Полный текст:
Проблемы управления бюджетным дефицитомСодержание
Введение. 3
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования. 5
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита. 9
3. Бюджетный дефицит в экономике США.. 12
4. Управление бюджетным дефицитом. 16
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение
Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит – конечно же зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми государству гораздо труднее и дело затратное. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Хотя и из этого правела есть исключения, которые в последнее время появляются всё чаще.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования
Дефицит бюджета любого уровня - это негативное явление, которое возникает при нарушении принципа сбалансированности доходной и расходной частей бюджета. «Дефицит - это превышение расходов, запланированных на предстоящий год, над запланированными доходами»[2,143]. В соответствии с комментируемой статьей для покрытия дефицита могут использоваться заемные средства. Для покрытия дефицита федерального бюджета привлекаются заемные средства, привлекаемые Российской Федерацией, дефицита регионального бюджета - заемные средства, привлекаемые субъектами РФ, дефицита муниципального бюджета - заемные средства, привлекаемые органами местного самоуправления.В соответствии с п. 2 ст. 24 БК РФ[1,21] в рамках экономической классификации расходы подразделяются по четырем уровням:
I уровень - выделение групп расходов;
II уровень - выделение предметных статей расходов;
III уровень - выделение подстатей расходов;
IV уровень - выделение элементов расходов.
Более подробно классификация источников покрытия возникшего бюджетного дефицита установлена в Законе о бюджетной классификации.
Ещё один момент, на который надо обратить внимание это проблема так называемого «скрытого дефицита». Оценки некоторых зарубежных специалистов говорят о том, что к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.
Проблема, которая порождается бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Данная проблема намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд, она порождает негативные последствия во всей жизни страны. «Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны»[3,541].
Схема 1
Это в свою очередь вызывает следующие экономические последствия. Их можно свести к следующим четырем моментам.
1 необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
2 долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
3 увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
4 перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
1. наличные денежные средства;
2. государственные ценные бумаги;
3. корпоративные ценные бумаги;
4. товарные поставки;
5. долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;
6. иные государственные активы.
В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.
Таблица 1 - Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты
Средства платежа
Источники
1
Наличные денежные средства
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние
2
Государственные ценные бумаги
Эмиссия нового государственного долга
3
Корпоративные ценные бумаги
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях
4
Товарные поставки
Государственные закупки
5
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)
Платежи российских заемщиков
6
Иные государственные активы
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др )
Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем
Объем затрат на осуществление процентных платежей по обслуживанию долга зависит от:
· объема государственного долга;
· структуры долга по внутренней и внешней задолженности;
· стоимости долга (процентных ставок), оцененной в соответствии с условиями каждого конкретного заимствования.
В свою очередь, стоимость внутреннего долга, как правило, зависит от таких показателей, как темпы инфляции, учетная ставка НБУ, средневзвешенная процентная ставка по кредитам коммерческих банков, которые определяются направленностью государственной денежно-кредитной политики.
Стоимость внешнего долга зависит от динамики обменных курсов, международных процентных ставок и рейтинга страны-заемщика, что отражается определенным перечнем экономических показателей. Наиболее сложным элементом прогнозирования является моделирование ситуации на мировых валютных рынках, изменения на которых могут существенно увеличить затраты на обслуживание долга и привести к серьезному изменению расходов бюджета. Поэтому значительный по объему долг, номинированный в иностранной валюте, является весомым фактором риска, что ставит управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса.
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита
Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.
Функционирование и развитие экономической системы государства характеризуется следующими особенностями:
· сложный и неоднозначный характер экономических процессов и явлений;
· недостаточная определенность и обусловленность ряда экономических процессов и явлений;
· большое количество экономических показателей, которые отображают различные стороны экономического развития;
· наличие большого количества одновременных прямых и обратных взаимосвязей между экономическими показателями, которые носят как детерминированный, так и стохастический характер;
· наличие определенных допущений и приближений при количественном определении показателей, которые отображают различные экономические процессы и явления;
· невозможность детерминировать (определить количественно) ряд экономических процессов и явлений.
Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим системам, предопределяют необходимость применения системного подхода к изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических процессов.
С позиций системного анализа экономика может быть представлена как большая и сложная экономическая система, которая включает множество взаимосвязанных между собою элементов. То есть, экономика как сложная система, отличается такими свойствами, как иерархия, структура, целостность, функциональность, целеустремленность, управляемость и тому подобное.
Отметим, что процедура системного исследования сложных экономических систем включает такие последовательные этапы:
- постановка проблемы (формулирование цели исследования);
- структуризация и описание исследуемой экономической системы;
- определение целевых функций;
- формализованное описание моделей системы;
- выбор математического и программного обеспечения;
- математическая интерпретация модели;
- формирование альтернатив поведения системы (сценариев поведения);
- моделирование развития экономической системы;
- анализ множества прогнозно-имитационных решений по модели;
- выбор наиболее вероятных альтернатив развития экономической системы;
- реализация возможных (вероятных) альтернатив развития системы.
Модель экономики, исходя из принципов системного подхода, должна быть представлена отдельными блоками, которые отображают различные стороны процесса общественного воспроизводства. «Структура модели должна основываться на структуре статистической базы данных, которая может быть использована для генерации уравнений модели»[4,211] Кроме того, структура модели должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленной цели исследования. Так, при прогнозировании бюджетного дефицита и государственного долга могут быть выделены следующие блоки:
1. Блок доходов государственного бюджета.
2. Блок расходов государственного бюджета (с определением дефицита).
3.Блок государственного долга (государственные заимствования, обслуживание и погашение долгов).
4. Блок макроэкономического развития.
Последний блок можно рассматривать как такой, который моделирует внешнюю среду к предыдущим трем блокам. Показатели этого блока (а именно, показатели, которые отображают деятельность экономических агентов) являются базовыми для определения показателей 1-го блока. Блоки 2-й и 3-й также связаны с блоком внешней среды, хотя и менее тесно. Так, отдельные показатели блока 2 (которые касаются государственной помощи отраслям производства) моделируются исходя из перспектив макроэкономического развития. То же касается и ряда показателей блока 3 - в части заимствований производственных отраслей (предприятий) под государственные гарантии. Возможно, в блоке 4 целесообразно отдельно выделить развитие социальной сферы, которая полностью определяется возможностями бюджета (блоком 1 и блоком 2).
Следовательно, прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга.
3. Бюджетный дефицит в экономике США
Состояние бюджетного дефицита характерно для многих стран. Более того, при развитых рыночных отношениях постоянно возникает проблема сбалансированности бюджета. Поэтому наличие бюджетного дефицита, когда расходы превышают доходы, приобретает видимость объективного состояния. Дефицит государственного бюджета, как правило, наблюдается при кризисных спадах с отрицательным сальдо, а при обычном малозначительном течении инфляции дефицит бюджета проявляется с положительным сальдо. Иначе говоря, бюджетный дефицит даже с некоторым положительным сальдо отражает не самые лучшие показатели работы субъектов хозяйствования. Положительное сальдо должно быть значительным и эффективным, чтобы оно могло выполнять роль стабилизационного фактора в экономике, а также брать на себя нагрузку на ликвидацию стихийных бедствий и на другие непредвиденные расходы. Таким образом, причинами бюджетного дефицита являются кризисные явления в экономике, стихийные бедствия и войны, а также невозможность государства справиться со своими бюджетными долгами. Удивительно, но даже при хорошо налаженной фискальной политике бюджетный дефицит проникает в поры государства. И даже усилия, направленные на балансируемость бюджета, не всегда приводят к нужным результатам.
В 2003 г. дефицит американского бюджета составил 377 млрд долл., а в 2004 г. согласно прогнозу должен составить 412 млрд долл. Накануне внесения в конгресс проекта бюджета на 2005 г. Белый дом объявил, что он сверстан с рекордным в истории США дефицитом - 427 млрд долл. Это намного превышает расчеты бюджетного управления Конгресса, в сентябре прогнозировавшего дефицит бюджета 2005 г. на уровне 348 млрд долл. Очередной рекордный дефицит вызван в первую очередь продолжающимся наращиванием расходов на военные операции в Ираке и Афганистане и послевоенное восстановление этих стран. Всего на эти цели в 2005 г. администрация Буша собирается направить 200 млрд долл. Например, 75 млрд долл. планируется потратить на формирование 17 новых бригад сухопутных войск и замену изношенной и поврежденной в Ираке боевой техники, грузовиков и пр. Часть средств собираются выделить на нужды госдепартамента - одно только новое здание посольства США в Ираке предварительно оценивается в 1,5 млрд долл. На работы по восстановлению экономик Ирака и Афганистана хотят израсходовать 25 млрд долл[8,7].
Но по мнению аналитика Economist Intelligence Unit Джерарда Уолша, дело не только в огромных военных расходах. Он отмечает, что проблема дефицита обострилась из-за одновременного сокращения налогов, проведенного Бушем в 2000-2001 гг., и увеличения госрасходов. В то же время, по его мнению, нынешнее состояние государственных финансов США делает новые крупномасштабные военные акции со стороны Вашингтона маловероятными. По данным аналитиков бюджетного управления конгресса, суммарный дефицит за 2005-2015 гг. может составить 3,7 трлн долл. А если Буш запустит запланированную реформу системы соцобеспечения, дефицит увеличится еще на 1-1,8 трлн долл. Однако даже в такой ситуации Белый дом находит поводы для оптимизма: по отношению к ВВП бюджетный дефицит планируется снизить с 3,6 проц. в 2004 г. до 3,5 проц.
В прошлом году Буш заявлял, что намерен к окончанию своего второго срока в 2009 г. сократить дефицит вдвое. Однако, по мнению конгрессмена-демократа Джона Пратта, «администрацию Буша от сокращения дефицита наполовину или на сколько-нибудь заметную величину отделяют многие годы» [8,7]. А Чарльз Доран из американского Центра стратегических и международных исследований вообще утверждает, что «Буш еще сразу после победы на выборах в 2000 г. осознанно пошел на увеличение дефицита в расчете на высокие показатели роста ВВП в будущем» [8,7].
Уолш считает, что влияние бюджетного дефицита США на глобальную экономику будет чувствоваться в долгосрочной перспективе. По его мнению, конгресс, скорее всего, согласится с планами Белого дома увеличить расходы на операции в Ираке и Афганистане, хотя отдельные статьи военного бюджета и подвергнутся корректировке. Доран также считает, что бюджет будет одобрен конгрессменами, хотя перед этим они раскритикуют Буша.
Президент США Джордж Буш внес в конгресс проект бюджета на будущий год, в котором предусмотрены сокращения расходов по 150 пунктам для снижения дефицита. В бюджете, общий объем которого составляет 2,6 трлн долл., прописаны сокращения расходов на поддержку сельского хозяйств, образования, охраны природы и здравоохранения.
Экономисты призывают Вашингтон снизить расходы уже пару лет. Результатом этого давления стал проект самого жесткого бюджета за все время нахождения Буша у власти. Президент обещает сократить дефицит бюджета вдвое. В будущем финансовом году дефицит немного уменьшится - до 390 млрд долл.
Но пока в 2005 году дефицит достигнет рекордной отметки в 427 млрд долл. Администрация США вынуждена идти на снижение расходов. Рекордный дефицит бюджета, в частности, вызванный снижением налогов, ведет к падению курса доллара относительно мировых валют и повышению стоимости займов. По оценкам независимого бюджетного комитета конгресса, дефицит упадет до 200 млрд долл. к 2009 году, а к 2012 году доходы бюджета превысят расходы, как то было в конце 1990-х годов.
Однако, все оценки основаны на прогнозах бурного роста американской экономики. В проект бюджета заложено увеличение государственных доходов на 6,1проц., а рост расходов - всего на 3,5 проц. Добиваться этого Вашингтон будет сокращением расходов. Снижается финансирование 13 из 23 правительственных программ. Субсидии сельскому хозяйству сокращаются почти на 10 проц., Агентство по защите окружающей среды недосчитается 5,6 проц. финансирования.
Однако военные расходы предполагается увеличить на 4,8 проц. до 419 млрд долл. В бюджет также заложено увеличение на 8 проц. ассигнований министерству внутренней безопасности. При этом в документе нет статей расходов на военные операции в Ираке и Афганистане, на что администрация собирается запросить у конгресса еще 80 млрд долл.
В проекте не указаны и расходы на реформы системы социального страхования - опоры многих пожилых американцев. По некоторым оценкам, реформа обойдется правительству в 4,5 трлн долл. в ближайшие 20 лет. Нет в бюджете и статьи расходов на восполнение стратегических запасов нефти.
Рынки восприняли бюджет-2006 с оптимизмом - доллар вырос относительно евро до 1,28 за евро, а фондовые индексы выросли как в США, так и в Европе.
В США профицит федерального бюджета составил 8.67 млрд долл. в январе против дефицита в 1.38 млрд долл. годом ранее, сообщило Министерство финансов. Расходы бюджета в январе выросли на 3.8% до 193.6 млрд долл., доходы – на 9.2% до 202.2 млрд долл. [8,7].
Аналитики прогнозировали профицит федерального бюджета в январе на уровне 5.2 млрд долл., бюджетный комитет конгресса - профицит на уровне 12.0 млрд долл.
За 4 месяца 2004/2005 финансового года бюджетный дефицит сократился до 109.25 млрд долл. с 131.0 млрд долл. годом ранее. Доходы бюджета выросли на 10.0% до 689.41 млрд долл., расходы повысились на 5.4% до 798.66 млрд долл [8,7].
Напомним, что бюджетный комитет конгресса прогнозирует бюджетный дефицит в 2004/2005 финансовом году на уровне 400 млрд долл., а правительство страны - на уровне 427 млрд долл.
4. Управление бюджетным дефицитом
Бюджетный дефицит испытывает большинство стран. Его сущность состоит в том, что сумма расходов из бюджета превышает сумму доходов. Бюджетный дефицит тесно связан с государственным бюджетом. Как экономическая категория, бюджетный дефицит означает недообеспеченность собственными денежными средствами и необходимость привлечения дополнительных средств сверх имеющихся для восстановления бюджетного равновесия. В основе бюджетного дефицита может быть любая причина: перепроизводство денежной массы, накопленный государственный долг, стихийное бедствие и др. Но основной причиной, как правило, выступает сбой в сфере материального производства, структурная инфляция, недоработки в налоговой системе.
Итак, бюджетный дефицит - это результат неэффективных государственных расходов, не обеспеченных собственными доходами. Бюджетный дефицит усугубляется вследствие недостаточной собираемости налогов и нестабильного характера развития экономики. Безусловно, что неоправданные расходы из бюджета, одновременно не подкрепляемые доходами, ведут к бюджетному дефициту, иначе говоря, к отрицательному сальдо. Это ведет к спаду важнейших экономических показателей, таких, как внутренний валовый продукт, темпы создания новых стоимостей, рост производительности труда и др. В то же время наблюдается снижение уровня жизни населения в связи с сокращением рабочих мест и ростом налогов.
Хотелось бы отметить еще одну особенность. Дополнительные доходы, покрывающие бюджетный дефицит, часто направляются не на развитие приоритетных отраслей, где можно быстро получить отдачу, а на погашение задолженности и другие нужды.
В соответствии со ст.92 бюджетного кодекса РФ, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом о бюджете утверждаются источники финансирования бюджетного дефицита. И размеры этих источников не должны превышать пределы расходов, предусмотренных на погашение долга. Но все дело в том, что этих источников финансирования дефицита бюджета бывает, как правило, недостаточно. Поэтому ст.89 бюджетного кодекса РФ предусматривает заимствование кредитов и займов от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Разумеется, что все эти займы осуществляются на принципах возвратности и платности. А возвращать все это в срок бывает трудно. Поэтому закон ограничивает возможные размеры дефицита бюджета. Статья 92 ч.4. Бюджетного кодекса отмечает, «что размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета»[1,96].
В середине 90-х гг. прошлого века наша страна вступила в полосу дефицитного бюджета, хотя ежегодно планировался профицит бюджета. Основной причиной отсутствия приемлемых доходов явилось сокращение общего удельного веса налога с прибыли предприятий производственной сферы. Дело в том, что в связи с образование СНГ произошла разбалансированность межотраслевого рынка, нарушились прежние производственно-экономические связи. И для формирования доходов государственного бюджета у предприятий изымался даже весь свободный остаток прибыли. Достаточно сказать, что рентабельность в сфере материального производства только за 5 лет - с 1990 по 1995 год - снизилась на 15%. Вместе с тем увеличились и диспропорции между основными отраслями производства, хотя дотации из бюджета в эти отрасли постоянно возрастали. Так, за период с 1985 по 1995 год они выросли почти в 3 раза. Однако показатели эффективности в рост не шли.
Первоочередной из текущих задач того времени было безубыточное развитие экономики. Такая задача стоит перед нашей экономикой и сейчас. Дело в том, что только безубыточность открывает возможности перехода к высокоприбыльной экономике. Только безубыточная экономика отрывается от нерентабельной экономики и становится на путь устойчивой экономической эффективности. Безубыточная экономика характеризуется сбалансированным бюджетом и устойчивой тенденцией к экономическому росту.
Однако о какой безубыточности можно было говорить, если в 1993 г. из общей суммы всех поступлений из отраслей экономики 71% был возвращен на нужды народного хозяйства.
Позже такая устойчивая тенденция к спаду наметилась не только в нашей стране, но и во всех странах, вошедших в СНГ. Практически везде сократился сбор налога с оборота, налог с прибыли и налог от внешнеэкономической деятельности. Одновременно увеличилось финансирование народного хозяйства. В частности, поступления из бюджета в сельское хозяйство, а точнее, в агропромышленный комплекс.
Очевидно и то, что в обозначенный период сократились государственные инвестиции, предполагавшие проведение в жизнь важнейших государственных программ по развитию рыночной инфраструктуры и научно-техническому прогрессу. Таким образом, образовался постоянно растущий бюджетный дефицит, и, чтобы покрыть этот дефицит, ежегодно нужны были дополнительные финансовые расходы.
Одним из важнейших направлений перспективной финансовой политики РФ всегда являлось финансовое планирование. Перспективный финансовый план – это методически и экономически обоснованный документ, служащий как для текущей экономической политики, так и для будущих разработок социально-экономического развития. Это документ, определяющий не только стратегию управления, но и функции исполнительной власти. Формируется он с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе прогноза развития народного хозяйства РФ.
Поскольку перспективный финансовый план носит рекомендательный характер, он законодательно не утверждается. Такое право за перспективным финансовым планом закрепляет п.2 ст.174 Бюджетного кодекса РФ. В вышеотмеченной статье также определяется, в каких целях разрабатывается финансовый план и на какие сроки. Вместе с тем нигде в Бюджетном кодексе РФ при регулировании долгосрочных целевых программ ничего не говорится о планировании бюджетного дефицита. Хотя во многих странах СНГ такая практика с начала 1990-х гг. прошлого века уже проводится. Отказ от планирования бюджетного дефицита означает существенный рост в нашей экономике.
Тем не менее, необходимо знать источники финансирования бюджетного дефицита. Ст.89 Бюджетного кодекса РФ определяет государственные заимствования РФ: «Государственные заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками»[1,89]. Вместе с тем бюджетное законодательство также регулирует через свою нормативную базу различные случаи бюджетного дефицита и возможные способы покрытия бюджетного долга. При определении бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением о бюджете утверждаются источники финансирования этого дефицита. В п.3 ст.92 Бюджетного кодекса РФ определяется размер дефицита федерального бюджета: «Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году»[1,91].
За период с 1996 по 2004 год дефицит государственного бюджета был покрыт за счет внутренних источников.
Безусловно, для образования бюджетного профицита и положительного сальдо надо изыскивать дополнительные финансы. Они подразделяются на внутренние и внешние. Важным внутренним источником, способствующим покрытию бюджетного дефицита, является выпуск ценных бумаг, а внешним источником – государственные внешние займы.
Бесспорно, что проблемы дефицита бюджета для нашей страны актуальны и сегодня. Это связано с тем, что у банков, кредитующих ипотечное жилищное строительство, постоянно не хватает денежных средств. Не хватает денег и у банков, кредитующих сельское хозяйство. Много кредитов предоставляется также крупным компаниям под гарантии правительства. Анализ таких кредитов позволяет сделать вывод, что они увеличивают дебиторскую задолженность государству и способствуют росту дефицита бюджета, несмотря на механизм их погашения.
С целью полного исключения бюджетного дефицита или его частичного смягчения во многих зарубежных странах проводится практика бюджетного прогнозирования. Даже в таких развитых странах, как Америка, Канада, Англия и Австралия, проводится планирование бюджетных ресурсов и фискальных сборов, прогнозируются финансовые планы и оценивается состояние текущих бюджетов. Перспективное планирование в вышеотмеченных странах на предстоящий финансовый год начинается с оценки базовых уровней и внесения соответствующих поправок, обеспечивающих стабильность всего бюджетного процесса. Эти поправки могут носить локальный характер или распространяться на все годовое бюджетное планирование.
Вместе с тем составляемые стратегические планы, опирающиеся на базовый уровень лимитных расходов по отраслям и министерствам, дают возможность определения приоритетных направлений для эффективного расходования финансовых ресурсов.
Безусловно, что соответствующие отрасли и министерства должны, исходя из режима экономии, усердно изыскивать ресурсы пополнения своих бюджетов с учетом режима экономии. Тем более это важно потому, что сэкономленные средства остаются в их собственности.
Используя метод прогнозирования при изучении доходной части бюджета, можно получить ценные данные по налоговым поступлениям, такие как доходы целевых бюджетных фондов, расчеты чистой прибыли от валового внутреннего продукта, расчетные данные индекса инфляции по росту потребительских цен и ее влияния на финансовые поступления в среднем за год, расчет устойчивого бюджетного дефицита.
К числу основных показателей, которые влияют на потенциал налоговых поступлений, в большинстве зарубежных стран считают показатель внутреннего валового продукта (централизованного или территориального). Таким же важным фактором налоговых поступлений являются поступления от работающих физических лиц. Вместе с тем, все большую роль играют налоговые поступления от роста инвестиций в различные региональные отрасли производства. И, наконец, дополнительные налоговые поступления увеличиваются за счет роста общего числа хозяйствующих субъектов.
Если всех перечисленных каналов дополнительных налоговых поступлений бывает недостаточно, то надо считать, что степень влияния инфляции на дефицит государственного бюджета весьма значима. Дело в том, что инфляция, помимо роста цен на товары и услуги, обесценивает сами деньги. Инфляция переполняет каналы денежного обращения неподкрепленной денежной массой. Самым опасным проявлением инфляции является то, что она занижает реальную стоимость товаров и услуг.
На бюджетный дисбаланс и на бюджетный дефицит влияет любая форма инфляции: административная инфляция, встроенная инфляция, инфляция издержек, импортируемая инфляция, кредитная инфляция, индуцированная инфляция. Но особую опасность вызывает проявление такой формы инфляции, при которой дефицит бюджетного финансирования покрывается обесцененными деньгами.
В основе вышеприведенного утверждения лежит то, что инфляция поглощает любую эмиссию, любые заемные средства. Она нарушает эластичное денежное обращение. При галопирующей инфляции за имеющуюся на руках наличность утром можно купить на рынке 1 кг мяса, а вечером за те же деньги - только 0,5 кг.
Только дополнительные усилия по стабилизации производства и существенное повышение ее эффективности, а также стабилизация всей финансово-кредитной системы могут дать положительные результаты по стабилизации бюджетной системы.
Для того чтобы исключить бюджетный дефицит и перейти к полной бюджетной обеспеченности, необходимо следующее:
· обеспечить динамизм в развитии всего народного хозяйства;
· исключить все проявления инфляции;
· обеспечить бюджетное выравнивание по региональным доходам;
· через систему казначейства и через другие органы постоянно прослеживать правильность расходования бюджетных средств соответственно их первоначальной направленности;
· укреплять принципы самостоятельности регионов, всемерно исключая у них иждивенческие настроения;
· с помощью экспертов-аналитиков необходимо выявлять узкие места в регионах с целью увеличения эффективности производства и увеличения доходных статей бюджета;
необходимо постоянно обновлять программу по сокращению бюджетного дефицита;
При реализации бюджетных программ необходимо, прежде всего, определить первостепенные задачи и сконцентрироваться на их решении, а не второстепенных и третьестепенных, и блок финансирования направлять преимущественно в это же русло.
С целью исключения бюджетного дефицита и перехода к полной бюджетной обеспеченности возможны и другие варианты, например:
· привлечение иностранных инвестиций для покрытия бюджетных расходов и проблем бюджетного развития;
· внедрение и развитие в регионах безубыточных форм хозяйствования;
· упорная работа над возвратом бюджетных кредитов;
· дифференцированный подход к использованию налога на добавочную стоимость;
· сокращение времени движения бюджетных средств согласно их конкретному назначению;
· контроль за целевым использованием бюджетных потоков.
Наряду с налогом на прибыль большую роль в организации бездефицитного бюджета играет налог на доходы с физических лиц. Это так называемый федеральный налог, собираемый на территории всей страны. По своей классификации данный налог является регулирующим. Он регулирует отношения между физическими лицами и местными государственными налоговыми органами по порядку взимания налогов. Объектом налогообложения являются не только граждане России, но и лица других государств, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в году.
В совокупный доход, облагаемый налогом, включаются все виды доходов плательщика, от постоянной заработной платы до работ по совместительству, различных премий и дивидендов. Вместе с тем, налоговое законодательство предусматривает также необлагаемые виды доходов граждан. К ним относятся государственные пенсии, различные компенсации по возмещению причиненного вреда, алименты и т.д.
Заключение
В экономических отношениях очень важно то, что законодательство помогает решать появляющиеся в экономике проблемы, причем не через экономические отношения, а через нормируемое законодательство.
Получается так, что свод законов, по тем или иным случаям, сам вскрывает возникающие проблемы и сам же их разрешает. Например, в ст.92 Бюджетного кодекса РФ регулируются отношения по принятию бюджета на очередной финансовый год с дефицитом и без дефицита. В статье оговариваются различные случаи, которые могут встретиться при принятии бюджета на очередной финансовый год. И тут же ст.93 Бюджетного кодекса указывает источники финансирования дефицита бюджета, которые утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. А в ст.94 Бюджетного кодекса РФ указываются эти источники финансирования дефицита бюджета:
1) внутренние источники в следующих формах:
· кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;
· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные РФ
На примере вышеотмеченных правовых норм, помимо явно вскрытых у них признаков регулирующего характера, мы видим, что надстрочные правовые отношения, наделенные силой закона, вторгаются в экономические распределительные отношения и регулируют там все проблемы, связанные с распределением денежных средств. Но все дело в том, что местом накопления этих денежных средств является реальный сектор экономики. Только при таком подходе и таким образом можно понять отличие юридического распределения от распределения экономического. Иначе говоря, прежде чем что-то распределять, это нужно произвести. И если реальный сектор экономики с этим справляется, то действующему регулируемому законодательству легче выполнять свои функции относительно поставленных перед ним задач. А в совокупности реальному сектору экономики и текущему законодательству под силу обеспечить бездефицитный бюджет – основу роста благосостояния народа.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2008. – 224 с.
2. Нешитой А.С: Финансы и кредит. – М.: Дашков и К, 2007. – 572 с.
3. Экономика/Под ред. доц. Булатова А.С., 2-е изд. - М.: БЕК,1999. – 705 с.
4. Финансы/Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. – М.: Юрайт-М, 2001. – 529 с.
5. Бликанов А.В., Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов// Дайджест-Финансы, 2007. – №9(153) – с. 12-15
6. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист,2002. - №7 – с. 37
7. Сажина М.А Бюджетная политика государства// Дайджест-Финансы, 2005. – №27(195) – с. 10-12
8. Якимов В.Д. Бюджетное управление конгресса поддерживает предложенное Бушем сокращение налогов// Налоги и бизнес, 2006. - №34 - с. 7