Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экспорт как метод проникновения фирм на зарубежные рынки

  • Вид работы:
    Другое по теме: Экспорт как метод проникновения фирм на зарубежные рынки
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    02.06.2018 1:17:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ГОТ 121201 международный бизнес


    Тема: Метод проникновения фирмы на международные рынки: экспорт сырьевых товаров

    Содержание

    Введение3

    1.Теоретические и организационные основы экспорта5

    1.1.Способы проникновения фирмы на зарубежные рынки. Основы экспорта5

    1.2.Международная торговля и ее особенности на современном этапе10

    1.3.Факторы, влияющие на ценообразование и особенности экспорта сырьевых товаров14

    2.Оценка особенностей экспортной деятельности компании «Газпром»18

    2.1.Общая характеристика деятельности концерна «Газпром»18

    2.2.Оценка особенностей экспортной деятельности ОАО «Газпром»21

    Заключение29

    Список литературы31

    Введение


    Актуальность проведенного в работе исследования обусловлена реалиями тех процессов, которые происходят в мировой экономике и внешнеэкономической деятельности отдельных стран: современная мировая экономика это рыночная экономика, поэтому встает вопрос о том, как реализуются основные положения рыночной экономики в системе международных экономических отношений.

    В процессе своей торговой деятельности на мировой экономической арене субъекты международной торговли вступают в определенные экономические отношения, которые представляют собой в широком смысле систему хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, представленными различными хозяйствующими субъектами, а также международными экономическими организациями и финансовыми центрами.

    При этом, по мере усиления глобализации хозяйственной жизни, для каждой фирмы усложняются задачи проникновения на зарубежные рынки, так как многие экономические проблемы начинают требовать постоянного внимания и оперативного принятия участниками мирового сообщества согласованных решений.

    Цель работы изучение экспорта как основного метода проникновения фирм на зарубежные рынки.

    Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:

    • Определить способы проникновения фирмы на зарубежные рынки и основы экспорта;
    • Рассмотреть особенности международной торговли на современном этапе;
    • Выявить факторы, влияющие на ценообразование и особенности экспорта сырьевых товаров;
    • Провести оценку особенностей экспортной деятельности компании «Газпром».




    1.Теоретические и организационные основы экспорта

    1.1.Способы проникновения фирмы на зарубежные рынки. Основы экспорта

    Способы проникновения фирмы на зарубежные рынки и факторы, влияющие на это, представлены на рис. 1.1.

    Рис.1.1. Способы проникновения на зарубежные рынки

    Преимущества и недостатки различных способов проникновения на зарубежные рынки представлены в табл. 1.1.

    Экспорт, пожалуй, можно назвать наиболее простым и понятным из всех видов международной деятельности. Он же является и самой общепринятой формой международного бизнеса.

    Это продажа на мировых рынках продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран.

    В таблице 1.1. приведено сравнение экспорта и других видов проникновения фирмы на рынки зарубежных стран.

    Таблица 1.1. Преимущества и недостатки способов проникновения на зарубежные рынки

    Способ Основные преимуществаОсновные недостатки123ЭкспортОтносительно низкий уровень финансового риска

    Возможность постепенного проникновения на рынок

    Приобретение знаний о местном рынке

    Возможность избежать ограничений на иностранные инвестицииУязвимость к тарифным и нетарифным ограничениям на торговлю

    Сложности с доставкой грузов

    Потенциальные конфликты с дистрибьюторамиЛицензированиеНизкий уровень финансовых рисков

    Возможность оценки потенциала рынка без больших затрат

    Возможность избежать тарифов, нетарифных ограничений, ограничений на иностранные инвестиции

    Возможность получения информации о местных рынках от лицензиатаОграниченные возможности рынка/ ограниченные прибыли

    Зависимость от лицензиата

    Потенциальные конфликты с лицензиатом

    Вероятность создания нового конкурентаФранчайзингНизкий уровень финансовых рисков

    Возможность оценки потенциала рынка без больших затрат

    Возможность избежать тарифов, нетарифных ограничений, ограничений на иностранные инвестиции

    Осуществление более жесткого контроля по сравнению с лицензированием

    Возможность получения информации о местных рынках от франчайзиОграниченные возможности рынка/ ограниченные прибыли

    Зависимость от франчайзи

    Потенциальные конфликты с франчайзи

    Вероятность создания нового конкурентаКонтрактное производствоНизкий уровень финансовых рисков

    Выделение минимального объема ресурсов на выпуск продукции

    Распределение ресурсов компании на другие виды деятельности в цепочке создания ценностиОграниченный контроль (который может сказаться на качестве продукции, сроках доставки и т. д.)

    Ограниченные возможности в плане получения опыта

    Потенциальные проблемы в сфере связей с общественностью может возникнуть необходимость в проверке условий труда и т.д.Управленческие контрактыВозможность выделения ресурсов компании тому направлению деятельности, в котором компания имеет наибольший опыт

    Минимальный финансовый риск при выходе на зарубежный рынокПотенциальные прибыли ограничены договором

    Вероятность непреднамеренной передачи партнеру собственного опыта и методов работы компанииСтроительство и оснащение объектов «под ключ»Возможность выделения ресурсов компании тому направлению деятельности, в котором компания имеет наибольший опыт

    Возможность избежать всех рисков, связанных с деятельностью компании в долгосрочном периодеФинансовые риски (превышение допустимого объема издержек)

    Строительные риски (отсрочки, проблемы с поставщиками и т. д.)Прямые зарубежные инвестицииВозможность получения больших прибылей

    Осуществления контроля над выполнением операций

    Приобретение знаний о местном рынке

    Возможность избежать тарифов и нетарифных ограниченийНеобходимость больших инвестиций в производственные мощности и систему управления

    Более высокий уровень подверженности политическим рискам

    Уязвимость к ограничениям на прямые иностранные инвестиции

    Более сложная система управления

    Мотивы для начала экспортной деятельности делятся на два типа: проактивные и реактивные.

    Проактивные мотивы это то, что побуждает компанию развиваться в международных масштабах, это расширительная деятельность.

    Реактивные мотивы это то, что вынуждает компанию выходить на зарубежные рынки, так как в своей стране возможности для ведения бизнеса уменьшаются.

    Формами экспорта являются косвенный экспорт, прямой экспорт и внутрикорпоративный обмен товарами или услугами.

    Косвенный экспорт продажа товаров отечественному заказчику, который, в свою очередь, экспортирует эти товары на зарубежные рынки либо в первоначальном, либо в измененном виде.

    Прямой экспорт продажа товаров непосредственно заказчикам (дистрибьюторам или конечным потребителям), расположенным за пределами родной страны компании. Прямой экспорт позволяет компании приобрести ценный опыт ведения международных операций, повысить уровень информированности об условиях ведения бизнеса и использовать новые экспортные возможности.

    Внутрикорпоративный обмен товарами или услугами продажа товаров компании, расположенной в одной стране, ее дочерним компаниям, расположенным в других странах. Эта форма экспорта позволяет компаниям более эффективно использовать производственные мощности как на отечественном, так и зарубежных рынках.

    Формы экспорта иллюстрируются на рис. 1.2.

    Рис.1.2. Формы экспорта

    Компании, рассматривая экспорт в качестве способа проникновения на зарубежные рынки, должны проанализировать такие факторы, как: правительственная политика, проблемы маркетинга, логистика, распределение товаров. Правительства родной страны, как правило, проводят политику содействия экспорту. Правительства принимающих стран могут вводить тарифные и нетарифные ограничения, что делает экспорт не столь привлекательным способом проникновения. Проблемы маркетинга(создание имиджа торговой марки, организация сбыта товаров и способность компании быстро реагировать на запросы потребителей) также влияют на принятие решений о начале экспортной деятельности. Логистические издержки на экспортируемые товары (складское хранение, упаковка, транспортировка, сбыт, поддержание запасов) превышают издержки местного производства. Компании должны убедиться в том, что они способны обеспечить конкурентоспособный уровень обслуживания потребителей на зарубежном уровне.


    1.2.Международная торговля и ее особенности на современном этапе

    В настоящее время существенные сдвиги произошли в структуре международной торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности (синтетический каучук, пластмассы и т.д.), большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом нефтью и природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса.

    Если раньше в международном товарообороте преобладали сырьевые товары и конечная продукция, то в современных условиях все большее значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными формами изделий, отдельными частями конечного продукта. Возникновение мощного производственного аппарата ТНК за рубежом, налаживание между отдельными международными звеньями технологических цепочек устойчивых кооперационных связей привели к тому, что уже около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходятся на промежуточную продукцию (комплектующие изделия).

    Важную роль в международной торговле приобретают экспорт и импорт услуг (так называемый «невидимый экспорт»). Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) было подписано в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Данное соглашение конкретизирует принципы, положенные в основу торговли товарами, применительно к торговле услугами. В ГАТС прописаны правила и принципы, определяющие торговлю услугами в специфических секторах экономики и обязательства стран по либерализации доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг в секторах и подсекторах услуг, перечисленных в перечнях специфических обязательств для каждой из стран. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество. Если в 1970 г. объем мирового экспорта услуг составлял 80 млрд долл., то в 2006 г. 2,710 трлн долл., т.е. больше 20% стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40% экспорта США, 46% Англии.

    При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорта и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринга) и аренды зарубежного оборудования (лизинга). Доля экономически развитых стран в экспорте услуг составляет около 80%. Следует заметить, что международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

    Анализ направлений торговли позволяет выявить, что опережающими темпами растет взаимная торговля промышленно развитых стран, на которые приходится почти 60% мирового экспорта. В свою очередь развивающиеся страны вывозят в индустриальные страны около 70% своих экспортных товаров. Концентрация торговли в зоне промышленно развитых стран объясняется также и тем, что экономическая мощь распределяется по странам мира далеко не равномерно. На три мировые державы США, Японию и Германию, где проживает всего 9% населения земного шара, приходится половина всего мирового дохода и более 1/3 мировой покупательной способности.

    Наблюдаются и некоторые изменения в торгово-экономических связях между развитыми и развивающимися странами. Сугубо аграрно-сырьевая специализация большинства развивающихся стран дополняется передачей им функций по снабжению индустриальных центров «грубой» материалоемкой и трудоемкой продукцией обрабатывающих отраслей. Такое производство основывается зачастую на дешевой рабочей силе в развивающихся странах и часто из-за экологических соображений переноса вредных производств в эти страны.

    Интернационализация мирового хозяйства проявляется и в условии зависимости национальных хозяйств от внешнего рынка. Растут доля производства, идущего на экспорт (экспортная квота), и доля импорта в потреблении (импортная квота). Сейчас от 20 до 30% продукции и столько же потребляемых ресурсов идут на экспорт или покрываются за счет импорта.

    Усиливается тенденция вытеснения с мирового рынка средних и мелких экспортеров и импортеров. Внешнеторговые связи концентрируются в руках монополистических объединений. Уже в 1980-е годы связанный с деятельностью ТНК американский экспорт составил 84% всего экспорта США и 60% импорта. Аналогичная картина наблюдается и в других странах.

    Характерной чертой последних лет является «бартеризация» внешнеэкономических сделок рост встречной торговли. Покупатели все чаще требуют от поставщиков купить у них в обмен товар для собственного использования или перепродажи. На такие «встречные» сделки приходится от 20 до 30% всей мировой торговли. Для обслуживания встречной торговли возникают посреднические специализированные фирмы, при банках создаются специализированные отделы по финансированию встречной торговли.

    Наблюдаются изменения и в методах конкурентной борьбы на внешних рынках. Ценовая конкуренция отходит на второй план. Конкуренция переходит в сферу качества и технической новизны изделий, надежности, дизайна, экологичности. Сегодня успех на внешнем рынке также зависит от умело поставленной рекламы. Важно вовремя оповестить рынок о положительных качествах, новизне и эффективности выпускаемой продукции, ее привлекательных внешних данных. Удача во внешней торговле обеспечивается также хорошо организованным послепродажным обслуживанием. Современная сложная техника требует своевременного ремонта, наличия запасных частей. Кто сумеет обеспечить это, тот выигрывает на рынке.

    Наряду с законной торговой практикой набирают силу, особенно это касается ряда стран Юго-Восточной Азии, криминальные формы торговли, контрабанда, торговля товарами с фальсифицированными торговыми знаками (одеждой, обувью, бытовой электротехникой). Объем такой торговли достигает 60 млрд долл. в год.

    В борьбе за рынок правительственных заказов нередко прибегают к подкупу правительственных чиновников, ответственных за размещение этих заказов.

    Внешняя торговля часто используется для достижения определенных политических целей. Введение различных экспортных и импортных ограничений, торговых эмбарго входит в арсенал экономической дипломатии, например эмбарго на поставку зерна в СССР после ввода советских войск в Афганистан, эмбарго на торговлю с Югославией.

    Во внешнеторговой политике наблюдается постепенное движение в сторону либерализации международной торговли. Но такая тенденция неоднозначна: силы государств на мировом рынке неравны. Рынок душит и выбрасывает неконкурентоспособные предприятия, отсюда возникает необходимость в отдельных случаях прибегать к протекционистским мерам. Вопрос о защите отечественных производителей особо остро стоит сейчас в России.

    Изменения на мировом рынке, вызванные процессами интернационализации и развитием научно-технической революции, сделали внешнюю торговлю неотъемлемой частью национального процесса воспроизводства. Теперь ни одна страна, ни большая, ни малая, не может успешно развиваться без налаженных внешнеэкономических связей. Для многих стран развитие внешней торговли послужило фактором экономического роста. Динамизм экономического развития таких стран, как Япония, ФРГ, Франция, Италия, Южная Корея, Тайвань, и ряда других, обязан широким внешнеэкономическим связям. Изменился и сам характер мирового рынка. На него поступают не излишки каких-либо товаров, а заранее согласованные поставки конкретному покупателю.


    1.3.Факторы, влияющие на ценообразование и особенности экспорта сырьевых товаров

    По методологии ООН к сырьевым товарам относятся продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье, каучук, включая синтетический, лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу, текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, в том числе природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН относит к готовым изделиям.

    Довольно сложно провести границу между сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В узком смысле сырье включает в себя только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком все материалы, непосредственно добываемые из окружающей среды (уголь, нефть, руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке и, в свою очередь, выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.).

    При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках сырья, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли, куда будут и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

    Цены мировых товарных рынков сырья по источникам информации, сфере применения и способу использования принято подразделять на несколько групп.

    Контрактные цены цены на продукцию, согласованную продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

    Справочные цены цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен, публикуемые в справочниках Piatt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе ориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, а экспортеры удобрений на «Ferticom».

    Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть, товар весьма специфичный. Вместе с тем они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

    Биржевые цены цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йор биржа хлопка.

    Цены аукционов цены, полученные в результате торгов, это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период.

    В условиях рыночной экономики проникновение фирмы на зарубежные рынки зависит от многих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп.

    1. Общеэкономические факторы, действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

    2. Конкретно экономические факторы, определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства качество, надежность, престижность.

    3.Специфические факторы, действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

    4.Специальные факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

    5.Внеэкономические факторы, в том числе: политические; военные; религиозные; этнические и др.

    Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения.

    При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю сырьем - замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазах кризиса и подъема. Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

    2.Оценка особенностей экспортной деятельности компании «Газпром»

    2.1.Общая характеристика деятельности концерна «Газпром»

    Газпром российская государственная компания, монополист в области добычи, переработки и продажи природного газа, а также крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов.

    Главная цель Компании состоит в обеспечении долгосрочного роста стоимости компании. Газпром стремится, сохранив преимущества естественной монополии, получить максимально расширенный доступ к платежеспособному европейскому рынку газа, находящемуся в процессе либерализации.

    Основные слагаемые этой стратегии:

    1. Повышение цен на газ для потребителей (как внутри страны, так и за ее пределами)

    2. Избирательная реформа газового рынка в России на фоне либерализации газового рынка в ЕС.

    3. Диверсификация энергетического бизнеса и конечных продуктов производства (выход на рынок сжиженного природного газа, приобретение нефтяных, электроэнергетических, перерабатывающих активов)

    4. Минимизация транзитных рисков (приобретение газотранспортных мощностей в транзитных странах, строительство новых газопроводов)

    5. Обмен активами (вхождение на рынок продажи газа конечным потребителям в обмен на доступ иностранных компаний к добыче газа в РФ).

    В рамках задач, поставленных Энергетической стратегией России перед газовой промышленностью, ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа.

    Стратегическая перспективная цель компании «Газпром» определение наиболее целесообразных маршрутов транспорта газа, конденсата и нефти, для месторождений, которые будут освоены на Ямале. Соответственно, можно выделить три основные группы трубопроводов по перекачиваемому продукту газопроводы, конденсатопроводы и нефтепроводы.

    Газопроводы. В целом по полуострову Ямал можно выделить только одно стратегическое направление маршрута газопроводов на юго-запад, в европейскую часть России, где расположены основные центры потребления газа и проходят экспортные газопроводы. Но вариантов маршрутов в этом направлении может быть несколько, учитывая разбросанность месторождений по территории полуострова.

    Один из маршрутов уже определен решениями ОАО «Газпром» - это транспорт газа от Бованенковского и Харасавейского месторождений. Маршрутом предусматривается создание новой системы магистральных газопроводов от Бованенково, через Байдарацкую губу, на Ухту и далее на Торжок.

    Как следует из рисунка 2.1, новая газопроводная система уникальна, как по пропускной способности, так и протяженности и энерговооруженности, то есть по оснащению газоперекачивающими агрегатами. И, поскольку новая газовая магистраль будет органично связана с существующей, необходимо будет произвести мероприятия по реконструкции действующей газотранспортной системы для обеспечения приема дополнительного объема газа.


    Рис. 2.1 Схема газопроводной системы Ямал-Ухта-Торжок (по материалам ОАО «Газпром»)

    Еще одно перспективное направление развития - транспорт жидких углеводородов газового конденсата и нефти. Для данного предложения по вывозу жидких углеводородов от месторождений Южно-Ямальской группы использование железнодорожного транспорта является оптимальным в этом районе отсутствуют какие-либо нефтепроводные сети, ближайшая точка начала нефтепровода НПС «Сыня», находится в 960 километрах. Учитывая загрузку этого нефтепровода, его естественное старение, а также реологические свойства нефти Южного Ямала и ее объемы добычи, даже вместе с конденсатом 5-6 млн.т/год, строительство подводящего нефтепровода будет экономически нецелесообразно, а технически невыполнимо.

    Ресурсный потенциал месторождений Южно-Ямальской группы позволяет рассчитывать на суммарную добычу жидких углеводородов (нефти и стабильного конденсата) 5-6 млн.т в год.

    2.2.Оценка особенностей экспортной деятельности ОАО «Газпром»

    Выбор страновых рынков и способов выхода на страновые рынки

    И независимые эксперты, и руководство «Газпрома» сходятся во мнении, что стратегия компании должна быть пересмотрена в соответствии с развитием мировой экономики и естественно-природными факторами. Речь идет, в частности, об изменении структуры рынков сбыта в результате глобализации и усиления конкуренции. Кроме того, появляются новые конкуренты и возможные партнеры в связи с укрупнением лидеров нефтегазового бизнеса, а также с появлением новых лидеров интегрированных энергетических компаний. Наконец, меняется собственная производственная база «Газпрома».

    Три крупнейших игрока западного газового рынка США, Норвегия и Германия ведут борьбу за доступ к российским недрам, предлагая в обмен одно и то же технологии, инвестиции и рынок сбыта. Естественно, российские компании должны сотрудничать с партнерами из этих стран, но относиться к этому нужно с известной долей осторожности.

    В начале 21 века Компания Газпром добилась серьезного усиления своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья. Повышение капитализации, приобретение новых активов, диверсификация бизнеса все это качественно улучшает положение Газпрома на мировом энергетическом рынке. Россия обрела собственную транснациональную корпорацию, активность которой (наряду с другими) позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.

    Вместе с другими нефтегазовыми корпорациями мира Газпром работает на создание единого транснационального энергетического рынка. Газпром в этом контексте выступает не как российская компания, а как транснациональная корпорация, не отягощенная бременем ответственности за судьбу страны. Именно такой сценарий называют компрадорским и его реализация отнюдь не исключена. В этом варианте действия Газпрома продиктованы, прежде всего, интересами усиления своих переговорных позиций в условиях формирования глобального энергетического рынка.

    Для дальнейшего продвижения компании на страновые рынки используются знания и умения в области разработки и принятия решений, связанных со взаимоотношениями и взаимодействием с интернациональными фирмами, которые вовлечены в процесс международного обмена сырьевыми товарами и их производными. На этом этапе философией, методологией и инструментарием организации и осуществления коммуникативных процессов в сфере международного обмена для ОАО «Газпром» становится международный маркетинг.

    Международный маркетинг-менеджмент стал философией и средством интенсификации деятельности Компании, интегрированной функцией, осуществление которой направлено на форсирование процесса формирования и воспроизводства спроса на товары Компании, увеличение прибыли в международной предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что вхождение в мирохозяйственные связи сопровождается процессами глобализации и интернационализации экономики стран партнеров «Газпрома» по бизнесу.

    Державный путь эволюции компании «Газпром» предполагает усиление Газпрома как фактора усиления России. Альянс власти и бизнеса в таких обстоятельствах не является недостатком apriori. Более важна идеология данного альянса, вернее, ощущение его членами сопричастности решению задач, стоящих перед всей нацией. Российские олигархи-прагматики понимают, что их конкурентоспособность на уровне глобальной бизнес-элиты зависит, в частности, от мощи стоящего за ними государства, которая предполагает определенный уровень консолидации общества. Тогда успехи Газпрома будут рассматриваться как общенациональные успехи а государство станет авторитетным в глазах общества и получит легитимные основания рассчитывать на корпорации при решении своих внутри- и внешнеполитических задач.

    Выбор сегментов потребителей

    Основные потребители продукции ОАО «Газпром» - российские компании, а также корпорации ближнего и дальнего зарубежья (главным образом, стран Евросоюза), - импортеры природного газа и его производных.

    В соответствии с Директивой Европейского Парламента и Европейского Совета с 1998 года в ЕС началась либерализация газового рынка, направленная на усиление конкуренции, обеспечение надежности поставок, формирование единого рынка газа в Европе (вместо существовавших до этого традиционных транзитных схем) и снижение цен для конечных потребителей. На практике реформа идет сложно. Цены на газ продолжают расти, доступ к хранилищам природного газа для независимых операторов осложнен, трансграничные продажи газа ограничены, информационное обеспечение участников рынка не устраивает. В результате, в условиях ослабления европейских национальных газовых монополий, Газпром получает хорошие возможности для конкуренции с другими поставщиками газа на европейском рынке.

    Европейские конкуренты Газпрома, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы с ними конкурировала не монополия, а несколько российских компаний, поставленных внутри России в те же условия, в каких находятся европейские компании у себя дома. Поэтому Евросоюз так настаивает на либерализации газовой отрасли в нашей стране. Часть предполагаемых мер выгодна Газпрому, часть нет. Интерес Газпрома состоит в том, чтобы сохраниться в качестве монополии. В итоге, под флагом реформы газовой отрасли в России реализуются только те меры, которые не противоречат этому фундаментальному интересу компании.

    Маркетинговые стратегии

    Процесс интернационализации и вхождения компании «Газпром» в мирохозяйственные связи базируется на обмене товарами и услугами между ней и партнерами из стран-импортеров. Процесс обмена носит иерархический глобальный характер, поскольку может охватывать как отдельные личности (физические лица), так и отдельные фирмы и организации (юридические лица), регионы, страны и мир в целом.

    Интеграции и интернационализации международных связей компании «Газпром» способствует постоянный, хотя и неравномерный, рост объемов мировой торговли энергоресурсами. Основными факторами, оказывающими влияние на динамику мировой торговли, являются: развитость национальных экономических и технических инфраструктур; сбалансированность внешнеэкономической деятельности с состоянием собственной национальной экономики; уровень занятости трудоспособного населения; национальный и международный политический климат; развитость структуры экспорта каждой страны; состояние рыночной конъюнктуры и конкуренции в условиях глобализации рынков; развитие и интеграция информатизации во всех сферах деятельности.

    В основе работы «Газпрома» сегодня - освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе; инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля ОАО «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.

    Газпром также стремится участвовать в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена активами.

    Развитие нефтегазопереработки. Газпром нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей.

    Контрактно-ценовой микс

    Повышение цен на газ. Газпром повышает и будет далее повышать цены на газ для российских потребителей. Для него как бизнес-структуры рынок един, т.е. не важно кто платит, важно сколько платит. Здесь заложено первое фундаментальное отличие корпоративных интересов Газпрома от интересов Кремля. Коммерческую компанию не может устраивать ситуация, при которой она вынуждена более 50% своего товара продавать по заниженным ценам. Разумеется, Газпром хотел бы избавиться от этого бремени. Для Кремля, напротив, дешевый газ на внутреннем рынке это одна из экономических опор власти. Теперь политический элемент в газовом ценообразовании уходит на второй план, а в некоторых случаях практически исчезает. В частности, доказательством тому являются планы повышения цен на газ для Армении и Белоруссии, несмотря на союзнический статус этих государств по отношению к России. Такой подход Газпрома, очевидно, осложняет жизнь российским дипломатам, которые фактически лишаются "газового аргумента". Газпром тем самым снимает с себя еще одно бремя, связанное с использованием его товара в качестве инструмента внешней политики.

    Наиболее деполитизированной всегда была торговля газом со странами дальнего зарубежья, поскольку осуществлялась по рыночным ценам. Нынешняя мировая энергетическая конъюнктура играет на Газпром, поскольку повышение цен на газ не прекратится до тех пор, пока не остановится рост цен на нефть или не заработает полноценный спотовый рынок газа в Европе. Пока же на рынках дальнего зарубежья цены на газ будут также расти.

    Сбыто-распределительный микс

    Вовлечение в баланс поставок газа из стран Центральной Азии. С целью минимизации инвестиционной нагрузки на ОАО «Газпром» и оптимизации потоков газа в рамках Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель ОАО «Газпром».

    Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса на газ и повышения гибкости поставок газа на внутренний и внешний рынки.

    Минимизация транзитных рисков. Важнейшим событием в реализации этой стратегии стало строительство Североевропейского газопровода (СЕГ), трасса которого проходит через акваторию Балтийского моря. Это позволяет существенного ограничить зависимость экспорта российского газа от транзитных государств, избавляет Газпром от необходимости оплачивать транзитные сборы, а также обеспечивает германские инвестиции в газовую инфраструктуру.

    Коммуникационный микс

    Установление и развитие отношений, коммуникаций основная цель Компании «Газпром», действующей на международном рынке. Наличие тесных контактов и устойчивых связей с поставщиками, покупателями, распределительной сетью, банковскими и страховыми организациями, государственными структурами и другими партнерами по бизнесу создает благоприятные условия для успешного развития деятельности ОАО «Газпром» на международном рынке.

    Особое внимание уделяется обмену материальными, финансовыми и информационными ресурсами, а также взаимной адаптации партнеров. Адаптация в производственной, коммерческой и социальных сферах все теснее связывает стороны друг с другом и способствует непрерывности взаимодействия, не позволяя другим компаниям заменять одного из партнеров в успешном взаимоотношении. Адаптация и обмен создают основу для установления, развития и поддержания долгосрочных взаимоотношений с другими действующими лицами в сфере бизнеса.

    Для утверждения и закрепления позиции Компании по отношению к партнерам в международных бизнес - сетях используются следующие методы:

    1. международное расширение своей сети, т. е. установление позиций по отношению к партнерам в новых интернациональных сетях;
    2. международное проникновение, т, е. улучшение позиций и увеличение вложений ресурсов в те сети за границей, где у Компании уже существуют определенные позиции;
    3. международная интеграция, т. е. усиление, скоординированное между позициями в различных национальных бизнес-сетях.

    Либерализация газового рынка в России.

    Важное слагаемое успеха экспортной деятельности Газпрома состоит в расширенной экспансии на рынок Европейского союза. Европейские конкуренты Газпрома, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы с ними конкурировала не монополия, а несколько российских компаний, поставленных внутри России в те же условия, в каких находятся европейские компании у себя дома. Поэтому Евросоюз так настаивает на либерализации газовой отрасли в нашей стране. Часть предполагаемых мер выгодна Газпрому, часть нет. Интерес Газпрома состоит в том, чтобы сохраниться в качестве монополии. В итоге, под флагом реформы газовой отрасли в России реализуются только те меры, которые не противоречат этому фундаментальному интересу компании. Таким образом, второе слагаемое стратегии Газпрома состоит в избирательном подходе к реформированию газовой отрасли. Факт реального роста капитализации компании свидетельствует о том, что Газпром привлекает инвесторов именно в качестве монополии. Только в этом качестве Газпром имеет шансы удержать высокий уровень капитализации и сохранить недавно обретенный рейтинг одной из ведущих энергетических компаний мира.

    Диверсификация энергетического бизнеса. Третье слагаемое экспортной деятельности Газпрома состоит в развитии новых форм энергетического бизнеса. Речь идет об активизации работы на рынке сжиженного природного газа (СПГ), а также приобретении нефтяных, электроэнергетических и перерабатывающих активов. Сжиженный природный газ это перспективное направление развития газового экспорта. Оно обеспечивает максимально возможную гибкость и надежность поставок, а также независимость от транзитных государств. Это чрезвычайно выгодная для России форма экспорта газа, поскольку она предполагает создание высокотехнологичных объектов инфраструктуры, а также способствует диверсификации экспортных операций.

    В заключение раздела необходимо отметить, что к общепринятым элементам маркетинговой концепции экспортной деятельности (товар, цена, продвижение и распределение) подход компании «Газпром» добавляет еще три признака: власть, влияние и доверие

    Заключение

    Экспорт является самым простым способом интернационализации деятельности отечественной компании и самой общепринятой формой международного бизнеса.

    Это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран. Экспорт является самым простым способом интернационализации деятельности отечественной компании.

    Формами экспорта являются косвенный экспорт, прямой экспорт и внутрикорпоративный обмен товарами или услугами. Косвенный экспорт(indirect exporting) продажа товаров отечественному заказчику, который, в свою очередь, экспортирует эти товары на зарубежные рынки либо в первоначальном, либо в измененном виде. Прямой экспорт(direct exporting) продажа товаров непосредственно заказчикам (дистрибьюторам или конечным потребителям), расположенным за пределами родной страны компании. Компания осуществляет тщательный отбор продукции, которую она намерена экспортировать, зарубежных рынков и методов сбыта.

    В настоящее время существенные сдвиги произошли в структуре международной торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности (синтетический каучук, пластмассы и т.д.), большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом нефтью и природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса.

    Газпром российская государственная компания, монополист в области добычи, переработки и продажи природного газа, а также крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов.

    В начале 21 века Компания Газпром добилась серьезного усиления своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья. Повышение капитализации, приобретение новых активов, диверсификация бизнеса все это качественно улучшает положение Газпрома на мировом энергетическом рынке. Россия обрела собственную транснациональную корпорацию, активность которой (наряду с другими) позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.

    Вместе с другими нефтегазовыми корпорациями мира Газпром работает на создание единого транснационального энергетического рынка. Газпром в этом контексте выступает не как российская компания, а как транснациональная корпорация

    Для дальнейшего продвижения компании на страновые рынки используются знания и умения в области разработки и принятия решений, связанных со взаимоотношениями и взаимодействием с интернациональными фирмами, которые вовлечены в процесс международного обмена сырьевыми товарами и их производными. На этом этапе философией, методологией и инструментарием организации и осуществления коммуникативных процессов в сфере международного обмена для ОАО «Газпром» становится международный маркетинг.

    Список литературы



    1. Бородулина Л.П. Международные экономические организации. М.: Экономистъ, 2005.
    2. Для инвестиций в Россию нужны крепкие нервы // Национальный банковский журнал. 2005, №1.
    3. Киреев А.П. Международная экономика. М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006
    4. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М: Флинта, 2005.
    5. Международные экономические отношения / Под ред. Б.М.Смитиенко. М.: Инфра М, 2005.
    6. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е.Рыбалкина. М.: Юнити Дана, 2008
    7. Международные экономические отношения/ Под ред. В.В.Рыбалкина. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012
    8. Николаева И.П. Мировая экономика. Учебное пособие. М: Юнити Дана, 2013
    9. Стратегии социально-экономического развития Ямальского района на период до 2020 года». Тюмень: 2008.
    10. Шуркалин А.К., Цыпина Н.С. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. М: Логос, 2014
    11. http://www.studfiles.ru/preview/5705092/page:21/

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экспорт как метод проникновения фирм на зарубежные рынки ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.