Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Юридическое лицо (создания и прекращения деятельности юридических лиц)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Юридическое лицо (создания и прекращения деятельности юридических лиц)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    01.07.2017 9:27:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»


    Какойто ВУЗ

    ______________________________________________________

    (наименование факультета)

    ______________________________________________________

    (наименование кафедры)



    Гражданское право


    КУРСОВАЯ РАБОТА


    Тема: Порядок создания юридических лиц



    Выполнил студент_____________ курса

    ______ группы ______формы обучения

    __________________________________

    специальность (направление подготовки)

    __________________________________

    (фамилия, имя, отчество)


    Научный руководитель

    __________________________________

    (ученая степень, ученое звание)

    __________________________________

    (должность)

    __________________________________

    (фамилия, имя, отчество)


    Дата защиты «___»____________20__ г.


    Оценка __________________


    Подпись

    научного руководителя _____________






    Москва 2017

    Содержание


    Введение3

    1.Теоретические аспекты сущности и правового положения юридических лиц5

    1.1 Понятие, признаки и структура юридических лиц5

    1.2 Классификация юридических лиц12

    2. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц17

    2.1 Основные этапы создания юридического лица17

    2.2 Создание юридических лиц. Порядок регистрации26

    Заключение30

    Библиографический список32



    Введение


    Политические и экономические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов прошлого века, обусловили изменение всей системы права и потребовали непосредственного закрепления в законодательстве свободы экономической деятельности, права частной собственности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Качественно новые общественные отношения, основанные на самостоятельности, личной инициативе и свободе индивида, способствовали повышению значения института юридического лица во всех отраслях права, в то же время обострив проблематику ответственности таких субъектов правоотношения.

    Система юридических лиц является ключевым элементом построения всего гражданского права в целом. История ее развития в дореволюционный период и советское время не только отражает особенности социально-экономической и политической жизни нашей страны, но и дает представление об основе современного института юридического лица в российском праве.

    Сама идея юридического лица, его конструкция и сущностное предназначение исторически возникли и развивались для нужд частноправовых имущественных отношений. Итогом этого стало закономерное включение института юридического лица в систему норм гражданского права самых крупных правовых систем мира.

    Исследование общетеоретических проблем, связанных с юридическими лицами как особыми субъектами права, традиционно обладает актуальностью, является дискуссионным и практически значимым для науки гражданского права.

    В связи с принятием огромного количества новых норм изменения затронули практически все гражданское законодательство, однако представляется, что одними из самых значительных были изменения в правовом регулировании юридических лиц. Нововведения затрагивают изменения в классификации юридических лиц, процедуры создания и ликвидации юридических лиц, перечень учредительных документов и др. По сути, можно говорить о принятии нового Гражданского кодекса РФ. Эти основные положения и обусловили актуальность выбранной темы.

    Изучению данной темы посвятили свои труды такие ученые как, С. С. Алексеев, В. К. Андреев, Ю. Н. Андреев, В. А. Белов, В. С. Белых, М. И. Брагинский, С. Н. Братусь, А. В. Венедиктов, В. В. Витрянский, Б. М. Гонгало, В. П. Грибанов, В. В. Долинская, И. В. Ершова, О. С. Иоффе, П. В. Крашенинников, В. В. Лаптев, Д. В. Ломакин, Д. В. Петров, И. А. Покровский, О. А. Серова, Н. С. Суворов, К. И. Скловский, С. А. Степанов, Е. А. Суханов, Н. Н. Тарасов, Ю. К. Толстой, Е. А. Флейшиц, Р. О. Халфина, Г. Ф. Шершеневич, В. Ф. Яковлев и др.

    Данная работа имеет своей целью анализ юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений.

    Указанная цель исследования определила следующие задачи:

    - исследовать понятие, признаки и структуру юридических лиц;

    - рассмотреть классификацию юридических лиц;

    - проанализировать создание юридических лиц, порядок регистрации;

    - раскрыть прекращение деятельности юридических лиц.

    Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением юридических лиц.

    Предметом исследования является нормы законодательства в исследуемой области.

    Методологической основой работы являются диалектико-материалистический, сравнительно-правовой, формально-юридический, системный методы исследования.

    Теоретической основой работы являются труды по гражданскому праву, исследования в области корпоративного права. Практическая значимость работы заключается в углубленном изучении темы, что поможет исследовать все новеллы внесенные в ГК РФ в последнее время.

    1. Теоретические аспекты сущности и правового положения юридических лиц

    1.1 Понятие, признаки и структура юридических лиц


    Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений имеет ряд особенностей, отличающих его от других субъектов гражданского права. В частности, можно выделить следующие основные специфические функции юридического лица:

    1. Оформление коллективных интересов. Конструкция юридического лица позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между его участниками, преобразуя их волю в волю организации в целом, что дает юридическому лицу возможность выступления в гражданском обороте от своего имени как единому целому.

    2. Объединение капиталов. Юридические лица (в особенности акционерные общества) являются удобной формой долговременной концентрации капиталов для достижения каких-либо целей, и прежде всего предпринимательских целей.

    3. Управление капиталом. Юридическое лицо является удобным инструментом гибкого использования капитала (принадлежащего множеству лиц или одному лицу) в различных сферах предпринимательской деятельности. Хорошо развитое законодательство о юридических лицах, биржах и ценных бумагах служит одним из средств управления капиталами в масштабе страны и является мощным фактором управления и саморегулирования экономики.

    4. Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет уменьшить размер возможного предпринимательского риска участников (обычно в размере суммы внесенного вклада).

    Основные особенности и признаки юридического лица содержатся в его определении, которое не претерпело существенных изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Указанное определение содержит следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

    Организационное единство. Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Данная организация выступает как единое целое, способное решать определенные социальные задачи и отличается наличием структурных подразделений, управляемых из единого центра.

    Он также выражается в определении целей и задач организации, в установлении компетенции органов управления и порядке их деятельности. Работники, руководители должны знать, что представляет собой юридическое лицо как единое образование, чем это образование будет заниматься, кто и каким образом управляет им, что представляет собой имущество. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре, либо в едином (типовом) уставе утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений такого рода.

    Имущественная обособленность. Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества всех других субъектов гражданского права, в том числе государственных или муниципальных образований.

    Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением может служить самостоятельный баланс или смета.

    Самостоятельная имущественная ответственность. Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица - следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК). В ГК РФ сохранено ранее действовавшее правило о том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Наличие подобного правила обусловлено тем, что для юридического лица, как отмечено выше, характерен принцип обособленного имущества (имущество юридического лица специально обособляется от имущества учредителей и имущества других лиц для того, чтобы ограничить ответственность учредителей стоимостью имущественных вкладов).

    Прежде всего следует отметить, что в законе установлен принцип раздельной ответственности участников и самого юридического лица. В соответствии с ним юридическое лицо отвечает само по своим обязательствам. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК участники полного товарищества несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам товарищества как юридического лица.

    Выступление в гражданском обороте от своего имени. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через свои органы, которые действуют на основе закона и учредительных документов.

    Наличие подобного признака вызвано тем, что субъекты гражданского права приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности под определенным идентифицирующим и индивидуализирующим их обозначением.

    Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

    Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

    К юридическим лицам в ст. 48 ГК впервые применяется такое понятие, как организационно-правовая форма. При этом в самом законодательстве отсутствует ее легальное определение. Если исходить из самого термина, то речь идет о предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица.

    В литературе можно встретить следующие определения организационно-правовой формы юридических лиц. Так, по мнению С.Э. Жилинского, «организационно-правовая форма концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов».

    По определению И.В. Елисеева, «организационно-правовая форма - это совокупность признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных».

    Последнее определение представляется наиболее точным.

    Важным признаком юридического лица является наличие его места нахождения. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, управомоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Сведения о месте нахождения юридического лица включаются в его учредительный документ и указываются в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 4 ст. 52, п. 5 ст. 54 ГК РФ).

    Для участия в гражданско-правовых отношениях юридическое лицо должно быть наделено такими признаками, как правоспособность и дееспособность. Причем в отличие от правоспособности физических лиц правоспособность юридических лиц наступает одновременно с дееспособностью.

    Наверное, поэтому ГК РФ дает определение лишь правоспособности юридического лица, ничего не говоря о дееспособности. В частности, в п. 1 ст. 49 ГК лишь сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, может быть общей (универсальной), как у граждан, или ограниченной (специальной).

    Правоспособность юридических лиц будет отличаться в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих юридических лицах. Так, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В ГК РФ поддерживается центральная, основополагающая идея о роли общих норм ГК о юридических лицах. Согласно п. 4 ст. 49 ГК гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

    Таким образом, все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах.

    По общему правилу правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается с момента внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В ГК РФ поддерживается центральная, основополагающая идея о роли общих норм ГК о юридических лицах. Согласно п. 4 ст. 49 ГК гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (ст. 2) регулируются Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

    Таким образом, все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах.

    Для занятия определенными видами деятельности юридическое лицо должно иметь лицензию, членство в саморегулируемой организации или выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Так, в абзац 3 пункта 1 ст. 49 ГК были внесены изменения, согласно которым в случаях, установленных законом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Соответственно, правоспособность и дееспособность возникают с момента выполнения указанных требований.

    Как и в ранее действовавшем законодательстве, в новом ГК сохранилось положение о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом (в ранее действовавшем законодательстве говорилось об учредительных документах).

    Органы юридического лица могут быть единоличными и коллегиальными. Примерами единоличных органов являются директора, президенты и т.д. К числу коллегиальных органов относятся правление, общее собрание и др.

    Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

    Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотренных ГК случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе и в товариществе на вере от имени юридического лица действуют его участники - полные товарищи (ст. 72, 84 ГК).

    Осуществление юридическим лицом своих правомочий возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной ему юридическим лицом, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

    Ст. 53.1 ГК впервые установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. Таким образом, новеллой действующего законодательства является усиление имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (т.е. физических лиц, являющихся его органами-руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. В то же время нормальный предпринимательский риск, оправданный условиями оборота, должен исключать ответственность указанных лиц.

    Такая ответственность может возникнуть и у членов коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании. Нельзя не обратить внимания на то, что здесь есть целый ряд оценочных понятий, установить которые может только суд.

    По своей правовой природе эта ответственность является гражданской, поскольку указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные по их вине юридическому лицу. Законодатель не уточнил, какие именно убытки должны возмещаться, однако можно прийти к выводу, что речь идет о полном возмещении убытков, то есть будет возмещаться и реальный ущерб, и неполученные доходы. Особо следует подчеркнуть, что ограничить такую ответственность соглашением нельзя, его условия будут считаться ничтожными (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ).


    1.2 Классификация юридических лиц


    Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.

    В ст. 50 ГК законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Так, согласно п. 1 указанной статьи юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

    В свою очередь, предусмотренное им деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций и некоммерческих корпораций. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.

    В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но которые не могут выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

    Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица. Первая модель - учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные - права требования (потребительские кооперативы). Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля на этим имуществом (например, в фондах).

    Список организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц не претерпел существенных изменений. Однако нельзя не обратить внимания на то, что законодатель не сохранил такую организационно-правовую форму, как общество с дополнительной ответственностью, как не получившую широкого распространения на практике. Также упразднено разделение акционерных обществ на закрытые и открытые, поскольку закрытые акционерные общества применяют модель отношений, характерную для обществ с ограниченной ответственностью, и таким образом по существу дублируют.

    Как и ранее, помимо своей основной деятельности, некоммерческие организации могут заниматься иной деятельностью. Законодатель назвал ее «иной, приносящей им доход деятельностью». Виды такой деятельности должны быть определены в их уставах и соответствовать целям их создания и их основной деятельности. Об этом, в частности, говорится в п. 4 ст. 50 ГК, согласно которому для материального обеспечения основной деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную, приносящую им доход деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности.

    Для того чтобы осуществлять подобную деятельность, некоммерческим организациям нужно одновременно соблюдать несколько условий: вид такой деятельности должен был быть определен в уставе, подобная деятельность должна соответствовать целям их создания и их основной деятельности.

    Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доходы деятельности, за исключением казенного учреждения, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

    Как следует из ст. 50 ГК, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Тогда как юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

    1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

    3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

    4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

    5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

    6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

    7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

    8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

    9) автономных некоммерческих организаций;

    10) религиозных организаций;

    11) публично-правовых компаний.

    В новом ГК установлен закрытый перечень организационно-правовых форм как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц, который отличается от существовавшего ранее. Однако законодатель проявил достаточную гибкость и срочно переоформлять организационно-правовую форму юридическому лицу не потребуется.

    Некоммерческие юридические лица согласно ГК РФ подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. Критерием такого разделения выбрана организационная структура некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие корпорации предполагают корпоративное функционирование на основе членства их участников. Такие правовые формы предусматривают коллегиальное решение вопросов управления юридическим лицом, тогда как унитарные организации не могут по своей природе функционировать со множеством участников.

    Не допускается создание некоммерческих корпоративных организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопорядка или нравственности. Некоммерческие корпоративные организации являются собственниками своего имущества.


    2. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц


    2.1 Основные этапы создания юридического лица


    Подготовка и создание организации

    Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы, поэтому в обобщенном виде представляет собой следующий процесс: осмысление потребности, определение цели, постановка задач, выработка вариантов решения задач, принятие решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечение исполнения задач и оценки результатов. Рассмотрим коротко каждый из этапов данного процесса.

    Общее осмысление идеи предложения рынку товаров (услуг, работ). Осмысление должно основываться на оценке имеющихся ресурсов. Даже если полностью отсутствуют материальные, технологические, финансовые и кадровые ресурсы, то это не означает краха предприятия (в смысле "начинания"). Наличие организаторских ресурсов, предпринимательского таланта может возместить отсутствие иных резервов.

    Разработка вариантов бизнес-плана будущего производства товаров (услуг, работ). Бизнес-план в условиях рынка, как известно, начинается не с того, что вы можете дать, а с того, что хочет взять потребитель, с рыночного спроса. Проектирование организационно-правовой формы предпринимательской структуры. Исходя из бизнес-плана, т.е. из проекта содержания будущей предпринимательской деятельности, Вы можете проектировать организационно-правовую форму предпринимательской структуры. Процесс проектирования организационно-правовой формы предпринимательской структуры заключается в следующем.

    Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения (партнерство, сотрудничество). Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования. Нелишне определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию. Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом. Осмыслить свое чувство лидерства, определить свое место в управлении организацией. Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица. Выявить возможность использования для Вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций.

    Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.

    Обеспечение создания организации.

    Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов:

    1. наименование и организационно-правовая форма;
    2. место расположения органа управления ("юрадрес");
    3. величина уставного капитала;
    4. распределение уставного капитала между учредителями;
    5. порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда);
    6. схема управления организацией, компетенция органов управления;
    7. данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица).

    Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ.

    Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

    Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе трудовых.

    Основные этапы создания организации:

    1. проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;
    2. заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;
    3. утверждение устава (на основе разработанного проекта);
    4. оформление протокола общего собрания учредителей;
    5. оплата госпошлины за регистрацию организации;
    6. оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);
    7. передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение министерства юстиции);
    8. получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;
    9. нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;
    10. постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;
    11. заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;
    12. открытие в банке расчетного счета.

    Учредительные документы юридического лица

    Из перечисленных этапов создания предпринимательской организации наиболее трудоемкими и ответственными являются этапы составления учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован ст. 51-54 ГК РФ.

    Статья 52 ГК РФ гласит:

    1. Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

    Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

    Юридическое лицо, созданное в соответствии с Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

    2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

    В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

    3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

    Ряд положений этой статьи требует пояснений.

    Статья в качестве учредительных документов называет либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется. Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию.

    Заслуживает внимания указание статьи относительно возможности действия юридического лица - некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида. Следовательно, для ее регистрации индивидуальных учредительных документов не требуется.

    Серьезного изучения (особенно в практической деятельности) требует п. 2 статьи. Здесь сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к осложнениям в процессе его деятельности. Одновременно с п. 1 ст. 52 ГК РФ следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.

    Учредительный договор должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различным видам юридических лиц законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено.

    Хотя, согласно п. 3 указанной статьи, изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии их регистрации. В этих случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.

    Положение п. 3 (о том, что изменения учредительных документов приобретают силу с указанного выше момента для третьих лиц) позволяет сделать вывод об обязательности изменений для самого юридического лица и его учредителей (участников) и до их регистрации.

    Статья 53 ГК РФ регламентирует состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые обязательно отражаются в учредительных документах:

    1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

    Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

    2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

    3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

    Таким образом, в Гражданском кодексе РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях - через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

    В пункте 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу.

    Статья 54 ГК РФ регламентирует вопросы, касающиеся наименования и местонахождения юридического лица:

    1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

    2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

    3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

    4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

    Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

    Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

    Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с Кодексом.

    В пункте 1 статьи подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях другие коммерческие организации и некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

    Как сказано в п. 4 статьи, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, т.е. третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

    Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу РФ) относится к средствам индивидуализации юридического лица и его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 139 ГК РФ).

    В случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

    На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется ст. 51 ГК РФ:

    1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

    Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

    2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Эта статья определяет порядок регистрации юридического лица в органах юстиции, с включением данных о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    Таким образом, отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации противоправны и могут быть обжалованы в суде. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа.



    2.2 Создание юридических лиц. Порядок регистрации


    Создание юридического лица невозможно без участия его учредителей. Процедура создания юридических лиц установлена в статье 50.1 ГК, согласно которой юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о создании юридического лица. При этом следует учитывать, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда допускалось создание некоммерческих юридических лиц, прямо не предусмотренных ГК, по новому ГК юридическое лицо может быть учреждено только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК.

    В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

    Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.

    При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме дачи согласия на его создание.

    В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его создании принимается этим лицом единолично. В случае создания юридического лица двумя или более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (п. 2 ст. 50.1 ГК). В решении об учреждении юридического лица должны быть указаны следующие сведения: об учреждении юридического лица; об утверждении его устава; о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества; об избрании (назначении) его органов.

    Если принимается решение о создании организации корпоративного типа (основанной на началах членства), то в этом решении указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

    Все юридические лица действуют на основании учредительных документов. В качестве учредительных документов юридического лица в ГК РФ действует лишь устав. Однако хозяйственные товарищества смогут действовать на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава.

    Важной стадией создания юридических лиц является процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица.

    Государственная регистрация юридических лиц - это некий процесс, т.е. совокупность следующих определенных в законодательстве процедур:

    1) приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию с фиксацией даты приема документов;

    2) выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;

    3) проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

    4) принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

    5) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном и магнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;

    6) регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним) либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

    7) подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.);

    8) выдачи заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации, и зарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждением заявителем факта выдачи документов;

    9) архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственного реестра.

    Юридическое лицо может быть зарегистрировано только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена ГК. Это правило касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

    Следует отметить следующие особенности государственной регистрации юридического лица:

    1. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на все территории РФ. В Законе предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц, однако федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, в том числе специальный регистрирующий орган. Таким образом, можно говорить о существовании общего и специального порядков регистрации юридических лиц.

    2. Законом предусмотрено ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащего сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ. Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, является открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков, и на платной основе может быть предоставлена на основании запроса.

    3. При государственной регистрации юридических лиц в большинстве случаев применяется явочный порядок регистрации; государство не осуществляет контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических ли, за исключением случаев, указанных в законе.

    4. Законом установлен перечень случаев отказа в государственной регистрации. Отказ в регистрации в настоящее время может последовать в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган и в других случаях, предусмотренных законом.

    5. За государственную регистрацию взимается единый размер государственной пошлины, размер которой установлен законодательно.

    6. Отличительной чертой Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является его бланкетный характер. Законом предусмотрено принятие большого количества подзаконных нормативно-правовых актов.



    Заключение


    Подводя итог выше изложенному, следует остановиться на некоторых важных моментах. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    К признакам юридического лица следует отнести: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие юридические лица согласно ГК РФ подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения). Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления Все юридические лица действуют на основании учредительных документов.

    В качестве учредительных документов юридического лица в ГК РФ действует лишь устав. Важной стадией создания юридических лиц является процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица.


    Библиографический список


    1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. М. : Приор, 2015. 32 с.
    2. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. 1994. - № 32. Ст. 3301; 1996. - № 5. Ст. 410.
    3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. 2001. - № 33 (ч. 1). Ст. 3431.
    4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. 2002. - № 43. Ст. 4190.
    5. Бычков, А. Исключить брошенную компанию / А. Бычков // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 21. - С. 12-14.
    6. Вагайцева, Т.В. Выделение и разделение как формы реорганизации юридических лиц / Т.В. Вагайцева // Юрист. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
    7. Венедиктов, Ю.С. Проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте / Ю.С. Венедиктов // Юридический мир. - 2014. - № 11. С. 57-62.
    8. Витрянский, В.В. Некоторые основные положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации об обязательствах / В.В. Витрянский // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С. 13-25.
    9. Габов, А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / А.В. Габов. - М. : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - 203 с.
    10. Герасимов, В.А. Основные новеллы о юридических лицах в Гражданском кодексе РФ / В.А. Герасимов // Власть и закон . 2014. - № 10. С. 104-108.
    11. Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М. : Проспект, 2012. 743 с.
    12. Гришаев, С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах / С.П. Гришаев. М. : Норма, 2015. 386 с.
    13. Ершов, О.Г. К вопросу об организационно-правовой форме саморегулируемых организаций в сфере строительства после реформирования законодательства о юридических лицах / О.Г. Ершов // Вестник арбитражной практики. - 2015. - № 2. - С. 7 - 12.
    14. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С.Э. Жилинский. - М. : Юрайт, 2013. 452 с.
    15. Иванова, Ж.Б. Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов / Ж.Б. Иванова, Д.Б. Толмачев // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С. 14-17.
    16. Морозова, Ж.А. Реорганизация (ликвидация) юридических лиц: правовые основы, подготовка документов, оформление трудовых отношений / Ж.А. Морозова. М. : Статут, 2014. 283 с.
    17. Орлянкина, Е.К. Ответственность органов управления юридического лица: новеллы ГК России / Е.К. Орлянкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 6. - С. 69-72.
    18. Рудакова, В.Д. Признаки публичного юридического лица в российской правовой науке / В.Д. Рудакова // Юридическое образование и наука. 2012. - № 4. С. 14-17.
    19. Семенихин, В.В. Все о некоммерческих юридических лицах / В.В. Семенихин. - М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 394 с.
    20. Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) / под ред. В.П. Мозолина. - М. : Юрид. лит., 1989. 347 с.
    21. Тарасов, О.И. Понятие и признаки юридического лица публичного права / О.И. Тарасов // Закон. - 2014. - № 8. С. 102-107.
    22. Трофимова, Е.В. Государственная регистрация юридических лиц в свете реформы гражданского законодательства / Е.В. Трофимова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 6. - С. 40-46.
    23. Хабибуллина, А.Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации / А.Ш. Хабибуллина // Юрист. - 2014. - № 18. - С. 4-10.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Юридическое лицо (создания и прекращения деятельности юридических лиц) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.