Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Юридические лица

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Юридические лица
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    07.06.2017 21:36:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    С.

    Введение6

    Глава 1 Понятие и общая правовая характеристика учреждения юридических лиц8

    1.1 Учреждение юридического лица: понятие и особенности8

    1.2 Основания и порядок образования коммерческих организаций13

    1.3 Особенности организации некоммерческих организаций16

    Глава 2 Особенности образования определенных способов юридических лиц20

    2.1 Нормативно-явочный способ образования юридических лиц20

    2.2 Распорядительный способ образования юридических лиц22

    2.3 Разрешительный способ образования юридических лиц24

    Заключение27

    Библиографический список29




    Введение


    Юридические лица в настоящее время являются главными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товаров и услуг, являются основными налогоплательщиками. Для экономического роста общества необходимо поддержка и содействие возникновению юридических лиц. По этой причине, в условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания юридических лиц.

    До середины 90-х годов вопросы правового регулирования отношений по созданию и государственной регистрации юридических лиц не находили самостоятельного отражения в научных трудах специалистов. Позднее, при переходе к рыночным отношениям и с появлением новых организационно-правовых форм юридических лиц, дополнительных форм реорганизации, а также процедуре государственной регистрации юридических лиц, - стало уделяться значительно больше места.

    В юридической литературе недостаточно подробно проанализированы роль и место вопроса создания юридических лиц в системе гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства. На данном этапе продолжаются дискуссии как о содержании и структуре института регистрации, так и о механизме этого процесса, о различных вариантах (упрощенной и многоступенчатой) регистрации юридических лиц. Не в достаточной мере разработана и теоретическая база создания юридических лиц.

    Отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему создания юридических лиц в полном объеме, а также наличие пробелов в правовом регулировании, делает актуальной изучаемую тематику.

    Объектом исследования является сфера общественных отношений, возникающая в процессе создания юридических лиц.

    Предметом исследования являются положения гражданского законодательства, научно-теоретические разработки, регулирующие данную сферу отношений.

    Цель работы заключается в комплексном анализе способов учреждения юридических лиц.

    Решение перечисленных ниже задач позволяет достигнуть поставленной цели: рассмотреть понятие и признаки юридического лица; исследовать этапы создания юридического лица с точки зрения менеджмента; изучить особенности создания юридического лица с точки зрения права; рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц; исследовать особенности государственной регистрации юридических лиц; проанализировать судебную практику по вопросам создания юридических лиц.

    Методология исследования основана на использовании диалектического метода научного познания, законов и категорий материалистической диалектики, а также частно - научных методов: формально-логического, сравнительно-правовоого, структурно-системного и др.

    Теоретическую основу работы составили труды А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, О.Н. Садикова, Е.Н. Абрамовой, Н.Н. Аверченко и др.

    Нормативной базой работы явились положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов.

    Структура работы содержит введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и библиографический список.

    Глава 1 Понятие и общая правовая характеристика учреждения юридических лиц


    1.1 Учреждение юридического лица: понятие и особенности


    Порядок создания юридического лица как самостоятельная правовая категория в действующем законодательстве не отличается последовательностью и единообразием. С уверенностью можно утверждать об обязательности как минимум трех этапов, которые необходимо пройти для создания нового субъекта права: 1) принятие заинтересованными лицами решения о создании юридического лица с оформлением учредительных документов; 2) их представление в уполномоченный орган для государственной регистрации юридического лица; 3) принятие уполномоченным органом решения о внесении записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ.

    В научной литературе можно встретить высказывание о том, что юридические лица возникают первоначально (учреждаются) или в результате реорганизации других юридических лиц как их правопреемники. Такая классификация имеет как научное, так и прикладное значение. Следует отметить, что при первоначальном учреждении юридическое лицо не отвечает по долгам своих учредителей. Обязательное условие создания юридических лиц в результате реорганизации основано на универсальном правопреемстве. Вследствие чего к вновь созданным организациям переходит не только актив, но и пассив имущества реорганизуемых юридических лиц. Вместе с тем реорганизуемые юридические лица не выступают учредителями своих правопреемников. Условие о правопреемстве юридических лиц, созданных при реорганизации, является специальным правовым средством, которое призвано обеспечить интересы кредиторов. Оно не оказывает влияния на сам порядок создания юридических лиц. Таким образом, в исследуемой системе норм, регулирующих создание юридических лиц, закреплены специальные правила, посвященные созданию юридических лиц в результате реорганизации.

    Юридическое лицо возникает на основании сложного юридического состава, который включает по общему правилу решение о создании, учредительный документ, внесение записи в ЕГРЮЛ. Это основной состав, в который законодательством о специальных видах юридических лиц могут включаться дополнительные основания (юридические факты) или требования к их содержанию. Так, законодатель постоянно расширяет правовое регулирование и контроль за образованием акционерных обществ, увеличивает объем информации, которую учредители должны предоставлять при создании.

    В гражданском законодательстве отсутствуют нормы, в которых была бы определена правовая природа решения учредителя о создании юридического лица, что нередко приводит к различным толкованиям. Если следовать одному из основных принципов гражданского законодательства - свобода волеизъявления участников гражданских правоотношений на участие в гражданском обороте - для возникновения юридического лица необходимо волеизъявление заинтересованных лиц (волевой акт). В ГК правовое значение волеизъявления учредителей «размыто» по отдельным статьям и не имеет правового выражения в отдельной правовой норме. До недавнего времени собственно о решении как о юридически значимом акте законодатель упоминал в статьях ГК, посвященных реорганизации и ликвидации юридических лиц. В отдельных законах встречаются нормы, посвященные созданию юридического лица на основании решения и определяющие порядок принятия такого решения, или упоминается о создании на основании решения. С 2014 года в ГК была закреплена ст. 50.1 «Решение об учреждении юридического лица», которая не внесла существенной ясности.

    В юридической науке правовая природа решения о создании юридического лица продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Содержание норм действующего законодательства позволяет утверждать лишь о том, что федеральный законодатель не распространил на решение о создании юридического лица правовой режим гражданско-правовой сделки. Следовательно, нет оснований считать, что общие положения о сделках, а также правовое регулирование отдельных традиционных договоров (о совместной деятельности) или новых правовых конструкций (например, корпоративные сделки) следует распространять на решения о создании лиц.

    Вместе с тем действующее законодательство позволяет провести классификацию решений о создании юридических лиц: на акты частной воли, ненормативные и нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления. Такая классификация имеет юридическое значение в том смысле, что среди других признаков позволяет вести речь о возможности классификации юридических лиц на государственные и частные.

    Специальный порядок, который не укладывается в общие правила создания юридических лиц, установлен для образования государственных корпораций. По сути, решение о создании в данном случае выражено в форме специального федерального закона.

    Решение о создании юридического лица нужно рассматривать как самостоятельную правовую категорию, которая нуждается в дальнейшем законодательном развитии ее существенных признаков и правовых последствий. Решение о создании юридического лица относится к числу документов, которые в обязательном порядке должны быть представлены в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица.

    Статья 50.1 ГК вносит ясность в части содержательной стороны решения о создании юридического лица: в нем указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, а в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В специальных нормах, посвященных вопросам создания некоторых видов юридических лиц, федеральный законодатель уточняет, какие сведения должны содержаться в таком решении.

    В действующем гражданском законодательстве отсутствует единообразие в правовом регулировании оснований возникновения юридических лиц. Это зачастую приводит на практике к возникновению споров как между учредителями и регистрирующим органом, так и между учредителями.

    За прошедшие годы учеными и практиками была проделана значительная работа, что позволило устранить одну из концептуальных проблем, порожденную отсутствием ясности и последовательности в отношении перечня документов, из которых достоверно можно было бы установить волю учредителей, направленную на создание и дальнейшую деятельность юридического лица, относящегося к определенной классификационной группе. Юридическое лицо могло действовать на основании: только устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

    Редакционные изменения ст. 52 ГК закрепляют общее правило: юридические лица действуют на основании уставов, утверждаемых их учредителями. Исключение сделано для хозяйственного товарищества, действующего на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК об уставе юридического лица. По общему правилу учредители не могут изменить состав учредительных документов. Такие нормы имеют в большинстве случаев императивный характер.

    Гражданское законодательство предусматривает, что учредителями юридического лица могут быть физические лица, публично-правовые образования, а также уже созданные юридические лица с соблюдением ограничений, установленных законом. Разнообразие субъектов гражданских правоотношений, которые потенциально могут стать будущими учредителями, обусловливает разветвление правового регулирования и дифференциацию норм об их статусе в различных отраслях права: конституционном, административном, гражданском.

    В гражданском праве статус учредителей также устанавливается дифференцированно применительно к первоначальным участникам (для хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, ассоциаций, общественных и религиозных организаций), которые впоследствии приобретают статус членов юридического лица, к учредителям - собственникам имущества юридического лица или уполномоченного им органа (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также к иным лицам, вносящим в них имущественные вклады, но не принимающим затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).



    1.2 Основания и порядок образования коммерческих организаций


    Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

    Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

    - инициатива образования;

    - подготовка учредительных документов;

    - согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом;

    - формирование уставного (складочного) капитала;

    - государственная регистрация.

    Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.

    В качестве целей государственной регистрации в юридической литературе называют следующие:

    - осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

    - проведение налогообложения;

    - получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

    - предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

    Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган:

    - заявление, оформленное в установленном порядке;

    - анкету установленного образца, представляемую каждым учредителем - физическим лицом;

    - копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

    - учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

    - документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации с учетом особенностей ее формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд);

    - документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации - физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;

    - нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;

    - гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения;

    - платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

    Государственная регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в регистрирующий орган, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемой организации.

    После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации коммерческой организации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

    Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения сведений в ЕГРЮЛ и выдачи свидетельства о государственной регистрации. С этого момента регистрация считается завершенной, а коммерческая организация созданной.

    В течение пятнадцати дней со дня регистрации коммерческой организации регистрирующий орган сообщает об этом в налоговые органы и органы государственной статистики.

    Если принято решение об отказе в государственной регистрации коммерческой организации, регистрирующий орган сообщает об этом заинтересованному лицу в пятидневный срок в письменной форме.



    1.3 Особенности организации некоммерческих организаций


    Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями. Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности. Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр.

    В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных ГК РФ формах, перечень форм некоммерческих организаций является открытым и может быть дополнен федеральными законами.

    Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую. Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями, т.е. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

    - служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

    - соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

    Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

    Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

    - предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

    - предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

    И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

    Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

    В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация.

    Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней «коммерциализации», чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей. В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

    Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства).

    Глава 2 Особенности образования определенных способов юридических лиц


    2.1 Нормативно-явочный способ образования юридических лиц


    Нормативно-явочный (явочно-нормативный, заявительный, уведомительный) порядок стал преобладающим способом создания юридических лиц после перехода России от плановой экономики к рыночной, что потребовало от государственной власти кардинально изменить форму своего участия в создании юридических лиц. В соответствии с указанным способом федеральный законодатель определяет минимальный набор условий, необходимых для создания юридических лиц. Его суть заключается в том, что в установленном порядке заинтересованному лицу достаточно принять решение о создании юридического лица, утвердить документы, на основании которых будет действовать юридическое лицо, и направить соответствующее заявление о регистрации юридического лица в уполномоченный орган.

    Долгое время такой способ считался наиболее соответствующим принципу гражданского законодательства об автономии воли (п. 2 ст. 1 ГК). Действие этого принципа проявляется в том, что регистрирующий орган не вправе проверять решение о создании юридического лица на предмет необходимости и целесообразности его создания и не может отказать в регистрации при формальном наличии всех документов, предусмотренных законом о ЕГРЮЛ.

    Вместе с тем, несмотря на утвердившийся нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, государство оставляет за собой возможность контролировать допуск к хозяйственной деятельности, особенно в сфере предпринимательства. Для большинства видов хозяйственной деятельности на уровне федерального закона установлена обязанность получения специального разрешения - лицензии.

    Усиление государственного контроля над созданием юридических лиц проявилось и в установлении уголовной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Соответствующие дополнения были внесены в 2002 г. в ч. 1 ст. 171 УК РФ. Кроме того, во многих сферах хозяйственной деятельности сохраняется исключительная монополия государства, которое осуществляет свое присутствие через государственные юридические лица (как правило, через казенные предприятия).

    В законодательстве и в литературе можно встретить упоминание об уведомительном способе применительно к созданию профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые могут функционировать и без приобретения статуса юридического лица. Вместе с тем до момента государственной регистрации профсоюз осуществляет свою деятельность в ограниченном объеме и не может приобретать имущественных прав и обязанностей как юридическое лицо.

    Чрезмерная либеральность действующего законодательства о регистрации юридических лиц дает небезосновательные поводы для утверждения о том, что нормативно-явочный порядок на практике сводится к заявительному.


    2.2 Распорядительный способ образования юридических лиц


    Распорядительный порядок, преобладавший в дореволюционный и советский период, в настоящее время постепенно утрачивает свое значение. Согласно концепции о разгосударствлении публичной собственности и сокращении участия публично-правовых образований в хозяйственной деятельности уменьшается общее количество решений о создании юридических лиц.

    В распорядительном порядке возникают государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, другие некоммерческие организации, учредителем которых могут выступать публично-правовые образования. Частным случаем распорядительного порядка являются специальные правила о создании государственных корпораций.

    Так, в соответствии со ст. 114 ГК унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Субъекты, правомочные принимать решение об учреждении унитарного предприятия и федерального казенного предприятия, определены в ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Специальные правила были установлены для государственной регистрации государственной корпорации «Росатом». Согласно ст. 36 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ее государственная регистрация осуществляется на основании названного Федерального закона в течение 10 дней со дня его официального опубликования без представления дополнительных документов.

    Участие публично-правовых образований в создании юридических лиц имеет свои особенности, основанные на дуализме публично-правовых и частноправовых элементов. Полномочия публично-правовых образований определяются, с одной стороны, их конституционно-правовым и административным статусом, с другой - государственной политикой о пределах их участия в экономической деятельности. Такая постановка предопределяет широкий перечень нормативных документов, регулирующих создание публично-правовыми образованиями новых юридических лиц.

    Кроме того, развивая либеральные идеи, федеральный законодатель ограничил возможности создания унитарных предприятий и закрепил на уровне федерального закона исчерпывающий перечень таких случаев.

    Вместе с тем законодатель расширил полномочия Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, наделив их правами создавать государственные фонды поддержки промышленности в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. Новым полномочием стало наделение правом создавать такие государственные фонды поддержки промышленности в организационно-правовой форме фонда совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности.






    2.3 Разрешительный способ образования юридических лиц


    Разрешительный способ создания юридических лиц, получивший также широкое распространение в советский период, не утратил своего значения и в современных условиях развития экономики.

    Конечно, в классической форме, когда необходимо было испрашивать разрешение, а уполномоченный орган мог отказать по причине нецелесообразности создания юридического лица, такой порядок в настоящее время не применяется, за исключением, может быть, создания организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования.

    В.А. Рахмилович обосновывал распространенность распорядительного способа сущностью государственной социалистической собственности, которая не допускала никакого иного способа возникновения юридических лиц.

    Согласно п. 2.1 ст. 3 Закона России от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 302 «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями» создание таких организаций допускается с согласия Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    О сохранении элементов разрешительного порядка можно вести речь в отношении федеральных законов, которыми устанавливается специальный порядок создания отдельных видов юридических лиц. Такой порядок установлен в отношении некоммерческих организаций; кредитных организаций.

    Согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Правовая природа такого решения нетождественна решению о создании. В ее основе административные полномочия по принятию одного из следующих актов: 1) разрешить государственную регистрацию некоммерческой организации; 2) отказать в ее государственной регистрации; 3) приостановить ее государственную регистрацию.

    Согласно абз. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Соответствующее полномочие Банка России закреплено в ст. 59 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Кроме того, признаки разрешительного способа ученые усматривают в отдельных нормах законодательства о защите конкуренции. Так, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены случаи, когда создание новой коммерческой организации путем ее учреждения или реорганизации допускается исключительно с предварительного согласия антимонопольного органа. В отношении отдельных форм некоммерческих организаций федеральный законодатель установил дополнительные требования к процедуре их регистрации (срок предоставления документов, их перечень, основания для отказа).

    Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций на основании ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежит ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в частности в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

    Независимо от того, кем разрешено создание некоммерческой организации или кредитной организации, сохраняет силу общее правило о том, что юридическое лицо создается с момента внесения соответствующей записи уполномоченным органом в ЕГРЮЛ.

    Таким образом, в зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

    Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.


    Заключение


    В заключение работы можно сделать следующие выводы.

    Понятие юридического лица и его основные признаки закреплены в ст. 48 ГК РФ.

    Согласно данной норме юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

    По результатам проведенного исследования можно предложить следующие изменения законодательства.

    1. Необходимо избавиться от «двойного» (параллельного) регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, т.е. нужно привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в стройную, унифицированную и непротиворечивую систему. Так, требования о представлении в регистрирующий орган необходимых документов должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. нужно исключить подзаконное регулирование этих отношений.

    2. На сегодняшний день объективной необходимостью является усиление предварительного государственного контроля за созданием юридических лиц, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства именно на стадии государственной регистрации. В этом смысле возможны два альтернативных варианта решения такой задачи.

    Первый вариант предполагает дополнение Закона о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, которые бы, во-первых, ставили в обязанность должностным лицам регистрирующих органов проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывали, что такой проверке должны подвергаться не только формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, но и содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), а также соответствие их нормам законодательства.

    Суть второго возможного решения сводится к закреплению в списке документов, необходимых для регистрации, представления таких дополнительных сведений, которые бы служили достоверным доказательством истинности сведений, закрепленных в основных документах. В этом смысле объективно необходимо закрепить в качестве таких дополнительных документов как минимум: документы, подтверждающие внесение учредителями юридического лица вклада в уставный капитал; документы, подтверждающие местонахождение организации по заявленному адресу; представление эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, край, область, округ, муниципальное образование, в котором расположено юридическое лицо, его полное фирменное наименование.

    Таким образом, указанные в настоящей работе предложения по совершенствованию правового регулирования государственной регистрации юридических лиц позволили бы усилить действенность и эффективность этого правового института в российской правовой системе.

    Библиографический список


    Нормативно-правовые акты:


    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г. (в ред. от 4 марта 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
    3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 01 января 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
    4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ ( в ред. от 04 марта 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430.

    Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:


    1. Вичурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2014. 331 с.
    2. Гражданское право. Том 1. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2014. 623 с.
    3. Гражданское право: учебник / под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2014. 687 с.
    4. Габов А.В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М.: Статут, 2014. 253 с.
    5. Гражданское право: учебник: В 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК «Велби», 2014. С. 214.
    6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.- практич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2014. 912 с.
    7. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. 1072 с.
    8. Рахмилович В.А. Возникновение и прекращение юридических лиц. Советское гражданское право. В кн.: Советское гражданское право. Часть I / отв. ред. В.А. Рясенцев. М.: Статут, 2014. С. 124.
    9. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2014. 288 с.
    10. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2014. 234 с.
    11. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т.1: Общая часть: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» по специальности 021100 «Юриспруденция». М.: Волтерс Клувер, 2014. 720 с.

    Научные статьи и другие публикации периодических изданий:


    1. Горбунова Е. Штрихи к «портрету» Закона о регистрации // Бизнес-адвокат. 2015. № 3. С. 35.
    2. Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. 2001. № 5. С. 33 - 36.
    3. Марков П.А. Реорганизация коммерческих организаций в российском праве // Право и экономика. 2015. № 9. С. 12 - 19.
    4. Марков П.А. Российское законодательство о реорганизации коммерческих организаций: проблемы доктрины и правоприменения // Банковское право. 2015. № 5. С. 51 - 57.
    5. Саввинова Ю.А. Некоторые вопросы реорганизации юридического лица // Безопасность бизнеса. 2015. № 1. С. 14 - 16.
    6. Цепов Г. Договор или обязательство? // Журнал для акционеров. 2014. № 1. С. 36 - 38.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Юридические лица ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.