- Т. XCVI.- № 9.- С. 1051-1060.
    26. Спринчан С., Сычев А.А. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Интеграция образования. - 2015.- Т. 19.- № 3 (80).- С. 100-107.
    27. Тимченко Т. Проблемы экологической безопасности морских составляющих международных транспортных коридоров // Вестник Института экономики Российской академии наук.- 2008.- № 1.- С. 129-142.
    28. Тиунов О.И. Предмет, система и принципы международного права окружающей среды // Журнал российского права.- 2013.- № 6 (198).- С. 66-79.
    29. Уварова Г.Г. Проблемы парирования рисков в экологической политике: международный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.- 2012. - № 1.- С. 82-88.
    30. Хасбулатов Р.И., Ачалова Л.В., Бяшарова А.Р. Развитие концепции устойчивого экономического роста России для решения экологических проблем в рамках международного экономического сотрудничества // Плехановский научный бюллетень. - 2012.- № 2 (2).- С. 052-060.
    31. Хижняк В.С. Проблема определения содержания принципа обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека в международном экологическом праве // Вестник научных конференций.- 2016.- № 3-3 (7).- С. 112-114.
    32. Цверианашвили И.А. К вопросу об актуальности экологических проблем в современных международных отношениях // В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей.- 2014.- С. 738-742.
    33. Шер М.Л., Ковалева О.В., Миронов Л.В. Модернизация эколого-экономического механизма управления региональными земельными ресурсами // Региональная экономика. Юг России.- 2015.- № 3 (9).- С. 49-63.
    34. Шилович Т.И. Итоги 2-го международного конкурса научных работ по экологическим проблемам ядерной энергетики // Радиационная биология. Радиоэкология.- 2014.- Т. 54. № 3.- С. 330.
    35. Шинкаренко Н.К. Жизнедеятельность социо-эколого-экономических систем добывающей промышленности в контексте глобализации // Международное публичное и частное право. - 2013.- № 1.- С. 41-44.
    36. Шишкина Е.А. Международная экологическая преступность как предмет криминологического анализа // Евразийский юридический журнал.- 2015.- № 4 (83).- С. 248-252.






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экологический фактор в современных международных отношениях ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.