Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие и способы защиты трудовых прав

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Понятие и способы защиты трудовых прав
  • Предмет:
    Трудовое право
  • Когда добавили:
    27.08.2016 16:06:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3


    Глава 1. Общая характеристика трудовых прав граждан5

    1.1. Соотношение понятий «свобода труда» и «право на труд», формы их реализации5

    1.2. Понятие и способы защиты трудовых прав работников14


    Глава 2. Особенности рассмотрения трудовых споров24

    2.1. Понятие коллективного трудового спора и его стороны24

    2.2. Понятие индивидуального трудового спора30


    Заключение35

    Список литературы37



    Введение


    В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан.

    Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений. Это связано с тем, что трудовые права граждан являются неотъемлемой составляющей более общего понятия - «права граждан».

    Социально-экономические изменения в РФ приводят к преобладанию частной формы собственности на землю, а также к провозглашению свободы труда и развитию социального партнерства в общественно-трудовых отношениях, тем самым оказывают влияние на трудовое положение граждан.

    Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост числа новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы.

    Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

    Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождает разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

    Объектом исследования является сфера трудовых правоотношений.

    Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства.

    Целью курсовой работы является рассмотрение трудовых прав граждан.

    Данная цель реализуется через решение следующих задач:

    - рассмотреть соотношение понятий «свобода труда» и «право на труд», формы их реализации;

    - проанализировать понятие и способы защиты трудовых прав работника;

    - исследование понятия коллективного трудового спора и его сторон;

    - рассмотрение понятия индивидуального трудового спора.

    Методологической основой является совокупность научных методов и приемов исследования включающая в себя комплексный анализ явлений и процессов: диалектико-логический; системный; технико-юридический и другие.

    Нормативной базой работы явились положения Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.

    Теоретическую основу исследования составили труды А.А. Абрамовой, В.М. Жуйкова, А. Зубковой, А.М. Куренного, Е. Никитина, Т.А. Сошниной, А.И. Ставцевой и др.






    Глава 1. Общая характеристика трудовых прав граждан


    1.1. Соотношение понятий «свобода труда» и «право на труд», формы их реализации


    На сегодняшний день позиция государства по отношению к принципу права на труд в его прежнем (доперестроечном) смысле однозначно не выражена. Это дает определенные основания сомневаться в сохранении конституционного права граждан на труд, понимаемого как гарантированное государством право на трудоустройство, и рассматривать свободу труда как отсутствие обязательств государства, а соответственно, и работодателя по обеспечению права каждого на труд.

    Существенным отличием от прежнего социалистического правового регулирования данной сферы является то, что действующая российская Конституция текстуально не закрепляет права на труд. Это обстоятельство предполагает совсем новый подход к пониманию всего комплекса трудовых правоотношений и к их регулированию. Вопросы свободы труда, как это закреплено в нынешней конституционной норме, и права на труд, как это гарантировалось прежде, неоднократно исследовались в работах известных ученых, однако до настоящего времени вопрос не решен до конца.

    Нам же представляется, что понятие свободы труда так, как оно закреплено в действующей Конституции РФ, представляет собой весьма многоплановое и многослойное юридическое явление и его нельзя рассматривать в отрыве от других конституционных положений в социально-экономической сфере жизни российского общества. Проанализируем его объем и внутренние и внешние связи.

    Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, по нашему мнению, в контексте ч. 1 ст. 37 означает, что сам индивид, и только он один, вправе делать свой выбор вида и характера труда, занятия, рода деятельности, в том числе и отказаться от выбора какого-либо труда (право не заниматься какой-либо деятельностью).

    Такие положения существенны, поскольку они конкретизируют общий принцип свободы. Если выбор профессии имеет прямую связь с личными наклонностями, темпераментом, с престижной стороной профессий, то выбор рода деятельности диктуется нередко экономическими условиями, и свобода здесь может выглядеть скорее декларацией, нежели реальным отсутствием препятствий при выборе.

    Свобода выбора рода деятельности и профессии, однако, не носит в обществе абсолютного характера, так как она подвержена экономическому принуждению и вмешательству государства в отношения, складывающиеся на рынке труда. При этом государство должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых, работодателей и общества в целом. Государство может в условиях борьбы с безработицей принимать достаточно жесткие меры, направленные на ограничение права выбора работы. Так, безработного могут обязать пройти профессиональную переподготовку. Его труд может быть использован на общественных работах. Поиск им работы может быть интенсифицирован. Всякого рода обязывающие факторы могут быть увязаны с сохранением статуса безработного и выплатой соответствующего пособия. Однако нельзя не отметить, что действия государства здесь четко и очень жестко ограничены конституционными положениями о возможных пределах ограничения конституционных прав.

    Мы полагаем, что баланс интересов личности и общества в этих случаях не может нарушать основополагающий принцип свободы труда. Еще одна проблема содержания конституционного принципа свободы труда касается свободы выбора вида деятельности. Из действующих конституционных положений напрямую не вытекает, как нам представляется, право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было (в том числе государства) такую работу или должность ему предоставить. Реализация конституционных положений в сфере труда осуществляется в рамках трудового договора, и именно в этом проявляется свобода труда.

    Важнейшим условием реализации принципа свободы труда является распространение на данную сферу общих принципов правового статуса личности и, прежде всего, принципов равенства и недопущения дискриминации. Свобода труда при этом предполагает, что каждому должны обеспечиваться возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения для реализации своих способностей к труду. Обязанностью государства является создание такой системы профессиональной ориентации и содействия занятости населения, которая способствовала бы осуществлению гражданами их права на свободное распоряжение своими способностями к труду. Кроме того, важнейшим элементом реализации принципа равенства в сфере труда является обеспечение равного доступа к получению работы независимо от расы, пола, религиозной принадлежности, места жительства и других признаков, не обусловленных особенностями самой работы.

    Свобода труда и свобода выбора профессии реализуются посредством различных юридических фактов, на первом месте среди которых стоит заключение трудового договора (контракта). Другими юридическими фактами наряду с трудовым договором, порождающими возникновение трудовых отношений, могут быть избрание на должность (выборы); избрание по конкурсу на замещение должности; назначение на должность или утверждение в должности; направление на работу в счет установленной квоты; судебное решение о заключении трудового договора; фактическое допущение к работе. Эти юридические факты совместно с трудовым договором образуют сложный юридический состав, порождающий трудовое правоотношение. Но обязательным и необходимым элементом в этом сложном юридическом составе является трудовой договор.

    С учетом особенности регулирования трудовых отношений отдельных категорий трудящихся, например государственных гражданских служащих, в качестве юридического факта, порождающего возникновение трудовых правоотношений, может выступать служебный контракт.

    На реализацию принципа свободы выбора вида деятельности и профессии также распространяются положения о возможности их ограничения в установленных Конституцией РФ случаях. Как отмечает В. Болдырев, это известные положения о доступе к государственной службе и некоторым видам профессиональной деятельности (капитаны судов, госслужащие) только лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, и др. К примеру, не является нарушением принципа свободы труда лишение судом права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно применяется как основной или дополнительный вид наказания за совершение отдельных преступлений и устанавливается в соответствии со ст. 47 УК РФ на определенный срок.

    Представляется, однако, что понятия «свобода труда» и «право на труд» отражают основополагающий конституционный подход к регулированию широкого круга отношений по участию граждан в труде. Мы считаем правильным подход, при котором свобода труда рассматривается как основополагающий принцип в этой сфере, а право на труд - как субъективное право, один из элементов юридического статуса личности. Иными словами, «свобода труда» - более широкое понятие, чем «право на труд».

    Если право на труд традиционно толковалось как право на работу и на вознаграждение за нее, то свобода труда подразумевает отношение к труду как к любой производительной (и не только) деятельности (производство товаров и услуг), а если еще шире, то к любой занятости при наличии свободы выбора. Слово «свобода» означает независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих жизнь и деятельность общества и его членов, слово «право» - узаконенную возможность что-нибудь делать, осуществлять. В общетеоретическом понимании предоставление свободы означает «акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека... При этом государство, предоставляющее свободы, стремится к минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов». Смысловая нагрузка категории «право» в нашем контексте состоит в предоставлении определенного социального блага, т.е. конституционное право (на труд, образование, социальное обеспечение и т.п.) всегда предполагает корреспондирующую ему обязанность других субъектов, как правило, государства.

    Мы солидарны с мнением, что «право» и «свобода» тесно взаимосвязаны: именно в праве «свобода» получает необходимую опору и гаранта, а личность - возможность удовлетворения своего интереса. Без права, вне права свобода могла бы оказаться «пустым звуком», остаться нереализованной и незащищенной».

    Основой создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека любого социального государства, должен являться свободный, достойный и гарантированный труд. То есть именно право на труд способно должным образом обеспечить достижение целей социального государства, определенных ст. 7 Конституции РФ. Поэтому перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере труда нам видятся, прежде всего, в закреплении права на труд непосредственно в Конституции РФ с соответствующими гарантиями.

    Отсутствие закрепления в Конституции РФ права на труд, однако, не означает полного отказа государства от каких-либо гарантий в этой сфере. Отдельные элементы, присущие этому праву, сохраняются в российском законодательстве. Так, Трудовой кодекс РФ содержит запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора. Запрещение перевода работника на другую работу без его согласия, ограничение оснований прекращения трудового договора также можно толковать как право на труд в конкретной организации по избранной специальности. Развитие и распространение аналогичных гарантий и на другие институты в сфере труда могут позволить эволюционным путем прийти к конституционному закреплению права на труд.

    Вместе с тем представляется, что приведенное нами выше конституционно-правовое содержание свободы труда не вытеснило, не упразднило общепризнанного принципа права на труд, а включило этот принцип в качестве элемента в свой состав.

    В соответствии с Конституцией РФ принцип свободы труда нашел определенное отражение и закрепление в нормах ТК РФ. Прежде всего среди 19 основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установленных в ст. 2 ТК РФ, первым принципом признана свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

    Таким образом, ТК РФ не только не исключает из принципов трудового права право каждого на труд, а, напротив, закрепляет и гарантирует это право, подчеркивая, что оно является неотъемлемым элементом свободы труда.

    Основные формы реализации права на труд связаны непосредственно с принципами трудовых правоотношений, которые нашли свое отражение в ст. 2 ТК РФ. Рассмотрим некоторые из них.

    Так, первой и наверно наиболее важной формой реализации права на труд является свобода труда, т.е. право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом.

    В противном случае не может быть и речи о свободе труда, включая право на труд, который каждый способен свободно выбирать или на который свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности.

    Данная форма дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК РФ, включая разд. III ТК «Трудовой договор». Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, что позволяет его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем путем соглашения по условиям трудового договора, при его заключении может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод работника на другую работу, допускается только по соглашению сторон, при этом запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами. В ч. 1 ст. 72.1 ТК закреплено требование о согласии работника в случаях его перевода, в том числе при переводе на другую работу у того же работодателя, кроме установленных ТК, федеральными законами исключений, в частности при временном переводе. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения этого предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора.

    Таким образом, трудовой договор является основной формой реализации права на труд.

    К следующей форме реализации права на труд можно отнести защиту от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией праву на защиту от безработицы. Реализация данной формы права на труд нашла свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», иных нормативных правовых актах. В указанном Законе о занятости определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов.

    Обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда также можно отнести к форме реализации права на труд, поскольку здесь определяется право каждого на: 1) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

    В соответствии с Конституцией устанавливается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Эти конституционные положения, дополняемые данными принципами и обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК. В разд. X «Охрана труда» предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда и требования охраны труда, в том числе государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, также права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантии этих прав работников и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников или работающим во вредных и опасных условиях, а также привлекаемым к тяжелым работам и др. (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам).

    Право на отдых в Конституции закреплено вместе с его гарантиями. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Данный принцип обеспечивается действием ряда норм ТК, регулирующих рабочее время, а также время отдыха.

    Одной из форм реализации права на труд является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражается во многих нормах ТК, посвященных социальному партнерству и др. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров. Для отдельных категорий работников трудовой договор является более значимым регулятором, как, например: у руководителя организации, лиц, работающих по совместительству, или работников, работающих у работодателей - физических лиц, и др.

    Таковы на наш взгляд основные формы реализации права на труд, закрепленные в ТК РФ.




    1.2. Понятие и способы защиты трудовых прав работников


    Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Человек и гражданин в России наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают трудовые права. Трудовой Кодекс РФ закрепляет в ст. 21 широкий круг прав работника, к числу которых относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров. Более того, одним из основных принципов правового регулирования трудовых правоотношений является принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

    Понятие защиты трудовых прав работников надо различать в двух направлениях. Во-первых, защита трудовых прав работников - это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе и профилактика, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов, реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, то есть за нарушение трудовых прав работников. В этом направлении защита трудовых прав работников регулируется разделом ХIII ТК РФ.

    Под другим направлением защиты трудовых прав следует понимать реализацию защитной функции трудового права в целом, поэтому защита трудовых прав работников в этом смысле включает следующие важнейшие способы защиты этих прав:

    1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в локальном порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

    2) развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это на решение только законодателя;

    3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции и т.д.) среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представителей (администрации) с использованием практики показа эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, обучение трудящихся культурно бороться за свои трудовые права.

    Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая суды. Трудовой кодекс воспринял традицию Кодекса законов о труде по защите трудовых прав работников и выделил специально раздел ХIII, названный «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». В наименовании ст. 352 ТК РФ и ее текст были внесены изменения в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90 в новой редакции она предусматривает способы защиты трудовых прав, так и свобод.

    В первой же статье этого раздела указаны основные четыре способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и судебная защита.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

    Процедурно-процессуальные отношения по разрешению трудовых споров, также непосредственно связанные с трудовыми отношениями, регулирует институт трудовых споров. Все процессуальные отношения по трудовым спорам возникают, как правило, на основе такого юридического факта, как действия работников (изъявивших волю на рассмотрение спора).

    Понятие «защита трудовых прав» включает не только указанные способы защиты, но и другие способы - как апробированные многолетней практикой (например, при создании самого акта трудового права и централизованном или локальном порядке), так и новые: работник может отказаться от выполнения не предусмотренной трудовым договором работы, а также работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами), сохраняя при таком отказе все трудовые права. Это правило повторено в ст. 219 и 220 ТК, закрепивших в соответствии со ст. 37 Конституции РФ осуществление права на труд в безопасных для здоровья и жизни условиях. Однако, как указывалось ранее, это очень ограниченно-узкое понятие самозащиты не охватывает всех форм самозащиты, о которых говорит п.2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». И какой бы то ни было не запрещенный законом способ самозащиты своих трудовых прав работники не избрали, он правомерен не только по защите индивидуальных, но и коллективных трудовых прав и законных трудовых интересов. Конституция РФ - это Закон прямого действия и в данных ситуациях гарантирующий государственную защиту трудовых прав и свобод работников.

    Защита трудовых прав - это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении - оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. В такой ситуации могут использоваться также способы, закрепленные в ст. 142 ТК: отказ от работы при задержке более чем на 15 дней выплаты начисленной заработной платы, разные акции протеста работников и др.

    Раздел XIII ТК назван «Защита трудовых прав работников. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Следовательно, процесс этой защиты имеет свои стадии, в частности:

    а) профилактика от трудовых правонарушений;

    б) рассмотрение трудового правонарушения при разрешении трудовых споров;

    в) восстановление нарушенных трудовых прав;

    г) ответственность за трудовые правонарушения.

    Необходимо помнить, что процесс защиты трудовых прав граждан (работников) возникает с создания нормативно-правового акта, содержание которого составляют нормы по защите трудовых прав граждан. Совокупность же всех мероприятий по защите трудовых прав работников представляет собой одну из теоретических категорий - механизм правового регулирования труда. Таким механизмом является система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность трудовых и непосредственно связанных с ними других отношений в сфере труда в соответствии с целями и задачами правового социального государства.

    Структурными элементами механизма правового регулирования являются: нормы права, устанавливающие правила поведения; правоотношения как элемент реальной жизни права; акты реализации юридических прав и обязанностей, т.е. фактическое поведение субъектов правоотношений. В этом элементе механизма правового регулирования труда возможны правонарушения со стороны работодателя.

    Защита трудовых прав работников это одновременно и защита правопорядка в труде, восстановление нарушенной законности, а законность в сфере труда - строгое и полное осуществление предписаний трудового законодательства всеми субъектами трудового права.

    Правопорядок в сфере труда - это система общественных отношений в труде, которая устанавливается по точному и полному осуществлению норм трудового законодательства всеми субъектами трудового права.

    В условиях стабильности трудового правопорядка, в котором участвуют все элементы механизма правового регулирования труда, эффективнее реализуются трудовые права и обязанности субъектов, трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, а в случаях трудовых правонарушений быстрее и полностью защищаются и восстанавливаются трудовые права работников.

    Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение всех субъектов трудового права. Поскольку он складывается на основе норм трудового права, то в силу этого охраняется, защищается государством.

    Способы защиты трудовых прав работников являются одновременно гарантиями законности в сфере труда и трудового правопорядка.

    Конкретный уровень трудового правопорядка и законности в сфере труда в каждой организации отражает и состояние общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве.

    К высокому уровню трудового правопорядка и законности в сфере труда на каждом производстве должны стремиться как к результату правового регулирования труда все субъекты трудового права.

    Работодатель, его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении всех форм самозащиты своих трудовых прав. А преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты своих трудовых прав ст. 380 ТК запрещает.

    Ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда как дисциплинарную, так и административную (штраф) и материальную, а в соответствующих случаях - уголовную, несут виновные должностные лица администрации, работодатель. Виновные в этом руководители производства, его подразделений и их заместители могут быть наказаны вплоть до увольнения, смещены с занимаемой должности. Работники за нарушение инструкций по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности.

    Таким образом, защита трудовых прав работников предполагает правомерную деятельность, содержание которой составляет целый комплекс мероприятий, направленных на применение предусмотренных законом правовых средств, обеспечивающих восстановление нарушенных трудовых прав.

    Одной из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего (лица, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения), направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебных и иных органов.

    Впервые в ТК РФ прямо предусмотрена возможность работника самостоятельно защищать свои права, и закреплены положения, касающиеся самозащиты трудовых прав.

    Способами самозащиты, предусмотренными законом, являются:

    1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

    2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

    3) отказ работника от выполнения работы вследствие его необеспечения в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты. При этом работодатель не вправе требовать от работника исполнении трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой;

    4) приостановление работником работы с предварительным письменным извещением работодателя, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы, кроме случаев, указанных в ст. 142 ТК РФ, когда приостановка работы не допускается.

    Таким образом, самозащита работниками трудовых прав заключается в отказе работника от работы и направлена, прежде всего, на предотвращение неблагоприятных последствий, которые могут наступить в случае продолжения работы, угрожающей жизни или здоровью работника.

    При этом, работодатель, его представители не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Отказ работника от выполнения работ по основаниям, предусмотренным законом, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Более того, преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда. Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией.

    Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы.

    Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

    Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

    Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. № 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

    Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие:

    - право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

    - право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

    Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов:

    - проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность;

    - профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока, не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е. сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения;

    - если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим;

    - в случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.



    Глава 2. Особенности рассмотрения трудовых споров


    2.1. Понятие коллективного трудового спора и его стороны


    В Российском трудовом праве институт коллективных трудовых споров - сравнительно новое правовое явление в отличие от института индивидуальных трудовых споров. Становление и развитие института коллективных трудовых споров началось с принятия в 1989 г. Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В дальнейшем этот институт получил правовое оформление в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», основные положения которого воспроизведены в главе 61 Трудового кодекса РФ.

    Появление в ТК РФ специальной главы о коллективных трудовых спорах в целом следует рассматривать как позитивное решение законодателя, поскольку это способствует систематизации норм трудового права, регулирующих коллективные трудовые споры, в едином кодификационном акте. В структуре Трудового кодекса представлены почти все статьи Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ. Одни статьи даны с незначительным дополнением и изменением. В других статьях предложены новые правовые решения.

    Так, внесены коррективы в понятие коллективного трудового спора, которое в части, касающейся сторон спора, дополнено указанием на их представителей, действующих от имени и в интересах представляемой стороны - работников и работодателей. Следует также отметить, что ТК РФ предусмотрел право на коллективные трудовые споры не только работников организаций, но и работников филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений, предоставив им право выдвижения требований.

    В определении коллективного трудового спора расширен круг вопросов, составляющих предмет спора: предусмотрена возможность возбуждения коллективного трудового спора в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Появление такого вида коллективных трудовых споров обусловлено вероятностью нарушения требований ст. 8 ч. 3 ТК РФ, в соответствии с которыми работодатель при принятии локальных нормативных актов в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, обязан учитывать мнение представительного органа работников.

    Трудовой кодекс унифицировал процедуру утверждения требований работников и их представителей. Требования, выдвинутые и теми и другими, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Кодекс предусмотрел обязанность представителей работодателей (объединений работодателей) принять к рассмотрению направленные им требования профсоюзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований, а в на уровне конкретного предприятия - в течение 3-х дней.

    Конституция РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Само название «коллективные трудовые споры» указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

    Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений.

    Трудовой спор - это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового субъективного трудового или коллективного права (неисковые споры).

    В ранее действующем Законе РФ о коллективных трудовых спорах было дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений».

    Статья 398 ТК РФ, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

    Из выше сказанного следует, что коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

    Сторонами коллективных трудовых споров являются.

    Работники - это лица, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организаций, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными интересами.

    Одной из сторон коллективного трудового спора являются непосредственно работники, т.е. коллектив, обладающий организационным единством.

    К ним относятся: коллектив работников, занятых у определенного работодателя, независимо от того, является он организацией или ее обособленным структурным подразделением или физическим лицом; членом первичной профсоюзной организации, когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства; членов профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения, когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п. И наоборот, считается, что одной из ошибок, допускаемых на практике, является признание представительных органов работников, а не их самих стороной коллективного трудового спора, неумение четко определить объединение работников как стороны трудового спора. Например, если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах.

    В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон также являются работники, от имени которых этот договор заключен. Если коллективный договор не выполняется по отношению к работникам одного из структурных подразделений организации, коллектив работников данного подразделения не может выступать стороной коллективного спора. Для защиты своих интересов ему необходимо обратиться в представительный орган, заключивший данный договор.

    Кроме этого, стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (если спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства); профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения (если речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя (независимо от того, является он физическим лицом либо организацией) или работающих в обособленном структурном подразделении юридического лица.

    Как правило, должен соблюдаться принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора. Так, если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен.

    Работодатель - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

    Для применения закона не имеет значения, кто выступает работодателем: государственное предприятие, хозяйственное товарищество, общество, производственный кооператив, некоммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Следует подчеркнуть, что работодателем могут быть и граждане, использующие чужой труд для удовлетворения личных потребностей и обслуживания своей семьи.

    В коллективных трудовых спорах стороны осуществляют свои полномочия через представителей. Представители работников - органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) и уполномоченные им, а также органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченных на представительство в соответствии с их уставами. Представители работодателей - руководители или другие лица, имеющие необходимые правомочия в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, либо органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателем органы.

    Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников, с соблюдением требований ТК РФ.

    Коллективный характер одной или обеих сторон разногласий, как уже отмечалось, не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, - его предмет. Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

    На практике встречаются ошибки, когда разногласия, возникающие между сторонами, относятся к коллективным, а не к индивидуальным трудовым спорам. Например, несвоевременная выплата заработной платы, если коллективным договором предусмотрены сроки выплаты, нередко рассматривается в качестве предмета коллективного трудового спора. Однако, в этом случае работодатель нарушает не коллективный договор, а нормы ТК РФ, предусматривающие обязанность выплатить работнику заработную плату и соблюдать сроки выплаты.

    Эти ошибки объясняются тем, что законодатель не разграничил с достаточной четкостью предмет коллективных и индивидуальных трудовых споров. Поэтому на практике зачастую формально относятся к решению вопроса об отнесении тех или иных разногласий к коллективным трудовым спорам. Представители трудового коллектива считают, что раз нарушен коллективный договор, то возник и коллективный трудовой спор. На самом же деле в приведенном примере коллективный договор лишь уточняет законодательство, определяя размер оплаты труда и конкретную дату ее выплаты.

    Коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной из его сторон является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

    2.2. Понятие индивидуального трудового спора


    Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина страны на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в статьях 45 и 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

    Конституция России, таким образом, закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников, в том числе их трудовые права и законные интересы в области трудовых отношений. Следовательно, каждый работник, считающий свои права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь, и, прежде всего, на судебную защиту. «Защита трудовых прав субъектов правовых правоотношений, - отмечает профессор А.И. Ставцева,- это установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и законных интересов, предусмотренных законодательством, соглашениями и договорами о труде».

    При этом в обязанности юрисдикционных органов, рассматривающих трудовой спор, и специальных исполнительных органов входит обязанность относительно принудительного восстановления субъективных трудовых прав, а также возмещения при этом материального ущерба и компенсации морального вреда в соответствии с действующим законодательством.

    Однако эти очень важные для каждого человека конституционные гарантии вовсе не автоматически реализуются в конкретных трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, поступая на работу в качестве наемного работника и заключая трудовой договор. Они конкретизируются с учетом законов, иных нормативных правовых актов (в том числе заключаемых в рамках конкретных организаций) в индивидуальном трудовом договоре.

    В Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, индивидуальным трудовым спорам посвящена глава 60.

    Термин «трудовые споры» появился лишь в 1971 году в действовавшем до принятия нынешнего трудового кодекса - КЗоТе. В ранее действовавшем трудовом законодательстве России употреблялся термин «трудовые конфликты». Самостоятельная отрасль трудового права, получившая развитие особенно в послевоенные годы во многих западных странах - в некоторых она называется социальное право (например, во Франции), а также международно-правовое регулирование труда (которое многие специалисты называют международным трудовым правом), все больше отходит от термина «трудовой конфликт» и применяет термин «трудовой спор». Считается, что это правильно, так как конфликт с точки зрения философии - это не разрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовых отношениях - стачкой, забастовкой). А современное трудовое право предусматривает главным образом примирительные процедуры для разрешения трудовых споров.

    Не надо смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу.

    Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий.

    Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, то есть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие или отсутствие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным. Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами.

    Таким образом, трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору. Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой же спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа.

    Если изобразить динамику возникновения трудового спора по его ступеням, то она будет следующей: трудовое правонарушение (действительное или лишь, по мнению, правомочного субъекта); различная его оценка субъектами правоотношения (разногласие); попытка урегулировать это разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах; обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган и вследствие этого возникновение трудового спора.

    Трудовой спор может возникнуть без правонарушения в случаях, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта. Таким образом, трудовой спор - это разногласия об осуществлении или установлении субъективных трудовых прав, разрешаемые юрисдикционными органами в соответствующем закону порядке.

    Новое трудовое законодательство сохраняет общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС), создаваемых в организациях (на предприятиях, в учреждениях) и в суде. При этом не изменяется компетенция комиссии, порядок принятия ею решения и его исполнения. По существу сохраняется процедура обращения в суд и порядок рассмотрения дела судом, исполнение решений о восстановлении на работе.

    Кроме этого, в ТК РФ предусмотрены и новые правила решения индивидуальных трудовых споров. К примеру, уточняется понятие индивидуального трудового спора, его субъекты и предмет. Определяется новый порядок создания комиссии по трудовым спорам, расширяется круг трудовых споров, к которым теперь относятся и споры об отказе в приеме на работу, и споры о дискриминации в сфере труда.

    Индивидуальный трудовой спор представляет собой неурегулированные между работодателем и работником разногласия по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом констатировано, что таким разногласием признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с ним, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

    Таким образом, расширяется круг субъектов индивидуального трудового спора в отличие от ранее действовавшего трудового законодательства.

    Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К спорам искового характера, как правило, относят разногласия, имеющие место в связи с применением нормативно-правовых актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера - разногласия, возникающие в связи с установлением новых условий труда, не урегулированных нормативно-правовыми актами и соглашениями о труде.

    Трудовые споры также можно разделять по виду спорного правоотношения:

    - споры из трудовых правоотношений;

    - споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

    - споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, например, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

    - споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направление на повышение квалификации в другую местность;

    - споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

    - споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

    - споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

    - споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, и др.;

    - споры из социально-партнерских правоотношений.

    Таким образом, индивидуальный трудовой спор можно определить, как спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного права, который возникает между администрацией и работником с момента обращения работника в орган, предусмотренный правом.

    Заключение


    В заключение работы хотелось бы сделать следующие выводы.

    В настоящее время право на труд не утратило своей значимости как гарантированное государством право реализации возможности каждого трудиться в соответствии со своими способностями и призванием, а лишь обрело свое определенное место в содержании нового, более широкого конституционного принципа - свободы труда.

    Отсутствие в действующей Конституции понятия «право на труд» совсем не означает отсутствия субъективного права граждан на труд, включая право на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор трудовой деятельности в соответствии со своим желанием, на длительную продолжительность и стабильность трудовых правоотношений, а главное, не исключает права на юридическую (включая судебную) защиту трудовых прав граждан.

    Нельзя не сказать о том, что отсутствие в Конституции РФ закрепления права на труд, отрицательно сказывается на соблюдении трудовых прав граждан.

    В целом, исходя из конституционной формулы права на труд, всех ее составляющих, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ, и анализа трудового законодательства, можно сделать вывод, что в нормах ТК РФ гарантированы лишь некоторые положения Конституции РФ.

    В нормах ТК РФ содержатся гарантии права на труд лишь для лиц, состоящих в трудовых отношениях. Гарантии для лиц, желающих заключить трудовой договор, носят преимущественно декларативный характер.

    Защита трудовых прав - это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении - оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

    Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

    Разрешение коллективных трудовых споров - это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган.

    Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры - примирительная комиссия, трудовой арбитраж или разрешение такого спора сторонами с участием посредника и забастовка - временный добровольный отказ работников на выполнение трудовых обязанностей.

    Индивидуальный трудовой спор можно определить, как спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного права, который возникает между администрацией и работником с момента обращения работника в орган, предусмотренный правом.

    Трудовой кодекс РФ определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд. Что касается комиссии по трудовым спорам, то, как показывает практика, она не может реально защитить права работника, т.к. её состав: как члены КТС, назначены работодателем, так и члены, выбранные работниками, фактически зависят от работодателей и проводят их линию. Поэтому реально свои права работник может защитить только в суде.


    Список литературы


    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
    3. Абрамова О.В. Рассмотрение коллективных трудовых споров // Трудовой право. - 2014. - № 6. - С. 18 - 21.
    4. Андрияхина А.М., Гущина К.О. Защита трудовых прав граждан: Практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2014. - 216 с.
    5. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. - 2015. - № 4. - С. 23 - 27.
    6. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. - Пермь, 2014. - 144 с.
    7. Болдырев В. Ограничение на занятие оплачиваемой деятельностью // Законность. - 2015. - № 2. - С. 47 - 49.
    8. Жуйков В.М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту. - М.: Норма, 2013. - 321 с.
    9. Зубкова А. Коллективные трудовые споры и способы их разрешения // Хозяйство и право. - 2014. - № 11. - С. 33 - 36.
    10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв.ред. Ю.П. Орловский. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 564 с.
    11. Куренной А.М. Трудовые споры. Практический комментарий. - М.: Дело, 2013. - 226 с.
    12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.О. Буянова, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров и др.; под ред. К.Н. Гусова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 928 с.
    13. Никитин Е. Порядок разрешения коллективных трудовых споров // Российская юстиция. - 2014. - № 7. - С. 29 - 31.
    14. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: учебное пособие. - М.: Юристъ, 2015. - 477 с.
    15. Сошнина Т.А. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры // Законодательство и экономика. - 2014. - № 8. - С. 22 - 24.
    16. Ставцева А.И. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров // Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Юрловский. - М.: Юрайт, 2014. - 982 с.
    17. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. - М.: ТК Велби, 2012. - 384 с.
    18. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - 543 с.
    19. Трудовое право: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 684 с.
    20. Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева, О.В. Мацкевич и др.; под ред. В.Л. Гейхмана. - М.: Юрайт, 2015. - 407 с.
    21. Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др.; отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, Правоведение, 2014. - 792 с.
    22. Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. - 2-е изд. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2014. - 628 с.
    23. Чибисов В.А. Понятие, формы и способы защиты трудовых прав и свобод // Трудовое право в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 2 - 5.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие и способы защиты трудовых прав ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.